Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа
Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
• максимальное приближение розничной торговой сети к покупателям, оптимальное соотношение ее различных видов;
• гарантирование каждому предприятию необходимого объема товарооборота и должного уровня рентабельности;
• четкое разграничение районов деятельности однотипных магазинов, рационализация торговых процессов за счет внедрения прогрессивных форм обслуживания.
Существует несколько принципов размещения розничной торговой сети.
1 Принцип
равномерного размещения
2 Принцип
децентрализованного, или
В данном случае торговое предприятие максимально приближено к жилой застройке и обслуживает ограниченное количество населения, проживающего в радиусе его обслуживания. Это позволяет избежать большого скопления покупателей и перекрещивающихся потоков их движения, что характерно для больших универмагов.
Основной недостаток такого размещения заключается в том, что рассредоточение в определенной мере препятствует специализации торговой сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин смешанного ассортимента.
3 Принцип
функционального (ступенчатое
Торговая площадь распределяется между этими группами магазинов неодинаково. В жилой зоне должно быть размещено до 75% торговой площади продовольственных магазинов и 25% - непродовольственных, т.е. продовольственная сеть максимально приближена к покупателю.
4 Принцип
централизованного, или
Торговые центры делятся на местные и общегородского значения.
Местные торговые центры предназначены для обслуживания населения жилой зоны, призваны предоставить комплекс товаров и услуг стандартного характера и обеспечить минимальные затраты времени покупателей.
В состав местного торгового центра, как правило, включаются такие предприятия, как универсам, предприятие общественного питания (столовая, закусочная, магазин кулинарии), комплексный приемный пункт с мастерскими мелкого ремонта, парикмахерская, отделение связи и др.
Местные торговые центры в настоящее время проектируют в виде кооперированных (все предприятия под одной крышей) и сблокированных зданий, т.е. примыкающих друг к другу предприятий торгового центра. Эксплуатация кооперированных зданий более экономична, чем сблокированных. Тем не менее отечественная практика и зарубежный опыт показывают, что в перспективе предпочтение все же будет отдаваться строительству сблокированных зданий. В данном случае легче осуществляется финансирование строительства, проще эксплуатация зданий и осуществление принципов хозрасчета и т.д.
Ведущим предприятием является универсам, вокруг которого группируются остальные объекты. В зависимости от численности обслуживаемого населения он может иметь несколько торговых центров (табл. 1.3).
Таблица 1.3 - Примерный состав предприятий местных торговых центров
Предприятие
Вместимость предприятия, тыс. чел.
1 тип (до 3000 чел.)
2 тип (6000-8000 чел.)
3 тип (9000-13000 чел.)
4 тип (14000-18000 чел.)
5 тип (19000-24000)
Универсам, торговая площадь, м2
400 (120)
650 (200)
1000 (300)
1500 (450)
2000 (650)
Предприятие общепита, рабочих мест
50
100
150
200
300
Приемный пункт, рабочих мест
15
15
25
35
50
Отделение связи, группа
VI
V
IV
I
I
Сберкасса, разряд
II
I
I
I
I
Аптека, категория
V
IV
III
II
I
Торговые центры городского значения призваны предоставить населению широчайший выбор товаров и услуг как стандартного, так и избирательного характера. В состав таких центров включаются крупные универмаги, универсамы, специализированные магазины, рестораны и кафе, комбинаты бытовых услуг, рынки, почтамты и др. Торговые центры городского значения являются основными структурными элементами общегородской сети торгово-бытового обслуживания.
Строятся торговые центры общегородского значения, как правило, по индивидуальным проектам, но могут использоваться и типовые.
Учитывая высокую социальную и
экономическую эффективность
С переходом к рыночным отношениям и сокращением госбюджетного финансирования материально-техническая база розничной торговли развивалась главным образом за счет привлекаемых средств физических и юридических лиц. В связи с этим значительно изменилась структура розничной торговой сети. В ее составе резко возросла доля мелкорозничной торговой сети: киосков, палаток, павильонов, развозной и разносной торговли и т.д. Развитие и размещение розничной торговли происходило хаотично без учета интересов покупателей и государства, формирования ассортимента, должного контроля за их работой.
С целью упорядочения развития и размещения мелкорозничной торговли наиболее целесообразным считается функционирование самостоятельных объектов мелкой розницы в составе торговых комплексов.
Торговый комплекс - это совокупность торговых объектов, реализующих универсальный ассортимент товаров с широким набором услуг, с централизацией функций хозяйственного обслуживания.
Такие комплексы, создаваемые в настоящее время повсеместно во всех городах страны с целью придания мелкорозничной торговле цивилизованных форм обслуживания, должны сдаваться в аренду только на конкурсной основе с условием благоустройства обслуживаемой территории, соблюдения и поддержания архитектурного облика города.
Значительное развитие в городах в последние годы получили рынки: продовольственные, сельскохозяйственные, вещевые, смешанные. Их дальнейшее развитие и размещение должно быть подчинено задаче наиболее полного удовлетворения спроса населения и высокой культуры обслуживания.
Планирование развития и размещения розничной торговой сети является обязательным условием, которое обеспечивает соблюдение определенных пропорций между увеличением объема розничного товарооборота и ростом количества организаций розничной торговли, а также более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах и повышение уровня торгового обслуживания в целом.
При планировании развития и размещения розничной торговой сети должны решаться следующие задачи:
• обеспечение благоприятных условий для обслуживания населения;
• повышение уровня технической оснащенности магазинов;
• улучшение условий труда
• обеспечение рационального
• создание условий для рентабельной работы продавцов.
План развития и размещения розничной торговой сети разрабатывается как составная часть генеральных планов развития города в целом или его отдельного района. Это требует установления непосредственной связи между планом развития розничной сети и планами развития промышленности, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства.
Разработка плана развития и размещения розничной торговой сети по области, городу или району производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и предприятий. В потребкооперации такие планы разрабатывают райпо, а сводные по областям - облпотребсоюзы по согласованию с местными властями.
Процесс планирования включает следующие этапы:
• анализ состояния розничной сети;
• анализ экономических условий развития города или района;
• определение необходимой
• определение необходимого прироста торговой сети;
• выбор типов магазинов и их размещение;
• определение экономической
Выбор типов магазинов и их размещение зависят от результатов анализа состояния обеспеченности розничной торговой сети и осуществляются на основе действующей номенклатуры типов магазинов.
Заключительным этапом планирования розничной торговой сети является определение объема капитальных вложений (инвестиций), их эффективности, срока окупаемости, источников финансирования.
Общий объем капитальных вложений, необходимых для строительства магазинов, определяется по формуле [30, с. 65]:
К = ?П * У, (1.4)
где К - общий объем капитальных вложений, р.;
?П - прирост торговой сети, м2;
У - удельные капитальные вложения (стоимость строительства 1 м2), р.
Эффективность капитальных вложений
характеризуется показателем
Эобщ = Пр / К, (1.5)
где Эо6щ. - коэффициент общей
Пр - торговая прибыль за год, р.;
К - объем капитальных вложений, р.
Срок окупаемости - величина, обратная эффективности [30, с. 65]:
Т = К / Пр, (1.6)
где Т - срок окупаемости капитальных вложений, лет.
Для торговли нормативный показатель срока окупаемости в среднем составляет 5 лет.
Важным элементом планирования является определение источников финансирования. Если ранее основным источником финансирования капитальных вложений в торговлю были отчисления 5 - 7% от жилищного строительства, т.е. государственные бюджетные средства, то в настоящее время эти источники значительно расширяются за счет производителей товаров, торгово-посреднических кооперативов, совместных предприятий, частных лиц, иностранных инвестиций.
Специфика условий сельской жизни, различные размеры и большая разбросанность населенных пунктов, малая плотность населения и его демографический состав определяют особенности построения и размещения розничной торговой сети на селе. Ее развитие предполагает создание на территории определенного сельского пункта комплексной системы торгового и бытового обслуживания, которая позволила бы сельскому населению приобретать все необходимые товары на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками и с развитием агрогородков.
Различают несколько категорий сельских населенных пунктов:
• райцентры (города, городские поселки, крупные сельские населенные пункты);
• межхозяйственные центры (малые города, крупные села);
• местные (кустовые) центры (центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций, леспромхозов, агрогородков);
• рядовые населенные пункты (деревни, бригады и др.).
Кроме них на селе имеется значительное количество нестационарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.д.), поэтому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функциональное) или ступенчатое построение.
Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как "Универмаг", "Универсам", "Детский мир", "Товары повседневного спроса". Немаловажное место занимают современные типы магазинов "Современное домашнее хозяйство", "Техника", "Товары для приусадебного хозяйства", магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.
В потребительской кооперации для
каждого административного
Розничная торговая сеть занимает важное
место в материально-
Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1960 г. обеспеченность городского населения в среднем по республике составляла около 120 м2 на 1000 жителей, то в настоящее время - около 260 м2.
Ни в одной из стран не установлена
оптимальная норма