Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Цель работы: исследование проблемы повышения конкурентоспо-собности продукции Борисовского хлебозавода и направление его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….5
1.1 Конкурентоспособность продукции: понятие, показатели………….5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………..9
1.3 Конкурентная стратегия предприятия……………………………….13
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИ-СОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…………………………………………24
2.1 Организационно-экономическая характеристика Борисовского хлебо-завода…………………………………………………………………….24
2.2 Анализ конкурентов и рынков сбыта Борисовского хлебозаво-да……………………………………...………………………………….29
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозаво-да…...…………………………………………….………………………36
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИСОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…..……………………….......43
3.1 Повышение конкурентоспособности за счет расширения ассорти-мента……………………………………………………………………...…43
3.2 Повышение конкурентоспособности через улучшение качества выпускаемой продукции………………………………………………...……49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….58
Источник: собственная разработка на основании
На основании данных представленных в Таблице 2.1, можем сделать вывод о том, что объем производства продукции увеличился на 11,4 п.п., однако негативным моментом является то, что производство сертифицированной продукции уменьшилось на 59,1 п.п. и составляет в общем объеме производства продукции на 2010 год – 11,6 п.п., на 2009 – 30,7, ее объем заметно снизился на 19,1 п.п., что может говорить в дальнейшем о снижении конкурентоспособности производимой продукции. Такие показатели как объем реализации готовой продукции и чистая прибыль увеличились, что говорит о положительном состоянии предприятия.
Таблица 2.2 – Основные показатели
финансового состояния
Показатель |
2009 |
2010 |
Норматив |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,604 |
1,323 |
|
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
11,93 |
13,47 |
- |
Коэффициент финансовой независимости |
0,75 |
0,78 |
Источник: собственная разработка на основании «Отчет о прибылях и убытках»
Коэффициент текущей ликвидности применяется для оценки финансовой устойчивости предприятия с точки зрения покупателей и держателей акций. В данном случае он показывает, что на конец года предприятие не может полностью погасить текущие обязательства, даже мобилизовав все оборотные средства.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов показывает, что 13,47 оборотов за рассматриваемый период совершили материальные оборотные активы. Это положительный результат, так как чем больше оборотов совершают оборотные активы за год, тем больше прибыли будет иметь предприятие.
Коэффициент финансовой независимости находится в пределах норматива >= 0,5, что говорит о достаточной доле собственного капитала, для того если в определенный момент кредиторы предъявят все долги к взысканию, то предприятие сможет продать половину своего имущества, сформированного за счет собственных источников, даже если вторая половина неликвидна.
Таблица 2.3 – Показатели рентабельности Борисовского хлебозавода 2009 – 2010 гг.
Показатель |
2009 |
2010 |
Темп роста, % |
Рентабельность продаж |
5,66 |
5,31 |
93,8 |
Рентабельность продукции |
5,99 |
5,61 |
93,7 |
Рентабельность основной деятельности |
3,04 |
2,89 |
95,1 |
Источник: собственная разработка на основании «Отчет оприбылях и убытках»
Рентабельность продаж и продукции в последнем году снизилась, это говорит о снижении относительной величины прибыли приходящейся на 1 руб. текущих затрат в последнем случае, это может негативно отразиться на конкурентоспособности продукции. Хотя, данные показатели находятся на нормальном уровне, так как в отрасли, к которой относится анализируемое предприятия рентабельность может находиться на уровне 3 п. п.
По всем выше представленным в Таблице 2.3 показателям рентабельности наблюдается спад в 2010 году в сравнении с 2009, что говорит о снижении прибыльности выпускаемой продукции и деятельности, которую осуществляет предприятие. Это негативная тенденция, так как предприятие несет большие издержки и с каждым годом они возрастают, все это может привести к неконкурентоспособности предприятия и даже банкротству.
Проанализируем структуру выпускаемой продукции, и ее изменение за 2009, 2010 гг.
Таблица 2.4 – Анализ номенклатуры продукции предприятия 2009-2010гг.
Вид продукции |
2009 г., тонн |
2010 г., тонн |
Темп роста, 2010 к 2009, % |
Удельный вес, 2009 г, %. |
Удельный вес, 2010 г.,% |
1 Хлебобулочные в том числе: |
12825 |
13192 |
102,9 |
59,2 |
58,2 |
-Хлеб |
8089 |
8359 |
103,3 |
37,4 |
36,9 |
-Булочные |
4658 |
4733 |
101,6 |
21,5 |
20,9 |
-Пироги, пирожки, пончики |
32 |
55 |
171,9 |
0,1 |
0,2 |
-Сухари панировочные |
31 |
23 |
74,2 |
0,1 |
0,1 |
-Сухари |
15 |
22 |
146,7 |
0,1 |
0,1 |
2 Кондитерские |
286,6 |
322,5 |
112,5 |
1,3 |
1,4 |
3 Хлебцы зерновые |
9 |
11,4 |
126,7 |
0,04 |
0,1 |
4 Булочные 200 г. и менее |
305 |
230 |
75,4 |
1,4 |
1,0 |
5 Сдобные изделия |
4017 |
4158 |
103,5 |
18,6 |
18,3 |
6 Баранки |
55 |
58 |
105,5 |
0,3 |
0,3 |
7 Диетические изделия |
3813 |
4127 |
108,2 |
17,6 |
18,2 |
8 Диабетические изделия |
320 |
563 |
175,9 |
1,5 |
2,5 |
Всего |
21630,6 |
22661,9 |
104,8 |
100 |
100 |
Источник: собственная разработка на основании Приложения В
Рисунок 2.1 – Структура выпускаемой продукции 2009 г., %
Источник: собственная разработка
Рисунок 2.2 – Структура выпускаемой продукции 2010 г., %
Источник: собственная разработка
Из представленных выше Таблицы 2.4 и Рисунков 2.1 и 2.2 можем видеть, что структура выпускаемой продукции практически не изменилась. Основной удельный вес занимает выпуск хлебов в 2010 г. – 36,9 п.п., 2009 г. – 37,4 п.п., булочной продукции 20,9 (21,5)п.п., диетическая продукция 18,2 (17,6)п.п., сдобные изделия – 18,3 (18,6) п. п.. По основным разделам видно, что удельный вес хлебов, булочных и сдобных изделий снизился, в то время как выпуск диетической и диабетической продукции увеличился. Это говорит о том, что население все более предпочитает диетическую, низкокалорийную продукцию, и на этом стоит делать акцент. Расширять ассортиментный ряд диетических хлебов и кондитерских изделий, это привлечет больше покупателей и повысит конкурентоспособность продукции Борисовского хлебозавода.
Рассмотрим номенклатуру
выпускаемой продукции
Номенклатура выпускаемой продукции достаточно широка и включает в себя разнообразный ассортиментный ряд.
2.2 Анализ конкурентов и рынков сбыта
Основными конкурентами по производству и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий для Борисовского хлебозавода являются его филиалы: Дзержинский, Вилейский, Жодинский, Молодечненский, Несвижский и Солигорский хлебозаводы.
Таблица 2.5 - Численность населения Борисовского района, тыс. чел.
Районы |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
+,- 2010 к 2009 | ||||||
город |
район |
всего |
город |
район |
всего |
город |
район |
всего | ||
Борисовский |
149,8 |
42,4 |
192,2 |
150,0 |
41,8 |
191,8 |
147,1 |
40,5 |
187,6 |
-4,2 |
Источник: на основании
Численность населения, на 1.01.2010 года составила 187,6 тысяч человек, что на 11,6 тысячи человек меньше к уровню прошлого года.
- городское население – 147,1т.чел (снизилось на 2,9 тыс.чел )
- сельское население – 40,5 т.чел (снизилось на 1,3тыс. чел)
Потенциальную емкость рынка сбыта рассчитаем из среднедушевого потребления продукции 170 г/сут. на 1 человека – 62 кг/год (на основании рекомендуемой нормы потребления хлеба Министерством здравоохранения Республики Беларусь).
По г. Борисову и Борисовскому району 187,6 х 62 = 11631,2 т
При такой емкости рынка удельный вес на нем нашего предприятия составляет более 100 % при объеме производства 22661,9 т/год.
На основании этих данных можно сделать вывод, что рынок производства хлебобулочных г. Борисова и Борисовского района перенасыщен, а несовпадение расчетной емкости потребительского рынка и показателя валового объема производства хлебобулочных изделий предприятиями, объясняется необходимостью выполнения прогнозных показателей, для чего часть производимой продукции необходимо вывозить за пределы.
Потребление хлеба и хлебобулочных изделий связано, в первую очередь, с благосостоянием населения, с ростом которого белорусский потребитель переходит от дешевой и калорийной пищи к более дорогим продуктам.
За последние годы в Республики Беларусь в целом произошло изменение потребления хлеба.
Рисунок 2.3 – Динамика потребления хлеба и хлебобулочных изделий в Республике Беларусь с 1995 – 2009 гг.
Источник: на основании
Из динамики видно, что с 1995 г. наблюдается спад потребления. За последние годы численность населения уменьшается, а соответственно и среднегодовое потребление хлеба и хлебобулочных изделий.
Основными факторами, оказывающими влияние на снижение производства хлебобулочных изделий, являются:
- сокращение численности населения;
- снижение потребления
хлебобулочных изделий
В структуре потребительских расходов домашних хозяйств, хлеб и хлебобулочные изделия занимают второе место – 17,3%.
Рисунок 2.4 – Структура потребительских расходов домашних хозяйств
Источник: на основании
По информации предприятия, хлеб с лактулозой – новый для белорусских потребителей вид продукции.
Также на фоне снижения потребления
хлебобулочных изделий в
Дзержинский, Вилейский, Жодинский, Молодечненский, Несвижский и Солигорский хлебозаводы, ИП «Элит Партнер» г. Борисов, ЧТУП «ВикТамГрупп» г. Борисов, Кулинария сети «Родная сторона» СООО «НТС» г. Борисов, кулинария кафе «Лявониха» г. Борисов обеспечивают выпуск конкурентоспособной продукции и максимальное удовлетворение покупательского спроса. Рост объемов производства и реализации обусловлен более низкими ценами, достойным товарным видом, наличием упаковки и рекламы на выпускаемые изделия.
Представим в Таблице 2.6 состав и структуру выпуска продукции предприятий – конкурентов Борисовского хлебозавода 2009 – 2010 гг.
Таблица 2.6 – Состав и
структура продукции
Хлебозавод |
Хлебобулочные, тонн |
Уд. вес, % |
Диетические, тонн |
Уд. вес, % |
Кондитерские, тонн |
Диабетические, тонн |
Сдобные изделия, тонн |
Уд. Вес, % |
Итого |
Уд. вес, % |
Борисов |
13192 |
28,8 |
4127 |
41,7 |
322,5 |
563 |
4158 |
29,4 |
22362,5 |
31,1 |
Дзержинск |
648 |
1,4 |
107 |
1,1 |
5,7 |
12 |
405 |
2,9 |
1177,7 |
1,6 |
Вилейка |
5436 |
11,9 |
628 |
6,4 |
57,0 |
30 |
1769 |
12,5 |
7920 |
11,0 |
Жодино |
4423 |
9,7 |
585 |
5,9 |
72,6 |
117 |
1285 |
9,1 |
6482,6 |
9,0 |
Молодечно |
10776 |
23,6 |
2144 |
21,7 |
237,0 |
286 |
3005 |
21,2 |
16448 |
22,9 |
Несвиж |
3200 |
6,9 |
387 |
3,9 |
21,6 |
76 |
901 |
6,4 |
4585,6 |
6,5 |
Солигорск |
8071 |
17,7 |
1910 |
19,3 |
149,0 |
132 |
2631 |
18,5 |
12893 |
17,9 |
Итого |
45746 |
100 |
9888 |
100 |
865,4 |
1216 |
14154 |
100 |
71869,4 |
100 |
Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере Борисовского хлебозавода