Конкурентоспособность продукции предприятия на примере Борисовского хлебозавода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Цель работы: исследование проблемы повышения конкурентоспо-собности продукции Борисовского хлебозавода и направление его совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….5
1.1 Конкурентоспособность продукции: понятие, показатели………….5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………..9
1.3 Конкурентная стратегия предприятия……………………………….13

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИ-СОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…………………………………………24
2.1 Организационно-экономическая характеристика Борисовского хлебо-завода…………………………………………………………………….24
2.2 Анализ конкурентов и рынков сбыта Борисовского хлебозаво-да……………………………………...………………………………….29
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозаво-да…...…………………………………………….………………………36

3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИСОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…..……………………….......43
3.1 Повышение конкурентоспособности за счет расширения ассорти-мента……………………………………………………………………...…43
3.2 Повышение конкурентоспособности через улучшение качества выпускаемой продукции………………………………………………...……49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………56

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….58

Вложенные файлы: 1 файл

1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ (Автосохраненный).docx

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее перспективным  улучшением ассортимента и качества продукции хлебозавода является обогащение их витаминно-минеральным комплексами, различными полезными добавками, пищевыми волокнами. Для повышения качества хлеба и хлебобулочных изделий, наряду с применением добавок, используются также улучшители, в связи с чем постоянно совершенствуются режим и способ их   получения. Для производства хлеба и хлебобулочных изделий на хлебозаводе в качестве улучшителя используют зародыши зерна, отруби, натуральное и сухое обезжиренное молоко, молочно-белковые концентраты, молочную сыворотку, картофельные продукты – сушеное пюре, крахмал, пивные и специальные пищевые дрожжи, сухие дрожжи, сухофрукты и т.д.

Как и во многих странах  мира, на Борисовском хлебозаводе применяется выработка хлебобулочных изделий с плодово-ягодными и овощными добавками, имеющими лечебно-профилактическое значение. Изделия с добавкой плодово-ягодных и овощных продуктов имеют более высокую биологическую ценность, более низкую калорийность, хорошие органолептические свойства и лучшую сохраняемость, чем традиционные массовые изделия. При выработке таких сортов хлеба используют яблочный сок – до 20 % от массы муки, пюре яблок – до 15%, пюре моркови – до 5%, яблочный порошок – до 5%, морковный порошок – до 2%, пюре из капусты и свеклы – до 5 %. На Борисовском хлебозаводе выпускаются хлеба с плодово-ягодными и овощными добавками – это хлеб «Прыгожы» с курагой, хлеб «Пажытны» с семечками и т.д.

Обогащённые продукты приобретают  полезные свойства, становятся функциональными, т.е. применение подобных добавок повышает качество, биологическую ценность и сохраняемость изделий, придает им лечебно-профилактические свойства, экономически выгодно и поэтому неуклонно растет во многих странах мира. Этому направлению, особенно с учетом экологической обстановки, следует уделить гораздо больше внимания. Новые сорта хлебов способствуют выведению из организма солей тяжелых металлов, токсинов и радионуклидов, рекомендуются при малокровии и заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Кондитерские изделия  пользуются большим спросом у  населения как продукты, удовлетворяющие  разнообразные вкусы потребителя. Увлечение сладостями приводит к  избыточному потреблению калорий, что существенно влияет на возникновение  хронических заболеваний. Обеспечение  рационального питания играет большую роль в жизнедеятельности и работоспособности человека, поэтому проблема снижения калорийности кондитерских изделий должна решаться путем частичной замены сахара, жира сырьём, богатым биологически ценными веществами, обогащённым балластными продуктами, белками, витаминами, минеральными веществами. Решению этой задачи способствует внедрение местного и нетрадиционного сырья, в результате чего формируются принципиально новые улучшенные виды кондитерских изделий. Этим сырьём являются молочная сыворотка, натуральные и сушёные фрукты и ягоды, фруктовые и овощные порошки, натуральное и сухое обезжиренное молоко, растительные сливки, орехи и другие. Установлена перспективность использования солодового экстракта в качестве аналога химических разрыхлителей, что способствует повышению качества готовых изделий, замедлению черствения в процессе хранения.

На Борисовском хлебозаводе выпускаются улучшенные кондитерские изделия  с различными добавками: торты «Медово-клюквенный», «Изобилие», торт «Ореховое удовольствие» с добавлением дробленных грецких орехов, торт «Творожный с черешней», торт «Творожно-фруктовый», пирожные «Виктория», отделанные растительными сливками и черносливом и т.д.

Хлебопечение является давно  существующей и неподверженной быстрым изменениям деятельностью. Однако в последнее время появилось много небольших предприятий, занимающихся этой деятельностью. Для того чтобы продукция хлебозавода пользовалась большим спросом у населения города и районов, недостаточно просто выпускать качественную продукцию, необходимы также мероприятия по сбыту продукции. В целях усиления позиций на рынке, хлебозавод уделяет максимум внимания рекламе своей продукции, пользуется услугами телевидения, радио и газет. Для увеличения объёмов продаж хлебозаводу необходимо уделить внимание сбыту продукции, нужно как можно больше информировать потребителя о своей продукции, ее потребительских свойствах и вкусовых качествах. Необходимо постоянно работать с покупателями, проводить выставки, ярмарки, дегустации, выпечки пробных партий новых видов продукции для изучения покупательского спроса, чтобы не выпускать продукцию, не пользующуюся спросом и т.д.

Данные мероприятия призваны помочь Борисовскому хлебозаводу не потерять свои позиции на рынке в конкурентной борьбе за потребителя.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основании проведенного анализа универсальное определение  по мнению автора курсовой работы звучит следующим образом: конкурентоспособность продукции – это способность продукции удовлетворить требования потребителя необходимым качеством, разумной ценой, надлежащим сервисом, заслуженной репутацией, хорошей рекламой.

Конкурентоспособность продукции  измеряется совокупностью показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели:

- качественные показатели  конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность,

- экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара.

- организационно-коммерческие показатели определяют конкурентоспособность товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии предприятия-изготовителя, результативности функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения.

Оценка конкурентоспособности продукции производится экспертным методом, путем сопоставления анализируемого образца с образцами конкурентами. Оценка производится аналогичной (наиболее схожей), по рассматриваемым параметрам продукции.

Показатель конкурентоспособности продукции для любого предприятия – это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, то есть характеристика состояния его внутренней среды, а также мера его реактивности относительно изменений внешних факторов. Кроме того, используя данный показатель можно оценить эффективность мер, которые были приняты по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования данной курсовой работы является продукция  Борисовского хлебозавода.

Рассмотрим номенклатуру выпускаемой продукции подробнее, то есть, что в себя включает каждый вид продукции:

    1. Хлебобулочные: хлеб; булочные; пироги, пирожки, пончики; сухари панировочные;
    2. Кондитерские;
    3. Хлебцы зерновые;
    4. Булочные 200 г. и менее;
    5. Сдобные изделия;
    6. Баранки;
    7. Диетические изделия;
    8. Диабетические изделия.

Номенклатура выпускаемой  продукции достаточно широка и включает в себя разнообразный ассортиментный ряд.

Основными конкурентами Борисовского хлебозавода являются Молодечненский хлебозавод и Солигорский хлебозавод.

Специалисты Борисовского хлебозавода работают над совершенствованием используемых и внедрением новых технологий производства хлебобулочных и кондитерских изделий, расширением ассортимента и улучшением качества выпускаемой продукции.

При анализе конкурентоспособности  продукции Борисовского хлебозавода за конкурентами определили образцы хлеба КУП «Минскхлебпром» и СООО «Смолевический хлебозавод», так как основные конкуренты рассмотренные в пункте 2.2 курсовой работы не поставляют свою продукцию на рынок г. Борисова, и мы не имели возможности ее оценить.

При проведении анализа конкурентоспособности  продукции хлебозавода, на основании рассчитанных показателей конкурентоспособности (относительный уровень и интегральный показатель), наиболее конкурентоспособным хлебом является хлеб «Островской», производства Борисовского хлебозавода, так как его относительный уровень конкурентоспособности наибольший, несмотря на то, что он имеет цену выше, чем у образца хлеба взятого за базу сравнения. Надо учесть тот факт, что один из хлебов-конкурентов реализуется не упакованным, что снижает к нему интерес потребителей.

Позиция Борисовского хлебозавода  по отношению к конкурентам рассмотренным в части 2 данной главы и конкурентам с которыми сравнивались образцы ржано-пшеничного хлеба наилучшая в каждом из перечисленных случаев. Сильным конкурентом в первом случае для Борисовского хлебозавода является Молодечненский хлебозавод, во втором – КУП «Минскхлебпром». Для удержания своего положения и укрепления позиций исследуемого предприятия необходимо осуществлять работу по следующим направлениям:

  1. развитие сети розничной торговли (аренда/строительство собственных розничных магазинов) не только в г. Борисове, но и за его пределами;
  2. разработка и внедрение новых видов хлебобулочной продукции;
  3. охват возможно большего числа клиентов (предполагает дальнейшее развитие отношений с другими областями республики и ближним зарубежьем);
  4. проведение расширенных выставок-продаж с дегустацией отдельных видов продукции в торговых предприятиях города, области;
  5. принятие быстрых и оперативных решений по вопросу дополнительного завоза продукции в течении всего рабочего дня по заявкам торгующих предприятий;
  6. работа по сокращению транспортных расходов предприятия на развоз продукции;
  7. создание соответствующей упаковки продукции предоставляемой на экспорт, например, вакуумную.

В экономической части  курсовой работы были приведены мероприятия  по улучшению качества выпускаемой  продукции и увеличения ассортимента Борисовского хлебозавода.

Основным предложением повышения  конкурентоспособности и привлечения новых покупателей явилось производство замороженного хлеба. Из приведенных расчетов в пункте 3.1 можем видеть, что производство замороженных хлебов не имеет конкурентов в Республике Беларусь. Затраты на наладку производства велики, однако, срок окупаемости не более двух лет, что с точки зрения автора очень выгодно, также прильщает в выпуске данного вида хлеба его рентабельность 20-60п.п., при том что у обычного хлеба этот показатель не достигает и 10п.п.. Однако, стоит учесть риск того, что замороженный хлеб – новый продукт на рынке и нет уверенности в том, что покупатели в Беларуси примут его также как и в Европе. Для этого необходимо провести глубокое маркетинговое исследование.

Немаловажным требованием к выпускаемой продукции было и остается ее высокое качество. Введение новых и более жестких требований к качеству товаров приведет к необходимости расширения технической базы лабораторий предприятия, повышению трудозатрат на технический контроль, разработке необходимых технических мероприятий, для повышения конкурентоспособности продукции. Тем не менее, высокие требования к качеству продукции, выпускаемой на предприятии, позволят стимулировать производителя выпускать качественную конкурентную продукцию широкого ассортимента.

В качестве основных мероприятий  по улучшению деятельности в области расширения ассортимента и улучшения качества хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий можно предложить следующее: следить за изменением спроса на данные группы товаров, проводить постоянные опросы потребителей, узнавать, что им нужно, какой ассортимент товаров они хотят видеть, следить за качеством производимой продукции, использовать высококачественное сырьё, а также осуществлять мероприятия по стимулированию сбыта (проведение дегустаций, ярмарок, использование услуг телевидения, радио и газет).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Гончаров, В. И. Менеджмент: учеб. пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Мисанта, 2003. – 623 с.
  2. Белый Е., Барашков С. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления.// Маркетинг. 2005 г. № 4 С.29-34.
  3. Исматова, И. М. Конкурентоспособность как фактор формирования стратегии развития предприятия//Вестник КАСУ. – 2008. - № 4. С. 17 – 24
  4. Гуркова, И. Б. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции/ И. Б. Гуркова, Н. Л. Титова// Маркетинг. – 1997. - №1. – с. 20 – 31.
  5. Бочаров, В. П., Воробьев Е. В. Организация экономического анализа конкурентоспособности продукции//Современные проблемы науки и образования. – 2007. - № 6 ч. 2. – С. 33-39
  6. Бакалягин, Г. Б.,— Конкурентоспособность малого предпринима-тельства // Вопросы статистики. – 2009. –№8. – С. 81-84
  7. Гамидов, Г. С. Инновации и конкурентоспособность – главные факторы устойчивого развития промышленных предприятий // Инновации. – 2009. –№ 1. – С. 85-91
  8. Кротков, А. М., Еленева Ю. А. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. –№6. – С. 59-78
  9. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие. – М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. – 406 с.
  10. Парахин, К. А., Парахина В. Н. Анализ понятия „конкурентоспособность“ // Сборник научных трудов СевКавГТУ. – Серия „Экономика“. – 2007. –№ 5. – С. 65-70
  11. Черников, А. В. Планирование развития конкурентоспособности предприятия/ Вестник Московского университета. – Сер. 6 „Экономика“. – 2007. –№ 3. – С. 57-66
  12. Пугачева, О. В. Маркетинг инноваций: региональный аспект: моногр. / О. В. Пугачева. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. – 234 с.
  13. Административно-управленический портал . – Режим доступа:http://www.aup.ru.
  14. Скляренко, В. К. Экономика предприятия: учебник/ В. К. Скляренко, В. М. Прудников. – М.: ИНФРА-М,2006. – 527 с.
  15. Мансурова, Н. А. Алгоритм оценки конкурентоспособности продукции// «Экономические исследования». – 2010. - №1. – С. 24 – 29: ил.
  16. Колесников С. Продукт качественный, потому что от качественной организации //Директор. – 2006. - № 9. -  С. 31 – 36
  17. А. В. Феронова Методические подходы конкурентоспособности продукции/А. В. Феронова, Б. И. Бородаенко//Молодой ученый. – 2011.- №10. Т.1. – С. 170 – 175
  18. Александрович Я.М. /Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции// Экономический бюллетень. 2006. - №7. С. 86-98.
  19. Мошнов, В. А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия. – 2005. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/ОСtegyt/ОСtegy/estimate_competitiveness.shtml. Дата ОСтупа: 03.11.2011
  20. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева, Н. Б. Антонова, Л. В. Гринцевич ; под ред. д-ра экон. Наук, проф. Л. Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719с.
  21. Основы маркетинга: Учеб. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг; Пер. с англ. 2 – е европ. Изд. М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильмис», 2007. – 656 с.
  22. Устав РУП «Борисовхлебпром» (новая редакция):Положение: Утв. Приказом Департамента по хлебопродуктам Минсельхоз и продовольствия Республики Беларусь, 14.06.2004, № 68.
  23. Организационный план РУП «Борисовхлебпром». – 2010.
  24. Отчет по маркетингу РУП «Борисовхлебпром». – 2010.
  25. Говачев, А. С. Экономика предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / А. С. Говачев. – Минск: Высш. Шк., 2008. – Ч. 2. – 464 с.
  26. Форум специалистов. Технология вкуса. – 2011. – Режим доступа: http://alex-culinar.ucoz.ru/publ/zamorozhennyj_khleb_novaja_biznes_vozmozhnost/1-1-0-36. Дата доступа: 17.11.2011

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере Борисовского хлебозавода