Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

создавать условия для реализации культурных прав и свобод.

Данные обстоятельства требуют  перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, сохранению и популяризации традиционной народной культуры, объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.

При этом все учреждения и организации культуры в процессе своей деятельности должны создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур национальностей, населяющих Приволжский федеральный округ, и их взаимодействия. Это важное условие социальной стабильности округа.

Для решения поставленных задач  необходимо осуществить:

модернизацию материально-технической  базы учреждений культуры;

развитие инфраструктуры учреждений культуры строительство новых сценических  площадок, поддержку театрально-гастрольной деятельности  
в регионах округа;

поддержку мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, проведению научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ  
на объектах культурного наследия;

поддержку музеев и библиотек в  части пополнения музейных коллекций и библиотечных фондов;

развитие международного сотрудничества и культурных связей  
как средства формирования толерантности;

поддержку молодых кадров с целью  осуществления курса  
на инновационное развитие округа.

Культурное многообразие округа является его конкурентным преимуществом.

Международный имидж  округа как уникальной модельной  площадки  
по продвижению межкультурного диалога формирует интерес к округу  
со стороны стран и международных организаций, заинтересованных в изучении и использовании опыта округа по обеспечению мирных этноконфессиональных отношений.

Этнокультурная специфика  и мирный характер этноконфессиональных отношений обеспечивает рост инвестиционной и экономической привлекательности округа и регионов, в том числе и для зарубежных инвесторов. Немалая доля иностранных и частных инвестиций, а также совместных проектов с участием иностранного капитала, учитывают этнокультурный аспект (например, развитие торгово-экономических отношений стран-членов Организации Исламской Конференции с регионами традиционного проживания тюркских народов, а Финляндии и Венгрии – с регионами проживания финно-угорских народов России).   

Дальнейшее продвижение позитивного  имиджа округа и капитализация имеющегося этнокультурного потенциала – одно из перспективных направлений социально-экономического развития субъектов Приволжского федерального округа. Например, использование крупных этнокультурных дат, таких как 1000-летие г. Казани, 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства, для социально-экономического развития и повышения инвестиционной привлекательного региона, является ярким примером эффективного применения регионами этнокультурного брендинга.

Создание Центра финно-угорской культуры в Республике Мордовия позволит создать центр культурного межнационального общения финно-угорских народов, в рамках которого будет осуществляться проведение международных, всероссийских форумов, научно-практических конференций, фестивалей, выставок, съездов,  создание благоприятных условий для развития творческих коллективов, сохранение национальных традиций финно-угорского этноса.

Вместе с тем, культурное многообразие может стать вызовом,  
если этнический и религиозный факторы будут использовать в деструктивных целях. Это может подорвать гармоничные межэтнические отношения в округе, ослабить общероссийскую гражданскую идентичность представителей различных этнических и религиозных сообществ. В связи с этим, созданная и успешно функционирующая в Приволжском федеральном округе система и инфраструктура взаимодействия всех ветвей власти, общественных и религиозных организаций, направленная на развитие межкультурного диалога, профилактику межнациональной и межконфессиональной напряженности, должна совершенствоваться и дальше.

Таким образом, одним из основных условий обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является стабильное социально-экономическое и этнокультурное развитие народов ее населяющих посредством укрепления общероссийской гражданской идентичности, содействия развитию институтов гражданского общества, деятельность которых направлена  
на гармонизацию межнациональных отношений, содействие межкультурному диалогу, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма.

С учетом этнической и конфессиональной специфики Приволжского федерального округа, его особого стратегического значения и наличия открытых транзитных путей, соединяющих округ с западом, югом и востоком, необходима комплексная реализация следующих задач:

продвижение международного имиджа округа как модельной площадки по развитию межкультурного и межрелигиозного диалога;

капитализация имеющегося этнокультурного  потенциала, в том числе через  ребрендинг регионов, планирование и реализацию крупных этнокультурных проектов, создание сети логистически связанных этнокультурных площадок округа;

учет культурной специфики в  региональных стратегиях и программах социально-экономического развития;

формирование новых образовательных  и профессиональных навыков у  населения для наиболее эффективного использования этнокультурного потенциала округа;

реализация мер по укреплению общероссийской гражданской идентичности и межэтнической толерантности, а также гармонизации межнациональных отношений с целью снижения рисков межнациональных и межрелигиозных конфликтов;

реализация эффективной информационной политики, максимально действенное использование современных социально-ориентированных коммуникативных технологий, направленных на обеспечение целостной и системной работы с общественным мнением и всеми целевыми аудиториями в сфере межнациональных отношений и толерантных установок;

развитие международных этнокультурных связей в интересах России и этнокультурного развития народов, проживающих в округе;

развитие инфраструктуры этнотуризма  и паломничества.

5.1.6. Молодежная политика

 

В настоящее время в субъектах  Приволжского федерального округа проживает 7,9 млн. молодых людей, что составляет значительную часть (более                  26%) от общего числа населения округа.

Основными направлениями молодежной политики в Приволжском федеральном округе должны быть:

развитие эффективных моделей  и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая  деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда  и других форм занятости молодежи, совершенствование нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов,  реализация программ поддержки молодежного предпринимательства;

решение вопросов обеспечения жильем для молодых семей и молодых специалистов;

поддержка талантливой молодежи (приведение творческих фестивалей и конкурсов, учреждение премий и грантов, создание современных молодежных творческих коллективов, для пропаганды национальных традиций и традиций  других народов);

поддержка общественных объединений  молодежи (анализ существующих молодежных объединений, организация работы с  позитивными организациями, работа с лидерами этих организаций, оказание организационной, методической и финансовой поддержки их деятельности, в том числе выделение финансовых средств на содержание и на реализацию программ, выделение помещений и создание  материальной базы их деятельности);

модернизация материально-технической  базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети;

создание условий для занятий  спортом и организации отдыха молодежи (развитие спортивной базы, подготовка тренеров – педагогов для работы с молодежью, разработка специальных  программ по привлечению молодежи к  занятию спортом с уклоном  на воспитание толерантности, создание мест отдыха для молодежи);

научная и кадровая работа (подготовка кадров для работы с молодежью, системный  мониторинг положения молодежи в  регионе).

Таким образом, эффективная молодежная политика – необходимое условие социально-экономического развития Приволжского федерального округа.

Молодежная политика должна быть четко  конкретизирована, опираясь на комплексное  видение проблемы в каждом из субъектов (это возможно только на основе организации  мониторинга основных аспектов жизнедеятельности местной молодежной среды).

5.1.7. Основные направления развития рынка труда и миграционной политики

 

Общая характеристика

 

Большинство показателей, характеризующих  состояние рынка труда и ситуацию с занятостью в округе, близки к  средним по стране. Положительный эффект имеют существенный вес крупных городов и городских агломераций  
в экономике и населении, а также диверсификация хозяйственного комплекса  
и наличие кадров высокой квалификации.

Приволжский федеральный округ достаточно обеспечен высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Высокий уровень подготовки кадров обеспечивается разветвленной сетью вузов, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро.  
В Приволжском федеральном округе специалистов для сложнейших производств современной промышленности готовят государственные университеты (Казанский, Саратовский, Самарский, Нижегородский, Пермский, Уфимский, Ижевский), а также множество других высших учебных заведений.

 

Основные проблемы

 

К основным проблемам рынка труда  в Приволжском федеральном округе относятся следующие:

значительное число малых и средних моногородов (в которых в основном расположены морально устаревшие неконкурентоспособные производства);

опасность структурной безработицы  в округе в связи со значительным весом проблемных отраслей, прежде всего машиностроения, большим числом крупных стратегически важных предприятий, характеризующихся низкой способностью адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры.

Имеющееся в настоящее время  превышение предложения на рынке  труда, очевидно, сменится дефицитом рабочей силы в среднесрочной перспективе. Максимальная доля трудоспособных возрастов в населении округа была достигнута в 2006 г., и в обозримой перспективе она будет снижаться. При реализации базового сценария развития экономики в округе ожидается обострение дефицита активного населения с высокой квалификацией, способного работать как в крупном и среднем, так и в малом бизнесе.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Основная цель в сфере занятости – создание сбалансированного по спросу и предложению рынка труда в Приволжском федеральном округе.

Основными задачами на рынке труда округа являются:

противодействие росту реальной безработицы;

совершенствование механизмов трудоустройства;

прогнозирование потребности в трудовых ресурсах в перспективе до 2020 года с учетом особенностей регионов, входящих в Приволжский федеральный округ;

развитие социальной инфраструктуры в целях привлечения и удержания  специалистов в регионе;

разработка и реализация системы  мер в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с учетом потребностей Приволжского федерального округа;

разработка и реализация системы  мер, стимулирующих повышение производительности труда;

модернизация производств с  низкой производительностью труда;

повышение качества и конкурентоспособности  рабочей силы на основе реализации принципа непрерывного профессионального  образования, включающего развитие системы подготовки внутри организации, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, а также профессионального обучения и переобучения безработных граждан;

содействие профессиональной и  трудовой мобильности населения;

замещение российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных рабочих;

расширение возможностей поиска работы, в том числе за счет повышения  качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения.

Среди мер по противодействию безработице  основное место должны занять программы наряду с существующими краткосрочными программами, реализуемыми сегодня службами занятости в условиях острого дефицита средств. Один из приоритетов развития рынка труда связан со стимулированием предпринимательства и развитием малого бизнеса.

В качестве одного из механизмов уравновешивания  спроса и предложения на рынке  труда необходима разработка долгосрочного  прогноза баланса трудовых ресурсов в профессионально - квалификационном разрезе для Приволжского федерального округа с целью последующей разработки долгосрочных планов подготовки и переподготовки специалистов.

Транзитное положение Приволжского федерального округа, богатые трудовые традиции, наличие крупных центров подготовки кадров способствуют участию его специалистов в реализации проектов в других частях страны. Наличие высококвалифицированных кадров (нефтяников, нефтехимиков, энергетиков, инженеров и др.) позволяет ему выступать в качестве «экспортера» квалификаций (на время) для других регионов, что экономически эффективно.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года