Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:05, курсовая работа
В курсовой работе поставлены следующие задачи: определить сущность малого предпринимательства, показать условия его формирования, выявить причины и сдерживающие факторы его развития, охарактеризовать меры государственной поддержки малых предприятий, включающие специальные налоговые режимы и льготы, финансовый лизинг, льготные кредиты; раскрыть вопросы совершенствования развития малых предприятий; внести собственные предложения по совершенствованию финансовой поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Введение……………………...…………………………………………………………………..3
1. Финансовые особенности малого бизнеса…………...……………………………………4
1.1 Понятие, роль и место малого предпринимательства…………………………….………4
1.2. Виды и функции малого бизнеса………………………………………………..……….12
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства……………………………15
1.4. Роль государства в развитии малого бизнеса…………………………………………...18
2. Экономическая характеристика малого предприятия ООО "Канцторгофис"………....26
2.1. Организационно - экономическая характеристика организации……………………….26
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия………………33
3 Совершенствование финансового механизма стимулирования малого бизнеса…...52
3.1 Предложения по изменению системы финансовой государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………………….52
3.2 Развитие кредитования малого бизнеса………………………………………………….56
Заключение……………………………………………………………………………………...60
Список используемой литературы……………………………
Как видно из таблицы 1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах - 50-60%.
За последние годы произошло существенное увеличение всех показателей. По данным Росстата на конец 2010г. общее число малых предприятий составило 1602,5 тыс., в том числе микропредприятия 1374,7; численность занятых в них (в среднем за 2010г.) - 10247 тыс. чел.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране еще велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.
Представление
о видах деятельности малого предпринимательства
в России в 2008-2009г. дают данные Росстата,
представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей в 2008-2009 годах
Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия. К экономическим условиям относятся.
- предложение товаров и спрос на них;
- виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
-
объемы денежных средств,
покупки;
-
избыток или недостаточность
влияющие на уровень заработной платы
работников, т.е. на их
возможность приобретать товары.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем
этим занимается множество организаций,
составляющих инфраструктуру рынка, с
помощью которой
- банки, оказывающие финансовые услуги;
-
поставщики, организующие снабжение
сырьем, материалами, полуфабрикатами,
комплектующими изделиями,
-
оптовые и розничные продавцы,
предоставляющие услуги по
доведению товаров до потребителя;
-
специализированные фирмы
и учреждения, оказывающие
профессиональные юридические, бухгалтерские,
посреднические услуги;
- агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;
-
учебные заведения, обучающие
рабочих и специалистов-
служащих;
- прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
- средства связи и передачи информации.
Социальные условия. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего- это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное - на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).
Важную роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательского персонала для обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.
Правовые условия. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.
Правовые нормы должны обеспечивать:
-
упрощенную и ускоренную
-
защиту предпринимателей от
-
совершенствование налогового
Примером может служить складывающаяся в течение многих лет система законов, действующих в сфере малого бизнеса в США.
Обосновывая
необходимость государственного регулирования
предпринимательской
- необходимость защитить фирмы друг от друга. Предприниматели превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее. Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления недобросовестной конкуренции;
-
необходимость защиты
-
необходимость защиты высших
интересов общества от
В условиях перехода к рыночным отношениям в России «разнузданность предпринимателей» проявляется нередко в очень жестких формах. В сфере малого бизнеса России система законов только складывается.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и многих других актуальных проблем.
Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за значительно более короткий срок.
В
зависимости от содержания и направленности
предпринимательской
Экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою экономики России. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов; вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся); формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; активизация научно-технического прогресса; освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств; содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств; освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Сущность
малого предпринимательства
– формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
– расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
– приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
– содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
– привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;