Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
создавать условия для реализации культурных прав и свобод.
Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, сохранению и популяризации традиционной народной культуры, объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
При этом все учреждения и организации культуры в процессе своей деятельности должны создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур национальностей, населяющих Приволжский федеральный округ, и их взаимодействия. Это важное условие социальной стабильности округа.
Для решения поставленных задач необходимо осуществить:
модернизацию материально-
развитие инфраструктуры учреждений
культуры строительство новых
в регионах округа;
поддержку мероприятий по сохранению
объектов культурного наследия, проведению
научно-исследовательских, изыскательских
и проектных работ
на объектах культурного наследия;
поддержку музеев и библиотек в части пополнения музейных коллекций и библиотечных фондов;
развитие международного сотрудничества
и культурных связей
как средства формирования толерантности;
поддержку молодых кадров с целью
осуществления курса
на инновационное развитие округа.
Культурное многообразие округа является его конкурентным преимуществом.
Международный имидж
округа как уникальной модельной
площадки
по продвижению межкультурного диалога формирует
интерес к округу
со стороны стран и международных организаций,
заинтересованных в изучении и использовании
опыта округа по обеспечению мирных этноконфессиональных
отношений.
Этнокультурная специфика
и мирный характер этноконфессиональных
отношений обеспечивает рост инвестиционной
и экономической привлекательно
Дальнейшее продвижение
Создание Центра финно-угорской культуры в Республике Мордовия позволит создать центр культурного межнационального общения финно-угорских народов, в рамках которого будет осуществляться проведение международных, всероссийских форумов, научно-практических конференций, фестивалей, выставок, съездов, создание благоприятных условий для развития творческих коллективов, сохранение национальных традиций финно-угорского этноса.
Вместе с тем, культурное многообразие
может стать вызовом,
если этнический и религиозный факторы
будут использовать в деструктивных целях.
Это может подорвать гармоничные межэтнические
отношения в округе, ослабить общероссийскую
гражданскую идентичность представителей
различных этнических и религиозных сообществ.
В связи с этим, созданная и успешно функционирующая
в Приволжском федеральном округе система
и инфраструктура взаимодействия всех
ветвей власти, общественных и религиозных
организаций, направленная на развитие
межкультурного диалога, профилактику
межнациональной и межконфессиональной
напряженности, должна совершенствоваться
и дальше.
Таким образом, одним из основных условий обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации является стабильное социально-экономическое
и этнокультурное развитие народов ее
населяющих посредством укрепления общероссийской
гражданской идентичности, содействия
развитию институтов гражданского общества,
деятельность которых направлена
на гармонизацию межнациональных отношений,
содействие межкультурному диалогу, профилактику
этнического и религиозно-политического
экстремизма.
С учетом этнической и конфессиональной специфики Приволжского федерального округа, его особого стратегического значения и наличия открытых транзитных путей, соединяющих округ с западом, югом и востоком, необходима комплексная реализация следующих задач:
продвижение международного имиджа округа как модельной площадки по развитию межкультурного и межрелигиозного диалога;
капитализация имеющегося этнокультурного потенциала, в том числе через ребрендинг регионов, планирование и реализацию крупных этнокультурных проектов, создание сети логистически связанных этнокультурных площадок округа;
учет культурной специфики в региональных стратегиях и программах социально-экономического развития;
формирование новых
реализация мер по укреплению общероссийской гражданской идентичности и межэтнической толерантности, а также гармонизации межнациональных отношений с целью снижения рисков межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
реализация эффективной информационной политики, максимально действенное использование современных социально-ориентированных коммуникативных технологий, направленных на обеспечение целостной и системной работы с общественным мнением и всеми целевыми аудиториями в сфере межнациональных отношений и толерантных установок;
развитие международных
развитие инфраструктуры этнотуризма и паломничества.
В настоящее время в субъектах Приволжского федерального округа проживает 7,9 млн. молодых людей, что составляет значительную часть (более 26%) от общего числа населения округа.
Основными направлениями молодежной политики в Приволжском федеральном округе должны быть:
развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствование нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов, реализация программ поддержки молодежного предпринимательства;
решение вопросов обеспечения жильем для молодых семей и молодых специалистов;
поддержка талантливой молодежи (приведение творческих фестивалей и конкурсов, учреждение премий и грантов, создание современных молодежных творческих коллективов, для пропаганды национальных традиций и традиций других народов);
поддержка общественных объединений молодежи (анализ существующих молодежных объединений, организация работы с позитивными организациями, работа с лидерами этих организаций, оказание организационной, методической и финансовой поддержки их деятельности, в том числе выделение финансовых средств на содержание и на реализацию программ, выделение помещений и создание материальной базы их деятельности);
модернизация материально-
создание условий для занятий спортом и организации отдыха молодежи (развитие спортивной базы, подготовка тренеров – педагогов для работы с молодежью, разработка специальных программ по привлечению молодежи к занятию спортом с уклоном на воспитание толерантности, создание мест отдыха для молодежи);
научная и кадровая работа (подготовка кадров для работы с молодежью, системный мониторинг положения молодежи в регионе).
Таким образом, эффективная молодежная политика – необходимое условие социально-экономического развития Приволжского федерального округа.
Молодежная политика должна быть четко конкретизирована, опираясь на комплексное видение проблемы в каждом из субъектов (это возможно только на основе организации мониторинга основных аспектов жизнедеятельности местной молодежной среды).
Общая характеристика
Большинство показателей, характеризующих
состояние рынка труда и
в экономике и населении, а также диверсификация
хозяйственного комплекса
и наличие кадров высокой квалификации.
Приволжский федеральный округ достаточно
обеспечен высококвалифицированными
трудовыми ресурсами. Высокий уровень
подготовки кадров обеспечивается разветвленной
сетью вузов, научно-исследовательских
институтов, проектно-конструкторских
бюро.
В Приволжском федеральном округе специалистов
для сложнейших производств современной
промышленности готовят государственные
университеты (Казанский, Саратовский,
Самарский, Нижегородский, Пермский, Уфимский,
Ижевский), а также множество других высших
учебных заведений.
Основные проблемы
К основным проблемам рынка труда в Приволжском федеральном округе относятся следующие:
значительное число малых и средних моногородов (в которых в основном расположены морально устаревшие неконкурентоспособные производства);
опасность структурной безработицы в округе в связи со значительным весом проблемных отраслей, прежде всего машиностроения, большим числом крупных стратегически важных предприятий, характеризующихся низкой способностью адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры.
Имеющееся в настоящее время превышение предложения на рынке труда, очевидно, сменится дефицитом рабочей силы в среднесрочной перспективе. Максимальная доля трудоспособных возрастов в населении округа была достигнута в 2006 г., и в обозримой перспективе она будет снижаться. При реализации базового сценария развития экономики в округе ожидается обострение дефицита активного населения с высокой квалификацией, способного работать как в крупном и среднем, так и в малом бизнесе.
Основные цели, задачи и направления развития
Основная цель в сфере занятости – создание сбалансированного по спросу и предложению рынка труда в Приволжском федеральном округе.
Основными задачами на рынке труда округа являются:
противодействие росту реальной безработицы;
совершенствование механизмов трудоустройства;
прогнозирование потребности в трудовых ресурсах в перспективе до 2020 года с учетом особенностей регионов, входящих в Приволжский федеральный округ;
развитие социальной инфраструктуры
в целях привлечения и
разработка и реализация системы мер в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с учетом потребностей Приволжского федерального округа;
разработка и реализация системы мер, стимулирующих повышение производительности труда;
модернизация производств с низкой производительностью труда;
повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы на основе реализации принципа непрерывного профессионального образования, включающего развитие системы подготовки внутри организации, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, а также профессионального обучения и переобучения безработных граждан;
содействие профессиональной и трудовой мобильности населения;
замещение российскими гражданами
рабочих мест, на которые предполагается
привлечение иностранных
расширение возможностей поиска работы, в том числе за счет повышения качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения.
Среди мер по противодействию безработице основное место должны занять программы наряду с существующими краткосрочными программами, реализуемыми сегодня службами занятости в условиях острого дефицита средств. Один из приоритетов развития рынка труда связан со стимулированием предпринимательства и развитием малого бизнеса.
В качестве одного из механизмов уравновешивания спроса и предложения на рынке труда необходима разработка долгосрочного прогноза баланса трудовых ресурсов в профессионально - квалификационном разрезе для Приволжского федерального округа с целью последующей разработки долгосрочных планов подготовки и переподготовки специалистов.
Транзитное положение Приволжск