Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:05, курсовая работа
В курсовой работе поставлены следующие задачи: определить сущность малого предпринимательства, показать условия его формирования, выявить причины и сдерживающие факторы его развития, охарактеризовать меры государственной поддержки малых предприятий, включающие специальные налоговые режимы и льготы, финансовый лизинг, льготные кредиты; раскрыть вопросы совершенствования развития малых предприятий; внести собственные предложения по совершенствованию финансовой поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Введение……………………...…………………………………………………………………..3
1. Финансовые особенности малого бизнеса…………...……………………………………4
1.1 Понятие, роль и место малого предпринимательства…………………………….………4
1.2. Виды и функции малого бизнеса………………………………………………..……….12
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства……………………………15
1.4. Роль государства в развитии малого бизнеса…………………………………………...18
2. Экономическая характеристика малого предприятия ООО "Канцторгофис"………....26
2.1. Организационно - экономическая характеристика организации……………………….26
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия………………33
3 Совершенствование финансового механизма стимулирования малого бизнеса…...52
3.1 Предложения по изменению системы финансовой государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………………….52
3.2 Развитие кредитования малого бизнеса………………………………………………….56
Заключение……………………………………………………………………………………...60
Список используемой литературы……………………………
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра
экономического анализа, статистики и
финансов
Курсовая работа на тему:
«ФИНАНСОВАЯ
ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»
Работу
выполнила:
Факультет
Специальность
Научный
руководитель:
Краснодар 2011
Содержание:
Введение……………………...……………………………
1.
Финансовые особенности малого
бизнеса…………...……………………………………4
1.1 Понятие,
роль и место малого
1.2.
Виды и функции малого бизнеса………………………………………………..………
1.3. Преимущества
и недостатки малого
1.4.
Роль государства в развитии
малого бизнеса…………………………………………
2.
Экономическая характеристика
2.1. Организационно
- экономическая характеристика организации……………………….26
2.2. Анализ
основных финансовых
3
Совершенствование финансового механизма
стимулирования малого
бизнеса…...52
3.1
Предложения по изменению
3.2
Развитие кредитования малого
бизнеса………………………………………………….56
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………………
Формирование малого предпринимательства как особого сектора экономики - одно из важнейших направлений преобразований рыночной экономики на современном этапе. Без малого бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в России.
Развитие
малого предпринимательства
Рассматриваемая тема недостаточно разработана в экономической литературе. Вопросами развития малых предприятий занимаются ученые-экономисты и практики В.П. Астахов, Л. Ворохалина, В.В. Ковалев, Л. Прилуцкий, Л. Сырцова, Ю.А Тихомиров и др.
Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы. Цель курсовой работы - проанализировать процесс финансовой поддержки малого бизнеса в России, выявить пути развития малых предприятий и степень их адаптации к условиям рынка.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России.
Предметом
выступают механизмы
В курсовой работе поставлены следующие задачи: определить сущность малого предпринимательства, показать условия его формирования, выявить причины и сдерживающие факторы его развития, охарактеризовать меры государственной поддержки малых предприятий, включающие специальные налоговые режимы и льготы, финансовый лизинг, льготные кредиты; раскрыть вопросы совершенствования развития малых предприятий; внести собственные предложения по совершенствованию финансовой поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Теоретической основой исследования послужили федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по теме исследования, а также труды российских и зарубежных экономистов.
Практическая часть курсовой работы выполнена на основе данных малого предприятия ООО «Канцторгофис».
«Малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями.
Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.
В России под субъектами малого предпринимательства (ст.3 закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации") понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
В
Федеральном Законе «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в РФ» установлено, что под
субъектами малого бизнеса понимаются
также физические лица, занимающиеся
предпринимательской
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.
Для
современной экономики
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам); исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы.
Первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы служат: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (таблица 1).
Таблица 1 - Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах по состоянию на 2009 г.
Страна | Число малых и средних фирм | Численность занятых, млн. чел. |
Доля малых и средних фирм, % | ||
Тыс. ед. | В расчете на 1 тыс. жителей | В общей численности занятых | В ВВП | ||
США | 19300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50-52 |
Страны ЕС | 16210 | 48 | 69 | 78 | 65-68 |
Япония | 6450 | 49,6 | 39,5 | 78 | 52-55 |
Италия | 3920 | 68 | 16,8 | 73 | 57-60 |
Германия | 2290 | 37 | 18,5 | 46 | 50-54 |
Великобритания | 2630 | 46 | 12,8 | 49 | 50-53 |
Франция | 1980 | 35 | 15,2 | 54 | 55-62 |
Россия | 944 | 7,7 | 9,4 | 9,6 | 10-11 |