Прибыль и рентабельность предпрятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия и разработка проекта мероприятий по увеличению прибыли.
Исходя из данной цели можно выделить следующие задачи:
Проанализировать показатели работы предприятия;
Изучить конкурентоспособность продукции;
Выявить причины снижения прибыли;

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………5
2. Теоретическая часть…………………………………………………………8
2.1. Понятие прибыли и рентабельности как важнейших
показателей оценки деятельности коммерческого предприятия……………8
2.2. Стратегия управления прибыльностью
коммерческого предприятия…………………………………………………..14
3. Аналитическая часть…………………………………………………………17
3.1. Общая характеристика филиала « Кадуйский молокоперерабатывающий завод»…………………………………………………………………………….17
3.2. Анализ производства и реализации продукции…………………………..20
3.3. Анализ товарной продукции……………………………………………….23
3.4. Анализ использования основных фондов и
производственных мощностей………………………………………………….29
3.4.1.Анализ состояния и движения основных фондов……………………….30
3.4.2. Анализ фондовооруженности и эффективного
использования основных фондов………………………………………………31
3.4.3. Анализ использования производственных мощностей………………..32
3.5. Анализ оборотных средств и эффективности их использования……….33
3.6. Анализ структуры управления…………………………………………….37
3.7. Анализ трудовых ресурсов и оплаты труда………………………………43
3.7.1. Анализ использования рабочего времени………………………………47
3.7.2. Анализ организации оплаты труда………………………………………48
3.8. Анализ себестоимости продукции…………………………………………51
3.9. Анализ прибыли и рентабельности………………………………………..56
3.10. Анализ конкурентноспособности продукции……………………………61
4.1. Обоснование и расчет мероприятий,
направленных на увеличению прибыли ……………………………………..
4.2. Расчет экономической эффективности и технико – экономических показателей ДП…………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая прибыль и рентабельность предприятия.doc

— 785.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализируя статьи затрат, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимает «Сырье» 66,9 %  в 2003 году и 64 % в 2004 году.

В 2004 году происходит снижение удельного веса «Сырья», его стоимость снижается на 2576,7 тыс. рублей или на 12,4 % в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

Параллельно снижаются затраты по статьям «Вспомогательные материалы на технологические нужды» на 92,9 тыс. рублей или на 24 % , затраты на «Тару и упаковку» на 499,4 тыс. рублей  или 17,7 % в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

Негативным для получения прибыли является увеличение таких затрат как  «Амортизация» на 499,6 или почти в 3 раза и «Общехозяйственные расходы» на 37,4 тыс. рублей или 2,3 %, которые относятся к постоянным затратам.

 

 

3.9. Анализ прибыли и рентабельности

 

Конечным  положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее использовании ресурсов, так как прибыль- основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой- она служит источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумме прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли.

Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов.

 

Таблица 3.18.

Данные по рентабельности товарной продукции

Наименование

Товарная продукция тыс. руб.

Себестоимость тыс. руб.

Прибыль тыс. руб.

Рентабельность, %

Цельное молоко

7632

6780

852

10,9 %

Кисломолочная продукция

1746

1576

170

10,7 %

Сливки питьевые

111

105

6

5,7 %

Сметана

2328

2241

87

3,8 %

Творог жирный

2229

1967

262

13,3 %

Итого цельномолочная продукция

 

14046

 

12619

 

1427

 

11,3 %

Нежирная продукция

2172

1554

618

40 %

Масло

6712

8295

-1583

-19 %

Молочные консервы

5329

4863

466

9,5 %

Сыр «Адыгейский»

656

638

18

2,8 %

Сыр «Угличская плетенка»

227

210

17

8 %

Прочая продукция

62

60

2

3,3 %

Итого

29204

28289

915

3,2 %


           

      Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что прибыль от производства продукции составила 915 тыс. рублей, что меньше уровня 2003 года на 584 тыс. рублей.

      Самой рентабельной  является низко жирная продукция, особенно творог нежирный - 40 % рентабельности.

        Производство масло является необходимым, не смотря на убыточность (- 19 % рентабельности), так как после его производства появляются отходы, необходимые для производства других продуктов.

        Уменьшение  прибыли объясняется уменьшением  объема производства, что связано  с уменьшением спроса на продукцию  «Кадуйского молокоперерабатывающего  завода».

 

Таблица 3.19.

 

Данные по прибыли от реализации

Показатель

2003год

2004год

% изменения

Сумма, тыс. руб.

Сумма тыс. руб.

Выручка от продажи товаров, продукции, тыс. руб.

32303

29204

-9,6

Себестоимость продукции, тыс. руб.

30804

28289

-8,2

       

Валовая прибыль, тыс. руб.

1499

915

-39

Операционные доходы, тыс. руб.

-

11

 

Операционные расходы, тыс. руб.

9,6

2,1

-78,2

Внереализационные доходы, тыс. руб.

43

32

-25,6

Внереализационные расходы, тыс. руб.

82

250

В 3 раза

Прибыль до уплаты налога, тыс. руб.

1450,4

705,9

-51,4

Налог на прибыль, тыс. руб.

348,1

169,4

-51,4

Чистая прибыль, тыс. руб.

1102,3

536,5

-51,4

Рентабельность, %

3,5

1,8

 

   

Анализируя прибыль от реализации можно сделать вывод, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом она снизилась на 584 тыс. рублей или на 39 % .Сумма внереализационных расходов увеличилась в 3 раза.  Уровень чистой прибыли снизился на 51,4 % в 2004 году.

Рост себестоимости происходит не только за счет роста цен на сырье, упаковочные материалы, газ, воду, электроэнергию, но и за счет изменения структуры выпускаемой продукции, увеличения численности сотрудников, расширения ассортимента.

 

Заканчивая анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия можно сделать следующий вывод:

На «Кадуйском молокоперерабатывающем заводе» снизился уровень прибыли в 2004 году на 584 тыс. рублей или 39 % в следствии:

    • Уменьшения объемов реализации, объем товарной продукции в 2004 году снизился на 3099 тыс. рублей или на 9,6 %, что связано с изменением структуры производства.
    • В целом произошло снижение объемов производства, что видно по уменьшению закупок молока на 1243,7 тонн в 2004 году или на 27,7 % по сравнению с 2003 годом.
    • Увеличилась сумма постоянных затрат на 396,1 тыс. рублей или на 7,8 % в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

Анализ производственной мощности  показал, что завод загружен только на 36 %, следовательно, предприятие имеет резервы по увеличению объемов производства. Увеличение объемов производства увеличит объем реализации т.е. выручку от продажи товаров.

Увеличение товарной продукции на 20 %  может, увеличить прибыль в 2 раза.

 

 

 

Расчет:  ( данные  2004 года)

Постоянные затраты: 5433,4 тыс. рублей.

Переменные затраты: 22855,6 тыс. рублей.

Товарная продукция: 29204 тыс. рублей

Прибыль : 915 тыс. рублей

    1. увеличение объема товарной продукции на 20%.

29204 * 20 / 100 = 5840,8 тыс. рублей

29204 + 5840,8 = 35044,8 тыс. рублей

    1. увеличение объема товарной продукции параллельно увеличит объем переменных затрат.

22855,6 * 20 / 100 = 4571,1 тыс. рублей

22855,6 + 4571,1 = 27426,7 тыс. рублей

    1. Расчет новой себестоимости.

27426,7 + 5433,4 = 32860,1 тыс. рублей

4) Расчет новой  прибыли:

35044,8 – 32860,1 = 2184,7 тыс. рублей.

Итого: При увеличении объема товарной продукции на 20 % прибыль увеличивается на 1269,7 тыс. рублей или  на 138 %.

        Следовательно, основной задачей  увеличения прибыли является  максимальное увеличение объемов производства.

       В условиях  рыночной экономики уровень производства  продукции напрямую зависит от  уровня спроса на нее. Предлагается  повысить конкурентоспособность  продукции, а значит  повысить  спрос, путем внедрения услуги  по доставке продукции до потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

3.10. Анализ конкурентоспособности продукции

 

       Филиал «Кадуйский  молокоперерабатывающий завод»  имеет широкий рынок сбыта. Продукция  поставляется на рынок молочных  продуктов поселка Кадуй , на рынки  городов области ( г. Вологда, г. Бабаево, г. Череповец,), а также за пределы нашего региона (г. Москва г. Санкт- Петербург, Ярославская область), а также Кадуйский молокоперерабатывающий завод являясь филиалом ООО «Северагрогаз» обслуживает своей продукцией работников газовой промышленности по всей стране (преимущественно продукцией с длительным сроком хранения: масло, молочные консервы, сыры).

Рынок оказывает огромное влияние на конкурентоспособность. Предприятие может быть конкурентоспособно на определенном рынке и абсолютно не выдерживать конкуренции на другом рынке. Необходимо рассмотреть какие конкуренты действуют на рынке, какую долю рынка занимают эти предприятия, взаимоотношения конкурентов между собой. Необходимо также оценить каким ассортиментом обладает исследуемое предприятие, его товарная политика и аналогичные характеристики у конкурентов.

На кадуйский рынок молочной продукции поступает продукция следующих предприятий:

  • Череповецкий молочный комбинат;
  • Шекснинский маслозавод;
  • Вологодский молочный завод;
  • ОАО «Устюгмолоко»;
  • Устюженский маслозавод;
  • Производители из других регионов («ПетМол», Лианозовский молочный комбинат и др.) 

Филиал «Кадуйский молокоперерабатывающий завод» продает наибольшее количество цельномолочной продукции в Кадуйском районе.  По цельномолочной продукции (молоко, кисломолочные напитки, сметана, творог) доля завода в среднем составляет 50-55%. Очень большой популярностью пользуется масло сливочное «Крестьянское». Такая высокая доля КМЗ  обусловлена хорошим качеством продукции, приемлемыми ценами, близостью предприятия к потребителю.  Немаловажную роль играет приверженность многих потребителей к продукции Кадуйского молокоперерабатывающего завода, вызванная сложившимися годами, доверием к ее качеству, свежести, экологической и гигиенической чистоте.

На предприятии происходит разработка новых видов продукции, идет работа по совершенствованию упаковки. Так в августе 2004 года началось производство Йогурта с разными вкусовыми добавками, а в декабре этого же года еще и с курагой, какао, джемом. При фасовке цельномолочной продукции в 2004 году перешли к использованию разноцветной упаковки. При фасовке сметаны планируется перейти к герметичной упаковке полистирольных стаканчиков платинкой, что позволит увеличить срок хранения и улучшить внешний вид.

Основными конкурентами данного предприятия являются:

ОАО «Шекснинский маслозавод» - это небольшое производство, в котором всего лишь четыре цеха: кисломолочный, творожный, мослоцех, цех приемки. Перерабатывает 13- 15 тыс. тонн молока в год, тем не менее занимает второе место на череповецком рынке сметаны (35,5%), творога (29,3%) и кефира (21%). Такое положение на рынке обусловлено стремительным вхождением в Череповец с демпинговыми ценами, удобной полистирольной упаковкой сметаны и творога. Расширение доли                                    Шекснинского маслозавода на этих рынках сдерживается недостаточной мощностью завода и нехваткой сырья. Так же сказываются и низкие цены на продукцию предприятия.

Сильные стороны:

низкие цены, удобная полистирольная упаковка сметаны и творога, стабильное качество, доставка к потребителям.

Слабые стороны:

небольшие мощности (13- 15 тыс. тонн молока в год), нехватка сырья и недостаток оборотных средств, что обусловлено низкими ценами.

ЗАО «Вологодский молочный комбинат» расположен в г. Вологда и от череповецкого потребителя его отделяет около 140 км. Объемы переработки сырья на предприятии составляют 63-64 тыс. тонн в год. Ассортимент производимой продукции очень широк: молоко, сливки, кисломолочные напитки, сметана, йогурты, десерты, большой ассортимент творожных изделий, сливочное масло, твердые и копченые сыры. Продукция характеризуется высоким качеством. Производство сухих молочных продуктов и мороженого отсутствует. Основная упаковка продукции – Тетрапак. Недостаток продукции - высокие цены.

Сильные стороны:

широкий ассортимент готовой продукции высокого качества.

Большая мощность завода.

Слабые стороны:

Расположен далеко от  потребителя (200 км).

Имеет высокие цены благодаря упаковке только в пакеты «Тетра-Пак».

Доля рынка в Кадуе  8 - 10%.

Вологодский молочный комбинат обладает имиджем большого предприятия, производящего сравнительно дорогие и качественные продукты.

   ОАО "Череповецкий молочный  комбинат" – крупное молокоперерабатывающее  предприятие. На сегодняшний день  является основным конкурентом, что обусловлено хорошим качеством продукции, приемлемыми ценами, хорошей системой распределения и продвижения продукции.

  Сильные стороны – широкий ассортимент молочной продукции, большая мощность комбината. Наличие доставки до потребителя.

   Слабые стороны -   недостаток сырья.

Информация о работе Прибыль и рентабельность предпрятия