Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

социальная и кадровая проблемы, проявляющиеся в дефиците высоко-квалифицированных  специалистов, управленческих кадров, основных и вспомогательных рабочих по всем  технологическим переделам.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Основными целями и задачами развития легкой промышленности  
в Приволжском федеральном округе являются:

интенсификация инновационного развития легкой промышленности, обеспечение эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции совокупному спросу потребителей;

повышение  производственного потенциала  легкой промышленности на основе технического перевооружения и модернизации производства, внедрения прорывных технологий и создание новых высокопроизводительных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности предприятий, импортозамещение, снижение технологической  и товарной зависимости отрасли от зарубежных стран;

обеспечение экономической эффективности  производства, существенного роста  производительности труда, экологической  безопасности технологических процессов и продукции, ресурсосбережения, повышения культуры производства;

повышение конкурентоспособности и увеличение объемов выпуска наукоемкой продукции для населения, медицины, образовательной сферы, для силовых структур и ведомств, агропромышленного комплекса, строительной, мебельной и транспортной индустрии;

усиление борьбы с теневым производством и нелегальным импортом  
с целью доведения доли российских  товаров на внутреннем рынке к 2020 году  минимум до 50 процентов, повышение экономической и стратегической безопасности  государства;

формирование цивилизованного  потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитие межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей  сети,  коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и развитие наукоемких производств, привлечение инновационных фондов развития и иностранных инвестиций;

углубление процессов кооперации, интеграции и развития межтерриториального  и межотраслевого взаимодействия субъектов  науки, промышленности и малого предпринимательства;

развитие системы воспроизводства  трудовых ресурсов,  подготовки и  переподготовки рабочих, менеджеров и управленческих кадров, способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка.

Основным направлением станет превращение легкой промышленности Приволжского федерального округа в высокоэффективную конкурентоспособную отрасль.

 

Ожидаемые результаты

 

Результатами развития легкой промышленности в Приволжском федеральном округе станут:

наращивание объемов и повышение конкурентоспособности производимой продукции в секторе управляемого спроса, что повлечет за собой вывод в необходимом количестве конкурентоспособной продукции на рынок и, в свою очередь, позволит сохранить долю индивидуального покупателя;

повышение  доли приволжской продукции в объеме продаж на внутреннем рынке к 2020 году не менее чем на 50 процентов (как фактора  повышения национальной безопасности государства), укрепление позиций отечественных производителей в средних ценовых сегментах на российском и зарубежных рынках, развитие межотраслевой и межтерриториальной кооперации.

4.9. Туристско-рекреационный  комплекс

 

Общая характеристика

 

Приволжский федеральный округ занимает третье место в Российской Федерации по объему внутреннего туризма: в год субъекты округа посещают 2,5 млн. человек, что составляет 10% всего объема этого вида туризма в России. Опираясь на имеющиеся историко-культурные и национальные особенности, а также наличие большого числа рекреационных зон, поволжские регионы стремятся привлечь в туристическую сферу инвесторов.

 

Основные проблемы

 

Развитие внутреннего туризма  в Приволжском федеральном округе тормозят основные факторы: изношенность туристической инфраструктуры, отсутствие современных гостиниц с большим номерным фондом и недостаток инвестиций.

Наличие современных туристско-рекреационных  объектов для удовлетворения возрастающих потребностей населения округа и его гостей в настоящее время явно недостаточное.

Состояние развития туризма и рекреации  в Приволжском федеральном округе определяются ключевыми факторами:

отсутствием дорог, туристического транспорта;

неудовлетворенным спросом жителей  округа и приезжающих в округ в доступных и качественных рекреационных услугах;

неиспользуемыми возможностями природного потенциала округа. 

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Реализация крупных инвестиционных проектов в туристско-рекреационной  сфере в регионах округа должна решить значительную часть имеющихся  проблем  и будет направлена в первую очередь на создание туристического кольца всероссийского и международного значения «Большая Волга». Участниками этого проекта станут все регионы, по территории которых протекают реки Волга и Кама.

На территории Приволжского федерального округа наиболее значимыми звеньями туристического кольца станут крупнейшие города, расположенные  
на Волге и Каме (города Нижний Новгород, Казань, Самара, Ульяновск, Саратов, Ижевск и др.), а также ряд территорий, на которых возможно совмещение отдыха на природе (в том числе активного) и культурно-исторического, а также тематического туризма (Сокольский район Нижегородской области, г. Свияжск в Татарстане,  городской округ Жигулевск Самарской области, Ульяновский и Сенгилеевский районы Ульяновской области, городах Саранск и Темников в Республике Мордовия, место приземления первого космонавта Ю.А. Гагарина в Энгельсском районе Саратовской области, Советский и Котельничский районы Кировской области, Соль-Илецкий и Акбулакский районы в Оренбургской области, Юринский и Килемарский районы Республики Марий Эл и др.).

Особое место в системе мероприятий  по развитию туризма должна занимать организация санаторно-курортных и культурно-познавательных поездок для социально незащищенных групп населения (пенсионеры, ветераны, инвалиды, многодетные семьи, школьники и студенты), которые будут способствовать ослаблению социального давления кризисных факторов, служить делу взаимопроникновения культур и развитию толерантности в обществе, предупреждать проявления межэтнической и межконфессиональной напряженности.

Должна быть предусмотрена поддержка формирования  туристско-рекреационных кластеров, использующих не только природные и культурно-исторические ресурсы, но и специализированную инфраструктуру, профессиональные кадры, образовательные и научно-производственные центры, сферу развлечений и анимации, физкультурные комплексы, медицинские учреждения, общественное питание, придорожный сервис  и др.

Необходима реализация комплекса  мер по:

созданию имиджа территории как  благополучного и привлекательного места жизни и отдыха;

улучшению состояния и рекламе новых объектов;

созданию  и обеспечению деятельности природных парков и объектов;

совершенствованию  системы подготовки,  переподготовки  и повышения квалификации кадров в сфере туризма и научному обеспечению туристической деятельности.

Развитие получит инфраструктура круизного туризма. Будут обустроены места пляжного отдыха и маршруты экологического туризма (в том числе  
с использованием малого флота) с организацией транзитных комплексных зеленых стоянок для круизных кораблей.

Определенный эффект от развития волжского туристического кольца будет связан с возможностью совмещения активного отдыха и удовлетворения культурно-исторических интересов, с возрождением традиционных ремесел и решением ряда социальных задач, в том числе задачи привлечения трудовых ресурсов в сельские районы и задачи повышения транспортной связности села и урбанизированных территорий.

Второе направление – это  развитие туризма и рекреации  на базе природного потенциала уральских гор с концентрацией соответствующей инфраструктуры в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике и Пермском крае, где будут созданы комплексы зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (экстремальный сплав по горным рекам, конный спорт и туризм, ловля хариуса и форели, спелеотуризм и др.).

На основе богатых рекреационных  ресурсов лесной зоны Приволжского федерального округа в сотрудничестве с ближайшими регионами  
Северо-Западного федерального округа  дальнейшее развитие получит охотничий туризм и другие виды активного отдыха.

В Пермском крае, Удмуртской Республике, Кировской области и Ульяновской области также будут построены несколько курортно-туристических и оздоровительных комплексов с горнолыжными трассами и всей необходимой инфраструктурой для отдыха, в том числе повышенной комфортности,  также развитие получит инфраструктура реабилитационного и профилактического лечения.

Дальнейшее совершенствование  такой инфраструктуры позволит создать  оздоровительный кластер на базе высокотехнологической медицины  
(г. Ижевск, Удмуртская Республика), туристско-рекреационный кластер  
в Кировской области на базе значительных запасов минеральных вод и лечебных грязей.

В рамках развития туризма на западном Урале будет создана инфраструктура профилактического и реабилитационного лечения на базе минеральных вод, местных лечебных грязей, горного и лесного хвойного воздуха, будет создан центр восточной медицины.

Развитие такой инфраструктуры параллельно с усилением системы  здравоохранения в крупнейших городах  на востоке округа позволит создать оздоровительный кластер, включающий в себя звено интенсивной терапии на базе высокотехнологичной медицины.

Развитие туризма на востоке  Приволжского федерального округа будет осуществляться в сотрудничестве с ближайшими регионами Уральского федерального округа – Челябинской областью и Свердловской областью. Особую значимость имеет развитие транспортной инфраструктуры, связывающей Пермский край и Свердловскую область в целях организации разнообразных туристических маршрутов одновременно на западном и восточном склонах Уральских гор.

Важнейшим стратегическим направлением развития туристско-рекреационного комплекса Приволжского федерального округа является рекреация в пределах крупнейших агломераций округа.

В рамках развития туризма в среднем  Поволжье будет создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа на территории Самарской области.

Еще одним фактором привлекательности  отдельных регионов Приволжского федерального округа для туристов являются культурные традиции. Национальные праздники, сохранение ремесленничества, возможность знакомства с культурой и бытом сразу нескольких этносов определяют перспективы развития этнографического, кулинарного и других видов познавательного туризма (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Нижегородская область, Оренбургская область, Ульяновская область, Кировская область и др.).

 

Ожидаемые результаты

 

Развитие туризма и рекреации  удовлетворит запросы населения  в этих услугах и улучшит экологическое состояние территории, в частности, обеспечит восстановление экологического состояния водных и крупных природных объектов (таких как Самарская Лука), снижение загрязненности водоемов.

4.10. Финансово-банковский  сектор экономики

 

Общая характеристика

 

По вкладу финансового сектора  в валовой региональный продукт уровень развития финансово-банковского сектора в Приволжском федеральном округе (0,3%) существенно отстаёт от среднего по России (0,8%). Округ занимает второе место после Центрального федерального округа по числу зарегистрированных банков. При этом банковский сектор округа имеет  
один из самых низких уровней концентрации: 80% суммарных активов приходится на 31 банк. Доля округа в совокупных активах банковского сектора Российской Федерации имеет тенденцию к снижению.

 

Основные проблемы

 

В настоящее время информация о  состоянии финансовых рынков  
и использовании их возможностей для повышения благосостояния граждан не имеет системного характера и предназначена в большей степени для специалистов, работающих на этих рынках, чем для обычных граждан. Население недостаточно информировано о принимаемых законодательных решениях по инвестированию и правовой защищенности вложений, что является сдерживающим фактором развития регионального сегмента финансового рынка. Недостаточная степень вовлеченности населения в деятельность финансового рынка объясняется низким уровнем информированности и доверия к финансовым инструментам. Это приводит к тому, что сбережения граждан осуществляются преимущественно в виде вложений в иностранную валюту или на депозиты банков.

Особенность текущей ситуации в  финансовом секторе – наложение  долгосрочных проблем развития и  проблем, вызванных финансовым кризисом. Кризис привел к снижению капитализации банков, снижению интереса как отечественных, так и иностранных инвесторов, ухудшению условий для выхода на рынки капитала.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

В период действия Стратегии в развитии финансово-банковского сектора возможны два периода: послекризисное восстановление и поступательное развитие. На первом этапе должна состояться рекапитализация банков или определение их статуса небанковских кредитных организаций. На втором этапе задачей развития является выход округа на среднеевропейский уровень по основным показателям развития финансового сектора, усиление интеграции (территориального взаимопроникновения) финансовых институтов, расположенных на территории округа. Реализация имеющегося потенциала развития региональных банков может привести к появлению эффекта масштабирования.

Для повышения осведомленности  граждан о возможностях и рисках инвестирования на финансовом рынке  необходима подготовка и реализация ряда мер по широкому информированию граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках при инвестировании личных сбережений.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года