Механизмы вовлечения физических лиц в структуру финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является выявление механизмов вовлекающих физические лица в структуру финансового рынка.
Задачи:
1. Определить динамику развития финансовых инструментов.
2. Проанализировать современные финансовые инструменты, со стороны их привлекательности для физического лица.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава1 Динамика развития финансового рынка, исторический аспект.
1.1 История вовлечения физических лиц в структуру
Финансового рынка…………………………………………………………..7
1.2 Современный этап развития инструментов вовлечения физических
В структуру финансового рынка…………………………………………….23
Глава2 Экспертиза финансового рынка - Сибирского региона.
2.1 Финансовый рынок сегодня, перспективы его развития………………33
2.2 Анализ предлагаемых финансовых услуг в городе Томске…………...40
Глава3 Тематический план лекционных занятий по курсу
«Финансы физических лиц».
3.1 Тематическое планирование занятий по курсу: « Финансы
физических лиц»……………………………………………………………..64
3.2 Лекционные занятия.……………………………………………………..66
Общие выводы и заключение……………………………………………………...95
Список использованной литературы……………………………………………...97

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ани фроловой.doc

— 683.00 Кб (Скачать файл)

- Венчурные фонды в России появились в начале 1990-х.  
      Итогом этого этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление всех возможных видов ценных бумаг со всеми возможными сроками действия, эмитированными в основном корпорациями и государством. Можно также считать, что к концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий). Появляются венчурные фонды.

Основными формальными  вехами второго этапа стали: 
- система приватизационного законодательства 1992-1994 гг.; 
- создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг   

      В 1992 – 1993 гг. Точкой отсчета для этого этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”, который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь, решающей для развития инфраструктуры рынка.

     По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Резко увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов (хотя и крайне низкой степени надежности), ориентированных на работу именно с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей (выпуск казначейских обязательств (КО)). 
Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов; формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в том числе в ценные бумаги; а также притока на рынок ценных бумаг средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках). 
     Для третьего этапа развития рынка характерны следующие основные признаки:

Правовой базой для  создания паевых инвестиционных фондов послужил Указ Президента № 765 от 26.07.1995 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации". Чуть позже ФКЦБ России разработала комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность паевых инвестиционных фондов. 
- появление в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг (вступление в силу ГК РФ, Законов РФ “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”); 
- позитивные качественные изменения 1994-1996 гг., связанные с развитием инфраструктуры - свыше 200 лицензированных регистраторов, подготовка (хотя и конфликтная) к созданию центрального депозитария, постепенное развитие кастодиальных услуг, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников

рынка); 
- общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и капитализации рынка.

-Сделаны первые инвестиции  в венчурные фонды в  1995 году.

  Важнейшим качественным  отличием данного этапа развития  РЦБ было также растущее международное признание российского рынка. В доперестроечный период в Советском Союзе в обращении находилось незначительное количество видов ценных бумаг — облигации государственных займов, сберегательные книжки на предъявителя, расчетные чеки, в ограниченных масштабах использовались дорожные чеки в рублях и иностранной валюте. Предпосылки для развития отечественного рынка ценных бумаг были созданы в 1987—1992 гг. Принятые в то время законодательные акты о реформировании государственной собственности провозгласили в качестве одного из основных направлений экономической реформы приватизацию государственных и муниципальных предприятий путем их акционирования. Решение этой проблемы невозможно без использования различных видов ценных бумаг и высокоорганизованного рынка ценных бумаг. Первой массовой ценной бумагой переходного этапа к рыночной экономике стал приватизационный чек, введенный в обращение в 1992 г. На момент приватизации первостепенной задачей Чекового инвестиционного фонда являлась налаживание контактов между потенциальными инвесторами и отечественными предприятиями и организациями. В начале чековые фонды достаточно хорошо справлялись со своей ролью. Несмотря на столь удачный старт, ЧИФ довольно скоро перестали должным образом выполнять свои функции. А люди, которые ими управляли, превратили чековые фонды в инструмент личного обогащения и ЧИФ стали использоваться для перераспределения материальных (и в том числе денежных средств) в пользу своих аффилированных лиц. Уже в 1993 г. широкое распространение получили различные злоупотребления с приватизационными чеками. Их стали подделывать с целью использования в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также продажи. В этот же период появляются дорожные чеки — это платежный документ, являющийся, главным образом, средством обеспечения валютой туристов, он представляет собой денежное обязательство выплатить обозначенную в чеке сумму владельцу, чей образец подписи проставляется на дорожном чеке в момент его продажи. Дорожные чеки выпускаются в национальной и иностранной валюте различного достоинства. Эмитентами дорожных чеков являются коммерческие банки, другие кредитные и финансовые учреждения, а также туристические организации. Правовой базой для создания паевых инвестиционных фондов послужил Указ Президента № 765 от 26.07.1995 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации". Чуть позже ФКЦБ России разработала комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность паевых инвестиционных фондов. Необходимо также отметить, что в процессе создания правовой базы ПИФ были приняты во внимание основные недостатки чековых инвестиционный фондов, которые препятствовали выполнению поставленных перед ними задач. В середине 90-х годов широкое распространение получил бесконтрольный выпуск органами субъектов Федерации облигационных займов, векселей и других ценных бумаг, сумма которых превышала их экономические возможности. Порой выпуск этих ценных бумаг осуществлялся без надлежащей регистрации, без решения законодательных органов, без соответствующего экономического обоснования. Выпуск векселей публичными органами повлек негативные последствия для экономики отдельных регионов. Вексель стал использоваться не как инструмент оформления задолженности, а как средство расчетов, заменяющее реальные деньги. Достаточно широкое распространение получили случаи хищения акций высоколиквидных предприятий путем представления поддельных договоров, выписок из реестра акционеров, доверенностей и иных документов. Предметом посягательства становятся, как правило, бездокументарные акции. Руководители государственных и коммерческих организаций, злоупотребляя должностными полномочиями, совершают хищения ценных бумаг, скрывая факт приобретения ценных бумаг от учета, с оформлением подложных оправдательных документов.

     В 1992—1993 гг. начался первый этап активного строительства “финансовых пирамид. Основные этапы деятельности финансовых пирамид: Первой фирмой, начавшей свою мошенническую деятельность в 1991 году, была фирма "Пакс" в Волгограде. Ее руководителя до 1994 года у 1722 вкладчиков похитили 2 млрд. 356 млн. 960 тыс. руб.; В 1992 году было совершено уже 9 таких преступлений в 7 регионах страны. Количество потерпевших составило 150 тыс. чел., а сумма похищенного исчислялась 157,5 млрд. руб.; В 1993 году финансовых мошенничеств было совершено 33 в 17 регионах страны. Сумма похищенного составила 300 млрд. руб. и 218 тыс. долл. ; Наибольшее распространение крупные мошенничества на рынке частных инвестиций получили в 1994 году, когда сумма похищенного превысила 454 млрд. руб. и 13,5 млн. долл., а количество обманутых вкладчиков составило 430 тыс. человек. Рейтинг томских компаний по реализации своей продукции можете просмотреть в приложении нашей работы. [1] География мошенничества расширилась до 36 регионов. Начался процесс легализации преступно нажитых средств и их инфильтрация в законный бизнес; С середины 1994 года начинается период нарастающей нестабильности финансовых компаний. Этот период ознаменовался крахом таких финансовых гигантов, как АО "МММ" и ИЧП "Властилина", началом лавинообразного процесса закрытия и исчезновения более мелких финансовых компаний;Период с сентября 1994 г. по март 1995 г. - фактически этап разрушения финансового рынка частных инвестиций и снижения активности финансовых пирамид. После краха крупнейших компаний в крупных городах, развертывается деятельность по созданию филиалов компаний "Хопер-Инвест" и "Русский дом селенга" ("РДС") в российских регионах, средних и малых городах, жители которых не имели личного опыта участия в деятельности финансовых пирамид; Приблизительно 250 финансовых компаний функционировали только в одной Москве в различные отрезки времени. К началу 1995 года более 100 компаний полностью прекратили и выплаты дивидендов, и возврат вкладов; В 1995 году количество мошеннических структур сократилось до 24, а сумма похищенного - до 32 млрд. руб. В 1996 году крупных мошенничеств зарегистрировано не было; Эпоха финансовых пирамид 1994-1995 гг. обладала рядом особенностей. Одними из основных были отрицательное отношение к государству и правительству вследствие событий предыдущих лет и довольно высокий уровень инфляции, которые способствовали возникновению и успешному функционированию финансовых пирамид. Контроль государственных органов за положением на рынке ценных бумаг практически отсутствовал. Правовым основанием функционирования рынка ценных бумаг в тот период являлось Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР 1991 г., в котором было предусмотрено, что к выпуску и обращению на территории РСФСР допускаются только те ценные бумаги, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве экономики и финансов РСФСР и получили в установленном порядке государственный регистрационный номер. Однако перечисленные нормы фактически не действовали, так как отсутствовал надлежащий механизм контроля за соблюдением соответствующих требований, не была установлена административная и уголовная ответственность за злоупотребления при выпуске и размещении ценных бумаг. Но затем последовал крах нескольких чисто мошеннических “пирамид”, организаторы которых скрылись с денежными средствами вкладчиков. Вкладчики других подобных компаний ринулись изымать вложенные средства, но ни одна финансовая структура, которая инвестирует средства вкладчиков в акции других предприятий, не в состоянии в короткий срок удовлетворить требования своих инвесторов по возвращению им вложенных средств. Возник эффект “домино”, который в течение нескольких месяцев обрушил финансовый рынок сначала в С.-Петербурге, а затем и в других регионах страны. В июле 1993 г. Правительством РФ было введено лицензирование деятельности по изготовлению сертификатов акций акционерных обществ . В октябре 1993 г. появился Указ Президента РФ “О мерах по обеспечению прав акционеров” Инвестиционные компании появились практически во всех регионах России, все они работали в условиях отсутствия строгого государственного контроля за деятельностью на рынке частных инвестиций и противоречивого, часто меняющегося законодательства. Эти обстоятельства обусловили высокую степень риска как самих частных инвестиций, так и деятельности финансовых компаний на этом сегменте рынка. Последствия не замедлили сказаться, и к концу 1995 г. большинство подобных организаций прекратили выплаты своим вкладчикам, в отношении их руководителей были возбуждены уголовные дела.Параллельно шел процесс формирования таких инвестиционных институтов, как страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, венчурные фонды которые также использовались преступниками для завладения денежными средствами граждан. Нередко организаторы финансовых пирамид становились учредителями и страховых компаний, в которых инвесторам предлагалось застраховать свои инвестиции. Коммерческие банки в указанный период также в значительной степени формировали свои доходы за счет привлечения частных инвестиций и спекулятивных операций, связанных с обналичиванием денежных средств и куплей—продажей валюты. Массовое банкротство компаний не могло не сказаться и на положении коммерческих банков, страховых фирм, негосударственных пенсионных фондов. Только в 1995 г. Центральный банк РФ отозвал лицензии у 315 коммерческих банков. В середине 90-х годов широкое распространение получил бесконтрольный выпуск органами субъектов Федерации облигационных займов, векселей и других ценных бумаг, сумма которых превышала их экономические возможности. Порой выпуск этих ценных бумаг осуществлялся без надлежащей регистрации, без решения законодательных органов, без соответствующего экономического обоснования.

      Однако бурный рост отечественного рынка был прерван кризисом 1998 года, когда в одночасье рынок откатился к нулевой точке своего развития. 
Можно выделить основные причины кризиса: 
"Раздутость" рынка, выраженная в отсутствии в большинстве случаев обеспечения у обращаемых ценных бумаг, в т.ч. ГКО; 
Финансовые пирамиды;Низкая платежеспособность участников рынка (кризис неплатежей);Кризис доверия со стороны иностранных участников, спровоцированный крупным финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии в 1997году;Несовпадение динамики пассивов и активов банков; Снижение доходных статей министерства финансов (налоги). 

1.2. Современный этап развития инструментов вовлечения физических лиц в структуру  финансового рынка.

     С крахом рынка в 1998 году активность на финансовых рынках резко снизилась. Финансовый кризис крайне негативно сказался на инвестиционной деятельности в России. Российские и иностранные инвесторы с недоверием стали относиться ко всем российским ценным бумагам, в том числе акциям и облигациям частных компаний. Они понесли огромные убытки из-за неисполнения государством и коммерческими банками своих первоначальных обязательств, остановки рынка ГКО, «обвала» курса рубля и ценных бумаг российских компаний. Финансовый кризис распространился на всю экономику страны: у компаний и граждан упали доходы, ухудшилось финансовое положение компаний-эмитентов. Организации, которые добровольно или в соответствии с требованиями российского законодательства держали часть средств в государственных ценных бумагах, оказались на грани банкротства. Кризис 1998 года надолго подорвал доверие населения к вложению средств в ценные бумаги, а также доверие к банкам и другим организациям, занимающимся инвестициями. И только сейчас, спустя несколько лет, доверие российских и иностранных инвесторов к российскому финансовому рынку восстанавливается. Об этом, в частности, свидетельствует рост курса акций крупнейших российских компаний, который резко упал сразу после кризиса 1998 года.

     Стало очевидно, что рынок в том виде, в котором его привыкли видеть в конце прошлого столетия, перестал существовать. Реанимационные действия Правительства постепенно привели к возрождению рынка – это выразилось в выпуске в период с 1999 по 2003 годы внушительного числа нормативных документов, которые расставили по местам всех участников рынка.

     Также кризис 1998 года привел к спаду деятельности многих страховых компаний. Однако в 1999 году множество документов было принято и направлено на регулирование и укрепление страховой деятельности.

     В конце 90-х у строителей финансовых пирамид в России открылось второе дыхание. Снова, как и в начале 90-х, люди отдают свои деньги под сомнительные гарантии людям, которых еще вчера не знали. В способах отъема денег у населения сегодняшние аферисты существенно обошли своих коллег первой волны. Они предпочитают действовать в небольших российских городах. Бизнес-клуба "РуБин" имеет больше прав называться крупнейшей финансовой пирамидой России XXI века, поскольку конечной целью его клиентов было не получение квартиры, а прибыль от вложенных денег. Стоит заметить, что бизнес-клуб, под вывеской которого привлекались деньги, не был самостоятельным юрлицом. А ООО САН не имело ни лицензии Банка России, ни лицензии Федеральной службы по финансовым рынкам. Таким образом, деятельность этой компании больше всего напоминает МММ в ее самом позднем варианте . Вместе с тем, возможности для злоупотреблений на рынке частных инвестиций, в том числе с использованием принципов финансовой пирамиды Понци, сохраняются. Это относится к тем секторам финансового рынка, где ослаблен, отсутствует, либо крайне затруднен социального правовой государственный контроль. Сегодня к таким сфера относятся - негосударственное пенсионное обеспечение и финансовые операции в сети Интернет.

Многие НПФ  работают по принципу финансовой пирамиды. Они аккумулировали средства вкладчиков и инвестировали их в рискованные проекты.

 В 2000 году произошел  дефолт. Думаю, на отечественной  экономике дефолт сказался положительно: частично ушли с рынка иностранные  конкуренты, уступив место отечественному  бизнесу. Поэтому, в основном, дефолт коснулся частных лиц, которые не могли по полгода вытащить свои вклады из банков.     После дефолта у людей пропала вера в финансовые инструменты. Они перестали доверять банкам и фондовому рынку. Заработанные деньги люди вкладывали в реальные активы, в то, что можно потрогать руками - машины, квартиры, дома, землю. 
    И сейчас отголоски дефолта слышны. Многие до сих пор не доверяют ни банкам, ни ПИФам, ни акциям. Они боятся что их снова "кинут". 
    Но обратная тенденция уже есть - молодежь стала задумываться о своем финансовом будущем, о пенсии. Пожилые люди тоже не остаются в стороне от изменений, они становятся вкладчиками ПИФов и используют банки не только как место для оплаты коммунальных платежей. Таким образом, возникновение проблем можно ожидать в первую очередь у небольших банков, имеющих небольшой опыт ипотечного кредитования и проводивших агрессивную политику по привлечению клиентов, предлагая кредиты с высоким LTV или не требуя документального подтверждения доходов.

    В январе 1999году на рынке появилась новая европейская валюта Евро, которая заменила собой Экю. 11 Европейских государств зафиксировали обменные курсы по отношению к Евро. Европейский центральный банк начал управлять валютной политикой Европейского валютного союза (EMU).   Возможность работы на финансовых рынках Азии, Европы и Америки стала доступной, благодаря их объединению в одну глобальную коммуникационную сеть. 24-х часовой доступ на валютный рынок позволяет открывать и закрывать позиции в наиболее благоприятное время и по лучшей цене. Большие прибыли могут быть получены при относительно небольшом депозите в течение короткого промежутка времени. Для открытия позиции достаточно одного телефонного звонка или простого нажатия на клавишу "мыши" (при проведении операций с помощью нашей информационно-торговой системы).

     В результате, когда в 2001 году с развивающихся рынков началось бегство капитала, из России бежать было просто некому, и ее финансовые рынки не пострадали. Вплоть до 2002 г. состояние российского финансового рынка характеризовалось: низкой емкостью всех сегментов рынка;недостаточной ликвидностью сегментов с низкими рисками и низкой доходностью, а также высокими рисками и низкой ликвидностью сегментов рынка, обеспечивающих высокую доходность по вложенным средствам; неразвитостью сегмента срочных финансовых инструментов, позволяющего страховать (хеджировать) риски потери вложенных средств. К 2001 году в России насчитывалось около 40 венчурных фондов с суммарным капиталом в $4 млрд, однако объем вложенных ими средств за эти годы составил всего $580 млн в 250 проектов

Информация о работе Механизмы вовлечения физических лиц в структуру финансового рынка