Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
повышение доступности учреждений культуры для всех слоев населения;
повышение качества и расширение спектра услуг в области культуры;
повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения;
создание экономических
обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, создание условий, обеспечивающих возможность для граждан вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактика алкоголизма, снижение масштабов табакокурения;
существенное улучшение
формирование современной
оказание услуг по социальной реабилитации и коррекции семей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью уменьшения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, снижения уровня подростковых правонарушений в среднесрочной перспективе не менее чем на 15%, сокращения социального сиротства не менее чем на 30%;
принятие превентивных мер по профилактике социального неблагополучия среди различных групп населения;
улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;
снижение уровня преступности и коррупции;
обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов.
Ожидаемые результаты
На территории Приволжского федерального округа будет создана социальная инфраструктура, обеспечивающая условия жизни населения на уровне наиболее развитых российских регионов и, в первую очередь, в области здравоохранения, образования, культуры и обеспечения доступным жильем населения округа.
Население округа должно быть обеспечено конкурентоспособными рабочими местами, качественным медицинским обслуживанием, возможностью получения образования и доступного комфортного жилья.
Общая характеристика
Последовательная реализация комплекса
мер демографической политики оказывает
положительное влияние на динамику демографических
процессов.
В 2009 году в Приволжском федеральном округе,
как и в целом по Российской Федерации,
родилось детей на 19,0% больше, чем в 2006
году (2009 год –
364,3 тыс. детей, 2006 год – 306, 2 тыс. детей).
Коэффициент рождаемости вырос на 19,8%
с 10,1 на 1000 человек населения в 2006 году
до 12,1 на 1000 человек населения в 2009 году
(в Российской Федерации рост коэффициента
составил 19,2%, с 10,4 на 1000 человек населения
в 2006 году
до 12,4 в 2009 году).
Число умерших в Приволжском
федеральном округе снизилось на 7,0%
– с 473,5 тыс. человек в 2006 году до 440,3 тыс.
человек в 2009 году
(в Российской Федерации снижение на 7,2%).
Коэффициент смертности снизился на 6,4%
с 15,6 на 1000 человек населения в 2006 году
до 14,6
на 1000 человек населения в 2009 году (в Российской
Федерации снижение составило 6,6% , с 15,2
на 1000 человек населения в 2006 году до 14,2
в 2009 году).
Основными причинами смерти населения
как в Российской Федерации, так
и в Приволжском федеральном округе остаются
болезни системы кровообращения (57% от
общего числа умерших). Показатель смертности
от болезней системы кровообращения в
Приволжском федеральном округе снизился
с 900,8 на 100 000 населения в 2006 году до 829,4
в 2009 году –
на 8,0% (в Российской Федерации снижение
аналогичного показателя на 7,4%, с 864,7 на
100000 человек населения в 2006 году до 801,0
в 2009 году).
В результате реализации мер демографической политики в 2009 году естественная убыль населения в Приволжском федеральном округе снизилась по сравнению с 2006 годом в 2,2 раза (2009 год – 76,0 тыс. человек, 2006 год – 167,4 тыс. человек); в Российской Федерации естественная убыль населения уменьшилась в 2,8 раза.
Как и в большинстве
развитых стран мира в Российской
Федерации происходит процесс старения
населения – увеличение доли пожилых
и старых людей в общей численности населения.
Средний возраст населения ежегодно увеличивается,
в тоже время на начало 2009 года средний
возраст населения Приволжского федерального
округа (38,9 лет) практически соответствовал
среднему возрасту населения Российской
Федерации (38,8 лет). В отдельных субъектах
Приволжского федерального округа средний
возраст населения превышал среднероссийский
показатель (Республика Мордовия – 40,3
лет, Кировская область – 40,0 лет, Нижегородская
область – 40,5 лет, Пензенская область
– 40,9 лет, Самарская область – 39,4 лет,
Саратовская область –
39,8 лет, Ульяновская область – 40,0 лет).
Снижение численности населения
Приволжского федерального округа
за 2008 год составляло 83,7 тыс. человек, или
0,3%. Миграционный прирост (17,2 тыс.человек)
на 17% компенсировал естественную убыль
населения
(100,9 тыс. человек).
В 2009 году темпы снижения численности
населения Приволжского федерального
округа снизились. Общая убыль за 2009 год
составила
48,4 тыс. человек, снижение численности
на 0,2% (естественная убыль –
76,0 тыс. человек, миграционный прирост
– 27,6 тыс. человек). Миграционный прирост
на 36,3% компенсировал естественную убыль
населения.
В последующие годы продолжится
реализация долгосрочной государственной
демографической программы, что позволит
достигнуть цели демографической политики
– стабилизации численности населения
(за счет всех направлений демографического
развития: снижения уровня смертности,
повышения уровня рождаемости, регулирования
миграции
в соответствии с потребностями социально-демографического
развития).
Основные направления демографической политики
К приоритетным мерам демографической политики в регионах Приволжского федерального округа на период до 2020 г. относятся:
сокращение смертности от предотвратимых причин, развитие системы профилактики и ранней диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний;
разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения;
совершенствование функционирования системы здравоохранения;
усиление мер социальной поддержки семей, внедрение, дополнительно к общефедеральным, комплекса мер противодействия бедности семей, имеющих детей, и отдельных категориям семей, находящихся в зоне социального риска;
обеспечение потребностей семей в услугах дошкольного, школьного и внешкольного образования, повышение доступности и качества их услуг;
содействие в создании среды
обитания, благоприятной для семей
с детьми;
развитие рынка жилья и повышен
содействие развитию гибких форм занятости для женщин, имеющих детей;
привлечение мигрантов, прибывающих в регионы округа, на постоянное место жительства, содействие их адаптации и интеграции в принимающий социум;
содействие экономически обоснованному привлечению временных трудовых мигрантов, упрощение процедур их найма;
Мероприятия по улучшению демографической
ситуации должны включать в себя меры,
предпринимаемые как на федеральном, так
и на уровне субъектов Российской Федерации
во взаимодействии с органами местного
самоуправления в увязке с основными положениями,
определенными
в Концепции демографической политики
Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 9 октября 2010 г.
№ 1351.
Ожидаемые результаты
За счет реализации основных направлений
демографической политики планируется
улучшение демографической ситуации
в Приволжском федеральном округе, в том
числе рост численности населения, включая
трудоспособное, повышение уровня рождаемости,
продолжительности жизни,
а также повышение привлекательности
округа для внутренних мигрантов.
Общая характеристика
Как и в целом по стране, в
Приволжском федеральном округе
сокращается число больничных и
амбулаторно-поликлинических
(в 2008 году – 1097), самостоятельных амбулаторно-поликлинических
учреждений – 301 (в 2008 году – 308), амбулаторно-поликлинических
учреждений, входящих в состав больничных
учреждений – 1779 (в 2008 году – 1798), диспансеров
– 197 (в 2008 году – 204), самостоятельных стоматологических
учреждений – 157 (в 2008 году – 166), станций
(отделений) скорой медицинской помощи
– 607 (в 2008 году – 612). Также сократилось
число фельдшерско-акушерских пунктов
– 11798 (в 2008 году – 11979). Число учреждений,
имеющих дневные стационары в больничных
учреждениях
в 2009 году составило 781 (в 2008 году – 876),
в амбулаторно-поликлинических учреждениях
– 1189 (в 2008 году – 1332).
Мощность учреждений, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую помощь (число
посещений в смену) в 2009 году составила
662985 (в 2008 году – 662545), мощность амбулаторно-поликлинических
учреждений (на 10 тыс. человек населения)
в 2009 году составила 219,8 (в 2008 году – 219,4),
среднее число посещений в амбулаторно-поликлинические
учреждения – всего
(на 1 жителя в год) в 2009 году составило
9,7 (в 2008 году – 9,7).
Обеспеченность населения врачами
(на 10 тысяч человек) в Приволжском федеральном
округе в 2009 году составило 41,5 (в 2008 году
– 41,4), в целом
по Российской Федерации в 2009 году – 44,1.
Всего среднего медицинского персонала
в Приволжском федеральном округе в 2009
году составило 301485
(в 2008 году – 302660), в целом по Российской
Федерации в 2009 году – 1335352. Обеспеченность
населения средним медицинским персоналом
(на 10 тысяч населения) в Приволжском федеральном
округе в 2009 году составило 100,0 (в 2008 году
– 100,4), в целом по Российской Федерации
в 2009 году – 94,1.
Заболеваемость по основным нозологиям
в Приволжском федеральном округе
в 2009 году (на 100000 тысяч человек) составила:
болезни системы кровообращения – 25667,1
(в 2008 году – 25097,5), в целом по Российской
Федерации – 22477,2; травмы, отравления и
некоторые другие последствия воздействий
внешних причин – 10228,0 (в 2008 году – 10521,1),
в целом
по Российской Федерации – 9188,1; заболеваемость
злокачественными новообразованиями
– 352,7 (в 2008 году – 338,9), в целом по Российской
Федерации – 355,9; заболеваемость туберкулезом
– 76,1 (в 2008 году – 76,7),
в целом по Российской Федерации – 82,6;
ВИЧ-инфекция – 43,3 (в 2008 году – 39,9), в целом
по Российской Федерации – 43,9.
Основные направления развития здравоохранения
Для улучшения ситуации с состоянием здоровья граждан должен быть обеспечен качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.
Основной целью
в том числе высокотехнологической
помощи и повышение эффективности медицинских
услуг, объемы, виды и качество которых
должны соответствовать проблемам заболеваний.
Для Приволжского федерального округа основными задачами в области здравоохранения являются:
развитие медицинской и
создание межрегиональных
повышение эффективности системы
организации медицинской
совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарной авиации;
развитие системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи;
профилактические направления и оказание высокотехнологичной медицинской помощи:
формирование здорового образа жизни у населения Приволжского федерального округа, предусматривающего осуществление мероприятий, направленных на сокращение потребления алкоголя и табака, снижение влияния иных вредных факторов на здоровье населения, в том числе трудоспособного возраста; пропаганду здорового образа жизни и мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье;
повышение доступности и эффективности
реабилитационных мероприятий и
совершенствование
проведение мероприятий, направленных
на профилактику и совершенствование
системы противодействия распространению
ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и
С среди целевых (дифференцированных)
групп населения, в т.ч. среди школьников,
молодежи и наиболее уязвимых групп населения;
подключение всех субъектов Приволжского федерального округа к единой информационной базе службы крови;
развитие оказания высокотехнологичной медицинской помощи, внедрение современных методов диагностики и лечения.
координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста; развитие паллиативной медицинской помощи: организация коек медицинского (сестринского) ухода на базе стационаров муниципальных учреждений здравоохранения;
создание в зоне с высокой плотностью населения перинатальных центров с последующим их оснащением;
поставка реанимобилей, оснащенных
современным медицинским
укрепление материально-
организация системы выездных бригад врачей-педиатров, акушеров-гинекологов с целью проведения углублённых осмотров женщин и детей, выявления хронических форм патологии, оказания детям и женщинам консультативной и лечебно-профилактической помощи;
организация и оснащение современным
компактным и мобильным диагностическим
оборудованием детских
и учреждений родовспоможения, что позволит
увеличить эффективность
их деятельности, а также прибывающих
выездных бригад;