Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 23:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия и разработка проекта мероприятий по увеличению прибыли.
Исходя из данной цели можно выделить следующие задачи:
Проанализировать показатели работы предприятия;
Изучить конкурентоспособность продукции;
Выявить причины снижения прибыли;
1.Введение………………………………………………………………………5
2. Теоретическая часть…………………………………………………………8
2.1. Понятие прибыли и рентабельности как важнейших
показателей оценки деятельности коммерческого предприятия……………8
2.2. Стратегия управления прибыльностью
коммерческого предприятия…………………………………………………..14
3. Аналитическая часть…………………………………………………………17
3.1. Общая характеристика филиала « Кадуйский молокоперерабатывающий завод»…………………………………………………………………………….17
3.2. Анализ производства и реализации продукции…………………………..20
3.3. Анализ товарной продукции……………………………………………….23
3.4. Анализ использования основных фондов и
производственных мощностей………………………………………………….29
3.4.1.Анализ состояния и движения основных фондов……………………….30
3.4.2. Анализ фондовооруженности и эффективного
использования основных фондов………………………………………………31
3.4.3. Анализ использования производственных мощностей………………..32
3.5. Анализ оборотных средств и эффективности их использования……….33
3.6. Анализ структуры управления…………………………………………….37
3.7. Анализ трудовых ресурсов и оплаты труда………………………………43
3.7.1. Анализ использования рабочего времени………………………………47
3.7.2. Анализ организации оплаты труда………………………………………48
3.8. Анализ себестоимости продукции…………………………………………51
3.9. Анализ прибыли и рентабельности………………………………………..56
3.10. Анализ конкурентноспособности продукции……………………………61
4.1. Обоснование и расчет мероприятий,
направленных на увеличению прибыли ……………………………………..
4.2. Расчет экономической эффективности и технико – экономических показателей ДП…………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Основная цель деятельности предприятия (фирмы) находится в тесной связи с жизненным циклом предприятия. На стадии его «рождения» главной целью выступает борьба за выживание, а основной задачей — выход на рынок (заявление о себе); на стадии «детства» — соответственно кратковременная прибыль при укреплении положения на рынке; в «юности» — ускоренный рост прибылей на основе роста реализации и завоевания своей части рынка; на стадии «ранней зрелости» — постоянный рост объемов и освоение новых направлений деятельности (диверсификация деятельности) ; на стадии «зрелости» предприятие заботится о своем имидже (когда возможны скидки с цены и другие меры, привлекающие покупателей к данному предприятию (фирме)) и сбалансированном росте всех показателей, на стадии «старения» — обеспечение сохранения завоеванных позиций и стабильности работы; на стадии «выживания» — поиск новых идей, способствующих омолаживанию предприятия. Оценка жизненных циклов предприятия (фирмы) с позиции прибыльности показывает, что оно должно за период с рождения до зрелости обеспечить достижение максимальной прибыли, а это в свою очередь создаст предпосылки для его возрождения на новом витке развития.
2.2. Стратегия управления прибыльностью
коммерческого предприятия
Рост и развитие предприятия (фирмы) тесно связаны с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения прибыли,
Росту прибыли предприятия содействует манипулирование тремя переменными, определяющими его рентабельность: 1) ускорением товарооборачиваемости; 2) уменьшением массы издержек; 3) увеличением нормы прибыли путем повышения цен.
Это самые основные переменные. Вместе с тем фирмы, успешно функционирующие на западном рынке, считают, что долгосрочная прибыльность компаний (фирм) зависит от значительно большего числа факторов (более 30), характеризующих состояние конкурентной ситуации, ситуации на рынке производителя, рыночной ситуации. И поэтому важно в процессе разработки стратегического плана управления прибылью не упустить из виду и ряд других важных факторов (капиталоемкость, относительное качество продукции (торговых услуг), относительную долю предприятия (компании) на рынке, производительность труда).
Между целями развития предприятия и факторами, их определяющими, существует тесная связь [2].
Если целью является обеспечение потребности в накоплениях на производственное развитие, тогда важнейшими факторами выступают структура реализации товаров и услуг, уровень торговых надбавок, цены реализации, объем, структура и эффективность использования ресурсного потенциала, размер прибыли. Если цель — обеспечение устойчивого положения предприятия (фирмы), то она достигается на основе обеспечения устойчивых отношений с поставщиками, банками и другими контрагентами (количество проданных товаров, цена единицы) и достаточного размера прибыли.
Если целью является удовлетворение интересов собственника имущества, важнейшими факторами, обеспечивающими се достижение, становятся объем собственных и привлеченных оборотных средств и эффективность их использования, размер прибыли.
Если предприятия в качестве первоочередной цели определяют обеспечение социального потребления и социального развития коллектива, то основными факторами, которые должны быть использованы для ее достижения, выступают издержки обращения, численность и состав используемых трудовых ресурсов, меры государственного регулирования (нормы и нормативы отчислений в различные фонды социальной защиты населения и т. п., минимальная заработная плата, минимальный прожиточный уровень и т. п.), размер прибыли.
Все вышеназванные цели и факторы сами находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
В экономической реальности прибыль в большинстве случаев одновременно является полученной, заработанной и допускаемой.
Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту прибыли (при использовании всех возможностей), способствовали достижению важнейших целей развития предприятия (фирмы).
3. Аналитическая часть
3.1. Общая характеристика
Филиала « Кадуйский
« Кадуйский
Филиал «Кадуйский
Местонахождение: РФ Вологодская обл. п. Кадуй, ул. Западная, 13.
Филиал «Кадуйский молокоперерабатывающий завод» не является юридическим лицом, не обладает обособленным имуществом, не имеет баланса.
Основными целями
Основная деятельность – переработка молоко, производство следующих наименований продукции:
«Кадуйский
В 1952 году производство было частично механизировано и расширено. В ассортимент стали входить сыромолочная продукция: молоко, сметана, творог, сыры; а также масло топленое. С 1960года было начато производство сгущенного молока.
Произведенная продукция отгружалась и распределялась централизованно.
В 1977 году Кадуйский
маслозавод был закрыт и
В настоящее время мощность предприятия составляет до 30 тонн сырья в сутки.
Продукция филиала «Кадуйский молокоперерабатывающий завод» очень цениться на рынках молочной продукции по всей Вологодской области и даже за ее пределами. Такая высокая оценка обусловлена хорошим качеством продукции, приверженностью многих потребителей, доверием к ее качеству, свежести, экологической и гигиенической чистоте .
На предприятии происходит разработка новых видов продукции, идет работа по совершенствованию упаковки. Так в августе 2004 года началось производство Йогурта с разными вкусовыми добавками, а в декабре этого же года еще и с курагой, какао, джемом. При фасовке цельномолочной продукции в 2004 году перешли к использованию разноцветной упаковки. При фасовке сметаны планируется перейти к герметичной упаковке полистирольных стаканчиков платинкой, что позволит увеличить срок хранения и улучшить внешний вид.
Удовлетворение потребностей жителей Вологодской области и работников газовой промышленности по всей стране в молоке и молочных продуктах – важная задача филиала «Кадуйский молокоперерабатывающий завод».
Проведем анализ за 2
года показателей размера
Таблица 3.2.
Технико-экономические показатели деятельности филиала «Кадуйский молокоперерабатывающий завод» в 2003-2004 г.г.
Показатели |
2003 г. тыс. руб. |
2004 г. тыс. руб. |
Отклонение | |
+ – |
% | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Товарная продукция, тыс. руб. без НДС |
32 303 |
29 204 |
-3099 |
- 9,6 % |
2. Валовая продукция, тыс. руб. |
32 332 |
29 229 |
-3103 |
-9,6 % |
3. Среднегодовая стоимость ОПФ , тыс. руб. |
4 242 |
11 123 |
+6881 |
+ в 2,6 раза |
4. Численность работников, в т.ч. ППП, человек |
66 |
63 |
-3 |
-4,6 % |
5. Фонд заработной платы, тыс. руб. |
3 009 |
3 024 |
+15 |
+0,4 % |
6. Заработная плата в месяц, тыс. руб. |
3,8 |
4,0 |
+0,2 |
+5,2 % |
Продолжение таблицы 3.2. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. Выпуск продукции, тонн: Цельномолочная продукция в производство в т.ч. Молоко цельное Кисломолочная продукция Сливки Сметана Творог Масло животное Сыры Молочные консервы Закуплено молока, тонн Себестоимость товарной продукции, тыс. руб. Прибыль от производства продукции, тыс. руб. Рентабельность производства, % |
1 383,9
574 114,8 3 59,1 93,6 136,9 7,9 394,6 4 491,6
30 804
1 499
4,8 % |
1 732
1035,4 223 5,4 65,2 156,6 74,5 14,4 157,5 3 247,9
28 289
915
3,2 % |
-348,1
+461,4 -108,2 2,4 +6,1 +63 -62,4 +6,5 -237,1 -1243,7
-2515
-584
|
-25,1 %
+80,3 % +94,2 % +80 % +10,3 % + 67,3 % -45,6 % +82,2 % -60,1 % -27,7 %
-8,2 %
-39 %
|
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод , что товарная продукция в 2004 году по сравнению с 2003 годом уменьшилась на 3099 тыс. рублей или на 9,6 %. Произошло уменьшение валовой продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 3103 тыс. рублей или на 9,6 %. Резко возросла в 2004 году среднегодовая стоимость основных фондов в 2,6 раза. Снизился общий объем производства продукции, так как объем закупленного молока (сырья) уменьшился на 27,7 %. Прибыль в 2004 году составила 915 тыс. рублей, это на 584 тыс. рублей меньше (-39 % ) , чем в 2003 году.
3.2. Анализ производства и реализации продукции
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Исходя из этого, анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.
Анализ производства продукции начинается с изучения динамики товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста.
Таблица 3.2.
Данные по динамике товарной продукции в 2000-2004 г.г.
Годы |
Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс. руб. 2004 года |
Темпы роста % | |
базисные |
цепные | ||
2000 |
18 663 |
100 |
100 |
2001 |
26 211 |
140 |
140 |
2002 |
38 189 |
114 |
146 |
2003 |
32 303 |
134 |
85 |
2004 |
29 204 |
156 |
90 |
Из этой таблицы видно, что в 2004 году объем товарной продукции возрастает по сравнению с 2000 годом на 56 % или на
10 541 тыс. руб., а по отношению к 2003 году она уменьшилась на
10 % или 3 099 тыс. руб.
Для предприятия важно
Выполнение плана продукции основывается на сравнении фактического и планового выпуска продукции.
Таблица 3.3.
Данные по структуре производства продукции в 2003-2004 г.г.
Виды продукции |
Объем производства, тонн |
Отклонение плана 2004г. от 2003г. |
Отклонение фактического выпуска 2004г. от |
Объем производства продукции принятый в зачет выполнения плана | ||||||
2003г. |
2004г. |
плана 2004г. |
2003г. | |||||||
факт |
план |
факт |
тонн |
% |
тонн |
% |
тонн |
% | ||
Молоко цельное |
574 |
987,7 |
1035,4 |
413,7 |
72% |
47,7 |
4,8% |
461,4 |
80,3% |
987,7 |
Кисломолочная продукция |
114,8 |
209,5 |
223 |
94,7 |
82% |
13,5 |
6,4% |
108,2 |
94,2% |
209,5 |
Сливки |
3 |
4,7 |
5,4 |
1,7 |
56,6% |
0,7 |
14,8% |
2,4 |
80% |
4,7 |
Сметана |
59,1 |
61,2 |
65,2 |
2,1 |
3,5% |
4 |
6,5% |
6,1 |
10,3% |
61,2 |
Творог |
93,6 |
108,8 |
156,6 |
15,2 |
16,2% |
47,8 |
43,9% |
63 |
67,3% |
108,8 |
Масло животное |
136,9 |
73,8 |
74,5 |
-63,1 |
-46,1% |
0,7 |
0,9% |
-62,4 |
-45,6% |
73,8 |
Сыр |
7,9 |
13,9 |
14,4 |
6 |
75,9% |
0,5 |
3,5% |
6,5 |
82,2% |
13,9 |
Молочные консервы |
394,6 |
350 |
157,5 |
-44,6 |
-11,4% |
-192,5 |
-55% |
-237,5 |
-60,1% |
157,5 |
Итого |
1383,9 |
1809,6 |
1732 |
425,7 |
30,7 |
-77,6 |
-4,3% |
347,7 |
25,1% |
1617,1 |
Отклонение |
-10,7 |