Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа
Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а, прежде всего, потребностями населения.
В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий).
Одновременно с количественным ростом розничной торговой сети и магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. За 1960-2000 гг. средний размер торговой площади на 1 магазин в государственной торговле Беларуси увеличился с 56 до 135 м2, на 01.01.2007 г., средний размер магазина в республике составил 97 м2, т.е. в целом розничная торговая сеть остается крайне мелкой. Примерно 70% продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже минимальных размеров, предусмотренных Номенклатурой типов магазинов. Существенным тормозом в совершенствовании обслуживания населения являются небольшие размеры магазинов. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов, как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем в крупных магазинах. Поэтому важнейшим направлением развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение и, прежде всего, за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров, супер- и гипермаркетов.
Расширение и укрупнение торговой
сети обеспечивают возможность внедрения
достижений научно-технического прогресса,
более рационального
В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации и типизации торговой сети, ее структурного упорядочения. За последние годы произошли существенные изменения в структуре сети магазинов, что обусловило различные темпы роста количества торговых предприятий разной специализации.
В продовольственной торговле наблюдается
тенденция преимущественного
В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10-15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по расширению торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах.
Развитие розничной торговой сети должно быть направлено на создание более эффективной конкурентной среды в торговле. Важное место в этом занимает видовое и типовое разнообразие торговых объектов, форм, и методов торгового обслуживания.
Видовое и типовое разнообразие предполагает более широкое использование на практике всего спектра магазинных и внемагазинных форм продажи товаров: торговля по каталогам, сетевой маркетинг, электронная и посылочная торговля, торговля на рынках и т.д. Это многообразие во многом определяется и дифференциацией доходов населения. В настоящее время активно идет процесс становления и развития магазинов, специально ориентированных на покупателей с различным уровнем доходов. С одной стороны, это магазины с высоким уровнем цен на высококачественные товары и соответственно высоким уровнем торгового обслуживания (универмаги, крупные специализированные магазины, гипермаркеты, супермаркеты в центре городов), с другой - это магазины, ориентированные на покупателей со средними и низкими доходами (магазины-дискаунты, магазины-склады, торговля на вещевых рынках и т.д.).
В условиях перехода к рынку важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Анализ размещения торговой сети показывает, что, основная часть магазинов размещена в центрах городов. Так, в г. Минске обеспеченность торговыми площадями Центрального, Московского, Советского районов значительно выше, чем Заводского, Октябрьского, Первомайского. Особенно бессистемно и неравномерно размещены непродовольственные магазины. Это приводит к большим потерям времени покупателей на поиск и приобретение товаров и значительному росту транспортных расходов. Кроме того, в крупных городах магазины размещаются в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 70% и более). Это отрицательно сказывается на организации торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые объекты, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно использовать современные торгово-технологические процессы, прогрессивные формы продажи товаров, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий. Основная причина этого - недостаточное внимание к типизации магазинов и их равномерное размещение на территории города. Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется в связи с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются не в зависимости от потребностей населения, а от возможностей торговой фирмы.
Очевидно, что для рационального размещения торговой сети управлениями потребительского рынка областей, городов, горторготделами должны быть разработаны примерные схемы и концепции размещения магазинов в соответствии с генеральными планами развития городов, что обеспечивало бы внедрение наиболее прогрессивных типов (универсамов, гипермаркетов, универмагов, торговых центров) и их рациональное размещение в структуре города в зависимости от его величины.
Переход торговли к рыночным отношениям, к полному хозрасчету торговых организаций неизбежно приводит к потребности учета влияния на экономические результаты деятельности всех основных факторов, в том числе и факторов пространственного размещения торговой сети. В этом плане целесообразно использовать научный и практический опыт решения проблем эффективного размещения розничной торговой сети, накопленный во многих странах мира, например, картографический метод размещения магазинов, построение теоретических моделей развития и размещения сети с учетом мотивов поведения покупателей, торговых работников, городских властей, застройщиков торговых центров и т.д.
Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и реконструкции действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов было построено по проектам, которые не соответствуют требованиям сегодняшней технологии продажи товаров. За последние 15 лет в Республике Беларусь действующая сеть магазинов обновлена на 25-30%. Но несмотря на относительно высокие темпы строительства, 3/4 торговой сети требует реконструкции и перестройки, укрупнения, более рациональной специализации. Следует отметить, что реконструкция действующих торговых организаций при тех же затратах дает больший эффект, чем новое строительство.
Мировой опыт показывает, что сетевая торговля может занимать до 90% розничного рынка в стране [12, с. 42]. Почему это происходит? Ответ один: развивая сетевой розничный бизнес, можно добиться больших результатов в расчете на один сетевой магазин по сравнению с независимым магазином. Поэтому создание розничной торговой сети более выгодно и начинается:
- при открытии второго магазина;
при принятии оптовой компанией решения расширить бизнес за счет своих розничных каналов сбыта;
- при наличии проекта создания
розничной сети (например, когда
производственные компании
Сетевая торговля сама по себе уже имеет конкурентные преимущества перед отдельно стоящим магазином. [12, с. 42]:
консолидированные закупки товаров, осуществляемые крупной торговой компанией, обеспечивают лучшие ценовые условия от поставщика за счет выбираемых объемов товаров;
для сетевой структуры становится рентабельным наличие своего центрального склада, что, в свою очередь, позволяет создавать в необходимом количестве товарные запасы, компенсируя неритмичность и нарушение сроков поставок внешними поставщиками;
- наличие склада и своего
транспортного хозяйства
- имеется возможность сократить аппарат управления в расчете на один магазин, а значит, уменьшить кадровый голод и содержать наиболее высококвалифицированных специалистов;
- увеличиваются возможности для
широкой известности и
При переходе от отдельно стоящего магазина к эффективно функционирующей сети розничных магазинов необходимо решить ряд задач [12, с. 43]:
обеспечение возможности проведения централизованной закупочной политики - главного фактора формирования конкурентного преимущества торговой сети;
снижение расходов, в т. ч. расходов на содержание аппарата управления - важнейшее условие для установления конкурентной розничной цены;
увеличение оборачиваемости
обеспечение решения управленческих задач минимальным количеством персонала;
оптимальное размещение менеджеров на объектах торговой компании;
ведение эффективной ассортиментной политики;
максимальная автоматизация тех
Торговые сети подразделяются на [12, с. 43]:
- региональные или
- одноформатная или мультиформат
Наличие в сети магазинов различных
форматов существенно усложняет
управление логистикой в торговой компании.
Для различных форматов магазинов
свойственна различная
В связи со складывающейся ситуацией у региональных розничных сетей есть два пути развития для обеспечения существования на рынке: либо наращивать свою мощность путем укрупнения и создания технологических преимуществ, либо становиться частью национальной или транснациональной сети.
При этом решаются следующие вопросы:
- выбор метода управления сетью
- централизованный или
- выбор модели управления - инвестиционная, холдинговая, централизованная, лоточная, гибридная;
- выбор архитектуры информационной системы: централизованной или распределенной [12, с. 44].
В розничных торговых сетях разрабатываются
внутренние и внешние стандарты.
Соблюдать сетевые стандарты
обязательно, но при их разработке следует
предусмотреть возможность свое
К внешним стандартам относятся: позиционирование компании на рынке и закупочная политика. Позиционирование можно обозначить как специализацию сети, при этом определяется:
тип магазина (универсальный, специализированный и т.п.);
месторасположение торгового объекта (магазин у дома, на трассе);
размер ассортимента (широкий, узкий);
сервис (удобный, комфортный);
уровень цен (дискаунт, со средними ценами и т. д.).
К внутренним сетевым стандартам относятся:
принципы организации
торговое оборудование;
ассортимент;
размещение и выкладка товаров [12, с. 44].
Обеспеченность материально-
Основными направлениями повышения
эффективности использования
- рациональное размещение
- создание торгово-бытовых центров;
- развитие сети комплексных
организаций: магазинов с
- увеличение показателей
- улучшение оснащенности
- расширение сети действующих торговых организаций за счет сданной в аренду и временно закрытой сети.
В условиях конкуренции хозяйствующие субъекты заинтересованы в обеспечении непрерывной работы организаций торговли в течение дня и месяца. Так, в Беларуси успешно функционируют магазины с круглосуточным режимом работы в городах, в районных центрах, рабочих поселках и в крупных сельских населенных пунктах. Увеличивается количество магазинов, осуществляющих реализацию товаров без выходных.