Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
Республика Башкортостан – один
из катализаторов инновационных
процессов в стране, находится
в числе 20 регионов России, с которыми
Роспатентом заключены соответствующие
соглашения о сотрудничестве.
Как результат, по итогам за 2007 год из Республики
Башкортостан подано
715 заявок на выдачу патентов на изобретения
на полезные модели и на регистрацию товарных
знаков. Рост отгруженной инновационной
продукции Башкортостана обеспечен высокотехнологичными
видами обрабатывающих производств.
В Пензенской области динамично
развивается инновационная
В Республике Мордовия созданы и эффективно функционируют многие элементы инновационной инфраструктуры: региональный венчурный фонд, гарантийный фонд кредитования, центр трансфера технологий на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева», инжиниринго-консалтинговый центр и др. Создается федеральный технопарк в сфере высоких технологий.
В Ульяновской области создан Совет
по научно-технической и
на 2006-2010 годы и дальнейшую перспективу».
Ключевыми элементами инновационной системы Ульяновской области станут ядерно-инновационный и авиационный кластеры. Созданы консорциум «Ульяновский областной технопарк», научно-исследовательский и инновационный центр по микробиологии и биотехнологиям на базе Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, центр трансфера технологий на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет», центр коллективного пользования научно-исследовательским оборудованием «Облучение - материаловедение - исследовательский центр» государственного научного центра Российской Федерации «Научно-исследовательский институт атомных реакторов».
В Чувашской Республике осуществляются
системные социально-экономические и
инновационные преобразования, сформирована
необходимая нормативно-правовая база,
разработана и внедряется модель системы
инновационного развития Чувашской Республики,
главным принципом которой является комплексность
инновационного развития всех сфер жизнедеятельности
республики. Построен федеральный центр
высоких медицинских технологий травматологии,
ортопедии и эндопротезирования,
в перспективе предполагается формирование
высокотехнологичного медицинского кластера,
объединяющего научно-исследовательские
и технологические базы, объекты инновационной
инфраструктуры, десятки малых и средних
промышленно-инновационных предприятий,
а также объектов здравоохранения республиканского
и федерального уровня для создания и
распространения новейших медицинских
технологий (в области травматологии,
ортопедии и эндопротезирования, онкологии
и кардиологии).
В Чувашской Республике создается необходимая инновационная инфраструктура: функционирует республиканский технопарк, центр коллективного использования в области нанотехнологий, республиканский коучинг-центр по венчурному предпринимательству, мини-технопарки и инновационные бизнес-инкубаторы, созданы и функционируют несколько предприятий, работающих на принципах частно-государственного партнерства.
Начата работа по формированию нового
кластера промышленно–производственного
типа, который предусматривает
Республика Удмуртия обладает значительным
инновационным потенциалом (как
в научно-технической, так и в
производственной сфере) и играет важную
роль в инновационном развитии Приволжского
федерального округа. Создан Региональный
центр наноиндустрии Удмуртской Республики,
призванный объединить усилия учёных
и специалистов промышленности
в создании благоприятных условий для
развития нанотехнологий в Республике.
В ведущих высших учебных заведениях и
научных учреждениях Республики функционируют
центры трансфера технологий. Предприятиями
и организациями Удмуртской Республики
реализуется более
100 инновационных проектов, находящихся
в разной степени проработанности и готовности,
которые направлены как на разработку
конечной продукции,
так и на создание и развитие производственной
базы для изготовления новой инновационной
продукции, в т.ч. в таком перспективном
направлении
как «нанотехнологии».
Ожидаемые результаты
Результатами реализации инновационной
и научно-технологической
интеграция инновационных
обеспечение интенсивного технологического обновления производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;
обеспечение инновационных секторов экономики высоко-профессиональными кадрами;
формирование новых высококонку
на инновационной экономике;
действенная защита частной, включая интеллектуальную, собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности – один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти. Особое внимание должно быть уделено пресечению рейдерских захватов собственности;
развитие научно-
На окружном уровне также должны быть созданы и другие элементы инновационной инфраструктуры:
финансовая – различные типы фондов (венчурные, гарантийные, инвестиционные), а также другие финансовые институты;
научно-производственная – технологические парки, инновационные центры, бизнес-инкубаторы, специализированные научно-производственные и технологические территории, промышленные и особые экономические зоны, центры коллективного пользования с современным оборудованием;
образовательная – образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области инновационного менеджмента, технологического аудита, интеллектуальной собственности, маркетинга; объединения образовательных, научных и производственных субъектов инновационной деятельности.
Перечисленные направления научной деятельности, результаты создания многих элементов инновационной инфраструктуры, начало создания кластерных образований, успехи высших учебных заведений и научных школ, инновационные проекты, имеющие общероссийское и мировое значение, говорят о конкурентоспособности исследований и разработок, проводимых научно-инженерным сообществом округа.
Приоритетными для Приволжского федерального округа направлениями развития науки, технологий и техники из числа приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, разрабатываемых на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития, являются:
информационно-
энергетика и энергосбережение;
рациональное
нанотехнологии и
биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных;
технологии новых и
технологии переработки и
технологии производства топлив и энергии из органического сырья;
технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов;
технологии создания электронной компонентной базы;
технологии экологически безопасного
ресурсосберегающего
технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых и др.
Одним из основных направлений
Приволжский федеральный имеет все шансы стать регионом диалога между Европой и Азией, реально демонстрирующим конструктивное взаимодействие в социально-экономической, духовной и культурной сферах.
Увеличение внешнеторгового
Наличие транспортной инфраструктуры и нескольких пограничных переходов определило возможность тесного экономического сотрудничества регионов Приволжского федерального округа с республикой Казахстан.
Экономическое сотрудничество регионов России и Казахстана осуществляется по широкому спектру направлений – взаимодействие в рамках поставки промышленной и сельскохозяйственной продукции, организация совместных производств, инвестиционное сотрудничество, энергетика.
В последние годы значительно возросла
роль сотрудничества
в энергетике. Заключили соглашение о
создании на Оренбургском газоперерабатывающем
заводе совместного предприятия на паритетных
началах по переработке газа с месторождения
Карачаганак. Многие предприятия Приволжского
федерального округа (в частности, Самарской
области) активно участвуют в данном проекте,
осуществляя проектные работы и поставки
оборудования.
Активной реализации двусторонних проектов содействует подписание Российской Федерацией и республикой Казахстан двусторонних документов по приграничному сотрудничеству, реализуемых на уровне субъектов Российской Федерации, в частности, Программы приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008-2011 годы.
Энергетическое сотрудничество является одной из основ взаимоотношений Российской Федерации и Казахстана.
Германия в силу своей экономической и финансовой мощи имеет обширные экономические интересы, которые исторически концентрируются в Среднем и Нижнем Поволжье. Определенную роль в этом интересе играет этнический фактор (на данной территории проживают российские немцы).
Необходимо укрепление межгосударственного сотрудничества, развитие связей между бизнес-структурами Приволжского федерального округа и республики Казахстан, а также обеспечение функционирования приграничной зоны вдоль границы с Казахстаном (в пределах Оренбургской, Самарской и Саратовской областей).
Общая характеристика
Численность населения Приволжского федерального округа на 1 января 2010 г. составила 30109,4 тыс. человек (21,2% от общей численности населения Российской Федерации). Доля городского населения составляет 70,3% от всего населения Приволжского федерального округа.
На территории Приволжского федерального
округа расположены
4 из 12 городов-миллионеров Российской
Федерации (города Нижний Новгород, Казань,
Самара и Уфа).
Основные цели, задачи
и направления социального
Целью социальной политики округа является развитие его человеческого потенциала. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни населения округа и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Основными задачами социальной политики являются:
преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста;
формирование условий для
обеспечение возможности получения качественной медицинской помощи;
переход от системы массового образования к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуальному образованию для всех;
обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных укладов жизни;
создание эффективной адресной системы поддержки социально незащищенных групп граждан, а также лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума и предоставления им социальных услуг, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями путем обеспечения их доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения;
создание условий для