Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:09, курс лекций
Уровень влияния лоббинга на Евросоюз. Институты и институциональные требования. Лоббирование компаниями в Европейском Союзе. Роль лоббинга на примере отраслей. Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.
Табачная промышленность и ее союзники использовали все виды стратегий, чтобы предотвратить консенсус квалифицированного большинства голосов. В определенном смысле для табачной промышленности это было проще, чем для лоббистов общественного здравоохранения – намого проще заблокировать проект предложения, так как это требует всего один хорошо продуманный барьев, тогда как продвижение предложения, как правило, предполагает преодоление множества барьеров. Лоббисты, поддерживающие общественное здоровье должны ыли действительно преодолеть разные барьеры. Одновременно это не было лобби, обладающее соизмеримым влиянием с лобби табачной промышленности по следующим причинам:
Намного позже, когда активность противников стала снижаться, во второй половине 1997 года стало казаться возможным достижения утверждения квалифицированным большинством, представители интересов общественного здравоохранения попытались напрямую влиять на приняте политических решений. Лобби общественного здравоохранения очень активно воздействовало на голландское и датское правительство, потому что именно их голоса становились решающими. Обоим правительствам было послано огромное количество писем организаций, занимающихся общественным здоровьем с целью убедить голосовать за запрет. Наконец, в декабре 1997 года квалифицированное большинство, включая Голландию и Данию приняло запрет рекламы табака и табачных изделий.
Правилo утверждения квалифицированным большинством было очень важно в политическом процесса утверждения запрета рекламы табака. Как табачная промышленность, так и его союзники и общественное медицинское лобби это хорошо понимали. Как было описано, промышленность пыталась повлиять на высокопоставленных политиков на национальном уровне, чтобы сохранить то меньшинство на европейском уровне, которое бы запрет блокировало. Эту внутреннюю стратегию поддержали внешними стратегиями, такими как компания в масс-медиа.
1.4.2 Председательство : поиск компромиссов
В контексте переговов Совета председательство играет значительную роль. Ожидется, что страна-председатель будет вести переговоры как честный посредник , придерживаясь принципа нейтралитета. Когда стороны неспособны придти к компромиссному решению, председатель может предложить „компромиссный проект по праву председательства“. Эта неформальная норма дает заинтересованным группам возможность влиять на председателя.
To, что заинтересованные группы хорошо понимают роль председателя иллюстрировано политическим документом июня 1996 года, который издала Европейская лига против рака, обратившись в нем к правительству Ирландии оставить проект „на столе“ и отказаться от действий в направлении слабого компромисса или даже, еще хуже, к резолюции в течение председательства Ирландии во второй половине 1996 года. Политический документ категорично ссылылся на возможную смену в Великобритании в 1997 году: „ Возможные политические изменения в Великобритании не останутся без внимания в Германии. Давление на немецкое правительство, чтобы оно было против запрета табака как такового, не исходит только от производителей табака, но также от рекламных агенств, эти источники сейчас оказывают давление на принятие договора o компромиссе в немецком проекте с целью нарушить общеевропейский запрет рекламы табачных изделий.“
Пищевая политика : Лоббирование агропромышленности
Европейской сельское хозяйство и пищевая промышленность – это третий по величине работодатель в Европе, занимая 1 миллионов человек в сельском хозяйстве и 4,1 миллиона в пищевой промышленности и производстве напитков. Обработка продуктов – это крупнейшая производственная отрасль в Европейском Евросоюзе. Эти данные не включают ресторанный бизнес и мелкую торговлю продуктами. Однако интерес об этих объемах связан не столько с экономическим значением, а с проблемами , с которыми этой отрасли приходилось встречаться в последние годы и способами решения этих проблем.
2.1 С фермы на тарелку
Из совокупности достаточно технических проблем, решаемых в закрытых политических обществах сельскохозяйственная и продовольственная политика начиная 90-ыми годами развились в дочтаточно сильную отдельную политическую отрасль, что отразилось на изменениях структуры Европейской Комиссии, когда Генеральный директорат Sanco получил расширенные полномочия, касающиеся регулирования безопасности продовольствия, которое перешло к нему от Генерального директората Сельского хозяйства и других Директоратов Еврокомиссии. Однако Совместная Сельскохозяйственная Политика (далее ССП) до сих пор остается в значительной степени в сфере ответственности DG Сельское хозяйство. Этот Директорат последние 20 лет подвергался постоянно усиливающейся критике по причине увеличения дотаций из бюджета Сообщества и созданию избытков, но противостоял и новым проблемам, касающимся новых актеров в области торговой политики и особенно последствий ССП для юга Европы. Тема безопасности провольствия получила новое значение в политике ЕС в первую очередь из-за рисков подделок и обесценивания продовольствия (скандал с диоксином) и болезнями животных, которые переносятся на людей (BSE). Существовали постоянные страхи перед пестицидами, ветеринарными препаратами и аллергенами, а несколько групп защитников окружающей среды занималось спором относительно генно-модифицированных продуктов. Дочтаточно недавно отрасль решала проблему избыточного веса европейцев и отношение ожирения к кардивискуларным болезням, сахарному диабету и т.п. хотя это только один из ряда параметров взаимосвязи между здоровьем и продуктами. Еще одним примером являются аллергии. Люди должны сами отвечать за выбор продуктов питания и количество спорта и движения в своей жизни, но именно продовольственная промышленность попала под критику за производство продуктов питания, которые содержат много сахара, соли и т.п. Промышленность защищалась тем, что не существует ни хороших ни плохих продуктов, а отсутствие или владение навыками правильного питания.
Основной проблемой тут остается определение приемлимого риска и ответственности за уровень приемлимости этого риска: потребители, торговля, производители илиправительство?
Кроме этого se потребители все больше интересуются качеством продуктов и способ сельскохозяйственного производства и последующей обработки (способ обращения с животными, био-производство и т.п.). Производители сельхозпродукции утверждают, что качество скорее вопрос рынка а не общественного регулирования. Это решение потребителя, что выбрать в комбинации цены и качества, чему отдать предпочтение и подтвердить свою удовлетворение повторными покупками продукции. Тем не менее это убеждение не вступает в общественную политику из-за видения Еврокомиссия, которая представляет будущее сельского хозяйства Сообщества в акцентах на на конкурентные выгоды Европы в высоком качестве, продуктах с высокой добавочной стоимостью и производстве, которая не вредит окружающей среде. В любом случае, хотя качество продуктов не требует такого же жесткого контроля со стороны еврокомиссаров как безопасность продуктов, оно остается важной частью закулисной борьбы вокруг пищевой промышленности. Это можно характеризовать как сдвиг от политики производства к политике широкого потребления. Действие этого явления стали видны именно в отрасли сельского хозяйства, чем в иных отраслях - потребители продуктов политизированы больше, чем потребители автомобилей.
Совместно с общемировой
интеграцией поставщиков
Отрасль была горизонтально разделена на разные сегменты производственных процессов. Поставщики, средства для защиты полодов, сельскохозяйственные машины сельскохозяйственных компаний, ветеринарные препараты и конечные услуги имеют свою собственную организационную структуру, которая разделена на конкретные деятельности. Земледельцы представляют собой дочтаточно дружную группу, с серьезным политическим влиянием большим, чем их экономический вес (если не в каждом государстве, то точно – в общеевропейском масштабе).
В принципе, нельзя обобщать промышленность обработки продовольствия. Там существует молочная промышленность, пивная промышленность, обработка мяса, мельницы, промышленность по обработке фруктов и овощей. Эти отрасли не имеют много общего и между ними не существует особых экономических отношений. Их важной общей характеристикой является только обработка органического материала, который производит сельское хозяйство.
2.2 COPA: от ключевого внутреннего игрока в оппозицию
История Комитета организаций профессиональных земледельцев (COPA) – это история организации, которая начала свою деятельность как ключевой игрок внутренний игрок в рамках Европейского сообщества и до 90-х былa в oппозиции к ССП, где она былa неспособна защищать своих членов созданием конструктивной альтернативы к проекту реформы, предложенной Евроомиссией. COPA не была способна реагировать на предложенный вид реформ или подать свои собственные предложения.
В 70-е былa для ССП создан Генеральный директорат (DG-VI), который был под влияние Франции и который был известен Генеральный директорат по сельскому хозяйству. Был введен новый метод „средних цен“, но он удовлетворил только земледельцев и вел к возникновению бюджетного кризиса, которая стала причиной деструкции. Земледельцы никогда не получили то, что требовали , но достигли значительного повышения цен и европейское лобби их открыто ненавидело, как самую влиятельную заинтересованную группу. С тех пор влияние COPA снижается. Комитет перестал быть способен создавать общую политику после реформ MacSharryho в 1992 , которынечных и интервенционных цен.
COPA в 1999 потеряла свою монополию на представление, когда Европейская Комиссия официально признала Европейскую конфедерацию земледельцев. (CPE). Она была основана как федерация национальных и региональных организаций в 1988 году и представляет небольших и альтернативных земледельцев и поэтому стоит на позициях отличных от COPA, хотя и не является прямым конкурентом.
Хотя COPA утверждает, что находится в постоянном контакте с s Европейским парламентом и особенно его Комитетом по сельскому хозяйству и развитию деревни, не концентрирует на этих контактах свои приоритеты , как иные рганизации, что отражается в реальности, где гарантированные затраты ССП не входят в совместное принятие решений. COPA описывает себя, как „ динамичную силу европейского сельского хозяйства“, но во многих случаях часто меняющийся вектор ее политики оставил на окраине политических игр, откуда она только безучасно наблюдает за происходящим.
2.3 CIAA. Растущая эффективность
Конфедерация производителей продовольствия и напитвок в Евросоюзе (CIAA) увеличила свою эффективность активной реакцией на инициативы Комиссии и тем, что объединалась с другими заинтересеванными лицами. Еще в 80-х организацию никто не считал особо эффективной, уделяя основное внимание достижению договоренностей на переговорах о маркировке товаров, обозначении добаков, сроков хранения и т.п.
CIAA была основана UNICEF в 1982 году как приемник Комиссии продовольственной и питьевой промышленности. Изменение правил, проведенные в 2000 году открыла возможность прямого членства компаниям, что позволило создать гибридную струтктуру организации CIAA, которую имеют многие другие европейские промышленные федерации. Большие наднациональный компании создавали ad hoc группы с целью устранить непреодолисые проблемы внутри CIAA и тем избежать ослабления организации. Долгое время конституция не разрешала наднациональным компаниям играть ту значимую роль, которую они должны были играть в связи с занимаемой позицией на рынке. Решение ESD o дижонской черной смородине сделало за них большинство работы тем, что открыло внутренний рынок и остановило лавину предложений запрещающих норм, которые посылали чиновники Еврокомиссии. Здесь однако не было никакой заслуги CIAA как организации.
CIAA объединяет 26 национальных федераций (включая Норвегию, Хораватию и Турцию как наблюдателей), 22 крупных производителей продольствия и напитков, объединенных в Контактном комитете, и 32 европейских отраслевых объединения начиная производителями мороженного и заканчивая производителями семолины. Структура голосования общего собрания отражает финансовые вложения разных групп:
Организация хорошо обеспечена в финансовом плане – бюджет в 3,7 миллиона Евро на 2006 год и секретариат, который был обновлен в 2005 году и 22 сотрудника. Также как и все такие объединения, серьезно надеется на материалы экспертов компаний и объединений, причем располагает примерно 700 такими специалистами, участвующими в работе Комитетов и экпертных групп.
CIAA имеет прямые контакты на высоком уровне с членами Еврокомиссии, члены Eвропарламента и представителями страны-председателя ЕС, средняя интенсивность встреч порядка 50 в неделю, включая председателя или функционеров или руководителей политических Комитетов. CIAA уделила большое внимание построению отношений с Европейским парламентом и имеет отдельного сотрудника, который отвечает за эти отношения.
Ключевым моментом стратегии CIAA является построение сетей совместно с другими заинтересованными лицами. Рядом с этой межнациональной сетью, объединяющей ряд национальных организаций, имеет еще 6 отдельных политик, ориентированных на сети с актерами в продовольственных сетях, сельскохозяйственной политике, рестораторстве, спорте и здоровьи, добавок и в продуктах, безопасности продуктов, GMO и упаковке. Например сеть, касающаяся питания и здоровья поддерживает ее в направлении Европейского объединения современных ресторанов (которое представляет интересы ресторанов фаст-фуда) и Европейского объединения продавцов и , в горизонтальной плоскости, с Федерацией европейской промышленности спортивных товаров и Мировой федерацией рекламных агенств. Она также часть Союза за конкурентную европейскую промышленность, которая состоит из объединения 2 ведущих промышленных отраслей, которое занимается проблематикой конкурентоспособности и некоторыми аспектами регулирования.
В то время, как значение CIAA как посредника в широкой политической структуре возрастало, так институциональные требования и растущее признание со стороны крупных компаний ее торговых интересов участием в политических дебатах, разнообразие присутствия в продовольственной промышленности остается на все так же крепких позициях.