Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
Наряду с проблемами загрязнения основных рек округа особую озабоченность вызывает состояние бассейна р. Волги. Продолжающееся систематическое загрязнение рек и водоносных горизонтов в первую очередь сказывается на обеспеченности питьевой водой населения округа. По данным органов здравоохранения до 30% заболеваний населения вызывается загрязнением питьевой воды. Состояние источников питьевого водоснабжения характеризуется достаточно высоким загрязнением тяжелыми металлами и другими вредными соединениями.
На территории Пермского края серьезной
экологической проблемой
из водопользования и представляют собой
высокотоксичные кислотные потоки, загрязненные
ионами металлов.
В округе острой является проблема сбора, хранения и утилизации отходов производства и потребления, в том числе опасных медицинских отходов и особенно отходов, накопленных за предшествующие периоды. В большинстве субъектов Российской Федерации действуют целевые региональные программы в области утилизации отходов либо осуществляются меры по строительству полигонов твердых бытовых отходов, перерабатывающих заводов, обустройству санкционированных свалок, созданию современных центров уничтожения медицинских отходов и др.
Серьезной проблемой остается загрязнение
атмосферы выхлопами автомобиль
На территории регионов Приволжского федерального округа существует высокий уровень риска возникновения техногенных аварий и экологических катастроф, в том числе с выбросом опасных токсичных химикатов, попаданием в окружающую среду патогенных биологических агентов с образованием обширных площадей загрязнения и заражения. К числу возможных угроз следует также отнести вероятность применения в террористических целях опасных веществ и материалов в местах массового пребывания людей.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение таких угроз, являются:
повышенная концентрация потенциально опасных объектов, особенно при реализации программ по уничтожению химического оружия, старение их основных производственных фондов (износ оборудования на некоторых предприятиях превышает 80-90%);
застройка санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов;
падение производственной дисциплины и увеличение в связи с этим числа отклонений от установленных технологических режимов работы;
появление большого количества мелких производителей вне надзорного поля;
отсутствие надлежащих мер защиты
и профилактики на авиационном, морском
(речном), железнодорожном и
эпидемические и эпизоотические вспышки, в том числе непредумышленный занос как традиционных, так и новых (вновь возникающих) инфекционных болезней;
снижение качества атмосферного воздуха;
активизация террористических проявлений.
Основные цели, задачи и направления развития
Целью обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в регионах Приволжского федерального округа является создание экологически безопасных и комфортных условий проживания человека.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
обеспечение надежной эксплуатации гидротехнических сооружений и систем водоснабжения, строительство берегозащитных и противопаводковых сооружений, предотвращение загрязнения водных объектов для улучшения состояния и восстановления водных объектов, в первую очередь, источников питьевого водоснабжения;
внедрение современных технологий сбора, хранения и утилизации, в том числе опасных медицинских отходов производства и потребления. В связи с этим должны осуществляться мероприятия по строительству полигонов твердых бытовых отходов, перерабатывающих заводов, обустройству санкционированных свалок, современных центров уничтожения медицинских отходов и др.;
переход на экологически ориентированные технологии, снижение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников, совершенствование системы экологического нормирования, экологического мониторинга, экологической экспертизы проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности;
сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий в округе, создание и устойчивое функционирование природных комплексов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;
обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу, техносферу и экологические системы.
Одним из основных механизмов решения указанных задач станут федеральные и региональные программы экологической направленности.
Природоохранные мероприятия должны включать в себя меры, предпринимаемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления. Они должны основываться на общих принципах государственной политики в данной области, которые включают платность природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; сохранение биологического разнообразия.
Должно быть предусмотрено:
расширение возможностей и полномочий региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды;
развитие экономического механизма
стимулирования рационального
внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
совершенствование системы экологических платежей;
расширение деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и развитию системы особо охраняемых территорий;
экологическое воспитание и образование населения как основа экологического благополучия страны.
Ожидаемые результаты
Результатами развития обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в Приволжском федеральном округе являются:
улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически безопасной и комфортной среды проживания населения в городах, мест работы и отдыха, иной социальной активности, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей;
сохранение естественных экосистем, природных ландшафтов, источников чистой воды, повышение биопродуктивности, восстановление видового разнообразия;
решение проблем переработки отходов промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства, утилизация и переработка твердых бытовых отходов;
обновление и коммерческое использование после окончания программы по уничтожению химического оружия технологической базы потенциально опасных химических и биологических объектов, находящихся в региональной собственности, повышение уровня их экологической безопасности;
повышение безопасности транспортировки и перевалки опасных химических и биологических грузов;
восстановление (реабилитация) земель, выведенных из хозяйственного оборота по причине их загрязнения токсичными химическими веществами и опасными биологическими агентами.
На территории Приволжского федерального округа будет обеспечена экологическая обстановка на уровне лучших в этой части российских регионов, включая объемы выбросов в атмосферу, сброс загрязненных сточных вод, образование отходов производства и потребления, инвестиции в основной капитал направленные на охрану окружающей среды.
Общая характеристика
Территория Приволжского федерального округа богата водными ресурсами – здесь протекает самая протяженная, самая знаменитая река России – Волга. Волжский бассейн, являясь крупнейшим в регионе источником энергии, вырабатываемой на ГЭС Волжско-Камского каскада, одновременно с тем является источником питьевого и технического водоснабжения и основной водной транспортной артерией страны.
Основные проблемы
Проблемы Волжского бассейна носят
комплексный характер
и затрагивают все категории водопользователей
во всех субъектах, входящих
в Приволжский федеральный округ:
низкое качество питьевой воды;
сброс в поверхностные водные объекты неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод;
неудовлетворительная защита населения, флоры и фауны от вредного воздействия вод;
неудовлетворительное обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
неудовлетворительное качество мониторинга состояния водных объектов;
деградация малых рек;
снижение рыбопродуктивности волжских водохранилищ.
Практически во всех субъектах в современный период сократились объемы водопотребления и водоотведения. По-прежнему низким остается процент использования подземных вод, доля использования подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения населения составляет от 4,3% (Кировская область) до 39% (Самарская область). Более того, в некоторых субъектах за последние годы произошло снижение добычи подземных вод.
Р. Волга фактически превратилась в приемник сточных вод со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основными загрязнителями водных объектов являются предприятия, входящие в структуру жилищно-коммунального хозяйства. Часто хозяйственно-бытовые, промышленные и загрязненные поверхностные сточные воды из населенных пунктов сбрасываются в реки и озера вообще без очистки. Многие очистные сооружения работают неэффективно (износ доходит порой до 100%) или имеют недостаточную мощность.
Водопроводные и канализационные
сети городов имеют высокую степень
износа. Объем воды, забираемой из источников
на нужды людей, постоянно увеличивается,
но одновременно сокращается потребление
воды населением. Это свидетельствует
о возрастающих потерях при транспортировке
воды
в водопроводных сетях по причине их прогрессирующей
изношенности, что приводит к потерям
воды, уже прошедшей через очистные сооружения.
В результате происходит ее вторичное
загрязнение.
В регионе увеличился риск затоплений
(и подтоплений в результате подъема
уровня грунтовых вод) населенных пунктов,
сельхозугодий и объектов экономики
при половодьях и паводках на берегах
Волги и ее притоков.
Велик ежегодный ущерб от частичного подтопления
или затопления населенных пунктов, размытия
дорог, разрушения мостов и т. д.
Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. Только по водохранилищам Верхне-Камского каскада в зоне опасных береговых обрушений находятся свыше 200 населенных пунктов. В зоне оползневых процессов находятся такие крупные города, как гг. Нижний Новгород, Ульяновск, Саратов, Волгоград и др. Ситуация усугубляется бесконтрольной застройкой на регулярно затопляемых землях.
Характерной и острейшей для многих регионов проблемой является непрекращающаяся переработка берегов волжских водохранилищ в результате волно-прибойной деятельности и неблагоприятного уровенного режима.
Разрушение берегов наносит
ущерб земельному фонду, ведет
к ухудшению качества воды, изменяет условия
обитания населения, речной флоры и фауны.
В настоящее время практически не используется транспортный потенциал рек. В то же время Волга, по сути, стала кладбищем для многих плавательных средств. Затонувшие лодки и корабли несут в себе потенциальную угрозу, поскольку в баках могло остаться топливо, другие опасные вещества и материалы, да и сами корпуса судов загрязняют водную среду. Кроме того, затонувшие суда представляют угрозу судоходству.
Основными факторами нерационального использования водных ресурсов являются:
применение устаревших водоемких производственных технологий;
недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами учета;
отсутствие эффективных
Решение данных проблем затрудняется тем, что каждый субъект Российской Федерации отвечает за свой участок долинной системы Волги, рек Урал и Кама, а в сферу отраслевой ответственности входят отдельные, изолированные друг от друга направления поддерживающих и восстановительных работ.
В бассейнах Волги и Камы (большую часть которых охватывает Приволжский федеральный округ) находится более 9000 гидротехнических сооружений различного назначения. В некоторых регионах износ подошел к критической точке.
Основные цели, задачи и направления развития
Целями развития водохозяйственного комплекса Приволжского федерального округа являются: гарантированное обеспечение потребностей населения и хозяйственного комплекса в водных ресурсах с приоритетом хозяйственно-питьевого водоснабжения, рационализация водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, а также разработка оптимальной программы использования водных ресурсов, в том числе для транспортных нужд в соответствии со структурой водохозяйственной системы, режимом ее функционирования, планами развития транспортной инфраструктуры округа.
Для достижения этих целей требуется проведение модернизации очистных и прочих водохозяйственных сооружений, развитие водосберегаюших и экологически чистых технологий при наличии соответствующих экономических стимулов.