Конкурентоспособность продукции предприятия на примере Борисовского хлебозавода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Цель работы: исследование проблемы повышения конкурентоспо-собности продукции Борисовского хлебозавода и направление его совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….5
1.1 Конкурентоспособность продукции: понятие, показатели………….5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………..9
1.3 Конкурентная стратегия предприятия……………………………….13

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИ-СОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…………………………………………24
2.1 Организационно-экономическая характеристика Борисовского хлебо-завода…………………………………………………………………….24
2.2 Анализ конкурентов и рынков сбыта Борисовского хлебозаво-да……………………………………...………………………………….29
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозаво-да…...…………………………………………….………………………36

3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИСОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…..……………………….......43
3.1 Повышение конкурентоспособности за счет расширения ассорти-мента……………………………………………………………………...…43
3.2 Повышение конкурентоспособности через улучшение качества выпускаемой продукции………………………………………………...……49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………56

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….58

Вложенные файлы: 1 файл

1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ (Автосохраненный).docx

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Представим классификацию  качественных показателей на Рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Качественные показатели конкурентоспособности продукции

Источник:

Для того чтобы товар мог  удовлетворять конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами потребления. Эти параметры определяют полезный эффект, полученный покупателем от применения товара. Но при оценке эффекта учитывается не только результат, но и затраты на его достижение. Поэтому каждый товар характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования. Совокупность этих свойств образует группу стоимостных параметров (цену потребления).

Цена потребления (Цп) складывается из цены приобретения товара (Цпр), расходов на транспортировку (Рт), стоимости  установки или монтажа (Су), затрат на хранение (Зх), расходов по обслуживанию (Ро), затрат на ремонт (Зр), затрат на ликвидацию (Зл), затрат на налоги и сборы, связанные  с приобретением и эксплуатацией товара (Зн), и прочих затрат (Зпр):

Цп = Цпр+Рт+Су+Зх+Ро+Зр+Зл+Зн+Зпр (1.1)

Экономические показатели конкурентоспособности  характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.).

К экономическим показателям  относятся такие как:

  • единовременные затраты на приобретение;
  • расходы на транспортировку, монтаж, наладку;
  • таможенные сборы и налоги;
  • расходы на содержание обслуживающего персонала;
  • затраты на ремонт;
  • издержки покупателя на приобретение технической документации и другие сопутствующие расходы.

Приобретая продукцию, покупатель несет расходы не только на его приобретение, но и расходы по эксплуатации (топливо, ремонт, запасные части, заработная плата обслуживающего персонала и т.п.). Следовательно, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на приобретение и расходов, связанных с потреблением, которые называются ценой потребления.

Они также свидетельствуют  о качестве коммерческой работы и  включают в себя рациональность торгового контракта, форм и методов поставки, условий и форм платежа, технического обслуживания. Другими словами, данные показатели определяют эффективность маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия

Более полно сущность конкурентоспособности  раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень конкурентоспособности продукции.

1.2 Методы оценки конкурентоспособности  продукции

Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.

Инструментарием для разработки и построения модели может служить  применение математического моделирования, позволяющего выявить особенности функционирования экономического объекта, и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов или избежание потерь. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз.

Конкурентоспособность изделия.Всякий товаропроизводитель, для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность изготавливаемого товара, должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Следовательно, сначала необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей.

Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик товара способствует созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя и, тем самым, позволяет количественно оценить конкурентоспособность товара.

Среди качественных показателей  можно выделить две категории  параметров: «жесткие» и «мягкие».

«Жесткие» параметры описывают  важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменение и, тем более, замена которых могут осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели эргономичности.

Особую группу «жестких»  параметров составляют параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и т.п., причем для товаропроизводителя этот аспект чрезвычайно важен, поскольку, прежде всего, необходимо оценить принципиальную возможность реализации производимого товара на рассматриваемом рынке с позиций соответствия характеристик товара нормативным параметрам, регламентируемым стандартами и нормами. Если не все параметры производимого изделия соответствуют регламентированным требованиям покупателя, то это свидетельствует о его неконкурентоспособности.

«Мягкие» параметры характеризуют  эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т.п.). В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными товарами, в том числе со схожими «жесткими» показателями, возрастает значение «мягких» параметров, придающих товарам особую привлекательность. Причем данная тенденция проявляется не только на рынках товаров массового спроса, но и для товаров производственного назначения.

Установление совокупности качественных параметров товара –  исходный пункт оценки его конкурентоспособности. Далее необходимо эти параметры количественно определить, что просто осуществить для «жестких» параметров, каждый из которых имеет определенные значения (или диапазон предельных величин), выраженные в тех или иных единицах измерения, например, технические параметры: точность, мощность, сила света и т.п.

Более сложной проблемой  является количественное определение  «мягких» параметров, которые не имеют, как правило, естественной физической меры, и поэтому трудно поддаются непосредственной количественной оценке. Эти параметры характеризуют некоторые особенности эргономичности изделия, а также все его эстетические достоинства.

Для решения этой проблемы возможна оценка на базе органолептических методов, построенных на субъективном восприятии человеком того или иного свойства объекта и выражении результатов восприятия в количественной (балльной) форме.

Другой способ решения  проблемы основывается на использовании  экспертных методов, ориентирующихся на опыт работы и (или) интуитивное понимание квалифицированными специалистами роли того или иного свойства в удовлетворении конкретной потребности. На основе обобщения высказанных экспертами мнений строится общая количественная оценка «мягкого» параметра.

Поскольку конкурентоспособность  товара характеризует не само по себе его качество, а степень соответствия качества данного товара показателям  качества аналогичного по назначению товара конкурента, то оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества продукции предприятия с показателями качества товара конкурента (базовым или эталонным образцом). Причем выбор товара-эталона представляется одним из наиболее ответственных этапов процедуры оценки конкурентоспособности товара.

Правильность результата, полученного в процессе оценки конкурентоспособности, в значительной степени зависит от выбора оценочной базы. В качестве базовых могут быть выбраны следующие параметры: потребность покупателей; конкурирующий товар; гипотетический образец товара; группа аналогичных товаров; величина полезного эффекта.

Если в качестве базы сравнения  выступает потребность покупателей, необходимо выбрать номенклатуру и  установить величины параметров потребности покупателей в отношении оцениваемой и конкурирующей продукции. Перечень данных параметров составляется из тех показателей, которыми потребитель пользуется  при оценке продукции на рынке. При этом необходимо учитывать весомость этих параметров в их общем наборе.

Второй вариант оценочной  базы — наличие конкурирующего товара. В этом случае товар-образец моделирует потребность и выступает в  качестве материализованных требований покупателей, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.

Использование в качестве сравнительной базы гипотетического  образца, представляющего собой  «усредненное» значение для группы изделий, применяется в том случае, когда информации по конкретному образцу-аналогу недостаточно. Фактически, речь идет об анализе несуществующей потребности, поэтому данная оценка обычно рассматривается как ориентировочная и подлежащая дальнейшему уточнению.

На практике за базу принимается  группа аналогов, отобранных с точки  зрения согласования классификационных  параметров образца и оцениваемой  продукции. Сначала из них выбираются наиболее представительные, а затем  – наиболее прогрессивные изделия, имеющие наилучшие перспективы  для последующего расширения объема продаж.

В том случае, когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, в качестве эталона выделяется сам полезный эффект.

Оценка конкурентоспособности  товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения.

Коэффициент весомости (Mi) для каждого потребительского свойства рассчитывается по формуле:

 

, (1.2)

где Хij – оценка i-го свойства j-го эксперта;

 m – количество экспертов;

 n – количество свойств.

Расчет групповых показателей  конкурентоспособности для исследуемых  образцов проводится по следующей формуле

 

,    (1.3)

 

где Мi – вес i-го свойства в общем наборе потребительских свойств;

Пi – средняя оценка i-го показателя;

n – число параметров, участвующих в оценке.

Относительный уровень и интегральный показатель конкурентоспособности оцениваемых образцов в сравнении с образцом-конкурентом (базовый образец) рассчитывается по формулам

 


(1.4) 
(1.5) 

где К – относительный  уровень конкурентоспособности;

Ки – интегральный показатель;

Imnj – групповой показатель по потребительским свойствам для j-го товара;

Imnj-k – групповой показатель по потребительским свойствам для товара-конкурента;

Сj – цена товара.

При показателе более единицы  уровень конкурентоспособности  товара больше, чем у товара-конкурента, если показатель менее единицы, это  говорит об обратном.

Установлена следующая шкала  градации оценки уровня конкурентоспособности товара (К):

1,0 – 0,99 – очень высокий  уровень конкурентоспособности;

0,98 – 0,95 – высокий уровень  конкурентоспособности;

0,94 – 0,90 – хорошая конкурентоспособность;

0.89 – 0.70 – удовлетворительная  конкурентоспособность;

0,69 – 0,10 – низкая конкурентоспособность.

Исходя из вышесказанного, показатель конкурентоспособности  продукции для любого предприятия – это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, то есть характеристика состояния его внутренней среды, а также мера его реактивности относительно изменений внешних факторов. Кроме того, используя данный показатель можно оценить эффективность мер, которые были приняты по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

1.3 Конкурентная стратегия  предприятия

Позицию предприятия в  отрасли определяет конкурентное преимущество, с помощью которого фирмы обходят своих соперников. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурента. Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

Трудно, но возможно получить конкурентное преимущество на основе более низких издержек и дифференциации. Тем не менее любая действенная стратегия должна уделять внимание своим типам конкурентного преимущества, хотя и строго придерживаясь одного из них. Фирма, сосредоточившаяся на низких издержках, должна обеспечить приемлемое качество и обслуживание. Товар фирмы, выпускающей дифференцированную продукцию, должен быть не настолько дороже товаров конкурентов, чтобы это было в ущерб ей самой.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере Борисовского хлебозавода