Конкурентоспособность продукции предприятия на примере Борисовского хлебозавода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Цель работы: исследование проблемы повышения конкурентоспо-собности продукции Борисовского хлебозавода и направление его совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….5
1.1 Конкурентоспособность продукции: понятие, показатели………….5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………..9
1.3 Конкурентная стратегия предприятия……………………………….13

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИ-СОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…………………………………………24
2.1 Организационно-экономическая характеристика Борисовского хлебо-завода…………………………………………………………………….24
2.2 Анализ конкурентов и рынков сбыта Борисовского хлебозаво-да……………………………………...………………………………….29
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозаво-да…...…………………………………………….………………………36

3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИСОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…..……………………….......43
3.1 Повышение конкурентоспособности за счет расширения ассорти-мента……………………………………………………………………...…43
3.2 Повышение конкурентоспособности через улучшение качества выпускаемой продукции………………………………………………...……49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………56

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….58

Вложенные файлы: 1 файл

1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ (Автосохраненный).docx

— 272.00 Кб (Скачать файл)

 

где: Мi – вес i-го свойства в общем наборе потребительских свойств;

Пi – средняя оценка i-го показателя;

n – число параметров, участвующих в оценке.

Данные Таблицы 2.9 показывают, что наиболее значимым показателем для потребителей является вкус и запах. На втором месте идет состояние мякиша (пористость и пропечённость), на третьем – внешний вид, цвет изделия, затем идут состояние поверхности хлеба и упаковка.

Таблица 2.9 – Определение коэффициентов весомости единичных показателей конкурентоспособности ржано-пшеничного хлеба

Наименование показателя

Оценка весомости (баллы) экспертов 

Сумма оценок значимости

Коэффициент весомости

1

2

3

4

5

1 Вкус и запах

5

5

5

5

5

25

0,33

2 Состояние мякиша 

2

4

4

3

4

17

0,23

3 Цвет 

4

2

3

4

3

16

0,21

4 Cостояние поверх-ности

3

3

2

2

2

12

0,16

5 Упаковка

1

1

1

1

1

5

0,07

Итого

15

15

15

15

15

75

1,0


Источник: собственная разработка

Балльная оценка потребительских  свойств исследуемых образцов проводится по 5-ти балльной шкале (5 – отлично; 4 – хорошо; 3 – удовлетворительно; 2 – не удовлетворительно; 1 – плохо). Результаты сведём в Таблицу 2.5.

Таблица 2.10 – Результаты балльной оценки исследуемых образцов хлеба

Показатели

Исследуемые образцы 

Хлеб  «Островской» Борисовский хлебозавод

Хлеб «Студенческий» СООО «Смолевический хлебозавод»

Хлеб «Бородинский» КУП «Минскхлебпром»

1 Вкус и запах

25

22

23

2 Состояние мякиша 

25

24

21

3 Цвет 

25

25

25

4 Cостояние поверхности

23

19

25

5 Упаковка

25

-

25

Итого

123

90

119


Источник: собственная разработка на основании Приложения К

Для проведения анализа реципиентами выступили потребители в возрасте 23, 46, 50, 20, 33 года, из них двое мужчин и три женщины, ответы представлены в Приложении К.

На основании Таблицы 2.10 построим Радар конкурентоспособности (Рисунок 2.10), на котором отобразим  бальное соответствие каждого отобранного образца хлеба оптимальному варианту с максимальными баллами.

Рисунок 2.10 – Радар конкурентоспособности

Источник: собственная разработка

Из Рисунка 2.10 видно, что  хлеб «Островской» Борисовского хлебозавода не уступает другим образцам по таким позициям как: вкус и запах, состояние мякиша, упаковка, цвет. Вся рассмотренная продукция имеет одинаково наивысший балл по позиции цвет.

По данным Таблицы 2.10 следует, что наилучшим образцом является хлеб «Островской» и хлеб «Бородинский» производителями которых являются Борисовский хлебозавод и КУП «Минскхлебпром». Они почти по всем показателям, за исключением показателя состояние поверхности хлеба, соответствуют требованиям потребителя и по пятибалльной шкале оценены на отлично.

Групповые показатели конкурентоспособности (индекс конкурентоспособности) составят:

- хлеб «Островской» Борисовский хлебозавод

 

- хлеб  «Студенческий»  СООО «Смолевический хлебозавод»

 

- хлеб  «Бородинский»  КУП «Минскхлебпром»

 

Из расчётов следует, что  наибольший индекс конкурентоспособности имеет хлеб «Островской» (0,987), затем хлеб «Бородинский» (0,937) и хлеб «Студенческий»(0,843).

Рассчитаем относительный  уровень и интегральный показатель конкурентоспособности оцениваемых образцов в сравнении с образцом-конкурентом (базовый образец) по формулам

 


(1.4) 

(1.5) 

где: К – относительный уровень конкурентоспособности;

Ки – интегральный показатель;

Imnj – групповой показатель по потребительским свойствам для j-го товара;

Imnj-k – групповой показатель по потребительским свойствам для товара-конкурента;

Сj – цена товара.

При показателе более единицы  уровень конкурентоспособности  товара больше, чем у товара-конкурента, если показатель менее единицы, это  говорит об обратном.

Для того чтобы, показать относительный  уровень конкурентоспособности хлеба, производства Борисовского хлебозавода за базовый образец примем ржано-пшеничный хлеб «Бородинский», производства КУП «Минскхлебпром» который по опросам продавцов магазина ОАО «Меркурий» пользуется таким же спросом, как и хлеб «Островской». Полученные результаты представим в Таблице 2.11.

Таблица 2.11 – Оценка конкурентоспособности исследуемых образцов ржано-пшеничного хлеба

Наименование товара

Цена в руб., Сj

Групповой показатель конкурен-тоспособности, Im.n.j

Уровень конкурен-тоспособности, К

Интегральный показатель, Ки

Хлеб «Островской» Борисовский хлебозавод

3680

0,987

1,053

0,00027

Хлеб «Бородинский» КУП «Минскхлебпром»

4200

0,937

-

0,00022

Хлеб «Студенческий» СООО «Смолевический хлебозавод»

3450

0,843

0,899

0,00024


Источник: собственная разработка

Установлена следующая шкала  градации оценки уровня конкурентоспособности товара (К):

1,0 – 0,99 – очень высокий  уровень конкурентоспособности;

0,98 – 0,95 – высокий уровень  конкурентоспособности;

0,94 – 0,90 – хорошая конкурентоспособность;

0.89 – 0.70 – удовлетворительная  конкурентоспособность;

0,69 – 0,10 – низкая конкурентоспособность.

Из Таблицы 2.11 следует, что хлеб «Островской» имеет очень высокий уровень конкурентоспособности, который равен 1,053, хлеб «Студенческий» имеет удовлетворительную конкурентоспособность, уровень конкурентоспособности которого равен 0,899. В связи с тем, что хлеб «Студенческий» не имеет упаковки, то и цена на хлеб ниже по сравнению с хлебами «Островской» и «Бородинский» и интегральный показатель конкурентоспособности, который учитывает цену товара  у данного хлеба, выше, чем у хлеба «Бородинский».

Конкурентоспособность выпускаемой  продукции – необходимое условие успешного развития хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. При проведении анализа конкурентоспособности продукции хлебозавода были выявлены наиболее значимые параметры, которые предъявляет потребитель при покупке хлеба. Наиболее важным является вкус и запах хлеба, однако сейчас потребитель всё чаще предъявляет требования к наличию упаковки хлеба. На основании рассчитанных показателей конкурентоспособности (относительный уровень и интегральный показатель), наиболее конкурентоспособным хлебом является хлеб «Островской» Борисовского хлебозавода, так как его относительный уровень конкурентоспособности составляет 1,053. Исходя из расчёта интегрального показателя конкурентоспособности, наиболее конкурентоспособными будут являться хлеба «Островской» и «Студенческий», однако, надо учесть тот факт, что хлеб «Студенческий» реализуются не упакованным, а, следовательно, на хлебе не имеется маркировки, информирующей потребителей о составе, сроках хранения и т.д. Так как в наше время население всё больше заботиться о своём здоровье, это с отрицательной стороны характеризует хлеб-конкурента. Исходя из этого, наиболее конкурентоспособным хлебом будет являться хлеб «Островской» производства Борисовского хлебозавода.

Позиция Борисовского хлебозавода  по отношению к конкурентам рассмотренным в части 2 данной главы и конкурентам с которыми сравнивались образцы ржано-пшеничного хлеба наилучшая в каждом из перечисленных случаев. Сильным конкурентом в первом случае для Борисовского хлебозавода является Молодечненский хлебозавод, во втором – КУП «Минскхлебпром». Для удержания своего положения и укрепления позиций исследуемого предприятия необходимо осуществлять работу по следующим направлениям:

    1. развитие сети розничной торговли (аренда/строительство собственных розничных магазинов) не только в г. Борисове, но и за его пределами;
    2. разработка и внедрение новых видов хлебобулочной продукции;
    3. охват возможно большего числа клиентов (предполагает дальнейшее развитие отношений с другими областями республики и ближним зарубежьем);
    4. проведение расширенных выставок-продаж с дегустацией отдельных видов продукции в торговых предприятиях города, области;
    5. принятие быстрых и оперативных решений по вопросу дополнительного завоза продукции в течении всего рабочего дня по заявкам торгующих предприятий;
    6. работа по сокращению транспортных расходов предприятия на развоз продукции;
    7. создание соответствующей упаковки продукции предоставляемой на экспорт, например, вакуумную.

 

  1. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ РУП «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»

 

    1. Повышение конкурентоспособности за счет расширения ассортимента

Хлеб, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, являясь ценными  питательными продуктами, тем не менее, не имеют в своем составе оптимального соотношения белков и углеводов (1:6 вместо 1:4). Белковые вещества хлеба и хлебобулочных изделий не содержат в достаточном количестве незаменимых аминокислот – лизина, триптофана, треонина и метионина. В хлебе, особенно из муки высших сортов, недостаточно кальция и витаминов. Все это вызывает необходимость повышения его пищевой ценности и качества.

Пищевая ценность хлеба может  быть повышена за счет:

  1. использования муки из цельно смолотого зерна и применения в хлебопечении побочных продуктов получения муки (отрубей);
  2. применения добавок (молока и молочных продуктов; соевой, гороховой и других видов муки; белковых изолятов и концентратов; овощных и фруктовых добавок; плазмы крови и др.).

Для повышения качества хлеба  и хлебобулочных изделий наряду с применением добавок используются также улучшители, в свези с чем постоянно совершенствуются режим и способ их получения.

Одним из перспективных способов повышения пищевой ценности хлеба  и хлебобулочных изделий является применение муки из цельно смолотого зерна, которая содержит белков на 5-8%, солей фосфора – в 3 раза, витамина В1 – в 1,5 раза, РР – в 2 раза больше, чем мука низких выходов. Кроме того, мука из цельно смолотого зерна наряду с более высокой пищевой ценностью имеет пониженную калорийность, что очень важно в современных условиях.

Оправданным, с точки зрения повышения биологической ценности, является применение зародыша, который аккумулирует в себе значительную часть биологически активных веществ. В нем в 3 раза больше белков и кальция, в 10 раз – жира, в 20 раз – тиамина, в 40 раз – рибофлавина и почти в 500 раз – токоферола, чем в пшеничной муке 1-го сорта. Добавка зародыша в количестве 5-15% широко практикуется в ряде зарубежных стран (Швеция, Германия, Чехия, Великобритания и др.), а также в России. Повышает биологическую ценность хлеба и добавка отрубей (до 15% к массе муки), придающая изделиям диетические свойства.

При добавлении к пшеничной  муке первого сорта 25% муки из пшеничных зародышей содержание белка в хлебе может быть увеличено почти вдвое, а содержание тиамина и рибофлавина также повышается в значительной степени.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере Борисовского хлебозавода