Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Цель работы: исследование проблемы повышения конкурентоспо-собности продукции Борисовского хлебозавода и направление его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….5
1.1 Конкурентоспособность продукции: понятие, показатели………….5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………..9
1.3 Конкурентная стратегия предприятия……………………………….13
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИ-СОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…………………………………………24
2.1 Организационно-экономическая характеристика Борисовского хлебо-завода…………………………………………………………………….24
2.2 Анализ конкурентов и рынков сбыта Борисовского хлебозаво-да……………………………………...………………………………….29
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозаво-да…...…………………………………………….………………………36
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИСОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…..……………………….......43
3.1 Повышение конкурентоспособности за счет расширения ассорти-мента……………………………………………………………………...…43
3.2 Повышение конкурентоспособности через улучшение качества выпускаемой продукции………………………………………………...……49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….58
где: Мi – вес i-го свойства в общем наборе потребительских свойств;
Пi – средняя оценка i-го показателя;
n – число параметров, участвующих в оценке.
Данные Таблицы 2.9 показывают, что наиболее значимым показателем для потребителей является вкус и запах. На втором месте идет состояние мякиша (пористость и пропечённость), на третьем – внешний вид, цвет изделия, затем идут состояние поверхности хлеба и упаковка.
Таблица 2.9 – Определение коэффициентов весомости единичных показателей конкурентоспособности ржано-пшеничного хлеба
Наименование показателя |
Оценка весомости (баллы) экспертов |
Сумма оценок значимости |
Коэффициент весомости | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
1 Вкус и запах |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
0,33 |
2 Состояние мякиша |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
17 |
0,23 |
3 Цвет |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
16 |
0,21 |
4 Cостояние поверх-ности |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
12 |
0,16 |
5 Упаковка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
0,07 |
Итого |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
75 |
1,0 |
Источник: собственная разработка
Балльная оценка потребительских свойств исследуемых образцов проводится по 5-ти балльной шкале (5 – отлично; 4 – хорошо; 3 – удовлетворительно; 2 – не удовлетворительно; 1 – плохо). Результаты сведём в Таблицу 2.5.
Таблица 2.10 – Результаты балльной оценки исследуемых образцов хлеба
Показатели |
Исследуемые образцы | ||
Хлеб «Островской» Борисовский хлебозавод |
Хлеб «Студенческий» СООО «Смолевический хлебозавод» |
Хлеб «Бородинский» КУП «Минскхлебпром» | |
1 Вкус и запах |
25 |
22 |
23 |
2 Состояние мякиша |
25 |
24 |
21 |
3 Цвет |
25 |
25 |
25 |
4 Cостояние поверхности |
23 |
19 |
25 |
5 Упаковка |
25 |
- |
25 |
Итого |
123 |
90 |
119 |
Источник: собственная разработка на основании Приложения К
Для проведения анализа реципиентами выступили потребители в возрасте 23, 46, 50, 20, 33 года, из них двое мужчин и три женщины, ответы представлены в Приложении К.
На основании Таблицы 2.10 построим Радар конкурентоспособности (Рисунок 2.10), на котором отобразим бальное соответствие каждого отобранного образца хлеба оптимальному варианту с максимальными баллами.
Рисунок 2.10 – Радар конкурентоспособности
Источник: собственная разработка
Из Рисунка 2.10 видно, что хлеб «Островской» Борисовского хлебозавода не уступает другим образцам по таким позициям как: вкус и запах, состояние мякиша, упаковка, цвет. Вся рассмотренная продукция имеет одинаково наивысший балл по позиции цвет.
По данным Таблицы 2.10 следует, что наилучшим образцом является хлеб «Островской» и хлеб «Бородинский» производителями которых являются Борисовский хлебозавод и КУП «Минскхлебпром». Они почти по всем показателям, за исключением показателя состояние поверхности хлеба, соответствуют требованиям потребителя и по пятибалльной шкале оценены на отлично.
Групповые показатели конкурентоспособности (индекс конкурентоспособности) составят:
- хлеб «Островской» Борисовский хлебозавод
- хлеб «Студенческий» СООО «Смолевический хлебозавод»
- хлеб «Бородинский» КУП «Минскхлебпром»
Из расчётов следует, что наибольший индекс конкурентоспособности имеет хлеб «Островской» (0,987), затем хлеб «Бородинский» (0,937) и хлеб «Студенческий»(0,843).
Рассчитаем относительный уровень и интегральный показатель конкурентоспособности оцениваемых образцов в сравнении с образцом-конкурентом (базовый образец) по формулам
(1.4)
(1.5)
где: К – относительный уровень конкурентоспособности;
Ки – интегральный показатель;
Imnj – групповой показатель по потребительским свойствам для j-го товара;
Imnj-k – групповой показатель по потребительским свойствам для товара-конкурента;
Сj – цена товара.
При показателе более единицы уровень конкурентоспособности товара больше, чем у товара-конкурента, если показатель менее единицы, это говорит об обратном.
Для того чтобы, показать относительный уровень конкурентоспособности хлеба, производства Борисовского хлебозавода за базовый образец примем ржано-пшеничный хлеб «Бородинский», производства КУП «Минскхлебпром» который по опросам продавцов магазина ОАО «Меркурий» пользуется таким же спросом, как и хлеб «Островской». Полученные результаты представим в Таблице 2.11.
Таблица 2.11 – Оценка конкурентоспособности исследуемых образцов ржано-пшеничного хлеба
Наименование товара |
Цена в руб., Сj |
Групповой показатель конкурен-тоспособности, Im.n.j |
Уровень конкурен-тоспособности, К |
Интегральный показатель, Ки |
Хлеб «Островской» Борисовский хлебозавод |
3680 |
0,987 |
1,053 |
0,00027 |
Хлеб «Бородинский» КУП «Минскхлебпром» |
4200 |
0,937 |
- |
0,00022 |
Хлеб «Студенческий» СООО «Смолевический хлебозавод» |
3450 |
0,843 |
0,899 |
0,00024 |
Источник: собственная разработка
Установлена следующая шкала градации оценки уровня конкурентоспособности товара (К):
1,0 – 0,99 – очень высокий уровень конкурентоспособности;
0,98 – 0,95 – высокий уровень конкурентоспособности;
0,94 – 0,90 – хорошая
0.89 – 0.70 – удовлетворительная конкурентоспособность;
0,69 – 0,10 – низкая
Из Таблицы 2.11 следует, что хлеб «Островской» имеет очень высокий уровень конкурентоспособности, который равен 1,053, хлеб «Студенческий» имеет удовлетворительную конкурентоспособность, уровень конкурентоспособности которого равен 0,899. В связи с тем, что хлеб «Студенческий» не имеет упаковки, то и цена на хлеб ниже по сравнению с хлебами «Островской» и «Бородинский» и интегральный показатель конкурентоспособности, который учитывает цену товара у данного хлеба, выше, чем у хлеба «Бородинский».
Конкурентоспособность выпускаемой
продукции – необходимое
Позиция Борисовского хлебозавода
по отношению к конкурентам
Хлеб, хлебобулочные изделия,
кондитерские изделия, являясь ценными
питательными продуктами, тем не менее,
не имеют в своем составе
Пищевая ценность хлеба может быть повышена за счет:
Для повышения качества хлеба и хлебобулочных изделий наряду с применением добавок используются также улучшители, в свези с чем постоянно совершенствуются режим и способ их получения.
Одним из перспективных способов
повышения пищевой ценности хлеба
и хлебобулочных изделий
Оправданным, с точки зрения
повышения биологической
При добавлении к пшеничной муке первого сорта 25% муки из пшеничных зародышей содержание белка в хлебе может быть увеличено почти вдвое, а содержание тиамина и рибофлавина также повышается в значительной степени.
Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере Борисовского хлебозавода