Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 02:19, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ и изучение применяемых показателей и методик оценки качества финансового состояния предприятия, а также их совершенствование на примере ООО «Молочные продукты».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы анализа финансового состояния предприятия
1.1 Исторически обусловленная роль аналза финансового состояния в процессе управления финансами предприятия……………………………………...…….7
1.2 Метологические подходы к оценке финансового состоянияпредприятия………………………………………………………………………………….15
1.3 Зарубежный опыт оценки финансового состояния предприятия…………...24
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия
2.1 Показатели и модели оценки имущественного положения…………………29
2.2 Показатели и модели оценки ликвидности и платежеспособности………...42
2.3 Показатели и модели оценки финансовой устойчивости……………………58
2.4 Показатели и модели оценки деловой активности…………………………...4
2.5 Показатели и модели оценки рентабельности………………………………..70
Глава 3. Совершенствование подходов к анализу финансового состояния предприятия
3.1 Применение методики оценки и управления устойчивостью организации в финансовом анализе …….89
3.2 Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия……...98
Заключение………………………………………………………………………..101
Список использованной литературы…………………………………………….104
Проведем анализ данных покупателей деловой активности организации.
Выручка от реализации возросла на 59%, что является значительной величиной и говорит об устойчивом положении предприятия на рынках сбыта.
Средняя величина всего капитала и средняя величина собственного капитала увеличились на примерно равную величина (около 25%), т.е. преимущественно за счет собственных источников финансирования.
Средняя величина текущих активов и средняя величина запасов также значительно возросли
Средняя величина краткосрочной дебиторской задолженности увеличилась в два раза меньше чем средняя величина кредиторской задолженности, что является скорее отрицательным фактом, т.к. снижает устойчивость, но повышает возможности производства.
Коэффициент оборачиваемости всего капитала, коэффициент оборачиваемости собственного капитала, коэффициент оборачиваемости оборотных активов, коэффициент оборачиваемости запасов, коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности возросли, что можно трактовать как повышение деловой активности организации.
Оборачиваемость всех оборотных
активов (в днях), оборачиваемость
краткосрочной дебиторской
2.4 Показатели и модели оценки деловой активности
Традиционный экономический анализ в значительной мере занимался сопоставлением фактических данных о результатах производственно-хозяйственной деятельности организаций с плановыми показателями, выявлением и оценкой отклонений «факта» от «плана». Затем общая сумма отклонений раскладывалась на отдельные суммы, обусловленные влиянием различных факторов как положительных (благоприятных), так и отрицательных (неблагоприятных), и разрабатывались предложения, как усилить влияние положительных и ослабить или устранить влияние отрицательных факторов [10].
Важнейшим показателем
в анализе являлся объем
В рыночной экономике самым главным мерилом эффективности работы организации является результативность.
Понятие «результативность» складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельности организации.
Наиболее общей
Рассмотрение сущности результативности позволяет определить основные задачи ее анализа. Они заключаются в том, чтобы, во-первых, определить достаточность достигнутых результатов для рыночной финансовой устойчивости организации, сохранения конкурентоспособности, обеспечения надлежащего качества жизни трудового коллектива; во-вторых, изучить источники возникновения и особенности воздействия на результативность различных факторов; в-третьих, рассмотреть основные направления дальнейшего развития анализируемого объекта.
Набор экономических показателей, характеризующих результативность деятельности организации, зависит от глубины исследования. По данным внешней отчетности можно проанализировать следующие показатели (рисунок2).
Рис. 2. Показатели, характеризующие результативность
Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели.
Деловая активность в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов — показателей оборачиваемости. Они очень важны для организации.
Во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота.
Во-вторых, с размерами оборота, а следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов.
В-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях. Финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.
На длительность нахождения средств в обороте оказывают влияние разные внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам относятся: отраслевая принадлежность; сфера деятельности организации; масштаб деятельности организации; влияние инфляционных процессов; характер хозяйственных связей с партнерами.
К внутренним факторам относятся:
эффективность стратегии
методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов. Таким образом, для анализа деловой активности организации используют две группы показателей: А. Общие показатели оборачиваемости. Б. Показатели управления активами.
Оборачиваемость средств,
вложенных в имущество
а) скоростью оборота — количество оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие;
б) периодом оборота — средний срок, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.
Информация о величине выручки от реализации содержится в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (стр. 010). Средняя величина активов для расчета коэффициентов деловой активности определяется по балансу по формуле средней арифметической:
где Он, Ок — соответственно величина активов на начало и конец анализируемого периода.
Устойчивость финансового положения анализируемого объекта и его деловую активность характеризует соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. В стабильной экономике, если дебиторская задолженность организации превышает кредиторскую, это расценивается как свидетельство наращивания оборота и не считается тревожным сигналом. Однако в России, в условиях инфляции, такое положение может быть опасно.
Скорость оборота собственного капитала отражает активность использования денежных средств. Низкое значение этого показателя свидетельствует о бездействии части собственных средств. В анализируемой организации этот показатель в отчетном периоде чуть больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, однако он все-таки очень низкий — на каждый рубль инвестированных собственных средств приходится лишь 0,06 руб. выручки от реализации.
При проведении анализа деловой активности организации необходимо обратить внимание на следующее:
1) длительность производственно-
2) основные причины изменения длительности производственно-коммерческого цикла.
Операционный цикл (ОЦ) характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы обездвижены в запасах и дебиторской задолженности. Производственный процесс состоит из нескольких этапов:
1) один отрезок времени характеризует время хранения производственных запасов с момента их поступления до момента отпуска в производство;
2) отрезок, характеризующий
длительность процесса
3) период хранения готовой продукции на складе.
Разрыв между сроком платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей является финансовым циклом, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота (ФЦ):
ФЦ = ОЦ- ОКЗ = 03 + ОДЗ - ОКЗ, (в днях)
где 03 — оборачиваемость запасов; ОДЗ — оборачиваемость дебиторской задолженности;
Анализ показателей деловой активности предприятия ООО «Молочные продукты»
№ п/п |
Показатели |
Отчетный период 2002 г. |
Предыдущий период 2001 г. |
Отклонения +, - к прошлому году | |
тыс. руб. |
% | ||||
1. |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
30684 |
19332 |
+11352 |
+59 |
2. |
Средняя величина всего капитала |
44140 |
35280 |
+8860 |
+25 |
3. |
Средняя величина собственного капитала |
35103 |
28712 |
+6391 |
+22 |
4. |
Средняя величина текущих активов |
17109 |
12210 |
+4899 |
+40 |
5. |
Средняя величина запасов |
7735 |
4727 |
+3008 |
+64 |
6. |
Средняя величина краткосрочной дебиторской задолженности |
8007 |
6498 |
+1509 |
+23 |
7. |
Средняя величина кредиторской задолженности |
8937 |
6237 |
+2700 |
+43 |
8. |
Коэффициент оборачиваемости всего капитала, об. |
0,70 |
0,55 |
+0,15 |
+27 |
9. |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, оборотов |
0,87 |
0,67 |
+0,20 |
+30 |
10. |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, об |
1,79 |
1,58 |
+0,21 |
+13 |
11. |
Коэффициент оборачиваемости запасов, оборотов |
3,97 |
4,09 |
-0,12 |
-3 |
12. |
Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности, оборотов |
3,83 |
2,98 |
+0,85 |
+29 |
13. |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборотов |
3,43 |
3,10 |
+0,33 |
+11 |
14. |
Оборачиваемость всех оборотных активов, в днях |
201 |
228 |
-27 |
-12 |
15. |
Оборачиваемость запасов, дн. |
91 |
88 |
+3 |
+3 |
16. |
Оборачиваемость краткосрочной дебиторской задолженности, в днях |
94 |
121 |
-27 |
-22 |
По результатам проведенного нами анализа показателей деловой активности предприятия ООО «Молочные продукты», можно сделать ряд выводов:
Коэффициент оборачиваемости всего капитала, выраженный в оборотах, возрос по сравнению с предыдущим периодом на 27 %= что несомненно является признаком усиления деловой активности, такая же тенденция прослеживается и с коэффициентом оборачиваемости собственного капитала, выраженном в оборотах, который увеличился на 30 %.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, в целом возрос на 13 %, но коэффициент оборачиваемости запасов, определенный в оборотах снизился на 3%.
Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности возрос на 29%, в то время как коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности снизился на 11% оборотов.
В целом деловую активность ООО «Молочные продукты» в отчетном периоде и в динамике можно охарактеризовать как положительную.
2.5 Показатели и модели оценки рентабельности
Из рассмотренных мной методик анализа рентабельности предприятия, подход, предложенный О. В. Медведевой, старшим научным сотрудником НИФИ Минфина РФ, кандидатом экономических наук представляется наиболее интересным.
Для принятия многих управленческих решений часто нужно знать не только размер полученной предприятием прибыли, но и его доходность. Последняя характеризует эффективность деятельности предприятия, а также мастерство управления инвестициями. Как правило, подавляющую часть дохода составляет прибыль. Однако прибыль предприятия, приводимая в отчетности, в определенной степени является величиной условной [12].
На практике, в системе бухгалтерского учета, в нормативных документах, регулирующих налогообложение, прибыль отождествляется с доходом. Строго говоря, это не одно и то же. Так, что же такое доход? Каковы его отличия от прибыли?
Толковые словари трактуют доход как поток денежных средств, поступающих в распоряжение государства, предприятия или отдельного лица в процессе распределения национального дохода. При этом называются четыре его основные формы: прибыль, рента, заработная плата и процент. То есть понятие дохода по сравнению с прибылью является более емким.
Нужно различать понятие дохода в узком и широком смысле слова. В узком смысле оно может использоваться как синоним любой из его форм. Поэтому правомерно, например, прибыль от реализации продукции, работ и услуг называть доходом от основной деятельности предприятия. В широком смысле слова понятие доход охватывает все денежные средства, в различных формах поступающие в распоряжение предприятия.