Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 23:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия и разработка проекта мероприятий по увеличению прибыли.
Исходя из данной цели можно выделить следующие задачи:
Проанализировать показатели работы предприятия;
Изучить конкурентоспособность продукции;
Выявить причины снижения прибыли;
1.Введение………………………………………………………………………5
2. Теоретическая часть…………………………………………………………8
2.1. Понятие прибыли и рентабельности как важнейших
показателей оценки деятельности коммерческого предприятия……………8
2.2. Стратегия управления прибыльностью
коммерческого предприятия…………………………………………………..14
3. Аналитическая часть…………………………………………………………17
3.1. Общая характеристика филиала « Кадуйский молокоперерабатывающий завод»…………………………………………………………………………….17
3.2. Анализ производства и реализации продукции…………………………..20
3.3. Анализ товарной продукции……………………………………………….23
3.4. Анализ использования основных фондов и
производственных мощностей………………………………………………….29
3.4.1.Анализ состояния и движения основных фондов……………………….30
3.4.2. Анализ фондовооруженности и эффективного
использования основных фондов………………………………………………31
3.4.3. Анализ использования производственных мощностей………………..32
3.5. Анализ оборотных средств и эффективности их использования……….33
3.6. Анализ структуры управления…………………………………………….37
3.7. Анализ трудовых ресурсов и оплаты труда………………………………43
3.7.1. Анализ использования рабочего времени………………………………47
3.7.2. Анализ организации оплаты труда………………………………………48
3.8. Анализ себестоимости продукции…………………………………………51
3.9. Анализ прибыли и рентабельности………………………………………..56
3.10. Анализ конкурентноспособности продукции……………………………61
4.1. Обоснование и расчет мероприятий,
направленных на увеличению прибыли ……………………………………..
4.2. Расчет экономической эффективности и технико – экономических показателей ДП…………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Анализируя статьи затрат, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимает «Сырье» 66,9 % в 2003 году и 64 % в 2004 году.
В 2004 году происходит снижение удельного веса «Сырья», его стоимость снижается на 2576,7 тыс. рублей или на 12,4 % в 2004 году по сравнению с 2003 годом.
Параллельно снижаются затраты по статьям «Вспомогательные материалы на технологические нужды» на 92,9 тыс. рублей или на 24 % , затраты на «Тару и упаковку» на 499,4 тыс. рублей или 17,7 % в 2004 году по сравнению с 2003 годом.
Негативным для получения прибыли является увеличение таких затрат как «Амортизация» на 499,6 или почти в 3 раза и «Общехозяйственные расходы» на 37,4 тыс. рублей или 2,3 %, которые относятся к постоянным затратам.
3.9.
Анализ прибыли и
Конечным положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее использовании ресурсов, так как прибыль- основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой- она служит источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумме прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли.
Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов.
Таблица 3.18.
Данные по рентабельности товарной продукции
Наименование |
Товарная продукция тыс. руб. |
Себестоимость тыс. руб. |
Прибыль тыс. руб. |
Рентабельность, % |
Цельное молоко |
7632 |
6780 |
852 |
10,9 % |
Кисломолочная продукция |
1746 |
1576 |
170 |
10,7 % |
Сливки питьевые |
111 |
105 |
6 |
5,7 % |
Сметана |
2328 |
2241 |
87 |
3,8 % |
Творог жирный |
2229 |
1967 |
262 |
13,3 % |
Итого цельномолочная продукция |
14046 |
12619 |
1427 |
11,3 % |
Нежирная продукция |
2172 |
1554 |
618 |
40 % |
Масло |
6712 |
8295 |
-1583 |
-19 % |
Молочные консервы |
5329 |
4863 |
466 |
9,5 % |
Сыр «Адыгейский» |
656 |
638 |
18 |
2,8 % |
Сыр «Угличская плетенка» |
227 |
210 |
17 |
8 % |
Прочая продукция |
62 |
60 |
2 |
3,3 % |
Итого |
29204 |
28289 |
915 |
3,2 % |
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что прибыль от производства продукции составила 915 тыс. рублей, что меньше уровня 2003 года на 584 тыс. рублей.
Самой рентабельной является низко жирная продукция, особенно творог нежирный - 40 % рентабельности.
Производство масло является необходимым, не смотря на убыточность (- 19 % рентабельности), так как после его производства появляются отходы, необходимые для производства других продуктов.
Уменьшение
прибыли объясняется
Таблица 3.19.
Данные по прибыли от реализации
Показатель |
2003год |
2004год |
% изменения |
Сумма, тыс. руб. |
Сумма тыс. руб. | ||
Выручка от продажи товаров, продукции, тыс. руб. |
32303 |
29204 |
-9,6 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
30804 |
28289 |
-8,2 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
1499 |
915 |
-39 |
Операционные доходы, тыс. руб. |
- |
11 |
|
Операционные расходы, тыс. руб. |
9,6 |
2,1 |
-78,2 |
Внереализационные доходы, тыс. руб. |
43 |
32 |
-25,6 |
Внереализационные расходы, тыс. руб. |
82 |
250 |
В 3 раза |
Прибыль до уплаты налога, тыс. руб. |
1450,4 |
705,9 |
-51,4 |
Налог на прибыль, тыс. руб. |
348,1 |
169,4 |
-51,4 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1102,3 |
536,5 |
-51,4 |
Рентабельность, % |
3,5 |
1,8 |
Анализируя прибыль от реализации можно сделать вывод, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом она снизилась на 584 тыс. рублей или на 39 % .Сумма внереализационных расходов увеличилась в 3 раза. Уровень чистой прибыли снизился на 51,4 % в 2004 году.
Рост себестоимости происходит не только за счет роста цен на сырье, упаковочные материалы, газ, воду, электроэнергию, но и за счет изменения структуры выпускаемой продукции, увеличения численности сотрудников, расширения ассортимента.
Заканчивая анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия можно сделать следующий вывод:
На «Кадуйском молокоперерабатывающем заводе» снизился уровень прибыли в 2004 году на 584 тыс. рублей или 39 % в следствии:
Анализ производственной мощности показал, что завод загружен только на 36 %, следовательно, предприятие имеет резервы по увеличению объемов производства. Увеличение объемов производства увеличит объем реализации т.е. выручку от продажи товаров.
Увеличение товарной продукции на 20 % может, увеличить прибыль в 2 раза.
Расчет: ( данные 2004 года)
Постоянные затраты: 5433,4 тыс. рублей.
Переменные затраты: 22855,6 тыс. рублей.
Товарная продукция: 29204 тыс. рублей
Прибыль : 915 тыс. рублей
29204 * 20 / 100 = 5840,8 тыс. рублей
29204 + 5840,8 = 35044,8 тыс. рублей
22855,6 * 20 / 100 = 4571,1 тыс. рублей
22855,6 + 4571,1 = 27426,7 тыс. рублей
27426,7 + 5433,4 = 32860,1 тыс. рублей
4) Расчет новой прибыли:
35044,8 – 32860,1 = 2184,7 тыс. рублей.
Итого: При увеличении объема товарной продукции на 20 % прибыль увеличивается на 1269,7 тыс. рублей или на 138 %.
Следовательно, основной задачей
увеличения прибыли является
максимальное увеличение
В условиях
рыночной экономики уровень
3.10.
Анализ конкурентоспособности
Филиал «Кадуйский
молокоперерабатывающий завод»
имеет широкий рынок сбыта. Продукция
поставляется на рынок
Рынок оказывает огромное влияние на конкурентоспособность. Предприятие может быть конкурентоспособно на определенном рынке и абсолютно не выдерживать конкуренции на другом рынке. Необходимо рассмотреть какие конкуренты действуют на рынке, какую долю рынка занимают эти предприятия, взаимоотношения конкурентов между собой. Необходимо также оценить каким ассортиментом обладает исследуемое предприятие, его товарная политика и аналогичные характеристики у конкурентов.
На кадуйский рынок молочной продукции поступает продукция следующих предприятий:
Филиал «Кадуйский молокоперерабатывающий завод» продает наибольшее количество цельномолочной продукции в Кадуйском районе. По цельномолочной продукции (молоко, кисломолочные напитки, сметана, творог) доля завода в среднем составляет 50-55%. Очень большой популярностью пользуется масло сливочное «Крестьянское». Такая высокая доля КМЗ обусловлена хорошим качеством продукции, приемлемыми ценами, близостью предприятия к потребителю. Немаловажную роль играет приверженность многих потребителей к продукции Кадуйского молокоперерабатывающего завода, вызванная сложившимися годами, доверием к ее качеству, свежести, экологической и гигиенической чистоте.
На предприятии происходит разработка новых видов продукции, идет работа по совершенствованию упаковки. Так в августе 2004 года началось производство Йогурта с разными вкусовыми добавками, а в декабре этого же года еще и с курагой, какао, джемом. При фасовке цельномолочной продукции в 2004 году перешли к использованию разноцветной упаковки. При фасовке сметаны планируется перейти к герметичной упаковке полистирольных стаканчиков платинкой, что позволит увеличить срок хранения и улучшить внешний вид.
Основными конкурентами данного предприятия являются:
ОАО «Шекснинский маслозавод» - это небольшое производство, в котором всего лишь четыре цеха: кисломолочный, творожный, мослоцех, цех приемки. Перерабатывает 13- 15 тыс. тонн молока в год, тем не менее занимает второе место на череповецком рынке сметаны (35,5%), творога (29,3%) и кефира (21%). Такое положение на рынке обусловлено стремительным вхождением в Череповец с демпинговыми ценами, удобной полистирольной упаковкой сметаны и творога. Расширение доли Шекснинского маслозавода на этих рынках сдерживается недостаточной мощностью завода и нехваткой сырья. Так же сказываются и низкие цены на продукцию предприятия.
Сильные стороны:
низкие цены, удобная полистирольная упаковка сметаны и творога, стабильное качество, доставка к потребителям.
Слабые стороны:
небольшие мощности (13- 15 тыс. тонн молока в год), нехватка сырья и недостаток оборотных средств, что обусловлено низкими ценами.
ЗАО «Вологодский молочный комбинат» расположен в г. Вологда и от череповецкого потребителя его отделяет около 140 км. Объемы переработки сырья на предприятии составляют 63-64 тыс. тонн в год. Ассортимент производимой продукции очень широк: молоко, сливки, кисломолочные напитки, сметана, йогурты, десерты, большой ассортимент творожных изделий, сливочное масло, твердые и копченые сыры. Продукция характеризуется высоким качеством. Производство сухих молочных продуктов и мороженого отсутствует. Основная упаковка продукции – Тетрапак. Недостаток продукции - высокие цены.
Сильные стороны:
широкий ассортимент готовой продукции высокого качества.
Большая мощность завода.
Слабые стороны:
Расположен далеко от потребителя (200 км).
Имеет высокие цены благодаря упаковке только в пакеты «Тетра-Пак».
Доля рынка в Кадуе 8 - 10%.
Вологодский молочный комбинат обладает имиджем большого предприятия, производящего сравнительно дорогие и качественные продукты.
ОАО "Череповецкий молочный
комбинат" – крупное
Сильные стороны – широкий ассортимент молочной продукции, большая мощность комбината. Наличие доставки до потребителя.
Слабые стороны - недостаток сырья.