Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение возможности применения для финансирования деятельности ООО «ДеКарт.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты применения факторинговых операций!?!
2) дать оценку финансовому состоянию ООО «ДеКарт» и состоянию уровня дебиторской задолженности на данном предприятии!?!
Введение 4
1 Теоретические аспекты факторинговых операций коммерческих банков 9
1.1Сущность факторинга, его функции и виды 9
1.2 Правовое регулирование факторинговых операций
2 Финансовое состояние предприятия
3 Проблемы и перспективы развития факторинговой деятельности в Российской Федерации 38
Заключение 68
Библиографический список
В то же время деятельность факторингового подразделения банка связана с целым рядом проблем. Главной проблемой осуществления факторинговой деятельности в банке является отличная от кредитного подразделения банка система принятия решений. В частности, работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего скоринговых систем оценки. Как уже подчеркивалось ранее, в большинстве банков такой системы нет, используется система оценки, близкая к кредитной. И во многих крупных банках факторинг просто не прижился из-за того, что руководство банка не понимало, как должен функционировать этот продукт. Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, что в банке факторингу приходится приспосабливаться к кредитным технологиям, что негативно сказывается на оперативности. Например, лизинговый бизнес российских банков обычно выделен в отдельные компании — именно потому, что это отдельный продукт со своей специфической технологией. И в специализированном виде лизинговая деятельность осуществляется более оперативно.
Внутри банка существует другая проблема факторинга— внутренняя конкуренция с кредитным подразделением. По словам Михаила Трейвиша из Национальной факторинговой компании, на развитых рынках к факторингу обращаются те клиенты, которым надоело работать с коммерческими банками. Рекламный буклет одной английской факторинговой компании начинается со слов, вложенных в уста клиента: «У меня только одна финансовая проблема — это мой банк». То есть факторинговые компании — прямые конкуренты банков. И поэтому внутри банка факторинг не может развиваться [18, с.67].
Внутри банка факторинг не может конкурировать с кредитными продуктами, поскольку при невнятном факторинговом продукте кредитный продукт для клиента выглядит интереснее. А если факторинг не является приоритетным направлением развития банка, на фоне кредита он всегда будет выглядеть блекло, хотя бы из-за формально более высокой процентной ставки. Вследствие этого, очень болезненная проблема всех факторинговых отделов банков заключается в том, что клиенты рано или поздно начинают уходить на кредитные продукты, и кредитное подразделение съедает факторинговое подразделение банка. Факторинг может казаться банкам привлекательным лишь в тактической перспективе — как запуск нового продукта, расширение продуктовой линейки. В более долгосрочной перспективе руководство банка увидит, что риски по факторингу выше, чем по кредитам (наличие залога всегда рассматривается руководством банка как более значимый фактор снижения риска, чем наличие уступленного денежного требования). А если риски выше, значит, выше себестоимость этого инструмента по сравнению с кредитом, следовательно, факторинг не может быть приоритетным направлением развития и будет постепенно поглощаться кредитным подразделением. В действительности же риски факторинга не столь высоки — если использовать скоринговую систему оценки рисков, но это не соответствует подходу банка к технологиям оценки рисков. В приложении 3 мы попытались рассмотреть преимущества и недостатки банковского и небанковского факторинга.
По мнению других специалистов в области банковского дела, факторинговая компания отличается от банка тем, что она не является финансовым учреждением в полном смысле этого слова, она является партнером клиента, вместе с клиентом она решает задачу продажи его товаров. Фактор становится фактически отделом сбыта своего клиента. Компания зарабатывает на процентах от его выручки. Если продажи у клиента идут плохо, плохо идут дела и у факторинговой компании. И именно благодаря такому гибкому подходу факторинговые компании могут успешно конкурировать с банками. В приложении 3 мы попытались рассмотреть преимущества и недостатки банковского и небанковского факторинга. Мнение сторонников специализированных факторинговых компаний подтверждается опытом зарубежных стран. Согласно данным Всемирного банка о соотношении объемов продаж факторинговых услуг в разных странах мира и ВВП этих стран — Австрия — 1,2%, Германия — 1,6%, с одной стороны. С другой стороны, Италия — 12%, Великобритания —12%, Португалия — 9,8%. В тех странах, где этот показатель высок, факторинг дальше всего от банковского бизнеса. Там, где эти показатели низкие — там факторинг это банковский бизнес или осуществляется в рамках банка.
Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод, что будущее рынка факторинга за специализированными факторинговыми компаниями. Именно специализированная факторинговая компания, заинтересованная в росте собственных объемов оказываемых факторинговых услуг, будет предоставлять клиенту наиболее полный спектр услуг. Так, по прогнозам законодателей, к 2008 году показатель факторинг к ВВП может увеличиться до 3% по сравнению с 0,5% в 2005 г. Прогнозируется, что в ближайшие 3-5 лет ежегодный рост объемов факторинговых услуг увеличится в 2 и более раз. При этом крупные банки создадут собственные факторинговые компании. Прогнозируется увеличение удельного веса факторинговых услуг, оказываемых специализированными факторинговыми компаниями, а также выделение на рынке факторинговых услуг группы крупных участников и превращение рынка факторинговых операций в бизнес (индустрию).
Факторинговая деятельность должна лицензироваться (банковской или собственной лицензией) и находиться под надзором определенного регулятора не вызывает сомнений у сторонников как «самостоятельного», так и «банковского» факторинга. В Российской федерации уступка и взыскание долгов, так или иначе, связаны с риском криминала и мошенничества, поэтому должны знать все участники рынка, что их деятельность лицензируется, проверяется, что «всегда есть рядом регулятор, который дышит им в затылок». Будет конкурировать с кредитом всегда факторинг, неважно, будет оставлен в банках или будет он выделен в отдельную структуру. Факторинг это конкурирующий продукт, то раз кредитование в России подлежит лицензированию, то было бы логично применить к факторингу аналогичное регулирование.
Наибольшую проблему в конечном итоге для рынка факторинга представляет сейчас не столько «выбор пути» — развиваться вне банках или в них, сколько просто полная разрегулированность рынка факторинга. До конца так и не определилось с тем, чем является факторинг, Российское законодательство, несмотря на предпринимаемые попытки. Если факторинговая операция это банковская деятельность, то НДС она не должна облагаться, как и другие банковские операции. Если же это небанковская деятельность, то факторинговые компании должны лицензироваться и иметь собственного регулятора.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 не облагаются налогом только банковские операции и операции, прямо поименованные в этом подпункте. А приобретение права требования от третьих лиц к таковым не относится. То, что операция факторинга не относится к банковской, следует и из статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Операции банков, осуществляемые по договору финансирования под уступку денежного требования подлежат налогообложению НДС с 1 января 2004 года по ставке 18% вне зависимости от того, облагается или не облагается НДС реализация товаров (работ, услуг), являющаяся объектом финансирования [30, с.113]. НДС облагаются суммы, уплаченные за услуги по управлению дебиторской задолженностью, но не облагается процентная ставка по кредиту, предоставленного под уступку денежного требования. По нынешнему законодательству затраты на уплату комиссионного вознаграждения по факторинговым операциям может отнести на себестоимость только поставщик.
Однако, следует подчеркнуть и тот факт, что факторинговые операции позволяют экономить на налогах, в т.ч. – на налоге на прибыль. В соответствии с налоговым законодательством, этот налог, должен уплачиваться «по реализации», т.е. с момента отгрузки товара. Однако, если компания представляет отсрочки платежа своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает такая ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации [24, с.31].
Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, что сейчас в банках имеют место серьезные различия и в порядке бухгалтерского учета факторинговых операций. По их данным, имели место случаи, когда ЦБ РФ по одним и тем же вопросам касательно факторинга давал разные ответы разным банкам. Еще один существенный недостаток факторинга проявляется в том, что значительная часть банков страны не готова к среднесрочным инвестициям в новую для них область деятельности. Основным препятствием здесь является не само факторинговое финансирование, а достаточно длительный и относительно затратный «нулевой» цикл, связанный с постановкой дела, который даже при наличии профессиональной команды исполнителей занимает от 6 до 12 месяцев. Российские предприятия используют факторинг крайне редко - в случае острой необходимости получения кредита на сверхкороткой срок [16, с.19]. Это связано прежде всего с тем, что в России широко распространена предоплата за товар и не развит коммерческий (товарный) кредит как высоко рискованный.
Одной из проблем факторинговых операций коммерческих банков на сегодняшний день остается и дороговизна данных услуг по сравнению с кредитами и овердрафтом. Хотя тенденция к снижению ставок по факторинговым операциям присутствует, но она пока не подкреплена высоким качеством обслуживания.
Поскольку факторинг существенно помогает взысканию платежей по обязательствам коммерческой деятельности, он особенно актуален в условиях большой дебиторской задолженности, парализующей систему безналичных расчетов нашей страны.
Коммерческие банки развивая факторинговые операции, дополняют их элементами информационного, сбытового, бухгалтерского, рекламного, страхового, юридического и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.
Следовательно, можно назвать главные экономические достоинства факторинговых операций коммерческих банков:
- увеличение прибыли, рентабельности и ликвидности;
- трансформация дебиторской задолженности в наличные деньги;
- при немедленной оплате всех счетов поставщиков появляется возможность получать скидку;
- свобода и независимость от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
- появляется возможность расширения
объемов оборота;
- повышается доходность операций;
- увеличивается экономия собственных средств;
- улучшение финансового планирования.
Дальнейшие перспективы развития рынка факторинговых услуг в ближайшие годы автор связывает с двумя важными условиями: с переменами в области институционального развития и нормативно-правовой базы и с качественными изменениями в развитии малого и среднего бизнеса в стране.
Во-первых, речь идет о внесении изменений в статью 845 ГК РФ об отмене лицензирования факторинговой деятельности. Законопроект об отмене лицензирования в апреле 2006 г. Правительством РФ был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Предлагаемые поправки в ГК РФ отменяют обязательное лицензирование некредитных организаций в качестве финансовых агентов и предоставляют возможность многим коммерческим организациям получить доступ на рынок факторинга. По оценке МЭРТ РФ, в случае отмены лицензирования, к 2008 г. доля факторинга в ВВП может возрасти до 3% по сравнению с 0,9% в 2005 г., и достигнуть 15-20 млрд. долларов США.
В этой связи остро ставится вопрос об организации данного рынка. Как и кто будет организовывать и контролировать работу на рынке факторинговых услуг, если посредниками будут и банки, и другие коммерческие организации? По нашему мнению, напрашивается создание некой саморегулируемой организации (СРО), объединяющей профессиональных участников факторингового бизнеса.
Следует предположить, что отмена лицензирования факторинговой деятельности на основе внесения изменений в ГК РФ повлечет за собой более существенные изменения в законодательной базе функционирования российского рынка факторинговых услуг. В перспективе целесообразно было бы обратиться к разработке и принятию специального Федерального закона «О факторинге». Он явился бы основным правовым документом, регулирующим поведение на рынке факторинга его участников. В нем четко и однозначно должны быть определены основные понятия и термины, правила и инструменты, связанные с факторинговой деятельностью.
Во-вторых, мощный толчок развитию факторинговой деятельности может дать широкое, качественное развитие малого бизнеса в нашей стране. В настоящее время состояние малого бизнеса в России находится в удручающем состоянии. Так, например, доля малого бизнеса в ВВП нашей страны за последние 4 года ни разу не превысила 12%, тогда как в развитых странах эта доля составляет 60-70%. В РФ в среднем на 1000 человек приходится около 6 малых предприятий, в то время как в странах ЕС на ту же численность населения насчитывается более 30 предприятий малого бизнеса [24, с.31]. Именно малые и средние предприятия, как правило, являются потенциальными участниками факторинговых схем в качестве клиентов. Для них факторинг – это наиболее приемлемая и доступная форма финансирования текущей хозяйственной деятельности. Особенно в период становления малых предприятий факторинг может оказаться самой эффективной, а возможно и единственной формой финансирования оборотных средств.
В ближайшей перспективе
следует ожидать более четкой
сегментации рынка
Весьма важной проблемой развития рынка факторинговых услуг является его пространственное расширение в регионы России. Пока факторинг концентрируется, как и большая часть отечественного банковского бизнеса, в Москве и Санкт-Петербурге и если в Москве все явственней ощущается конкуренция на рынке факторинга, то в регионах ее практически нет. Там полностью господствуют отдельные региональные банки. Им конкуренцию должны составить филиалы московских банков и новые посредники, создаваемые из числа некредитных организаций [24, с.31].
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 не облагаются налогом только банковские операции и операции, прямо поименованные в этом подпункте. А приобретение права требования от третьих лиц к таковым не относится. То, что операция факторинга не относится к банковской, следует и из статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Операции банков, осуществляемые по договору финансирования под уступку денежного требования подлежат налогообложению НДС с 1 января 2004 года по ставке 18% вне зависимости от того, облагается или не облагается НДС реализация товаров (работ, услуг), являющаяся объектом финансирования [33, с.56]. НДС облагаются суммы, уплаченные за услуги по управлению дебиторской задолженностью, но не облагается процентная ставка по кредиту, предоставленного под уступку денежного требования. По нынешнему законодательству затраты на уплату комиссионного вознаграждения по факторинговым операциям может отнести на себестоимость только поставщик. Однако, следует подчеркнуть и тот факт, что факторинговые операции позволяют экономить на налогах, в т.ч. – на налоге на прибыль. В соответствии с налоговым законодательством, этот налог, должен уплачиваться «по реализации», т.е. с момента отгрузки товара. Однако, если компания представляет отсрочки платежа своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает такая ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации [25, с.31].