Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

Республика Башкортостан – один из катализаторов инновационных  процессов в стране, находится в числе 20 регионов России, с которыми Роспатентом заключены соответствующие соглашения о сотрудничестве.  
Как результат, по итогам за 2007 год из Республики Башкортостан подано  
715 заявок на выдачу патентов на изобретения на полезные модели и на регистрацию товарных знаков. Рост отгруженной инновационной продукции Башкортостана обеспечен высокотехнологичными видами обрабатывающих производств.

В Пензенской области динамично  развивается инновационная инфраструктура: созданы и успешно функционируют пять областных бизнес-инкубаторов, создается сеть муниципальных бизнес-инкубаторов, действует Некоммерческое партнерство «Пензенский региональный центр содействия инновациям», формируется технопарк в сфере высоких технологий.

В Республике Мордовия созданы и эффективно функционируют многие элементы инновационной инфраструктуры: региональный венчурный фонд, гарантийный фонд кредитования, центр трансфера технологий на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева», инжиниринго-консалтинговый центр и др. Создается федеральный технопарк в сфере высоких технологий.

В Ульяновской области создан Совет  по научно-технической и инновационной  политике при Губернаторе области, принята «Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области  
на 2006-2010 годы и дальнейшую перспективу».

Ключевыми элементами инновационной  системы Ульяновской области  станут ядерно-инновационный и авиационный кластеры. Созданы консорциум «Ульяновский областной технопарк», научно-исследовательский и инновационный центр по микробиологии и биотехнологиям на базе Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, центр трансфера технологий на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет», центр коллективного пользования научно-исследовательским оборудованием «Облучение - материаловедение - исследовательский центр» государственного научного центра Российской Федерации «Научно-исследовательский институт атомных реакторов».

В Чувашской Республике осуществляются системные социально-экономические и инновационные преобразования, сформирована необходимая нормативно-правовая база, разработана и внедряется модель системы инновационного развития Чувашской Республики, главным принципом которой является комплексность инновационного развития всех сфер жизнедеятельности республики. Построен федеральный центр высоких медицинских технологий травматологии, ортопедии и эндопротезирования,  
в перспективе предполагается формирование высокотехнологичного медицинского кластера, объединяющего научно-исследовательские и технологические базы, объекты инновационной инфраструктуры, десятки малых и средних промышленно-инновационных предприятий, а также объектов здравоохранения республиканского и федерального уровня для создания и распространения новейших медицинских технологий (в области травматологии, ортопедии и эндопротезирования, онкологии и кардиологии).

В Чувашской Республике создается необходимая инновационная инфраструктура: функционирует республиканский технопарк, центр коллективного использования в области нанотехнологий, республиканский коучинг-центр по венчурному предпринимательству, мини-технопарки и инновационные бизнес-инкубаторы, созданы и функционируют несколько предприятий, работающих на принципах частно-государственного партнерства.

Начата  работа по формированию нового кластера  промышленно–производственного  типа, который предусматривает создание крупнейшего в России предприятия полного цикла по  производству  солнечных модулей на  базе нанотехнологий.

Республика Удмуртия обладает значительным инновационным потенциалом (как  в научно-технической, так и в  производственной сфере) и играет важную роль в инновационном развитии Приволжского федерального округа. Создан Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики, призванный объединить усилия учёных и специалистов промышленности  
в создании благоприятных условий для развития нанотехнологий в Республике. В ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях Республики функционируют центры трансфера технологий. Предприятиями  
и организациями Удмуртской Республики реализуется более  
100 инновационных проектов, находящихся в разной степени проработанности и готовности, которые направлены как на разработку конечной продукции,  
так и на создание и развитие производственной базы для изготовления новой инновационной продукции, в т.ч. в таком перспективном направлении  
как «нанотехнологии».

 

Ожидаемые результаты

 

Результатами реализации инновационной  и научно-технологической политики в Приволжском федеральном округе станут:

интеграция инновационных систем регионов  в окружную и российскую инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;

обеспечение интенсивного технологического обновления производств на базе новых  энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;

обеспечение инновационных секторов экономики высоко-профессиональными кадрами;

формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных  
на инновационной экономике;

действенная защита частной, включая  интеллектуальную, собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности – один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти. Особое внимание должно быть уделено пресечению рейдерских захватов собственности;

развитие научно-производственной инновационной инфраструктуры: центры трансфера технологий, центры содействия энергоэффективности, особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и другие.

На окружном уровне также должны быть созданы и другие элементы инновационной инфраструктуры:

финансовая – различные типы фондов (венчурные, гарантийные, инвестиционные), а также другие финансовые институты;

научно-производственная – технологические  парки, инновационные центры, бизнес-инкубаторы, специализированные научно-производственные и технологические территории, промышленные и особые экономические зоны, центры коллективного пользования с современным оборудованием;

образовательная – образовательные  учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области инновационного менеджмента, технологического аудита, интеллектуальной собственности, маркетинга; объединения образовательных, научных и производственных субъектов инновационной деятельности.

Перечисленные направления научной  деятельности, результаты создания многих элементов инновационной инфраструктуры, начало создания кластерных образований, успехи высших учебных заведений и научных школ, инновационные проекты, имеющие общероссийское и мировое значение, говорят о конкурентоспособности исследований и разработок, проводимых научно-инженерным сообществом округа.

Приоритетными для Приволжского федерального округа направлениями развития науки, технологий и техники из числа приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, разрабатываемых на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития, являются:

информационно-телекоммуникационные технологии;

энергетика и энергосбережение;

рациональное природопользование;

нанотехнологии и наноматериалы;

биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных;

технологии новых и возобновляемых источников энергии;

технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов;

технологии производства топлив и  энергии из органического сырья;

технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов;

технологии  создания электронной  компонентной базы;

технологии экологически безопасного  ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания;

технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых и др.

4.13. Развитие  приграничного и международного  сотрудничества

 

Одним из основных направлений внешнеэкономической  деятельности регионов Приволжского федерального округа является приграничное сотрудничество, имеющее все большее значение в развитии международных экономических отношений.

Приволжский федеральный имеет  все шансы стать регионом диалога между Европой и Азией, реально демонстрирующим конструктивное взаимодействие в социально-экономической, духовной и культурной сферах.

Увеличение внешнеторгового оборота  будет обеспечиваться за счет совершенствования товарной структуры экспорта; внедрения оптимизирующих схем размещения таможенных органов и таможенно-логистических терминалов в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, с учетом формирования территориально-отраслевых кластеров и транспортных коридоров; расширения географии поставок по многолетним и прочным контактам (Великобритания, Германия, Нидерланды, Австрия, Италия, Китай, Финляндия, Швейцария) и Содружество Независимых Государств (Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Украина, Азербайджан); освоения новых рынков в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Индии, Ближнего Востока.

Наличие транспортной инфраструктуры и нескольких пограничных переходов определило возможность тесного экономического сотрудничества регионов Приволжского федерального округа с республикой Казахстан.

Экономическое сотрудничество регионов России и Казахстана осуществляется по широкому спектру направлений – взаимодействие в рамках поставки промышленной и сельскохозяйственной продукции, организация совместных производств, инвестиционное сотрудничество, энергетика.

В последние годы значительно возросла роль сотрудничества  
в энергетике. Заключили соглашение о создании на Оренбургском газоперерабатывающем заводе совместного предприятия на паритетных началах по переработке газа с месторождения Карачаганак. Многие предприятия Приволжского федерального округа (в частности, Самарской области) активно участвуют в данном проекте, осуществляя проектные работы и поставки оборудования.

Активной реализации двусторонних проектов содействует подписание Российской Федерацией и республикой Казахстан  двусторонних документов по приграничному сотрудничеству, реализуемых на уровне субъектов Российской Федерации, в частности, Программы приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008-2011 годы.

Энергетическое сотрудничество является одной из основ взаимоотношений Российской Федерации и Казахстана.

Германия в силу своей экономической  и финансовой мощи имеет обширные экономические интересы, которые исторически концентрируются в Среднем и Нижнем Поволжье. Определенную роль в этом интересе играет этнический фактор (на данной территории проживают российские немцы).

Необходимо  укрепление межгосударственного сотрудничества, развитие связей между бизнес-структурами Приволжского федерального округа и республики Казахстан, а также обеспечение функционирования приграничной зоны вдоль границы с Казахстаном (в пределах Оренбургской, Самарской и Саратовской областей).

5. Основные направления социального развития Приволжского федерального округа и создания комфортной среды обитания

5.1. Направления  социального развития

 

Общая характеристика

 

Численность населения Приволжского федерального округа на 1 января 2010 г. составила 30109,4 тыс. человек (21,2% от общей численности населения Российской Федерации). Доля городского населения составляет 70,3% от всего населения Приволжского федерального округа.

На территории Приволжского федерального округа расположены  
4 из 12 городов-миллионеров Российской Федерации (города Нижний Новгород, Казань, Самара и Уфа).

 

Основные цели, задачи и направления социального развития

 

Целью социальной политики  округа является развитие его человеческого потенциала. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни населения округа и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.

Основными задачами социальной политики являются:

преодоление негативных демографических  тенденций, стабилизация численности  населения и создание условий для ее роста;

формирование условий для устойчивого  повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда;

обеспечение возможности получения качественной медицинской помощи;

переход от системы массового образования  к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуальному образованию для всех;

обеспечение населения доступным  и качественным жильем, создание комфортной  среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных укладов жизни;

создание эффективной адресной системы поддержки социально незащищенных групп граждан, а также лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума и предоставления им социальных услуг, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями путем обеспечения их доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения;

создание условий для укрепления общероссийской гражданской идентичности, при сохранении и развитии национальных культур, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, развития межкультурного и межрелигиозного диалога;

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года