Розничная торговая сеть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

 

• максимальное приближение розничной  торговой сети к покупателям, оптимальное соотношение ее различных видов;

 

• гарантирование каждому предприятию  необходимого объема товарооборота  и должного уровня рентабельности;

 

• четкое разграничение районов  деятельности однотипных магазинов, рационализация торговых процессов за счет внедрения прогрессивных форм обслуживания.

 

Существует  несколько принципов размещения розничной торговой сети.

 

1 Принцип  равномерного размещения розничной  торговой сети. Он заключается  в следующем: на каждый район  города с определенной численностью населения приходится определенное количество магазинов, позволяющее удовлетворить спрос покупателей. Так, в районах жилой застройки при таком размещении покупатель должен тратить не более 7-10 минут на дорогу в магазин. Это значат, что радиус обслуживания должен быть около 500 метров. Данный принцип применим к однотипным магазинам и, прежде всего, к продовольственной торговле.

 

2 Принцип  децентрализованного, или рассредоточенного,  размещения сложился в городах  исторически, когда магазины открывались в отдельных районах города без комплексного плана, по мере застройки.

 

В данном случае торговое предприятие максимально  приближено к жилой застройке  и обслуживает ограниченное количество населения, проживающего в радиусе  его обслуживания. Это позволяет избежать большого скопления покупателей и перекрещивающихся потоков их движения, что характерно для больших универмагов.

 

Основной  недостаток такого размещения заключается  в том, что рассредоточение в  определенной мере препятствует специализации  торговой сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин смешанного ассортимента.

 

3 Принцип  функционального (ступенчатое или  концентрическое) размещения розничной  торговой сети обусловлено характером  спроса на товары: товары массового спроса, первой необходимости и предметы периодического спроса. В этом случае вся торговая сеть города делится на две группы: магазины жилой зоны (микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского значения.

 

Торговая  площадь распределяется между этими  группами магазинов неодинаково. В жилой зоне должно быть размещено до 75% торговой площади продовольственных магазинов и 25% - непродовольственных, т.е. продовольственная сеть максимально приближена к покупателю.

 

4 Принцип  централизованного, или группового размещения характерна группировка всех торговых и бытовых предприятий в виде торговых центров, преимущество которых заключается, прежде всего, в комплексном удовлетворении спроса населения, как на товары, так и услуги. Строительство торговых центров значительно дешевле, позволяет лучше организовать подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные работы. При этом их эксплуатация значительно снижает текущие затраты (расход электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.д.) и повышает эффективность капитальных вложений. Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой плотности.

 

Торговые  центры делятся на местные и общегородского значения.

 

Местные торговые центры предназначены для обслуживания населения жилой зоны, призваны предоставить комплекс товаров и услуг стандартного характера и обеспечить минимальные  затраты времени покупателей.

 

В состав местного торгового центра, как правило, включаются такие предприятия, как универсам, предприятие общественного питания (столовая, закусочная, магазин кулинарии), комплексный приемный пункт с мастерскими мелкого ремонта, парикмахерская, отделение связи и др.

 

Местные торговые центры в настоящее время проектируют  в виде кооперированных (все предприятия  под одной крышей) и сблокированных зданий, т.е. примыкающих друг к другу  предприятий торгового центра. Эксплуатация кооперированных зданий более экономична, чем сблокированных. Тем не менее отечественная практика и зарубежный опыт показывают, что в перспективе предпочтение все же будет отдаваться строительству сблокированных зданий. В данном случае легче осуществляется финансирование строительства, проще эксплуатация зданий и осуществление принципов хозрасчета и т.д.

 

Ведущим предприятием является универсам, вокруг которого группируются остальные  объекты. В зависимости от численности  обслуживаемого населения он может  иметь несколько торговых центров (табл. 1.3).

 

Таблица 1.3 - Примерный состав предприятий  местных торговых центров

 

Предприятие 

Вместимость предприятия, тыс. чел. 

 

1 тип (до 3000 чел.) 

2 тип (6000-8000 чел.) 

3 тип (9000-13000 чел.) 

4 тип (14000-18000 чел.) 

5 тип (19000-24000) 

 

Универсам, торговая площадь, м2 

400 (120) 

650 (200) 

1000 (300) 

1500 (450) 

2000 (650) 

 

Предприятие общепита, рабочих мест 

50 

100 

150 

200 

300 

 

Приемный пункт, рабочих мест 

15 

15 

25 

35 

50 

 

Отделение связи, группа 

VI 

IV 

 

Сберкасса, разряд 

II 

 

Аптека, категория 

IV 

III 

II 

 

 

 

Торговые центры городского значения призваны предоставить населению широчайший выбор товаров и услуг как  стандартного, так и избирательного характера. В состав таких центров  включаются крупные универмаги, универсамы, специализированные магазины, рестораны и кафе, комбинаты бытовых услуг, рынки, почтамты и др. Торговые центры городского значения являются основными структурными элементами общегородской сети торгово-бытового обслуживания.

 

Строятся торговые центры общегородского значения, как правило, по индивидуальным проектам, но могут использоваться и типовые.

 

Учитывая высокую социальную и  экономическую эффективность торговых центров, расширение их строительства  является важнейшим направлением в  формировании сети торгово-бытового обслуживания в городах. При этом в средних и крупных городах с расчлененной планировочной структурой наряду с общегородским могут иметь место и торговые центры планировочных районов, связанные маршрутами транспорта с общегородским.

 

С переходом  к рыночным отношениям и сокращением  госбюджетного финансирования материально-техническая  база розничной торговли развивалась  главным образом за счет привлекаемых средств физических и юридических  лиц. В связи с этим значительно  изменилась структура розничной торговой сети. В ее составе резко возросла доля мелкорозничной торговой сети: киосков, палаток, павильонов, развозной и разносной торговли и т.д. Развитие и размещение розничной торговли происходило хаотично без учета интересов покупателей и государства, формирования ассортимента, должного контроля за их работой.

 

С целью  упорядочения развития и размещения мелкорозничной торговли наиболее целесообразным считается функционирование самостоятельных  объектов мелкой розницы в составе  торговых комплексов.

 

Торговый  комплекс - это совокупность торговых объектов, реализующих универсальный  ассортимент товаров с широким  набором услуг, с централизацией функций хозяйственного обслуживания.

 

Такие комплексы, создаваемые в настоящее время  повсеместно во всех городах страны с целью придания мелкорозничной торговле цивилизованных форм обслуживания, должны сдаваться в аренду только на конкурсной основе с условием благоустройства обслуживаемой территории, соблюдения и поддержания архитектурного облика города.

 

Значительное развитие в городах  в последние годы получили рынки: продовольственные, сельскохозяйственные, вещевые, смешанные. Их дальнейшее развитие и размещение должно быть подчинено  задаче наиболее полного удовлетворения спроса населения и высокой культуры обслуживания.

 

Планирование развития и размещения розничной торговой сети является обязательным условием, которое обеспечивает соблюдение определенных пропорций между увеличением  объема розничного товарооборота и  ростом количества организаций розничной торговли, а также более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах и повышение уровня торгового обслуживания в целом.

 

При планировании развития и размещения розничной торговой сети должны решаться следующие задачи:

 

• обеспечение благоприятных условий для обслуживания населения;

 

• повышение уровня технической  оснащенности магазинов;

 

• улучшение условий труда работников магазинов;

 

• обеспечение рационального использования  торговых площадей;

 

• создание условий для рентабельной работы продавцов.

 

План развития и размещения розничной  торговой сети разрабатывается как  составная часть генеральных  планов развития города в целом или  его отдельного района. Это требует  установления непосредственной связи  между планом развития розничной  сети и планами развития промышленности, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства.

 

Разработка плана развития и  размещения розничной торговой сети по области, городу или району производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и предприятий. В потребкооперации такие планы разрабатывают райпо, а сводные по областям - облпотребсоюзы по согласованию с местными властями.

 

Процесс планирования включает следующие  этапы:

 

• анализ состояния розничной сети;

 

• анализ экономических условий развития города или района;

 

• определение необходимой потребности  в розничной торговой сети;

 

• определение необходимого прироста торговой сети;

 

• выбор типов магазинов и  их размещение;

 

• определение экономической эффективности  инвестиций в строительство розничной торговой сети.

 

Выбор типов магазинов и их размещение зависят от результатов анализа  состояния обеспеченности розничной  торговой сети и осуществляются на основе действующей номенклатуры типов  магазинов.

 

Заключительным этапом планирования розничной торговой сети является определение объема капитальных вложений (инвестиций), их эффективности, срока окупаемости, источников финансирования.

 

Общий объем капитальных вложений, необходимых для строительства  магазинов, определяется по формуле [30, с. 65]:

 

К = ?П * У, (1.4)

 

где К - общий объем капитальных  вложений, р.;

 

?П - прирост торговой сети, м2;

 

У - удельные капитальные вложения (стоимость строительства 1 м2), р.

 

Эффективность капитальных вложений характеризуется показателем общей  эффективности и сроком окупаемости капитальных вложений [30, с. 65]:

 

Эобщ = Пр / К, (1.5)

 

где Эо6щ. - коэффициент общей эффективности  капитальных вложений;

 

Пр - торговая прибыль за год, р.;

 

К - объем капитальных вложений, р.

 

Срок окупаемости - величина, обратная эффективности [30, с. 65]:

 

Т = К / Пр, (1.6)

 

где Т - срок окупаемости капитальных  вложений, лет.

 

Для торговли нормативный показатель срока окупаемости в среднем  составляет 5 лет.

 

Важным элементом планирования является определение источников финансирования. Если ранее основным источником финансирования капитальных вложений в торговлю были отчисления 5 - 7% от жилищного строительства, т.е. государственные бюджетные средства, то в настоящее время эти источники значительно расширяются за счет производителей товаров, торгово-посреднических кооперативов, совместных предприятий, частных лиц, иностранных инвестиций.

 

Специфика условий сельской жизни, различные размеры и большая  разбросанность населенных пунктов, малая  плотность населения и его  демографический состав определяют особенности построения и размещения розничной торговой сети на селе. Ее развитие предполагает создание на территории определенного сельского пункта комплексной системы торгового и бытового обслуживания, которая позволила бы сельскому населению приобретать все необходимые товары на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками и с развитием агрогородков.

Различают несколько категорий  сельских населенных пунктов:

 

• райцентры (города, городские поселки, крупные сельские населенные пункты);

 

• межхозяйственные центры (малые  города, крупные села);

 

• местные (кустовые) центры (центральные  усадьбы сельскохозяйственных организаций, леспромхозов, агрогородков);

 

• рядовые населенные пункты (деревни, бригады и др.).

 

Кроме них на селе имеется значительное количество нестационарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.д.), поэтому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функциональное) или ступенчатое построение.

 

Наибольшее развитие получили такие  типы магазинов, как "Универмаг", "Универсам", "Детский мир", "Товары повседневного спроса". Немаловажное место занимают современные  типы магазинов "Современное домашнее хозяйство", "Техника", "Товары для приусадебного хозяйства", магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.

 

В потребительской кооперации для  каждого административного района, как и для городской торговли, разрабатываются схемы развития и размещения розничной торговой сети, согласованные с местными органами власти, органами АПК. Разработка таких схем основана на определении потребности в торговых площадях для населенных пунктов на перспективу. Методика расчета потребности необходимого прироста торговых площадей, как и для городской торговой сети, основана на нормативах. В настоящее время он составляет 260 м2 на 1000 жителей.

 

Розничная торговая сеть занимает важное место в материально-технической  базе торговли. От ее состояния и  развития во многом зависят степень  удовлетворения потребностей населения  в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом.

 

Одной из прогрессивных тенденций  в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1960 г. обеспеченность городского населения в среднем по республике составляла около 120 м2 на 1000 жителей, то в настоящее время - около 260 м2.

 

Ни в одной из стран не установлена  оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в нашей  республике и странах СНГ обеспеченность составляет около 200-300 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600-1000 м2 и более на 1000 человек. В Республике Беларусь эта норма устанавливается исходя не из потребности, а из экономических возможностей. Количественная потребность в торговой сети определялась в ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров, поэтому развитие торговой сети осуществлялось по принципу разумной достаточности, которая понималась не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это, по сути, означало остаточный принцип в развитии сети.

Информация о работе Розничная торговая сеть