Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

Наряду с проблемами загрязнения  основных рек округа особую озабоченность  вызывает состояние бассейна р. Волги. Продолжающееся систематическое загрязнение рек и водоносных горизонтов в первую очередь сказывается на обеспеченности питьевой водой населения округа. По данным органов здравоохранения до 30% заболеваний населения вызывается загрязнением питьевой воды. Состояние источников питьевого водоснабжения характеризуется достаточно высоким загрязнением тяжелыми металлами и другими вредными соединениями.

На территории Пермского края серьезной  экологической проблемой является загрязнение рек, связанное с самоизливом кислых вод в районах бывших шахт Кизеловского угольного бассейна. 19 рек выведены  
из водопользования и представляют собой высокотоксичные кислотные потоки, загрязненные ионами металлов.

В округе острой является проблема сбора, хранения и утилизации отходов производства и потребления, в том числе опасных медицинских отходов и особенно отходов, накопленных за предшествующие периоды. В большинстве субъектов Российской Федерации действуют целевые региональные программы в области утилизации  отходов либо осуществляются меры по строительству полигонов твердых бытовых отходов, перерабатывающих заводов, обустройству санкционированных свалок, созданию современных центров уничтожения  медицинских отходов и др.

Серьезной проблемой остается загрязнение  атмосферы выхлопами автомобильной техники и выбросами промышленных предприятий.

На территории регионов Приволжского федерального округа существует высокий  уровень риска возникновения  техногенных аварий и экологических  катастроф, в том числе с выбросом опасных токсичных химикатов, попаданием в окружающую среду патогенных биологических агентов с образованием обширных площадей загрязнения и заражения. К числу возможных угроз следует также отнести вероятность применения в террористических целях опасных веществ и материалов в местах массового пребывания людей.

Основными предпосылками, усугубляющими  возникновение таких угроз, являются:

повышенная концентрация потенциально опасных объектов, особенно при реализации программ по уничтожению химического оружия, старение их основных производственных фондов (износ оборудования на некоторых предприятиях превышает 80-90%);

застройка санитарно-защитных зон  вокруг потенциально опасных объектов;

падение производственной дисциплины и увеличение в связи с этим числа отклонений от установленных технологических режимов работы;

появление большого количества мелких производителей вне надзорного поля;

отсутствие надлежащих мер защиты и профилактики на авиационном, морском (речном), железнодорожном и автомобильном  транспорте, в том числе, перевозящем опасные вещества в черте города;

эпидемические и эпизоотические вспышки, в том числе непредумышленный занос как традиционных, так и новых (вновь возникающих) инфекционных болезней;

снижение качества атмосферного воздуха;

активизация террористических проявлений.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Целью обеспечения экологической  безопасности и охраны окружающей среды  в регионах Приволжского федерального округа является создание экологически безопасных и комфортных условий проживания человека.

Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

обеспечение надежной эксплуатации гидротехнических сооружений и систем водоснабжения, строительство берегозащитных и противопаводковых сооружений, предотвращение  загрязнения водных объектов для улучшения состояния и восстановления водных объектов, в первую очередь, источников питьевого водоснабжения;

внедрение современных технологий сбора, хранения и утилизации, в том числе опасных медицинских отходов производства и потребления. В связи с этим должны осуществляться мероприятия по строительству полигонов твердых бытовых отходов, перерабатывающих заводов, обустройству санкционированных свалок, современных центров уничтожения медицинских отходов и др.;

переход на экологически ориентированные технологии, снижение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников, совершенствование системы экологического нормирования, экологического мониторинга, экологической экспертизы проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий в округе, создание и устойчивое функционирование природных комплексов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;

обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу, техносферу и экологические системы.

Одним из основных механизмов решения указанных задач станут федеральные и региональные программы экологической направленности.

Природоохранные мероприятия должны включать в себя меры, предпринимаемые  как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления. Они должны основываться на общих принципах государственной политики в данной области, которые включают платность природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; сохранение биологического разнообразия.

Должно быть предусмотрено:

расширение возможностей и полномочий региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды;

развитие экономического механизма  стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, стимулирование и поддержка экологически ответственного бизнеса;

внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих  технологий;

совершенствование системы экологических  платежей;

расширение деятельности по обеспечению  безопасности гидротехнических сооружений и развитию системы особо охраняемых территорий;

экологическое воспитание и образование  населения как основа экологического благополучия страны.

 

Ожидаемые результаты

 

Результатами развития обеспечения  экологической безопасности и охраны окружающей среды в Приволжском федеральном округе являются:

улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически безопасной и комфортной среды проживания населения в городах, мест работы и отдыха, иной социальной активности, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей;

сохранение естественных экосистем, природных ландшафтов, источников чистой воды, повышение биопродуктивности, восстановление видового разнообразия;

решение проблем переработки  отходов промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства, утилизация и переработка твердых бытовых отходов;

обновление и коммерческое использование после окончания программы по уничтожению химического оружия технологической базы потенциально опасных химических и биологических объектов, находящихся в региональной собственности, повышение уровня их экологической безопасности;

повышение безопасности транспортировки и перевалки опасных химических и биологических грузов;

восстановление (реабилитация) земель, выведенных из хозяйственного оборота по причине их загрязнения токсичными химическими веществами и опасными биологическими агентами.

На территории Приволжского федерального округа будет обеспечена экологическая  обстановка на уровне лучших в этой части  российских регионов, включая объемы выбросов в атмосферу, сброс загрязненных сточных вод, образование отходов производства и потребления, инвестиции в основной капитал направленные на охрану окружающей среды.

5.4. Водохозяйственный комплекс

 

Общая характеристика

 

Территория Приволжского федерального округа богата водными ресурсами – здесь протекает самая протяженная, самая знаменитая река России – Волга. Волжский бассейн, являясь крупнейшим в регионе источником энергии, вырабатываемой на ГЭС Волжско-Камского каскада, одновременно с тем является источником питьевого и технического водоснабжения и основной водной транспортной артерией страны.

 

Основные проблемы

 

Проблемы Волжского бассейна носят  комплексный характер  
и затрагивают все категории водопользователей во всех субъектах, входящих  
в Приволжский федеральный округ:

низкое качество питьевой воды;

сброс в поверхностные водные объекты  неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод;

неудовлетворительная защита населения, флоры и фауны от вредного воздействия вод;

неудовлетворительное обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

неудовлетворительное качество мониторинга  состояния водных объектов;

деградация малых рек;

снижение рыбопродуктивности волжских водохранилищ.

Практически во всех субъектах в  современный период сократились объемы водопотребления и водоотведения. По-прежнему низким остается процент использования подземных вод, доля использования подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения населения составляет от 4,3% (Кировская область) до 39% (Самарская область). Более того, в некоторых субъектах за последние годы произошло снижение добычи подземных вод.

Р. Волга фактически превратилась в приемник сточных вод со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основными загрязнителями водных объектов являются предприятия, входящие в структуру жилищно-коммунального хозяйства. Часто хозяйственно-бытовые, промышленные и загрязненные поверхностные сточные воды из населенных пунктов сбрасываются в реки и озера вообще без очистки. Многие очистные сооружения работают неэффективно (износ доходит порой до 100%) или имеют недостаточную мощность.

Водопроводные и канализационные  сети городов имеют высокую степень  износа. Объем воды, забираемой из источников на нужды людей, постоянно увеличивается, но одновременно сокращается потребление воды населением. Это свидетельствует о возрастающих потерях при транспортировке воды  
в водопроводных сетях по причине их прогрессирующей изношенности, что приводит к потерям воды, уже прошедшей через очистные сооружения. В результате происходит ее вторичное загрязнение.

В регионе увеличился риск затоплений (и подтоплений в результате подъема  уровня грунтовых вод) населенных пунктов, сельхозугодий и объектов экономики  при половодьях и паводках на берегах  Волги и ее притоков.  
Велик ежегодный ущерб от частичного подтопления или затопления населенных пунктов, размытия дорог, разрушения мостов и т. д.

Серьезной проблемой является абразия  берегов водохранилищ. Только по водохранилищам Верхне-Камского каскада в зоне опасных береговых обрушений  находятся свыше 200 населенных пунктов. В зоне оползневых процессов находятся такие крупные города, как гг. Нижний Новгород, Ульяновск, Саратов, Волгоград и др. Ситуация усугубляется бесконтрольной застройкой на регулярно затопляемых землях.

Характерной и острейшей для многих регионов проблемой является непрекращающаяся переработка берегов волжских водохранилищ в результате волно-прибойной деятельности и неблагоприятного уровенного режима.

Разрушение берегов наносит  ущерб земельному фонду, ведет  
к ухудшению качества воды, изменяет условия обитания населения, речной флоры и фауны.

В настоящее время практически  не используется транспортный потенциал  рек. В то же время Волга, по сути, стала кладбищем для многих плавательных средств. Затонувшие лодки и корабли несут в себе потенциальную угрозу, поскольку в баках могло остаться топливо, другие опасные вещества и материалы, да и сами корпуса судов загрязняют водную среду. Кроме того, затонувшие суда представляют угрозу судоходству.

Основными факторами нерационального использования водных ресурсов являются:

применение устаревших водоемких  производственных технологий;

недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами  учета;

отсутствие эффективных экономических  механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.

Решение данных проблем затрудняется тем, что каждый субъект Российской Федерации отвечает за свой участок долинной системы Волги, рек Урал и Кама, а в сферу отраслевой ответственности  входят отдельные, изолированные друг от друга направления поддерживающих и восстановительных работ.

В бассейнах Волги и Камы (большую часть которых охватывает Приволжский федеральный округ) находится более 9000 гидротехнических сооружений различного назначения. В некоторых регионах износ подошел к критической точке.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Целями развития водохозяйственного комплекса Приволжского федерального округа являются: гарантированное обеспечение потребностей населения и хозяйственного комплекса в водных ресурсах с приоритетом хозяйственно-питьевого водоснабжения, рационализация водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, а также разработка оптимальной программы использования водных ресурсов, в том числе для транспортных нужд в соответствии со структурой водохозяйственной системы, режимом ее функционирования, планами развития транспортной инфраструктуры округа.

Для достижения этих целей требуется  проведение модернизации очистных и  прочих водохозяйственных сооружений, развитие водосберегаюших и экологически чистых технологий при наличии соответствующих экономических стимулов.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года