Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение возможности применения для финансирования деятельности ООО «ДеКарт.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты применения факторинговых операций!?!
2) дать оценку финансовому состоянию ООО «ДеКарт» и состоянию уровня дебиторской задолженности на данном предприятии!?!
Введение 4
1 Теоретические аспекты факторинговых операций коммерческих банков 9
1.1Сущность факторинга, его функции и виды 9
1.2 Правовое регулирование факторинговых операций
2 Финансовое состояние предприятия
3 Проблемы и перспективы развития факторинговой деятельности в Российской Федерации 38
Заключение 68
Библиографический список
Сущность факторинговых операций заключается в том, что поставщик (клиент) уступает фактору свое право требовать деньги от своих контрагентов за отгруженную им продукцию и оказанные услуги. При уступке фактору денежного требования к должнику оно может носить предстоящий характер по отгрузкам, срок оплаты которых еще не наступил, либо быть уже существующим, то есть с наступившим сроком исполнения и отраженным в балансе поставщика как дебиторская задолженность. Деньги, которые банк перечисляет поставщику, являются с точки зрения банка кредитом, выданным на период от покупки у поставщика платежного поручения до получения денег от должника. В основе факторинга лежит покупка факторской компанией счетов-фактур клиента на условиях оплаты части стоимости (70-90%) отфактурованных поставок и оплаты остальной части (за минусом процента за кредит) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Можно отметить, что факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
Для финансирования поставок с отсрочкой платежа банковский кредит не подходит. В настоящее время в России большинство кредитов выдаются на срок до года, что и приводит к подобным ситуациям. Факторинг на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед [34].
Факторинг, по сравнению с другими формами кредитования имеет свои особенности, преимущества и отличия, так как они имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. В приложение 1 мы попытались рассмотреть преимущества факторингового финансирования перед другими кредитными продуктами банка.
Важным отличием факторинга, кредита и овердрафта является то, что как кредит, так и овердрафт ориентированы на успехи компании в прошлом, то есть на активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах. Даже если продажи вырастут в несколько раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга [34].
Так же при факторинговом обслуживании преимуществом является то, что не требуется обеспечение и оформление множества документов.
Кредит требует его возврата поставщиком в определенный срок, а для этого часто необходимо прилагать серьезные усилия по аккумулированию денежных средств.
Факторинг подразумевает финансирование на реальный срок товарного кредита, возврат которого осуществляется покупателями. Кроме того, поставщик имеет возможность непосредственно следить за финансированием, платежами покупателей, состоянием просроченной задолженности с помощью отчетов, предоставляемых ему банком. При получении от банка финансирования в рамках факторинга объемы кредиторской задолженности клиента не возрастают. Оставаясь «чистым» от долгов, предприятие при необходимости может смело претендовать на дополнительное финансирование, например, в форме кредитной линии или овердрафта. Оборудование, товары, запасы сырья и прочие активы сохраняют функцию потенциального залога для обеспечения этих кредитов.
Рис. 1 Положительные стороны факторинга [14, с.65]
Положительные стороны факторинга как инструмента финансового менеджмента для российских предприятий заключается в следующем:
- факторинг эффективно
помогает расширению
- появляется возможность привлечь новых покупателей и предложить им
льготные условия покупки;
- возможность закупить товары у своих поставщиков по более низким ценам из-за отказа отсрочки платежа с их стороны.
- превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой: не придется ждать клиенту оплаты товара покупателем - как только осуществляет поставку, клиент получает большую суммы платежа.
- факторинг выступает
важной предпосылкой
- факторинг существенно усиливает взаимную ответственность сторон- клиента и финансового агента;
- факторинг способствует ликвидации кассовых разрывов. Четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности. Поставщик может построить план выплаты факторингового финансирования «под свою компанию»: получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо и именно в том объеме, какой требуется на данный момент.
- факторинг является существенным элементом в системе страхования бизнеса, так как в его орбиту входят инкассирование дебиторской задолженности поставщика, предоставление гарантий от кредитных рисков, от возникновения сомнительных долгов;
- весьма перспективной областью
использования факторинга
Использование факторинга позволяет клиенту отказаться от банковского кредита - и ему уже не потребуется никакого обеспечения, а следовательно, он перестанет нести все расходы, связанные с оформлением кредита, и он уже не будет переплачивать за пользование средствами банка, т.к. при кредитовании он вынужден закладывать в срок кредита время на закупку сырья и производство товара.
Еще одна важнейшая составляющая - в рамках факторингового обслуживания банк предоставляет факторинговый сервис, где, предусмотрены следующие виды услуг [19, с.35]:
а) эффективная работа с дебиторской задолженностью: начиная работать с факторинговой компанией, у поставщика появляется независимый контролер, который позволяет свести потери от продаж в кредит к минимальным показателям. Организация сбыта продукции, при которой менеджер по продажам отвечает и за продажи, и за своевременный приход денег на расчетный счет содержит в себе противоречие. Соответственно, передавая функции контроля за платежами факторинговой компании, поставщик получает возможность независимого контроля за состоянием своей дебиторской задолженности и может сосредоточиться на основных задачах бизнеса: производстве и реализации продукции. Практика показывает, что те покупатели, кто изначально настроен на обман поставщика, отказываются от перехода на факторинговое обслуживание, те же покупатели, кто оплачивает свои поставки в соответствии с договорными условиями, в большинстве случаев и не замечают присутствия факторинговой компании. Таким образом, административное управление дебиторской задолженностью включает в себя:
- проверку платежной дисциплины и деловой репутации действующих и потенциальных покупателей поставщика;
- ежедневный мониторинг состояния дебиторской задолженности;
- управление задолженностью покупателей;
- установку и обновление лимитов финансирования на дебиторов (рекомендательные лимиты отгрузок).
б) страхование рисков, связанных с отсрочкой платежа. Заключая договор факторинга, компании получают возможность исключить риски, связанные с поставкой товаров в кредит: риск неполучения платежа от покупателя в срок; риск неоплаты товара; риск резкого изменения рыночной стоимости денежных ресурсов; риск изменения курса доллара в период отсрочки платежа по поставке.
в) информационно-аналитическое обслуживание: ежедневная отчетность о движении денежных средств; аналитика состояния дебиторской задолженности (отгрузки, платежи и пр.); информация о платежной дисциплине покупателей; автоматизация бухгалтерского учета по факторинговым операциям;
г) консалтинг: обучение сотрудников постановке факторинга в компании, а также взаимодействию с дебиторами при предоставлении отсрочек платежа: 1) рекомендации по бухгалтерскому учету факторинговых операций;
2) рекомендации по управлению рисками при товарном кредитовании; 3) консультации по информационным технологиям в рамках
факторингового обслуживания.
д) совместные проекты: рекламные кампании и PR-акции, в том числе проведение совместных семинаров и конференций, публикации статей и прочее.
В коммерческом аспекте эффективность факторинга выражается в том, что банк оказывает содействие в плане кредитного менеджмента. Банк контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, эффективно управляет дебиторской задолженностью. Банк в рамках факторинга позволяет клиенту управлять своими рисками, избегать отгрузок недобросовестным покупателям, грамотно строить лимитную и тарифную политику при осуществлении товарного кредитования [18, с.64].
Нетрудно заметить, что и производители – поставщики, и покупатели товаров и услуг, и факторинговые компании (банки) как организаторы процесса факторинга имеют свои немаловажные выгоды. Все это дает возможность констатировать, что при регулярном применении факторинг может служить очень многогранным, высокоэффективным инструментом подъема экономики, совершенствования управления денежными потоками предприятия, а так же способствует более оперативно и гибко управлять финансовыми потоками с целью минимизации издержек и роста продаж.
Факторинг позволяет повысить ликвидность активов предприятия, а также оборачиваемость капитала и тем самым рентабельность деятельности предпринимателей в этом проявляется его экономическая сторона.
По оценкам западных специалистов, наибольшую актуальность, это имеет для небольших и средних предприятий. Во многих случаях использование факторинга позволяет предприятиям снизить расходы на содержание функционирования специальных финансовых служб, тем самым, повысив эффективность финансового обслуживания за счет передачи этих функций специализированным компаниям (факторам), где такая деятельность, как правило, более эффективна в силу высокой степени рационализации.
Оценивая факторинг с точки зрения открываемых им возможностей, то в современных условиях факторинг принято считать в широком смысле важным инструментом современного менеджмента, современного понимания в отношении финансирования и руководства предприятием, а также управления рисками. Таким образом, основными функциями факторинга являются [10, с.264]:
- осуществляется контроль над выданным коммерческим кредитом, включая получение выручки с должника;
- защита интересов поставщика путем финансирования его текущей деятельности;
- ведутся соответствующие бухгалтерские операции;
- защита от кредитных рисков (в случае использования факторинга без регресса)
Осуществляют контроль над предоставленным коммерческим кредитом, включая получение выручки с должника - коммерческие банки. Использование факторинга во многих случаях позволяет предприятиям повысить эффективность финансового обслуживания за счет передачи их функций факторам, а также снизить свои расходы на содержание особых финансовых подразделений.
Факторинг позволяет повысить ликвидность активов предприятия и оборачиваемость его капитала, в этом, проявляется функция защиты интересов поставщика. В большинстве случаев поставщик очень заинтересован в сокращении кассовых разрывов, вызванных поставками на условиях открытого счета. Факторинговое обслуживание - кратчайший путь этой проблемы, ибо фактор имеет возможность выплачивать авансовый платеж в размере до 90% от суммы акцептованного счета- фактуры в день передачи ему документов по совершенной поставке [33, с.45].
Функция ведения соответствующих бухгалтерских операций дает возможность клиенту факторинговой операции сконцентрироваться на проблемах ведения и развития бизнеса, позволяет сократить постоянные издержки по учету продаж, обслуживанию и своевременному инкассированию дебиторской задолженности или полностью освободиться от них.
Функция защита от кредитных рисков (в случае факторинга без оборота) является важной частью факторинга, и становится актуальной при выборе вида факторинга - факторинга с регрессом или без него.
В мировой практике с ростом развития производства и рыночных отношений появились определенные виды факторингового обслуживания.
Некоторые специалисты ограничивают факторинг исключительно покупкой прав требований, что в свою очередь сужает рамки многообразия этих финансовых отношений. Следует отметить, что в учебнике « Банковское дело » под редакцией Ю. А. Бабичевой, факторинг представлен как переуступка банку неоплаченных долговых требований (счетов фактур и векселей), возникающих между покупателями и поставщиками в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами информационного, бухгалтерского, страхового, юридического, сбытового и другого обслуживания поставщика. В литературе нет единого подхода к определению видов факторинговых операций - каждый автор приводит свою классификацию. Венедиктова В. И., автор книги « Посреднеческие услуги коммерческих банков» различает два вида факторинга – конвенционный (широкий) и конфидециональный (ограниченный). Сделав систематический анализ и выделив часто встречающиеся виды, на наш взгляд, можно говорить о следующей классификации факторинговых операций: