Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 18:14, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в рассмотрении существующих методических подходов и возможных практических рекомендаций по формированию механизма и выбору инструментов экономического взаимодействия субъекта Российской Федерации и муниципального образования при сложившейся системе разграничения их полномочий и ответственности, с учетом характерных особенностей и специфики территориальных экономических систем, места и роли регионов и муниципальных образований в регулировании социально-экономического развития территорий.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- рассмотреть общие принципы и предпосылки эффективного взаимодействия в звене «субъект Российской Федерации - муниципальное образование» с учетом разграничения предметов ведения и полномочий органов государственного управления и местного самоуправления;
- проанализировать механизмы и инструменты взаимодействия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оценить их влияние на систему управления развитием территории;
- систематизировать научно-методические подходы межбюджетного взаимодействия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечивающего повышение финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований;
- разработать рекомендации по организации взаимодействия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации региональных и муниципальных программ, приоритетных инвестиционных и других крупных проектов.
Введение
Глава 1. Теоретико-методические основы взаимодействия субъектов Федерации и муниципальных образований
1.1. Теоретические и правовые основы разграничения функций и полномочий органов государственного управления и местного самоуправления и организации их взаимодействия
1.2. Сущность и классификация процессов взаимодействия, управление взаимодействием, модели взаимодействия органов государственной власти и муниципальных образований
1.3. Исследование механизмов взаимодействия органов государственной власти и муниципальных образований. Сущность и принципы экономического взаимодействия
Глава 2. Механизмы взаимодействия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
2.1. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов и муниципальных образований
2.2. Реформирование механизмов управления в звене «субъект Федерации - муниципальное образование»
Глава 3. Организационно-экономическое взаимодействие при реализации приоритетных проектов на территории муниципальных образований
3.1. Общая схема взаимодействия органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при реализации приоритетных проектов в жилищной сфере
3.2. Организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при реализации программ развития
Заключение
Список использованной литературы
Существенную финансовую поддержку представителям малого и среднего бизнеса оказывают Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике и Гарантийный фонд Чувашской Республики.
Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике, располагая ресурсом в 203,0 млн. рублей, предоставляет микрозаймы для развития собственного бизнеса, пополнения оборотных средств, приобретения оборудования и на другие цели, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В 2011 году микрозаймы предоставлены 383 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 190,4 млн. рублей. Средний размер займа составил 497,0 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2012 г. капитализация Гарантийного фонда составила 185,2 млн. рублей, выдано 51 поручительство 42 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 112,0 млн. рублей, благодаря которым субъектами малого и среднего предпринимательства получено кредитов на сумму 305,7 млн. рублей.
Всего различными формами финансовой поддержки в 2011 году воспользовалось более 800 субъектов малого и среднего предпринимательства. Предпринятые меры позволили создать дополнительно более 5 тысяч рабочих мест, еще около 5 тысяч рабочих мест было сохранено на действующих предприятиях. Кроме того, 2115 граждан стали участниками мероприятий по содействию самозанятости безработных, из них 2040 человек открыли собственное дело, 75 – создали дополнительные рабочие места, объем предоставленной субсидии составил 124,9 млн. руб.
Об уровне развития предпринимательства свидетельствуют такие цифры:
- в промышленности - в 2011 году 72% из общерайонного объема произведено на малых предприятиях (годом ранее было 67%), здесь можно выделить такое предприятие как ООО «Автофургон», которое произвело продукции в 2011 году на сумму 171,2 млн. рублей, а за 8 месяцев этого года – уже на 225 млн. рублей – это лучший показатель среди всех промышленный предприятий района, включая крупные. Также хотелось бы отметить ООО «РиАл», ООО «ПФ Юлдаш», ООО «Спецфургон», ООО «Автодорсервис», ООО «Электроснаб».
- в сельхозпроизводстве (без учета ЛПХ) – более 95% - также на малых предприятиях и КФХ, в торговле и общественном питании - почти 80% оборот малого бизнеса. По большому счету все предприятия сельхозтоваропроизводители являются субъектами малого предпринимательства. Тон задают КФХ Семенова, Сорокина, Мыкова, Васильева, Архипова, Марьянцева, Шоркина, ООО «Владина-Агро», ЗАО «Агрофирма Куснар», ОАО Вега и другие.
По состоянию на 1 июля 2012 года в районе зарегистрировано 447 физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (на 1.07.2012 г. – 482), уменьшение на 7,3%. Основная причина сокращения – ряд предпринимателей, получивших субсидии на открытие бизнеса через Центр занятости в 2010-2011 годах из числа безработных граждан, не смогли приспособиться к новым условиям и закрыли предпринимательство.
Количество малых предприятий составило 102 (на 4 больше, чем годом ранее) – 104,1%. Численность работающих в сфере предпринимательства с учетом работающих на малых составляет 2201 человек (на 01.07.12 – 2165 человек). Доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике района составила 33,1% на 1.07.12 г. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малыми предприятиями составил 294,7 млн. рублей (в 2011 году – 238,9 млн. руб.), на 23,3% больше чем в аналогичном периоде 2011 года.
В 2011 году мерами государственной поддержки, а именно финансовой воспользовались 76 человек, в том числе в виде субсидии на открытие собственного дела через Центр занятости Козловского района - 75 человек, 1 человек получил грант начинающим на создание собственного бизнеса в размере 300 тысяч рублей.
Несмотря на позитивные движения, остается немало проблем, препятствующих развитию малого бизнеса. Это дефицит финансовых ресурсов и квалифицированных кадров, нехватка современного оборудования и помещений. Не до конца решенной остается проблема ответственности бизнеса за соблюдение социальных и трудовых прав наемных работников.
Наибольшие проблемы, тормозящие процессы структурной перестройки на уровне муниципальных образований, в условиях осуществления реформы местного самоуправления, сконцентрировались в жилищно-коммунальной сфере.
По состоянию на 1 января 2012 г. коммунальные услуги в Чувашской Республике оказывают 213 организаций, из них 175 или 82,2% частной формы собственности с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более 25%.
Рис. 3. Доля коммерческих организаций коммунального комплекса, %
Источник: составлено автором
Жилищные услуги оказывают 134 организации, из них 114 управляющих компаний, 17 - многоотраслевых организаций (оказывающих, в том числе услуги по управлению жилищным фондом), 3 – оказывают услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда.
Рис. 4. Доля частных организаций, осуществляющих управление МКД, %
Источник: составлено автором
Жилищный фонд Чувашской Республики на 01.01.2011 года составлял 29082,2 тыс. кв. м, в том числе находится в собственности: частной 26005,9 тыс.кв.м (или 89,43%), государственной 324 тыс.кв.м – (1,11%), муниципальной 2708,4 тыс.кв.м – (9,31%), другой – 43,9 тыс.кв.м – 0,15%.
Рис. 5. Жилищный фонд Чувашской Республики на 01.01.2011, %
Источник: составлено автором
Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составила 0,425 млн. кв. м. В жилищном фонде проживает 1,2 млн. человек. Жилищный фонд оборудован: водопроводом на 61,7%, канализацией – 57,9%, отоплением – 92,6%, горячим водоснабжением – 49,6%, газом – 92,2%. Многоквартирных домов на территории республики – 10233, общей площадью 14,8 млн. м2.
Реализация республиканских адресных программ: Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июля 2011 г. №283 утверждена республиканская адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2011 год (далее – Программа). Общая стоимость программы – 165,2 млн.рублей, из них средства: Фонда – 93,86 млн. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики – 30,99 млн. рублей; местного бюджета – 32,07 млн. рублей; собственников помещений в многоквартирных домах – 8,28 тыс. рублей.
Рис. 6. Общий объем финансирования РАП «Капитальный ремонт МКД»
на 2011 г., млн. руб.
Источник: составлено автором
В рамках Программы в 2011 году капитально отремонтировано 98 многоквартирных домов общей площадью 119,4 тыс.кв.м, в которых проживает 5287 человек. Программа выполнена в полном объеме. В 2011 году на территории города реализовалась республиканская адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории монопрофильного муниципального образования г.Новочебоксарска» на 2010-2011 годы. Объем финансирования составил 46,3 млн. рублей, в том числе за счет средств Фонда -40,0 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 0,5 млн. рублей, местного бюджета - 3,5 млн. рублей, средств собственников помещений – 2,3 млн. рублей. Капитально отремонтировано 6 многоквартирных домов, общей площадью 39,5 тыс.кв.м, в которых проживает 1956 граждан. Программа реализована в полном объеме.
Рис. 7. Объем финансирования РАП «Капитальный ремонт МКД, расположенных в монопрофильном муниципальном образовании
г. Новочебоксарск», млн. руб.
Источник: составлено автором
Кроме того, финансовые средства были выделены в 2011 году из республиканского бюджета Чувашской Республики г. Чебоксары, в сумме 20 000,0 тыс. рублей на капитальный ремонт 14 многоквартирных домов, общей площадью 89,2 тыс. м2, в которых проживает 4135 чел. на реализацию муниципальной программы. Средства освоены в полном объеме. На 2012 год Чувашской Республике на капитальный ремонт многоквартирных домов установлен лимит предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 192,5 млн. рублей. В рамках реализации республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008-2012 годы В 2011 году запланировано переселить 1100 граждан (фактически переселено 15 человек), проживающих в 120 аварийных многоквартирных домах, общей площадью расселяемых жилых помещений – 13,6 тыс.кв.м. Общий объем финансирования указанной программы составляет 385427,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств: Фонда – 240355,1 тыс. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики – 133910,0 тыс. рублей; местного бюджета – 11162,8 тыс. рублей.
Из государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2011 году на реализацию программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда получена финансовая поддержка в виде аванса в сумме 70416,5 тыс. рублей (30% от объема финансирования). Указанные средства и средства республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 43731,3 тыс. рублей перечислены на счета администраций 15 муниципальных образований.
Средства Фонда в сумме 168230,7 тыс. рублей на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках программы 2011 года поступили в республику 31 января 2012 г. и будут распределены между муниципальными образованиями после внесения изменений в постановления Кабинет Министров Чувашской Республики.
В 2012 году Чувашской Республике на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлен лимит предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 115,5 млн. рублей.
В республике функционируют: 326 коммунальных котельных, 71 ЦТП, протяженность тепловых сетей составляет 706,1 км, водопроводных - 1517,1км, электрических - 4065,31км, 12 тепловых насосных станций, 211 водозаборов, 33 водопроводных насосных станций, 6 очистных сооружений водопровода, 43 очистных сооружения канализации, 1233 трансформаторных подстанций.
Обеспеченность населения качественной питьевой водой составляет 31,2% от общего количества населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой.
Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры Чувашской Республики не снижается, составляет в среднем 55%. Средний износ коммунальных котельных составляет 56%, тепловых сетей – 59%, водопроводных сетей - 61%, 6 очистных сооружений водопровода - 59%. Оборудованность централизованной системой водоснабжения в сельской местности составляет всего 25,7% из 21 сельских районов республики, в 8 районах сроки эксплуатации водопроводов составляют сверхнормативные, более 25 лет, около 30 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже и вовсе полностью отслужили свои нормативные сроки.
Всего в 2011 г. на строительство блочно-модульных, модернизацию коммунальных котельных, ЦТП, замену изношенных теплотрасс с применением современных трубопроводов и на др. работы направлено 174,68 млн. рублей, в т.ч. из республиканского бюджета Чувашской Республики – 19,0 млн. рублей, муниципальных бюджетов – 53,606 млн. рублей и внебюджетных источников – 102,07 млн. рублей. В 2011 г. введено в эксплуатацию 10 блочно-модульных котельных. В основном БМК построены в городах: Чебоксары, Канаш, Алатырь, Чебоксарском, Цивильском, Моргаушском, Комсомольском районах и ряде др. городов и районов.
На Чебоксарском предприятии «Водоканал» капитальный ремонт изношенных стальных водопроводов ведется методом нанесения цементно-песчаных покрытий, тем самым снижается расход электроэнергии на транспортировку воды на санированных участках, по городу выполнены по данной технологии в 2011 г. 0,393 км. сетей. В г.Новочебоксарске в 2011 году проведена санация 1,045 км. водопроводных сетей. В 2011 г. заменены на современные полиэтиленовые трубы 6,553 км. водопроводных сетей.
За счет финансовых средств населения (собственников квартир) активно ведется перевод квартир на индивидуальное отопление, в 2011 г. переведены 71 домов, в которых 1158 квартир. Активно проводят работу Батыревский, Комсомольский, Моргаушский, Урмарский, Чебоксарский, Цивильский районы. Завершены работы по переводу 20 жилых домов на индивидуальное отопление в городах Ядрин и Мариинский Посад.
В республике продолжается реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в части оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учёта энергоресурсов и воды. За 2011 год в многоквартирных домах было установлено 1490 приборов учета энергоресурсов и воды. В том числе на отопление - 302 ед., горячее водоснабжение - 416 ед., холодное водоснабжение - 608 ед., электроэнергию - 179 ед. Наиболее активно эта работа идет в городе Чебоксары, Цивильском, Вурнарском районах. На стадии завершения работ находится Шемуршинкий район (выполнено 85,7%). Алатырский, Аликовский, Батыревский, Моргаушский, Яльчикский и Янтиковский районы завершили данную работу. На оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета энергоресурсов и воды в 2011 г. из бюджетных и внебюджетных источников направлено 47,067 млн. рублей. Низкими темпами в 2011 г. велась работа в Канашском (оснащённость 58,3%), Козловском (оснащённость 57,4%) районах, городах Канаш (оснащённость 55,1%) и Алатырь (оснащённость 48,2%). На 1 января 2011 г. уровень оснащенности многоквартирных домов приборами учета энергоресурсов по республике составил 73,5% (на начало года-63,9%). В том числе: на отопление-59,5% (49,7%), горячее водоснабжение 76,2% (49,04 %), холодное водоснабжение – 47 % (32,4%), электроэнергии – 97,7% (96,2%). Установка приборов учета электроэнергии находится на стадии завершения.
Работы по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых энергоресурсов согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должны быть полностью завершены к 1 июля 2012 года.
Основными задачами, которые необходимо решить для достижения позитивных результатов в данной сфере, являются: