Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Цель работы: исследование проблемы повышения конкурентоспо-собности продукции Борисовского хлебозавода и направление его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….5
1.1 Конкурентоспособность продукции: понятие, показатели………….5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………..9
1.3 Конкурентная стратегия предприятия……………………………….13
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИ-СОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…………………………………………24
2.1 Организационно-экономическая характеристика Борисовского хлебо-завода…………………………………………………………………….24
2.2 Анализ конкурентов и рынков сбыта Борисовского хлебозаво-да……………………………………...………………………………….29
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозаво-да…...…………………………………………….………………………36
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИСОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…..……………………….......43
3.1 Повышение конкурентоспособности за счет расширения ассорти-мента……………………………………………………………………...…43
3.2 Повышение конкурентоспособности через улучшение качества выпускаемой продукции………………………………………………...……49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….58
Источник: собственная разработка
Представим Таблицу 2.6 графически на Рисунках 2.5, 2.6, 2.7 и 2.8 по продукции имеющей наибольший удельный вес в выпуске Борисовского хлебозавода, что видно из Рисунка 2.2.
Рисунок 2.5 – Структура предприятий – конкурентов в разрезе хлебобулочных изделий
Источник: собственная разработка
Из Рисунка 2.5 видно, что наибольший удельный вес в выпуске хлебобулочных изделий занимает Борисовский хлебозавод – 29п.п., однако у него имеется сильный конкурент – Молодечненский хлебозавод – 23п.п., а также хлебозавод г. Солигорска – 18п.п..
Рисунок 2.6 – Структура предприятий – конкурентов по выпуску диетической продукции 2010 г.
Источник: собственная разработка
Несомненным конкурентом-лидером по выпуску диетической продукции является Борисовский хлебозавод – 42п.п., это видно из Рисунка 2.6, также как и в предыдущем случае наиболее сильным конкурентом для анализируемого предприятия будет Молодечненский хлебозавод с удельным весом 22п.п. и Солигорский хлебозавод 19п.п..
Рисунок 2.7 – Структура предприятий – конкурентов по выпуску сдобных изделий 2010 г.
Источник: собственная разработка
На Рисунке 2.7 представлена
структура предприятий –
Рисунок 2.8 – Структура предприятий – конкурентов по общему выпуску продукции 2010 г.
Источник: собственная разработка
Анализируя Рисунки 2.5, 2.6, 2.7 и 2.8, можем выделить основных конкурентов по основным видам продукции для Борисовского хлебозавода, ими являются хлебозаводы г. Молодечно и г. Солигорска, при этом стоит обратить внимание на то что хлебозавод г. Борисова по всем видам продукции и в общем объеме выпуска имеет наибольший удельный вес и является основным производителем проанализированной выше продукции.
Изучение покупательского
спроса путем маркетинговых
Производство хлебобулочных и кондитерских изделий неразрывно связано со сбытом готовой продукции. С каждым годом для Борисовского хлебозавода изменяются условия и возможности добиваться желаемых результатов в продвижении и реализации продукции собственного производства.
Наиболее распространенной сегментацией на рынке хлебобулочных изделий является сегментация по категориям: хлеб (стандартный ассортимент, 20-25 позиций), батоны (5-6 позиций), нетрадиционные сорта с полезными добавками (порядка 10), мелкоштучные и сдобные изделия (более 20 позиций).
Данный принцип делит рынок на две ниши:
1. Хлебобулочные изделия массового спроса, который составляет основную часть ассортимента производителей хлебобулочных изделий.
2. Нетрадиционные хлебобулочные
изделие – хлебобулочные
Сегодня развитие рынка хлебобулочных изделий происходит в основном за счет нетрадиционных сортов, растет спрос на новые сорта хлеба с более сложной рецептурой и сдобу, в то время как потребление «Социального» хлеба достаточно стабильно на протяжении уже нескольких лет – его доля составляет около 50%.
Сегодня хлебопекарная промышленность целенаправленно работает над наращиванием выпуска продукции повышенной пищевой ценности. Наиболее эффективным и экономически доступным путем улучшения пищевой ценности муки является ее обогащение витаминами, минеральными веществами, микроэлементами и сбалансированными по аминокислотному составу белками. С этой целью могут использоваться активные соединения растительного происхождения, в частности, зерновые продукты, отруби.
Применение упаковки, надолго
сохраняющей свежесть хлеба, открыло
перед хлебопекарной
Развитие рынка кондитерских
изделий характеризуется
- значительная концентрация производства;
- разработка новых видов кондитерских изделий;
- увеличение потребления шоколадных изделий, особенно в премиум - классе
- ориентация потребителей на удобство употребления, что ведет к разработке новых видов упаковки;
- повышение зависимости
производителей от торговых
- активное проникновение
на рынок международных
- рост доли фасованных изделий и увеличение продаж «брендированной» продукции;
- увеличение зависимости
уровня продаж от объемов
Важной тенденцией развития рынка в настоящий момент является усложнение продукции: в сегменте печенья – в сторону роста сложных видов печенья, в секторе кексов и рулетов – в сторону динамичного наращивания производства упакованных рулетов, мини-рулетов и мини-кексов.
Основными рынками сбыта для Борисовского хлебозавода являются г. Борисов и Борисовский район, города Российской Федерации. Расчеты по поставке продукции представим в Таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Рынки сбыта Борисовского хлебозавода
Рынок |
Поставляемая продукция, тонн |
Удельный вес, % |
г. Борисов |
9120,2 |
40,2 |
Борисовский район |
2511 |
11,1 |
Российская Федерация |
11030,7 |
48,7 |
Итого |
22661,9 |
100 |
Источник: собственная разработка
Как можем увидеть из Таблицы 2.7 основным рынком сбыта является экспорт продукции в Российскую Федерацию 48,7п.п., в г. Борисов поставляется 40,2п.п. произведенной продукции и оставшиеся 11,1п.п. продукции поставляется в магазины Борисовского района.
Для большей наглядности представим Таблицу 2.7 в виде круговой диаграммы на Рисунке 2.9.
Рисунок 2.9 – Структура рынков сбыта Борисовского хлебозавода
Источник: собственная разработка
С октября 2007 года Борисовский хлебозавод начал постоянную поставку хлебобулочных и кондитерских изделий в г. Смоленск Российской Федерации через дилера и регионального представителя Борисовского хлебозавода.В планах на 2011 год начать отгрузку в г.Сафоново, г.Ярцево.
В 2009 году поставлено на экспорт хлебобулочных и кондитерских изделий на сумму 284,31 тыс. долларов США, рост 124 % по сравнению с 2009 годом.
В результате маркетинговых исследований мы выяснили, что невозможно добиться существенного увеличения объемов экспорта хлебобулочных и кондитерских изделий без развитой товаропроводящей сети, обеспечивающей надежные и выгодные для торговли условия поставок, а также удобную и простую схему расчетов.
Ведомственная торговая сеть Борисовского хлебозавода на 01.01.2011 года насчитывает 13 объектов со среднесписочной численностью работников 32 человека.
Результаты работы собственной торговой сети Борисовского хлебозавода за 2010 год по сравнению с 2009 годом представлены в следующей таблице:
Таблица 2.8 – Состав каналов сбыта Борисовского хлебозавода 2009 – 2010 гг.
Наименование торгового объекта |
2009 год |
2010 год |
отклонение ± |
Количество торговых объектов: |
10 |
13 |
+3 |
Магазины |
4 |
5 |
+1 |
Павильоны |
4 |
6 |
+2 |
Купавы |
3 |
5 |
+2 |
Выездные |
- |
1 |
+1 |
Источник: собственная разработка на основании
Как можем видеть из Таблицы 2.8 количество торговых объектов Борисовского хлебозавода на 2010 год увеличилось на 3 единицы и составили 13 единиц. Это говорит о том, что Борисовский хлебозавод увеличивает количество каналов сбыта и расширяет рынки сбыта.
Специалисты Борисовского хлебозавода работают над совершенствованием используемых и внедрением новых технологий производства хлебобулочных и кондитерских изделий, расширением ассортимента и улучшением качества выпускаемой продукции.
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозавода
На современном этапе
развития экономики
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка.
Существует множество методов оценки конкурентоспособности продукции. Выделяют измерительный, расчетный, традиционный, экспертный, дифференциальный, смешанный методы. При оценке продукции имеющей множество единичных показателей конкурентоспособности (различающихся по значимости), применяется комплексный метод. Наиболее распространенным методом оценки конкурентоспособности продукции является социологический, который основан на устном опросе или на материалах анкет-вопросников, выставок, аукционов и т.д..
Объектом данного исследования является продукция Борисовского хлебозавода.
На сегодняшний день предприятие является основным поставщиком хлеба и хлебобулочных изделий на рынок г. Борисова и Борисовского района.
Конкурентоспособность продукции Борисовского хлебозавода будем оценивать по ржано-пшеничному хлебу.
Оценивать конкурентоспособность ржано-пшеничного хлеба Борисовского хлебозавода будем в сравнении с хлебом КУП «Минскхлебпром» и СООО «Смолевический хлебозавод», так как основные конкуренты представленные в пункте 2.1 данной курсовой работы, не поставляют свою продукцию на рынок г. Борисова.
На момент совершения закупки для проведения исследований были выбраны по наиболее схожим показателям (вес, состав, форма и др.) изделия следующих производителей:
- ржано-пшеничный хлеб «Островской», массой 0,8 кг, производитель Борисовский хлебозавод;
- ржано-пшеничный хлеб «Бородинский», массой 0,8 кг, производитель КУП «Минскхлебпром»;
- ржано-пшеничный хлеб
«Студенческий», массой 0,8 кг, производитель
СООО «Смолевический
Для оценки конкурентоспособности ржано-пшеничного хлеба были проведены маркетинговые исследования для выделения параметров оценки, а именно устный опрос. В опросе приняло участие 15 человек в возрасте от 18 до 50 лет. После проведения маркетинговых исследований и обработки данных были получены следующие результаты:
- покупатели употребляют
хлеб каждый день, при этом
предпочтение отдают ржано-
- при покупке хлеба
потребителей привлекает
- потребители оценивают качество хлеба по вкусу и запаху, состоянию мякиша, внешнему виду, а также по состоянию поверхности хлеба;
- приобретая хлеб, покупатели руководствуются критериями: качество и цена, наличие упаковки;
- качество хлеба, выпускаемого на Борисовском хлебозаводе, оценено как хорошее;
- покупатели предпочитают приобретать хлеб в упаковке;
- цены на хлеб потребителей устраивают, а ассортимент – не совсем;
- большинство покупателей считают, что Борисовскому хлебозаводу необходимо дальнейшее совершенствование и расширение ассортимента.
На основании маркетингового исследования, собранной информации, а также с учетом требований ГОСТ 639-95 «Хлеба Белорусские. Общие технические условия» о товаре сформулируем перечень конкурентоспособных потребительских свойств, которые являются наиболее важными при покупке данной продукции:
1) вкус и запах;
2) состояние мякиша (пористость, пропечённость);
3) внешний вид, цвет хлеба;
4) состояние поверхности (наличие глянца, крупных подрывов);
5) упаковка.
Пяти экспертам было предложено
определить весомость каждого
Коэффициент весомости (Mi) для каждого потребительского свойства рассчитывается по формуле:
, (1.2)
где: Хij – оценка i-го свойства j-го эксперта;
m – количество экспертов;
n – количество свойств.
Расчет групповых показателей
конкурентоспособности для
Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере Борисовского хлебозавода