Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Цель работы: исследование проблемы повышения конкурентоспо-собности продукции Борисовского хлебозавода и направление его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….5
1.1 Конкурентоспособность продукции: понятие, показатели………….5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………..9
1.3 Конкурентная стратегия предприятия……………………………….13
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИ-СОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…………………………………………24
2.1 Организационно-экономическая характеристика Борисовского хлебо-завода…………………………………………………………………….24
2.2 Анализ конкурентов и рынков сбыта Борисовского хлебозаво-да……………………………………...………………………………….29
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозаво-да…...…………………………………………….………………………36
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИСОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…..……………………….......43
3.1 Повышение конкурентоспособности за счет расширения ассорти-мента……………………………………………………………………...…43
3.2 Повышение конкурентоспособности через улучшение качества выпускаемой продукции………………………………………………...……49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….58
Наиболее перспективным улучшением ассортимента и качества продукции хлебозавода является обогащение их витаминно-минеральным комплексами, различными полезными добавками, пищевыми волокнами. Для повышения качества хлеба и хлебобулочных изделий, наряду с применением добавок, используются также улучшители, в связи с чем постоянно совершенствуются режим и способ их получения. Для производства хлеба и хлебобулочных изделий на хлебозаводе в качестве улучшителя используют зародыши зерна, отруби, натуральное и сухое обезжиренное молоко, молочно-белковые концентраты, молочную сыворотку, картофельные продукты – сушеное пюре, крахмал, пивные и специальные пищевые дрожжи, сухие дрожжи, сухофрукты и т.д.
Как и во многих странах мира, на Борисовском хлебозаводе применяется выработка хлебобулочных изделий с плодово-ягодными и овощными добавками, имеющими лечебно-профилактическое значение. Изделия с добавкой плодово-ягодных и овощных продуктов имеют более высокую биологическую ценность, более низкую калорийность, хорошие органолептические свойства и лучшую сохраняемость, чем традиционные массовые изделия. При выработке таких сортов хлеба используют яблочный сок – до 20 % от массы муки, пюре яблок – до 15%, пюре моркови – до 5%, яблочный порошок – до 5%, морковный порошок – до 2%, пюре из капусты и свеклы – до 5 %. На Борисовском хлебозаводе выпускаются хлеба с плодово-ягодными и овощными добавками – это хлеб «Прыгожы» с курагой, хлеб «Пажытны» с семечками и т.д.
Обогащённые продукты приобретают полезные свойства, становятся функциональными, т.е. применение подобных добавок повышает качество, биологическую ценность и сохраняемость изделий, придает им лечебно-профилактические свойства, экономически выгодно и поэтому неуклонно растет во многих странах мира. Этому направлению, особенно с учетом экологической обстановки, следует уделить гораздо больше внимания. Новые сорта хлебов способствуют выведению из организма солей тяжелых металлов, токсинов и радионуклидов, рекомендуются при малокровии и заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Кондитерские изделия
пользуются большим спросом у
населения как продукты, удовлетворяющие
разнообразные вкусы
На Борисовском хлебозаводе выпускаются улучшенные кондитерские изделия с различными добавками: торты «Медово-клюквенный», «Изобилие», торт «Ореховое удовольствие» с добавлением дробленных грецких орехов, торт «Творожный с черешней», торт «Творожно-фруктовый», пирожные «Виктория», отделанные растительными сливками и черносливом и т.д.
Хлебопечение является давно существующей и неподверженной быстрым изменениям деятельностью. Однако в последнее время появилось много небольших предприятий, занимающихся этой деятельностью. Для того чтобы продукция хлебозавода пользовалась большим спросом у населения города и районов, недостаточно просто выпускать качественную продукцию, необходимы также мероприятия по сбыту продукции. В целях усиления позиций на рынке, хлебозавод уделяет максимум внимания рекламе своей продукции, пользуется услугами телевидения, радио и газет. Для увеличения объёмов продаж хлебозаводу необходимо уделить внимание сбыту продукции, нужно как можно больше информировать потребителя о своей продукции, ее потребительских свойствах и вкусовых качествах. Необходимо постоянно работать с покупателями, проводить выставки, ярмарки, дегустации, выпечки пробных партий новых видов продукции для изучения покупательского спроса, чтобы не выпускать продукцию, не пользующуюся спросом и т.д.
Данные мероприятия призваны помочь Борисовскому хлебозаводу не потерять свои позиции на рынке в конкурентной борьбе за потребителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного
анализа универсальное
Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели:
- качественные показатели
конкурентоспособности
- экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара.
- организационно-коммерческие показатели определяют конкурентоспособность товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии предприятия-изготовителя, результативности функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения.
Оценка конкурентоспособности продукции производится экспертным методом, путем сопоставления анализируемого образца с образцами конкурентами. Оценка производится аналогичной (наиболее схожей), по рассматриваемым параметрам продукции.
Показатель конкурентоспособности продукции для любого предприятия – это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, то есть характеристика состояния его внутренней среды, а также мера его реактивности относительно изменений внешних факторов. Кроме того, используя данный показатель можно оценить эффективность мер, которые были приняты по обеспечению конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования данной курсовой работы является продукция Борисовского хлебозавода.
Рассмотрим номенклатуру
выпускаемой продукции
Номенклатура выпускаемой продукции достаточно широка и включает в себя разнообразный ассортиментный ряд.
Основными конкурентами Борисовского хлебозавода являются Молодечненский хлебозавод и Солигорский хлебозавод.
Специалисты Борисовского хлебозавода работают над совершенствованием используемых и внедрением новых технологий производства хлебобулочных и кондитерских изделий, расширением ассортимента и улучшением качества выпускаемой продукции.
При анализе конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозавода за конкурентами определили образцы хлеба КУП «Минскхлебпром» и СООО «Смолевический хлебозавод», так как основные конкуренты рассмотренные в пункте 2.2 курсовой работы не поставляют свою продукцию на рынок г. Борисова, и мы не имели возможности ее оценить.
При проведении анализа конкурентоспособности продукции хлебозавода, на основании рассчитанных показателей конкурентоспособности (относительный уровень и интегральный показатель), наиболее конкурентоспособным хлебом является хлеб «Островской», производства Борисовского хлебозавода, так как его относительный уровень конкурентоспособности наибольший, несмотря на то, что он имеет цену выше, чем у образца хлеба взятого за базу сравнения. Надо учесть тот факт, что один из хлебов-конкурентов реализуется не упакованным, что снижает к нему интерес потребителей.
Позиция Борисовского хлебозавода
по отношению к конкурентам
В экономической части курсовой работы были приведены мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции и увеличения ассортимента Борисовского хлебозавода.
Основным предложением повышения
конкурентоспособности и
Немаловажным требованием к выпускаемой продукции было и остается ее высокое качество. Введение новых и более жестких требований к качеству товаров приведет к необходимости расширения технической базы лабораторий предприятия, повышению трудозатрат на технический контроль, разработке необходимых технических мероприятий, для повышения конкурентоспособности продукции. Тем не менее, высокие требования к качеству продукции, выпускаемой на предприятии, позволят стимулировать производителя выпускать качественную конкурентную продукцию широкого ассортимента.
В качестве основных мероприятий по улучшению деятельности в области расширения ассортимента и улучшения качества хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий можно предложить следующее: следить за изменением спроса на данные группы товаров, проводить постоянные опросы потребителей, узнавать, что им нужно, какой ассортимент товаров они хотят видеть, следить за качеством производимой продукции, использовать высококачественное сырьё, а также осуществлять мероприятия по стимулированию сбыта (проведение дегустаций, ярмарок, использование услуг телевидения, радио и газет).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере Борисовского хлебозавода