Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:42, творческая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Вложенные файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рыночной экономики.docx

— 580.90 Кб (Скачать файл)

 

Важными рыночными индикаторами при  составлении плана служат показатели эффективности и обновляемости выпускаемых товаров.

 

В планах крупных промышленных предприятий  действует система базовых и  оперативных показателей. К базовым  показателям (или контуру долгосрочных планов) относятся:

1) объемы продаж;

2) темпы роста;

3) размер прибыли;

4) доход на акцию;

5) доля на рынке;

6) дивиденды;

7) цена акций;

8) компенсации работникам;

9) уровень качества продукции;

10) стратегия роста;

11) политика устойчивости;

12) социальная ответственность  и др.

 

К оперативным показателям (или планам) отнесены показатели:

1) добавленной стоимости;

2) инвестиции на одного работающего;

3) показатели роста производительности  труда;

4) коэффициент оборачиваемости  капитала;

5) политика в области снижения  издержек.

 

Текущие планы производства содержат следующие показатели:

1) номенклатуру и количество  выпускаемой продукции в натуральных  показателях;

2) объемы реализации или продажи  продукции, работ и услуг в  денежном выражении;

3) численность промышленно-производственного  персонала предприятия;

4) фонд оплаты труда и средний  уровень заработной платы персонала;

5) запасы материалов, незавершенного  производства и готовой продукции;

6) объем капитальных вложений  и инвестиций по отдельным  направлениям деятельности;

7) основные финансовые показатели  – себестоимость, прибыль, рентабельность  и др.

 

8. Разработка производственной  программы предприятия. Этапы  разработки производственной программы

 

Производственная программа – план производства и реализации продукции по объему, ассортименту и качеству.

Главная задача при составлении  плана производства – подтвердить  расчетами, что производство в состоянии  реально производить необходимое  количество товара требуемого качества в нужные сроки.

 

В плане указываются состав оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих  изделий, условия поставки по цене, количеству и качеству.

План производства включает следующие  этапы:

1) расчет производственной мощности. Производственная мощность –  это максимально возможный годовой  объем выпуска продукции при  заданных номенклатуре и ассортименте  и с учетом наилучшего использования  всех имеющихся на предприятии  ресурсов;

2) расчет численности персонала.  Планирование потребности фирмы  в персонале, необходимом для  выполнения плана производства  и реализации продукции, осуществляется  в плане по труду и персоналу;

3) расчет фактической заработной  платы персонала. В статье «Затраты  на оплату труда» отражаются  следующие положения:

 

а) оплата труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным  окладам, выплаты стимулирующего характера  по положениям о системе оплаты труда; выплаты компенсирующего характера  за работу в ночное время, за работу в тяжелых и вредных условиях труда, совмещение профессий;

б) оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, льготных часов подростков, перерывов в работе кормящих матерей, выполнения государственных обязанностей;

в) стоимость продукции, выдаваемой работникам предприятия в качестве оплаты труда;

4) расчет сметы затрат на производство. Затраты, образующие себестоимость  продукции в соответствии с  их экономическим содержанием,  группируются по следующим экономическим  элементам:

а) материальные затраты;

б) амортизационные отчисления;

в) затраты на оплату труда;

г) отчисления на социальные нужды;

д) прочие затраты;

5) расчет калькуляции себестоимости  продукции (услуг). Расчет калькуляции  себестоимости продукции рассчитывается  как сумма затрат на сырье,  основные, вспомогательные материалы,  покупные полуфабрикаты, топливо,  энергию на технологические цели  и определяются умножением норм  расхода на цену их приобретения  с учетом транспортно-заготовительных  расходов за вычетом возвратных  отходов;

6) расчет цены. Расчет цены производится  по методу «средние издержки  плюс прибыль» и имеет вид:

 

СРЦ = С + П + НДС + НТ,

где СРЦ – свободная рыночная цена;

С – себестоимость изделия;

П – прибыль;

НДС – налог на добавленную стоимость;

НТ – торговая надбавка;

 

7) расчет валовой, товарной и  реализованной продукции.

Валовая продукция – весь объем произведенной продукции согласно договорным обязательствам предприятия.

Товарная продукция – продукция, находящаяся на складе предприятия, готовая к реализации, и продукция, находящаяся в пути, произведенная, но не оплаченная.

Реализованная продукция – продукция, за которую на текущий расчетный счет предприятия поступила оплата.

 

. Цели разработки и  структура бизнес-плана предприятия

 

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое  обоснование их целесообразности, последующее  планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых  конечных результатов.

Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или  иного инновационного проекта, но и  возможность его реализации в  действующих рыночных условиях.

 

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование  действий, которые необходимо осуществить  для реализации какого-либо коммерческого  проекта или создания нового предприятия.

Составлять его рекомендуется  на период от трех до пяти лет. Для первого  и второго года показатели следует  давать в помесячной и поквартальной  разбивке, далее – в годовом  разрезе. Бизнес-планы являются для  наших производителей новым видом  внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних  предприятиях.

 

Бизнес-план выполняет следующие  функции:

 

1) может быть использован для  разработки концепции ведения  бизнеса и генеральной стратегии  развития предприятия;

2) может выполнять функцию планирования;

3) помогает контролировать и  оценивать процесс развития предприятия;

4) необходим для привлечения  денежных средств;

5) нужен для привлечения инвесторов, эффективного использования инвестиций.

 

Разработка бизнес-плана позволяет  получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут  получены первые доходы, в какие  максимально быстрые сроки можно  будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможный риск.

 

Жестко регламентированной структуры  бизнес-плана не существует. Она  может быть различной в зависимости  от выполняемой функции, от опыта  предпринимателя, срока работы предприятия. Бизнес-план может состоять из следующих  разделов:

 

1) резюме (возможности предприятия);

2) виды товаров (работ, услуг);

3) рынки сбыта производимых товаров;

4) существующая конкуренция на  рынках сбыта;

5) маркетинговый план;

6) производственный план;

7) организационный план;

8) правовое обеспечение деятельности  фирмы;

9) оценка риска и страхование;

10) финансовый план;

11) стратегия финансирования.

 

В рекомендациях некоторых разработчиков  бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план.

 

Бизнес-план в отличие от внутрипроизводственного  планирования включает не весь комплекс общих целей предприятия или  корпорации, а одну из важнейших  задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта.

Бизнес-план ориентируется главным  образом на разработку новой стратегии  или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности. Бизнес-планы разрабатываются непосредственно  под руководством и при личном участии предпринимателя – учредителя фирмы. Отечественные специалисты  пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно  к нашим условиям рыночных отношений.

 

 

14.1. Содержание, цели и методы  прогнозирования деятельности предприятия.

 

 

 

Эффективная деятельность предприятий  и фирм в условиях рыночной экономики  в значительной степени зависит  от того, насколько достоверно они  предвидят дальнюю и ближнюю  преспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

 

Прогнозирование деятельности предприятий  и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры  рынка, изменения рыночных условий  на предстоящий период.

 

Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются  в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов  реализации продукции, ожидаемых изменений  условий сбыта и продвижения  товаров.

 

Прогнозирование как результат  маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

 

Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

 

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на1-1.5 года, среднесрочные – на 4-6 лет  и долгосрочные – на 10-15 лет.

 

Главный акцент при краткосрочном  прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений  объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений  валют и кредитных условий. Здесь  учитываются также временные, случайные  факторы.

 

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование  основывается на системе прогнозов  – конъюнктуры рынка, соотношения  спроса и предложения, ограничений  по защите окружающей среды, международной  торговли.

 

При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают  временные и случайные факторы  воздействия на рынок. Если краткосрочные  прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные  оценки динамики изменения цен.

 

В качестве инструментария прогнозирования  применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического  анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

 

При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции  производственного назначения учитывается  анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально  новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.

 

При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию  широкого потребления, обычно опираются  на данные опросов потребителей и  продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.

 

Наибольшую сложность представляет прогнозирование внешнеэкономической  деятельности предприятия и фирмы, что обусловлено высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических  связей.

 

Поэтому применительно к прогнозированию  внешнеэкономической деятельностью  предприятия важно комплексное  исследование целого ряда частных рынков (отдельных стран) конкретного товара, выявление специфических для  каждого и общих для всех (или  группы таких рынков) факторов формирования конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также синтез частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния в рамках мирового рынка данного товара.

 

Результаты прогнозирования деятельности предприятий (фирм) должны быть отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Прогнозирование и планирование в  организации»

1.Раскройте структуру экономического  предвидения и дайте понятие  планирования и прогнозирования. 

2.Раскройте сущность прогноза  и плана, а также их особенности  и различия.

3.Преимущества и недостатки  директивного народно-хозяйственного  планирования.

4. Назовите различия директивного  и индикативного планирования.

5.Раскройте особенности планирования  в зарубежных странах и России.

6. Дать понятие поискового (генетического)  и нормативного подхода к прогнозированию  и планированию и их различие.

7. Дать понятие прогноза и  раскройте его общую характеристику.

8.Раскройте сущность экономического  прогнозирования и его связи  с другими прогнозами.

9.Раскрыть понятие объекта прогнозирования  и прогнозного фона.

10. Что включает в себя методология  экономического предвидения. 

11. Перечислите принципы экономического  прогнозирования. 

12. Дать понятие приема и метода  прогнозирования, их различие.

13.Перечислите основные методы  прогнозирования. 

14.Раскройте сущность тренда  и интерполяции в экономическом  прогнозировании. 

15. Раскройте порядок и последовательность  организации прогнозирования. 

16.Как оформляются результаты  прогноза?

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики