Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

В целях повышения качества функционирования финансового сектора необходимо использование современных технических  средств и технологий, повышение  квалификации и профессионализма банковских работников, расширение спектра предоставляемых услуг, повышение прозрачности бизнеса.

Также необходимо улучшение организации  взаимодействия банковских и финансовых структур с федеральными структурами и институтами: сотрудничество банков с Внешэкономбанком не только в области инвестирования крупных проектов, но и в рамках поддержки малого и среднего бизнеса; сотрудничество с институтами развития для модернизации реального сектора экономики округа.

Для повышения осведомленности  граждан о возможностях и рисках инвестирования на финансовом рынке предполагается реализация следующих мероприятий:

определение целевой аудитории  в целях проведения мероприятий, направленных на привлечение населения на финансовый рынок, а также разработка методических рекомендаций по проведению мероприятий для каждой из целевых групп;

проведение анализа в целях  выявления причин отсутствия доверия  широких слоев населения к инструментам финансовых рынков;

подготовка и реализация мер, направленных на широкое информирование граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках для инвестирования личных сбережений.

 

Ожидаемые результаты

 

Результатами развития финансово-банковского  сектора экономики Приволжского федерального округа станут:

изменение инвестиционного поведения населения и привлечение сбережений граждан на финансовый рынок;

создание эффективного финансового инструмента по развитию реального сектора экономики Приволжского федерального округа.

4.11. Формирование  благоприятной среды для развития  малого и среднего предпринимательства

 

Малое и среднее предпринимательство играет все возрастающую роль в социально-экономическом развитии Приволжского федерального округа, имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в регионах Российской Федерации, создает предпосылки для роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

В связи с этим,  создание благоприятных  условий для развития малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов социально-экономического развития округа.

Направлениями развития поддержки малого и среднего предпринимательства  должны стать: развитие малых предприятий в области инноваций и промышленного производства, эффективная деятельность  бизнес-инкубаторов, поддержка грантами начинающих собственный бизнес, создание системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства на региональные, окружные, российские и международные рынки, создание на базе вузов в целях коммерциализации разработок (практической реализации результатов интеллектуальной собственности) малых инновационных предприятий.

Важным направлением поддержки  малого и среднего предпринимательства является поддержка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Особенно актуальный характер данное направление приобретает в сложных экономических условиях мирового финансово-экономического кризиса.

В настоящее время в малом  и среднем предпринимательстве  Приволжского федерального округа задействовано  всего порядка 10% экономически активного населения округа. Комплексное использование  всех направлений и мер поддержки малого и среднего предпринимательства, позволит создать благоприятную среду для развития малого и среднего предпринимательства на территории регионов Приволжского федерального округа, в результате чего к 2020 году в малом и среднем предпринимательстве может быть занято порядка 30% экономически активного населения округа, что будет способствовать формированию устойчивого среднего класса в границах Приволжского федерального округа.

Реализация мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства позволит увеличить количество малых и средних предприятий на 1000 человек в 2012-2015 годах до 17, а доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса, достигнет – 25-35%.

Ожидаемые показатели в 2016-2020 годах: количество малых и средних предприятий на 1000 человек увеличится до 20, а доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса – до 40 %.

4.12. Инновационная и научно-технологическая сфера

 

Государственная политика в области  развития инновационной системы  будет реализовываться в соответствии с Концепцией долгосрочного социального  экономического развития на период до 2020 года, Основными направлениями  деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации  на период до 2015 года, Комплексной программой научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года, Основными направлениями государственной политики в области развития инновационной системы.

Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития Приволжского федерального округа предполагает ускоренное решение стратегической задачи – повышение конкурентоспособности региональной экономики, в том числе за счет расширения выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке с зарубежными аналогами. Повышение конкурентоспособности обеспечивается повышением эффективности внедрения результатов научно-технической деятельности и активизации инновационного процесса, в том числе на основе государственно-частного партнерства при разработке и внедрении высоких технологий  
в производство, включая энерго- и ресурсосберегающие технологии, а также  
за счет развития системы трансфера новейших технологий. Внедрение социальных и управленческих инноваций обеспечивает достижение высокой степени конкурентоспособности экономических и социальных институтов  
в регионах округа.

Научно-технический потенциал и  инновационные процессы являются необходимыми факторами создания отечественной промышленной продукции и услуг для внутреннего и внешнего рынков, развития наукоемких и высокопроизводительных производств, внедрения передовых инновационных технологий, повышения инвестиционной привлекательности отечественных предприятий.

Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. дал серьезные основания считать перспективные научно-технические направления, связанные  
с биотехнологиями, нанотехнологиями, информационными технологиями, технологиями энерго- и ресурсосбережения реальным вектором выхода  
из мирового экономического кризиса, вектором начала интенсивного целенаправленного инновационного развития экономики.

С каждым годом растет роль регионов Приволжского федерального округа в  инновационном развитии его экономики.

Нижегородская область обладает глубокими  технологическими традициями: российский центр автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики. Развитый научно-исследовательский комплекс представлен 88 предприятиями, занимающимися научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами. Область является одним  из ведущих в России образовательных центров. Нижегородская область является одним из российских лидеров в производстве экспортно ориентированного наукоемкого программного обеспечения. В рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» на территории области создается IT-парк «Анкудиновка», самый крупный из семи аналогичных парков, а также открытый технопарк в п. Сатис Дивеевского района. Кроме того, функционирует частно-государственный технопарк «Орбита».

В Республике Татарстан реализуется  республиканская программа инновационной  деятельности, основной целью которой является обеспечение устойчивого сбалансированного экономического развития и повышение качества жизни населения республики на основе создания условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, импортозамещения на внутреннем рынке. В Татарстане имеются предпосылки активизации инновационного процесса, проявляющиеся в значительных производственных возможностях, активной работе научных и инновационных учреждений, а именно Казанского научного центра Российской академии наук, Академии наук Республики Татарстан, вузов, отраслевых научно-исследовательских институтов, существующих элементов инновационной инфраструктуры (Внебюджетный фонд общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Республики Татарстан, государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан», Региональный инновационный научный центр Республики Татарстан, государственное унитарное предприятие «Государственный институт промышленности, бизнеса и приватизации Республики Татарстан», Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, инновационно-производственный технопарк «Идея», Центр инновационных технологий, Технопарк при Казанском государственном технологическом университете имени А.Н.Туполева). В рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» в г. Казани функционирует «IT-парк».

Самарская область является одним  из регионов-лидеров по уровню научного, научно-технического и инновационного потенциала. В области действуют более 60 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, 175 подразделений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ  на промышленных предприятиях, функционирует развитая сеть организаций инновационной инфраструктуры: некоммерческая организация «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области», некоммерческое Партнерство «Региональный центр инноваций и трансфера технологий», закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области», государственное автономное учреждение «Центр инновационного развития и кластерных инициатив», государственное унитарное предприятие «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства», филиал региональной сети – Евро Инфо Корреспондентский Центр – Самарская область, бизнес-инкубаторы, сеть вузовских технопарков и др.

Ведущие университеты области имеют  значительный спектр передовых инновационных разработок в областях, составляющих конкурентные преимущества региона: двигателестроения, самолетостроения, электроники, медицинского приборостроения, нанотехнологий, аэрокосмических, геоинформационных, суперкомпьютерных технологий, грид-технологий и др.

При поддержке областного и федерального правительств реализуется инновационная образовательная программа «Развитие центра компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геоинформационных технологий» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет».

В Самарской области реализуются  стратегические проекты создания технопарков в сфере высоких технологий: технопарк Самарской области в 
городском округе Самара и технопарк «Жигулевская долина» в городском округе Тольятти. Проекты предусматривают создание целостной технопарковой инфраструктуры – инновационно-технологических центров, инновационных бизнес-инкубаторов, лабораторно-производственных корпусов и иных инфраструктурных объектов.

Пермский край обладает достаточно большим научным, научно-техническим  и инновационным потенциалом и активно участвует  
в инновационном развитии. В области освоения наукоемких высокоэффективных промышленных технологий в Пермском крае сформированы и развиваются научные школы и направления в следующих областях: волоконно-оптические технологии, механика жидкости и газа, микробиология, биотехнологии и другие. В Перми планируется создание национального исследовательского университета авиационного двигателестроения на базе Пермского государственного технического университета.

Республика Марий Эл в настоящее  время располагает достаточным научным потенциалом (6 высших учебных заведений, в том числе  
2 государственных), объектами инновационной инфраструктуры (республиканский бизнес-инкубатор, технологический парк, научно-инновационные центры, отраслевые научно-исследовательские институты), обеспечивающими динамичное развитие республиканской инновационной системы.

Кировская область – регион с  развитым научным потенциалом, где создан научно-образовательный центр супер-вычислительных технологий и систем государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вятский государственный университет», который входит в мировой рейтинг 50 центров и является крупнейшим в России. Кластерный центр открывает перед учеными огромные возможности, в частности, в развитии микробиологии и освоении нанотехнологий.

Оренбургская область – научная  сфера представлена 35 академическими, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро, вузами и их филиалами. Наиболее перспективными направлениями деятельности являются медицина (микрохирургия, разработка новых лекарственных препаратов, диагностика и лечение инфекционных заболеваний), сельское хозяйство (технологии и машины для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, создание новых сортов зерновых культур, высокоэффективных кормов, выведение новых пород скота), промышленные технологии (добыча и переработка сырья в металлургии и ТЭК, пищевая и электротехническая промышленность), экология и природоохранная деятельность.

Сферой, в которой инновационный комплекс наиболее конкурентоспособен, являются биотехнологии, применяемые в агропромышленном комплексе, медицине, фармацевтике. Приоритетное направление развития инновационного комплекса Оренбуржья – создание и внедрение технологий добычи углеводородного сырья, в частности, технологий отработки малопродуктивных и истощенных месторождений, временной консервации месторождений, а также способов утилизации попутного газа, повышения экологической безопасности эксплуатации скважин. 

В Саратовской области создана базовая региональная инфраструктура развития инновационной деятельности: технопарки, бизнес-инкубатор, инновационно-технологические и информационно-контактные центры, Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области, закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области», некоммерческая организация «Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области», Добровольное некоммерческое объединение «Саратовский центр наноиндустрии», в которое вошли более 20 крупных промышленных предприятий, филиалов академических институтов Российской академии наук, научных учреждений, предприятий малого и среднего бизнеса. Принята областная инновационная научно-техническая программа «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы».

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года