Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 02:19, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ и изучение применяемых показателей и методик оценки качества финансового состояния предприятия, а также их совершенствование на примере ООО «Молочные продукты».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы анализа финансового состояния предприятия
1.1 Исторически обусловленная роль аналза финансового состояния в процессе управления финансами предприятия……………………………………...…….7
1.2 Метологические подходы к оценке финансового состоянияпредприятия………………………………………………………………………………….15
1.3 Зарубежный опыт оценки финансового состояния предприятия…………...24
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия
2.1 Показатели и модели оценки имущественного положения…………………29
2.2 Показатели и модели оценки ликвидности и платежеспособности………...42
2.3 Показатели и модели оценки финансовой устойчивости……………………58
2.4 Показатели и модели оценки деловой активности…………………………...4
2.5 Показатели и модели оценки рентабельности………………………………..70
Глава 3. Совершенствование подходов к анализу финансового состояния предприятия
3.1 Применение методики оценки и управления устойчивостью организации в финансовом анализе …….89
3.2 Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия……...98
Заключение………………………………………………………………………..101
Список использованной литературы…………………………………………….104
капитала
Рентабельность совокупного капитала еще в большей мере, чем предыдущий показатель дает возможность судить об общей доходности предприятия, т. е. его способности извлекать прибыль из всех находящихся в его распоряжении экономических ресурсов. Этот показатель имеет большое значение при определении ликвидности предприятия;
Общая рентабельность
предприятия = эксплуатации инвестиции*100%
Общая рентабельность предприятия в зарубежной практике финансового анализа рассматривается как основной показатель результативности деятельности предприятия.
Приведенные показатели доходности предприятия тесно взаимосвязаны. Чем больше прибыли получит предприятие с каждого рубля выручки от реализации, и чем больше объем продаж на каждый рубль, вложенный в собственные средства (или активы), тем выше будет чистая рентабельность собственного капитала (или чистая рентабельность предприятия):
Чистая прибыль = Чистая прибыль * Выручка от реализации
Заметим, что высокая
норма предпринимательского
Рассмотрим взаимосвязь между другими показателями доходности, в частности, между общей рентабельностью собственного капитала и общей рентабельностью предприятия, используя для этого приведенную выше формулу общей рентабельности предприятия:
Р(с+з) = (П+С) : (Кс + Кз)
Р(с+з) * (Кс+Кз) = Рс* Кс+Рз* Кз
Р = Р(с+з) + Р(с+з) – Рз* КЗ : КС
где П - балансовая прибыль; С - проценты за кредит; Кс и Ка - капитал собственный и заемный; Рс, Рз, Р(с+з) - общая рентабельность собственного и заемного капитала, а также общая рентабельность предприятия.
Как видно из последней формулы, общая рентабельность собственного капитала зависит от двух слагаемых - общей рентабельности предприятия и, как его называют западные финансисты, эффекта рычага. Экономический смысл эффекта рычага состоит в том, что повысить рентабельность собственного капитала можно путем привлечения заемных средств при условии, что общая рентабельность предприятия выше уплачиваемого процента по займам. Воздействие, оказываемое в этом случае задолженностью, называют эффектом рычага, который, как видно из последней формулы, состоит из двух составляющих. Первая определяется как разность между общей рентабельностью предприятия и средней ставкой процента за кредит. Эту составляющую принято называть дифференциалом. Вторая составляющая представляет собой соотношение между заемными и собственными средствами и характеризует силу воздействия рычага. Ее называют плечом рычага. Чем меньше разрыв между общей рентабельностью предприятия и средней ставкой процента за кредит, тем больше нужно привлекать заемных средств, чтобы повысить рентабельность собственного капитала. Плечо рычага является важной характеристикой финансовой независимости предприятия от заемных средств. Допустимая его величина зависит, главным образом, от скорости оборота оборотных средств.
Анализ показателей доходности имеет важное практическое значение, так как он позволяет оценить доходность производства и эффективность использования вложенного в него капитала, выбрать рациональную инвестиционную политику, определить степень ликвидности предприятия. Однако в России такой анализ еще не получил широкого распространения не только из-за недостаточной его теоретической разработки применительно к нашим условиям, но и из-за отсутствия информационной базы. Сравнительный анализ доходности предприятий крайне затруднен, так как необходимые для этого сведения не публикуются. Поэтому при анализе приходится ограничиваться изучением динамики доходности предприятия.
В современных условиях рентабельность
вложений капитала является тем фактором,
который оказывает
Средства, используемые для формирования капитала предприятия, имеют свою цену. Ее величина, или стоимость капитала, в немалой степени определяется имеющимися у предприятия возможностями выбора источников финансирования.
Следует подчеркнуть необходимость ухода от буквального толкования термина "стоимость капитала", под которой нередко понимается величина процентов, которые предприятие платит за капитал, полученный в кредит. Эта величина, как правило, не отражает даже стоимости заемного капитала, не говоря уж о том, что собственный капитал имеет свою стоимость.
Понятие "стоимость капитала" следует рассматривать в широком смысле, а именно: во что обходится предприятию весь используемый капитал, или какую отдачу получают лица (физические или юридические) от вложения своих средств в данное предприятие. Иными словами, стоимость капитала представляет собой размер финансовой ответственности, взятой на себя предприятием за использование привлеченных средств в своей деятельности. Как видим, в такой интерпретации понятие "стоимость капитала" очень близко по экономическому содержанию к понятию рентабельности капитала.
Для определения стоимости используемого капитала могут применяться различные способы расчетов, один из которых - метод средневзвешенной оценки, достаточно подробно рассмотренный в зарубежной и отечественной литературе.
В общем случае для определения средней стоимости используемого капитала необходимо учесть величину капитала (согласно балансу); расходы, связанные с привлечением заемных средств; сумму прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В результате будет найден показатель, который получил название рентабельности вложений капитала:
Рк = (Пзк +По) :Кх 100,
где Рк - рентабельность вложений капитала; Пзк - расходы, связанные с привлечением средств на капитала). К тому, чтобы в числителе формулы фигурировала именно вся сумма прибыли в распоряжении предприятия, имеется следующее основание. Доля собственников (акционеров) на предприятии состоит как из первоначального вклада в уставный капитал, так и из формирующейся в результате успешной деятельности предприятия чистой прибыли, включая ту ее часть, которая остается в обороте предприятия для определенных целей (в виде фондов и резервов).
Если собственники (акционеры) сочли необходимым оставить часть прибыли в обороте предприятия, чтобы таким образом удовлетворить его дополнительные финансовые потребности, то они имеют право претендовать на получение соответствующего дохода. Следовательно, в качестве дохода от первоначальных вложений выступает не только сумма выплаченных им денежных средств, но и вся остающаяся на предприятии прибыль, иначе собственникам не было бы смысла оставлять часть своих доходов в обороте. Поэтому полная стоимость капитала, использованного на предприятии, должна включать в себя всю совокупность чистой прибыли (за вычетом чрезвычайных расходов).
Помимо средней стоимости совокупного используемого капитала очень важно знать стоимость или, точнее, рентабельность отдельных его составляющих. Так, показатель рентабельности собственного капитала (Рcк) определяется по формуле:
Рск= (Прибыль в распоряжении предприятии предприятия) : (Собственный капитал).
Числитель формулы представляет собой прибыль собственников (акционеров), а знаменатель- стоимость собственного капитала, но реальность его оценки в силу нерационального использования утрачена для предприятия, вследствие чего его деятельность реально финансируется меньшим (в сравнении с указанным в балансе) объемом средств.
Существуют различные способы определения величины используемого капитала, наиболее распространенными среди которых являются:
- сумма долгосрочных (внеоборотных) активов по остаточной стоимости и текущих активов, т. е. сумма итогов 1, II и III разделов актива баланса;
- сумма долгосрочных (внеоборотных) и чистых текущих активов. Величину чистых текущих активов получают путем исключения из суммы итогов II и III разделов актива баланса (текущих активов) текущих пассивов;
- величина валюты (итога) баланса.
Расчет показателей используемого капитала осуществляется по состоянию на конкретную дату (как правило, на конец периода), либо путем определения его средней величины.
Расчет первым из указанных способов в качестве базы для определения величины совокупного капитала использует величину имущества предприятия, источником формирования которого являются средства, привлекаемые как на длительной, так и на краткосрочной основе. Использование в знаменателе формулы (1) данной величины позволяет рассчитать показатель, получивший название рентабельности имущества (активов).
Расчет вторым способом основан на том предположении, что капитал — это долгосрочное финансирование. Следовательно, в расчет должны войти лишь собственный и долгосрочный заемный капитал, или, что то же самое, - активы за вычетом текущих пассивов.
Третий способ по существу очень близок к первому. Расхождение между ними возникает лишь в том случае, если в балансе предприятия по статье "Убытки" имеются какие-то суммы. На величину полученных убытков возникают расхождения между имуществом предприятия и совокупными пассивами (пассивы превышают имущество). Экономический смысл соотношения "Совокупные пассивы — имущество = убытки" состоит в том, что какая-то часть в знаменателе отражает капитал, предоставленный собственниками в распоряжение предприятия. Он включает следующие составляющие: уставный капитал; добавочный капитал; фонды и резервы; нераспределенную прибыль.
Следует иметь в виду, что величина собственного капитала меняется во времени. В этой связи возникает необходимость выбора способа его расчета, которым может быть: расчет исходя из данных по их состоянию на конкретную дату (конец периода); определение средней величины за период. Несложно заметить, что для прибыльно работающего предприятия второй вариант обеспечивает более высокий результат (он, как правило, оказывается более точным, поскольку в определенной степени отражает процесс формирования прибыли в течение анализируемого периода).
В анализе следует
придерживаться выбранного способа
расчета с тем, чтобы обеспечить
сравнение показателей
Для предприятий, функционирующих
в форме акционерных обществ,
возникает необходимость
При расчете последнего показателя необходимо иметь в виду конкретные условия, на которых были выпущены привилегированные акции. Как правило, владельцы привилегированных акций участвуют в капитале соответственно их номинальной стоимости, а в полученных прибылях - в пределах фиксированного процента. Тогда оставшаяся часть прибыли принадлежит владельцам простых акций.
Однако в отдельных
случаях держатели
Кредиторы предприятия так же, как и акционеры, рассчитывают на получение определенного дохода от предоставления средств предприятию. С позиции кредиторов показатель рентабельности можно рассчитать по формуле:
Рк = Пзк : ЗК х 100,
где Пзк - плата за пользование заемными средствами; ЗК - средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные).
Расчет данного показателя сопряжен с некоторыми проблемами методического характера. Прежде всего это связано с обоснованием величины показателя, характеризующего объем привлеченных средств: следует ли ограничить его лишь финансовыми долгами (ссуды, займы) или понимать его в расширенном аспекте, как совокупные долги предприятия, включая задолженность поставщикам, бюджету, работникам и т. д.