Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа
Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением [30, с. 44].
В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы, автомагазины.
Основными функциями розничной торговой ceти являются:
• закупка товаров у поставщиков;
• организация завоза товаров в магазины;
• приемка и хранение товаров;
• подсортировка и подготовка к продаже;
• продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах [30, с. 44].
Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:
- реализация товаров народного
потребления с наименьшими
- обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
- сокращение издержек
- взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;
- тесная связь с принципами
современного
Об экономической
- общая численность торговых объектов;
- количество торговых объектов
и торговой площади,
- численность населения на одну торговую организацию и на 1 м2 торговой площади;
- удельный вес
- средний размер торговой
Социальная эффективность
- средним радиусом обслуживания одного магазина;
- затратами времени покупателей на ожидание обслуживания.
О количественном развитии розничной торговой сети судят в основном по показателю обеспеченности, выражающемуся в размере торговой площади на 1000 человек.
Количественное состояние
- соотношение количества
- удельный вес
- удельный вес форм и методов продажи;
- соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
- соотношение торговой площади магазинов, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;
- средний размер магазина [30, с. 45].
Факторы, влияющие на развитие и состояние розничной торговой сети:
• экономические - развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально-культурной сферы, рыночных отношений и т.д.;
• социальные - объем доходов населения и покупательского спроса, объем и структура розничного товарооборота и т.д.;
• градостроительные - величина города, численность и плотность населения, размещение предприятий промышленности и социально-культурной сферы и т.д.;
- транспортные - направления и интенсивность транспортных потоков [30, с. 45].
Рациональное построение розничной торговой сети должно осуществляться с учетом климатических, демографических, экономических и социальных особенностей. В связи с этим торговая сеть включает объекты торговли, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и другими признаками.
Розничная торговая сеть - это торговая сеть, представленная розничными торговыми объектами.
Розничный торговый объект - это торговый объект, используемый для осуществления розничной торговли.
Важнейшим признаком классификации объектов розничной торговой сети является организация торгового обслуживания. В зависимости от этого признака розничная торговая сеть делится на стационарную и нестационарную.
Стационарная розничная
Магазин - специально оборудованное стационарное торговое здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и имеющее торговое помещение [30, с. 46].
Торговый центр - комплекс взаимосвязанных предприятий торговли, общепита и бытового обслуживания.
Преимущества стационарной торговой сети:
• обеспечение более широкого ассортимента товаров;
• применение прогрессивных форм
продажи и дополнительного
• обеспечение условий для
• создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров;
• расширение возможностей для механизации
и автоматизации торгово-
• обеспечение более высокой культуры обслуживания и создание условий труда для работников торговли.
Основной недостаток стационарной торговой сети заключается в относительной удаленности ее от обслуживаемого населения [30, с. 46].
Нестационарная торговая сеть - совокупность нестационарных торговых объектов (без заглубленных фундаментов), независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и габаритов, в том числе передвижных [30, с. 47].
Нестационарная торговая сеть включает в себя мелкорозничную торговую сеть, представленную павильонами, киосками, палатками, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли.
К мелкорозничной сети относятся:
• павильон - оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый зал (или без него) и помещение для хранения запаса товаров. Может иметь одно или несколько рабочих мест;
• киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и складских помещений. В киоске имеется одно рабочее место продавца и весь товарный запас размещен на его площади;
• палатка - сборно-разборная, легко возводимая конструкция с прилавком, без торгового зала и места для хранения товарного запаса. Товары завозятся на день торговли и размещаются на рабочем месте продавца.
Преимущества мелкорозничной сети: большая подвижность, возможность быстро развертываться и перемещаться, на ее строительство и эксплуатацию не требуется больших затрат. К недостаткам ее следует отнести: узость ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли, неудобства в работе продавцов, высокая трудоемкость торгово-технологического процесса [30, с. 47].
Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, павильонов, киосков, и делится на развозную и разносную.
Развозная торговая сеть - часть нестационарной торговой сети, характеризующаяся размещением торговых объектов на транспортных средствах.
Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судомагазины, автоцистерны. Радиус обслуживания - до десятков, а вагонов-магазинов - до нескольких сотен километров. В Республике Беларусь преимущественное развитие получили автомагазины, особенно в потребительской кооперации (около 400 единиц), они широко используются промышленными предприятиями для реализации своей продукции в городах [30, с. 47].
Разносная торговая сеть - часть нестационарной торговой сети, характеризующаяся продажей товаров с переносных приспособлений. Применяется для обслуживания в местах массового отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации, при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров.
К передвижным средствам
Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети.
Специализация - это форма разделения
труда между торговыми
Необходимость специализации розничной торговой сети вызывается постоянным изменением ассортимента реализуемых товаров, который нуждается в классификации на группы, подгруппы и виды.
Специализация розничной торговой
сети оказывает существенное влияние
на все стороны организационно-
Специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете - повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.
Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.
При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям [30, с. 48]:
* предметы одежды, обувь, туалетные принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.);
• предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);
• предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.);
• прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).
По степени специализации
• на узкоспециализированные - реализуют отдельные товары определенной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);
• специализированные - осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);
• комбинированные - имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (галантерея - парфюмерия, мясо - рыба, овощи - фрукты);
• универсальные - торгуют большинством товарных групп (Дом торговли, универмаг, универсам, гипермаркет);
• неспециализированные (смешанные)
магазины - реализуют отдельные виды
продовольственных или
Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно-бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.
При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам", "Все для садовода" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос. Но при этом значительно осложняется деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организацию контроля качества и в целом процесса продажи товаров [плат, с. 48]. По этой причине в Номенклатуре типов магазинов количество основных типов магазинов комплексного ассортимента сужено до нескольких единиц ("Товары для спорта и туризма", "Товары для детей").
Перспективными направлениями
специализации розничной
• в продовольственной торговле - существенное повышение роли универсамов, супер-, гииермаркетов, расширение сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (мини-маркетов);
• в непродовольственной торговле - возрастание роли универмагов, Домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов, рукоделия и т.д.).
Существуют три основных метода определения уровня специализации розничной торговой сети. В первом случае уровень специализации K1 определяется как отношение количества специализированных магазинов Кс к общему их количеству К0 [30, с. 50]:
К1 = (Кс / К0) * 100%. (1.1)
Определенный таким образом уровень специализации не в полной мере отражает процесс специализации, так как исследуемые магазины неоднородны по размерам торговых площадей и товарообороту.
Во втором случае уровень специализации К2 может быть определен как отношение товарооборота специализированных магазинов Тс к общему товарообороту Т0 [30, с. 50]: