Факторинг как эффективный инструмент финансирования текущей деятельности российских организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение возможности применения для финансирования деятельности ООО «ДеКарт.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты применения факторинговых операций!?!
2) дать оценку финансовому состоянию ООО «ДеКарт» и состоянию уровня дебиторской задолженности на данном предприятии!?!

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты факторинговых операций коммерческих банков 9
1.1Сущность факторинга, его функции и виды 9
1.2 Правовое регулирование факторинговых операций
2 Финансовое состояние предприятия
3 Проблемы и перспективы развития факторинговой деятельности в Российской Федерации 38
Заключение 68
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

     На этот срок покупатель получал отсрочку платежа, по истечении которого должен был перечислить деньги на счет фактора. На срок до 90 дней было заключено более 80% всех сделок. Необходимо отметить, что сам договор факторинга между поставщиком и фактором обычно носит бессрочный характер. В рамках договора поставщик, в тех случаях, когда ему необходимо получить финансирование сразу после отгрузки товара, уступает фактору права денежных требований к своим покупателям.        

Вопросы, связанные с  определением стоимости факторинговых  операций  нормативно не урегулированы, нигде не сказано, как следует  взимать плату за факторинговые  услуги. Однако, на практике,  в стоимость  факторинговых операций включается плата за обслуживание (комиссия) и плата за предоставленные в кредит средства [14, с.132].

Плата за обслуживание взимается  за освобождение от необходимости вести  учет, за страхование от появления  сомнительных долгов и рассчитывается как определенный процент от суммы  счетов-фактур. Размер этой платы может варьироваться в зависимости от масштабов производственной деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки факторинговым отделом степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей; в среднем на российском рынке комиссия установилась на уровне 0,5—3% от стоимости счетов-фактур. Однако коммерческие банки определяют размер платы по договоренности с конкретным клиентом по каждому договору, поэтому ставка платы за обслуживание может оказаться и более высокой (5% и более). Размер платы за обслуживание может определяться не только в процентах от суммы платежных требований, но и путем установления фиксированной суммы.

Плата за предоставленные  в кредит средства. Если производится предварительная оплата, то размер платы рассчитывается за период между выкупом платежного требования и датой инкассирования. Плата за кредит в России, как и в других странах, обычно на несколько процентных пунктов превышает ставки, применяемые банками при краткосрочном кредитовании предприятий. Это связано с необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторингового отдела банка. 

При определении конкретного  размера оплаты услуги учитываются  ставки банковского процента, средний  срок оборачиваемости средств поставщика в незавершенных расчетах по товарам отгруженным и размер комиссионных за услуги. Например, если процент за кредит принять за 36% годовых, средний срок оборачиваемости средств в расчетах  за 16 дней, а размер комиссионного вознаграждения – 1,5%, то оплата за услуги составит: (36%*16 дней)/360 дней +1,5% = 3,1%. Предположим, что поставщик предъявляет фактору платежные требования на 8000 руб. из этой суммы фактор удерживает в свою пользу 248 руб. (8000 руб.* 3,1%) [8, с.152].                     С учетом этого основными элементами дохода банка - фактора являются:

- процент за кредит(здесь факторинг практически ничем не отличается от обычного кредита);

- проценты от оборота (обычно зависит от величины дебиторской задолженности, передаваемой на факторинг: чем больше ее размер, тем ниже комиссия);

- факторинговые комиссии за пакет услуг (инкассо, ведение бухгалтерии, напоминания) в процентах от общей стоимости учтенных счетов фактур и в зависимости от торгового оборота клиента, степени риска и объема работ, связанных с ведением книг бухгалтерского учета.

В мировой практике стоимость  факторинговых услуг складывается также из двух элементов:  комиссии и процентов, взимаемых при досрочной  оплате представленных документов.  Комиссия устанавливается в процентах от суммы счета-фактуры (обычно на уровне 1,5—2,5%). Соответственно, с увеличением объема сделки растет и сумма комиссии. Процентная ставка за кредит в виде досрочной оплаты, как правило, на 1—2% выше ставок денежного рынка (рынка

краткосрочных кредитов).

Для ведения факторинговых операций банк устанавливает предельные суммы (лимиты):

- лимит кредитования. Для каждого плательщика устанавливается  периодический возобновляемый лимит  кредитования, в пределах которого  банк несет ответственность. В  случае превышения плательщиком лимита банк имеет право вернуть ему все дополнительные счета, а в случае неплатежеспособности плательщика, все платежи в его пользу поступают банку до полного погашения соответствующего долга;

- лимит отгрузки. Устанавливается  сумма, на которую в течении месяца может быть отгружена продукция в адрес одного  плательщика. Лимит  также может устанавливаться на неделю, квартал и т.д.;

-лимит страхования  отдельных сделок. Страхование используется, если предполагается не серия  поставок, а ряд отдельных сделок на крупные суммы. Предельной является вся сумма заказа на поставку товара в течении определенного времени.

Одной из проблем факторинговых  операций на сегодняшний день остается  дороговизна данных услуг по сравнению с банковскими кредитами и овердрафтом. Насколько оправданы затраты на факторинг, каждый производитель решает для себя сам, исходя из конкретных данных. Хотя тенденция к снижению ставок по факторинговым операциям присутствует, она пока не подкреплена высоким качеством обслуживания. Некоторые банки пытаются конкурировать с помощью более низких ставок. Но на поверку оказывается, что они не могут обеспечить должный уровень сервиса, оперативность и запас прочности, как правило, лимиты увеличиваются лишь до $50–100 тыс.

2.2 Перспективы развития факторинговых операций коммерческих банков  

14 апреля 2006 года Государственная  дума приняла в первом чтении  поправки в Гражданский кодекс (ГК) РФ, уточняющие правовое положение  факторинговых операций. Законопроектом  предлагается устранить коллизию, которая возникла с принятием закона  «О  лицензировании отдельных видов   деятельности» между законом и 825 статьей ГК. Так, согласно этой статье, договоры о финансировании под уступку денежного требования, то есть договоры факторинга, могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие кредитные организации, которые имеют разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности. Закон о лицензировании, который был принят в прошлом году, исключил этот вид деятельности из числа лицензируемых. Законопроектом, внесенным Правительством РФ, предлагается устранить это противоречие путем внесения поправок, исключив факторинг из числа видов деятельности, подлежащих лицензированию. Как заявил представлявший законопроект замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, существующая правовая коллизия тормозит развитие факторинга в РФ, который является перспективным, динамично развивающимся видом бизнеса [34]. Факторинговой деятельностью смогут заниматься не только банки, но и специализированные организации, которые будут предлагать не только денежные средства, но и другие услуги, такие, как управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, информационное обслуживание, ведение бухгалтерского учета. Принятие настоящего законопроекта не только устранит пробелы в законодательстве, предоставляя право заниматься факторингом всем коммерческим организациям, но и будет способствовать выходу на рынок, как новых крупных участников - финансовых агентов, так и новых клиентов - поставщиков, целью которых является увеличение объемов продаж и прибыли. На российском рынке факторинга существуют две основные группы участников. Во-первых, это банки — их в рейтинге большинство. Для них факторинг — один из продуктов наряду с классическими банковскими продуктами. В бизнесе этих банков факторинг играет далеко не приоритетную роль. В то же время можно отметить, что в приоритетах менее крупных банков факторинг обычно играет большую роль.    Во-вторых, это менее многочисленная группа «классических» факторинговых компаний, специализирующихся исключительно на факторинговом бизнесе. Банкиры и сейчас нередко предпочитают передавать факторинговые операции в отдельные структуры, работающие на основе договора с головным банком. Факторинговые "дочернии организации" есть у инвестбанка "Траст" (Eurokommerz Trust), Транскредитбанка ("Транскредитфакторинг"). А ФК "Уралсиб" выделила этот бизнес в отдельный банк.

Рассматривая данную ситуацию, одни авторы считают вполне справедливым, что для осуществления деятельности в качестве финансового агента коммерческим организациям необходима лицензия. При этом они, к сожалению, не приводят никаких аргументов в защиту своей позиции.

Другие авторы, ссылаясь на имеющиеся противоречия в законодательном  и нормативно-правовом регулировании факторинговой деятельности в РФ, придерживаются той точки зрения, что в настоящее время коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов, не имея на это соответствующей лицензии. Позицию этих авторов мы считаем вполне приемлемой и готовы поддержать её, но с двумя оговорками.

Во-первых, сделать это  необходимо цивилизованно. Правительство РФ должно внести в Госдуму РФ поправки в статью 825 ГК РФ об отмене лицензирования деятельности коммерческих организаций в качестве финансовых агентов. Помимо этого необходимо будет законодательно решить следующий вопрос: каким образом (в случае отмены лицензирования) коммерческие организации, выступая в качестве фактор-фирм, смогут оказывать клиентам отдельные дополнительные услуги (инкассирование денежных средств, кредитование и т.д.), попадающие под перечень операций, требующих обязательного наличия соответствующих лицензий.

Во-вторых, многие почему-то забывают о сегодняшних реалиях  ненадлежащего исполнения отдельными партнерами своих договорных обязательств, о все еще значительном числе российских предприятий, связанных с теневым бизнесом. Поэтому, нам представляется, что в современных условиях неограниченный допуск на рынок факторинговых услуг всех желающих заниматься этим бизнесом чреват усилением рисков и в соответствии с этим удорожанием данных услуг. В связи с этим мы считаем, что было бы разумно, после отмены лицензирования деятельности коммерческих организаций в качестве финансовых агентов, ввести для них экспертизу и стандартизацию факторинговых услуг со стороны общественных саморегулируемых организаций профессиональных участников факторинговой деятельности.

Проведенное исследование законодательного и нормативного правового обеспечения факторинга в РФ свидетельствует, что в целом российское законодательство обеспечивает правовые условия сделок внутреннего и, частично, внешнего (международного) факторинга. Позволяет сделать следующие выводы данное исследование:

- на протяжении 15 лет отсутствие нормативных правовых документов, которые регулировали бы порядок и условия лицензирования некредитных организаций выступающих в качестве финансовых агентов, свидетельствует об определенной правовой проблеме в данном вопросе;

- однако, в российском законодательстве всё ещё остаётся сложной и не до конца решенной задача соотношения договора факторинга с другими договорами, на основании которых могут совершаться сделки уступки права требования.

Факторинговый бизнес должен развиваться в рамках банков в пользу этого, мнения является, соображения по управлению ликвидностью. Риск ликвидности особенно актуален для факторов, поскольку в факторинге оборачиваемость финансирования довольно сложна для прогнозирования. Факторинговые компании которые функционируют самостоятельно постоянно вынуждены поддерживать значительную долю высоколиквидных, а, следовательно, низкодоходных активов. В последствии это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг — не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка. Для большинства банков факторинг в настоящее время является очень привлекательным инструментом, поскольку он предполагает использование краткосрочных кредитных ресурсов, которых у российских банков в избытке. Для многих некрупных банков это целая стратегия. Особенно выросла для банков роль факторинга в условиях сжатия рынка межбанковского кредитования летом 2004 года. Многие банки увидели в факторинге альтернативу рынку МБК — то есть инструмент, в который они могут направить освободившиеся краткосрочные ресурсы при сопоставимой доходности.

Кредитные организации  выигрывают  еще и в том, что  они обладают и финансовыми ресурсами  для его  осуществления,  и клиентской базой. Более того, предоставляя для  своих постоянных  и  надежных клиентов  такой  вид  обслуживания,  коммерческие   банки   реализуют   свои потенциальные возможности по расширению числа клиентов путем  предоставления комплексного обслуживания на финансовом рынке и привлечения  новых  клиентов через своих постоянных  партнеров,  так  как  многие  коммерческие  фирмы  и компании-производители  заинтересованы  в  том,  чтобы  их   контрагенты   и покупатели  обслуживались  в  том  же   банке.   Преимущество   обслуживания предприятий, взаимосвязанных между  собой  торговыми  отношениями,  в  одном банке упрощает расчеты в хозяйстве,  позволяет  избегать  значительной  доли неплатежей,  задержек  платежей,  способствует  устойчивости   коммерческого банка в особенности, если предприятия представляют  широкий  спектр  отрасли хозяйства.

Еще одним толчком  к развитию факторинга в банках стало  принятие изменений в положение  ЦБ РФ № 254-П в августе 2004 года, которые  ограничили кредитование торговых компаний с неудовлетворительным финансовым состоянием.

Информация о работе Факторинг как эффективный инструмент финансирования текущей деятельности российских организации