Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа
Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Розничный товарооборот, млн. р.
27042
27120
78
100,3
2 Расходы на реализацию, млн. р.
4732
4875
143
103,0
3 Прибыль от реализации товаров,
-71
6
-
-
4 Ресурсы, всего, млн. р.
В том числе:
- основные средства
15109,5
10157
17241
11643
2131,5
1486
114,1
114,6
- оборотные средства
3423,5
4018
594,5
117,4
- расходы на оплату труда
1529
1580
51
103,3
5 Прибыль, в % к показателям:
- розничному товарообороту
-
0,022
-
-
- совокупным ресурсам
-
0,035
-
-
- основным средствам
-
0,052
-
-
- оборотным средствам
-
0,15
-
-
- расходам на оплату труда
-
0,38
-
-
- расходам на реализацию
-
0,12
-
-
На основании данных таблицы 2.1.10
в 2008 г. хозяйственная деятельность
ОСП «Горкоопторг» Буда-
Оценка экономической
Таблица 2.1.11 - Экономическая эффективность деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо за 2008 - 2009 гг.
Показатели
Годы
Отклонение
(+,-)
Темп роста, %
2008
2009
2009 г.
от 2008 г.
2009 г. к
2008 г.
Экономический эффект:
1 Розничный товарооборот, млн. р.
27042
27120
78
100,3
2 Прибыль отчетного периода, млн. р.
67
112
45
167,2
Экономические ресурсы:
3 Все ресурсы
3.1 Основные средства, млн. р.
15322,2
10157
17439,4
11643
2117,2
1486
113,8
114,6
3.2 Оборотные средства, млн. р.
3423,5
4018
594,5
117,4
3.3 Трудовые ресурсы
- численность работников, чел.
-фонд заработной платы, млн. р.
245
1741,7
248
1778,4
3
36,7
101,2
102,1
Текущие затраты
4 Расходы на реализацию, млн. р.
4732
4875
143
103,0
Обобщающие показатели эффективности:
5 Прибыль отчетного периода, в % к показателям:
- экономическому потенциалу
0,44
0,64
0,2
145,5
- функционирующему капиталу
0,49
0,72
0,23
147
- расходам на реализацию
1,42
2,3
0,88
162
Прибыль отчетного периода в % к экономическому потенциалу в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 0,2% и составил 0,64%. Этот показатель по отношению к функционирующему капиталу увеличился на 0,23% и составил 0,72% в 2009 г. и 0,49% в 2008 г. Прибыль по отношению к расходам на реализацию увеличилась на 0,88% или с 1,42 до 2,3%.
Таким образом, если в 2008 г. организация
не получила прибыли от реализации
продукции, то в 2009 г. положение ОСП
«Горкоопторг» Буда-
2.2 Оценка состава, структуры
и динамики розничной торговой
сети ОСП «Горкоопторг» Буда-
Рассмотрим состав и структуру розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо за 2008 - 2009 гг. на основании отчетов о розничной торговле за 2008 - 2009 гг. в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1 - Состав и структура розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо за 2007 - 2009 гг.
Типы розничных торговых объектов
Годы
Отклонение (+,-)
Темп изменения, %
2008
2009
2009г. от 2008г.
2009г. к 2008 г.
кол-во
торговая площадь, м2
кол-во
торговая площадь, м2
кол-во
торговая площадь, м2
кол-во
торговая площадь, м2
Магазины, всего
63
6907
62
6506
-1
-401
98,4
94,2
В том числе:
- продовольственные
25
2952
25
2662
0
-290
100
90,2
- непродовольственные
-
-
1
43
1
43
-
-
- смешанные
38
3955
36
3801
-2
-154
94,7
96,1
Палатки и ларьки
1
-
1
0
-
100
-
Всего розничных торговых объектов
64
6907
63
6506
-1
-401
98,4
94,2
Передвижная торговая сеть
5
-
1
-
-4
-
25
-
Источник: собственная разработка
Розничная торговая сеть ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо на 01.01.2010 г. включает 62 торговых объекта, общая торговая площадь которых составила 6506 м2.
На основании данных таблицы 2.2.1 в 2009 г. по сравнению с 2008 г. количество торговых объектов уменьшилось на 1 единицу, а общая торговая площадь - на 401 м2. Количество продовольственных магазинов не уменьшилось, их количество составляет 25 магазинов, с торговой площадью 2662 м2, но сократилась их торговая площадь на 290 м2. В тоже время появился 1 непродовольственный магазин с торговой площадью 43 м2. Смешанных магазинов стало на 2 магазина меньше (36 объекта), сократилась их торговая площадь на 154 м2 и составила 3801 м2. Количество палаток не изменилось - 1 единица. Уменьшилась передвижная торговая сеть, если в 2008 г. количество автолавок составляло - 5 единиц, то в 2009 г. - лишь 1. Таким образом, для розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо характерно сокращение количества торговых объектов и их торговой площади.
Рассмотрим развитие розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо за 2008 - 2009 г. в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2 - Развитие розничной торговой
сети ОСП «Горкоопторг» Буда-
Типы розничных торговых объектов
Годы
Отклонение (+,-)
Темп изменения, %
2008
2009
2009г. от 2008г.
2009г. к 2008 г.
кол-во
торговая площадь, м2
кол-во
торговая площадь, м2
кол-во
торговая площадь, м2
кол-во
торговая площадь, м2
Всего розничных торговых объектов
64
6907
63
6506
-1
-401
98,4
94,2
В том числе:
- магазины
63
6907
62
6506
-1
-401
98,4
94,2
- палатки и ларьки
1
-
1
0
-
100
-
- магазины на дому
-
-
-
-
-
-
-
-
- передвижная торговая сеть
5
-
1
-
-4
-
25
-
Торговая площадь на 1000 жителей
181,3
173,9
Средняя площадь 1 магазина, м2
107,9
103,3
Доля магазинов, работающих:
- по методу самообслуж-я
72
85
13
- на непрерывной неделе
15
35
20
Данные таблицы 2.2.2 отражают отрицательные
сдвиги в развитии розничной торговой
сети ОСП «Горкоопторг» Буда-
2.3 Анализ эффективности
В рыночных условиях важное значение
приобретает оценка экономической
эффективности организаций
Экономическая эффективность основных средств торговой сети потребительской кооперации представляет собой экономическую категорию, показывающую, с каким размером прибыльности, доходности используются основные средства торговых организаций.
Эффективность является многогранной
категорией и характеризуется системой
обобщающих и частных показателей.
Основными обобщающими
Развитие этих показателей в
ОСП «Горкоопторг» Буда-
Таблица 2.3.1 - Показатели экономической
эффективности использования
Показатели
Годы
Темп роста, %
или отклонение (+,-)
2008
2009
2010
2009 г. к 2008 г.
2010 г. к 2009 г.
Розничный товарооборот в действующих ценах, млн. р.
27042
27120
31315
100,3
115,5
Доходы торговли, млн. р.
4839
4814
5908
99,5
122,7
Расходы торговли, млн. р.
4918
4875
5969
99,1
122,4
Прибыль отчетная, млн. р.
67
112
123
167,2
109,8
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. р.
10157
11643
15191
114,6
130,5
Фондоотдача, р.
2,662
2,329
2,061
87,6
88,4
Фондоемкость, р.
0,37
0,43
0,48
116,2
111,6
Доходность основных средств, р.
0,48
0,41
0,39
85,4
95,1
Расходоемкость основных средств, р.
0,48
0,42
0,39
87,5
92,8
Рентабельность основных средств (убыток),%
0,66
0,96
0,81
+0,3
-0,15
Интегральный показатель эффективности основных средств, р.
Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 2.3.1, за 2008-2010 гг.
в ОСП «Горкоопторг» Буда-
Доходы торговой деятельности в 2010 году по сравнению с предшествующим возросли, причем темп их роста был более высокий (122,7%), чем в 2009 г.(99,5%). Но доходность основных средств в 2010 г. не удалось увеличить и по сравнению с 2009 г. она снизилась на 5% или с 0,41 р. до 0,39 р.
В 2009 г. расходы на реализацию товаров снизились на 0,9%, а в 2010 г. возросли по сравнению с предшествующим годом на 22,4% и составили 5969 млн. р. Более высокие темпы роста расходов в 2010 г. способствовали и высокой затратоемкости основных средств. В ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо затратоемкость основных средств в 2009 г. снизилась на 12,5%, в то время как в 2010 г. - только на 7,2%.
Фондоотдача основных средств снизилась,
но в 2009 г. наблюдаются более высокие
темпы ее снижения (87,6%), чем в 2010 г.
(88,4%). Снижение фондоотдачи до 2,06 не
позволило снизить фондоемкость
в ОСП «Горкоопторг» Буда-
Таким образом, преимущественный рост доходов и товарооборота по сравнению с ростом расходов на реализацию способствовал соблюдению в 2009 г. следующей цепочки: ?Д > ?Т > ?Р, т. е. -0,5 > 0,3 > -0,8. В 2010 г.: данное соотношение не выполняется, поскольку рост расходов превысил рост товарооборота: 22,7 > 15,5 > 22,4.
Такое изменение в развитии указанных показателей в отчетном году по сравнению с предшествующим годом не вывело ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо из убыточного состояния, но размер убытка значительно снизился. В 2010 г. сумма прибыли в отчетном году по отношению к предшествующему году увеличилась на 9,8% и составила 123 млн. р., а в 2009 г. прибыль отчетного периода увеличилась на 67,2%, что дало возможность уменьшить убыточность торговли товарами и более эффективно использовать основные средств в 2009 г. на 0,3%, а в 2010 г. менее эффективно, т.е. на 0,15% меньше.
Расчеты, проведенные по данным ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо и отраженные в таблице 2.3.1 свидетельствуют о том, что в отчетном году организация снизила свои показатели, что не позволило значительно улучшить свою деятельность, но дало возможность снизить убыточность реализации.
На показатели экономической эффективности использования основных средств оказывают влияние многие факторы: объективные и субъективные; зависимые и независимые от деятельности работников торговли; внутренняя и внешняя среда и т. д. Но на каждый из показателей оказывают влияние свои специфические факторы. Сгруппируем факторы, влияющие на фондоотдачу, по трем направлениям:
- I группа факторов позволяет
учесть влияние на уровень
фондоотдачи особенностей
- II группа факторов позволяет учитывать изменение фондоотдачи под влиянием происходящих изменений розничных цен на товары;
- III группа факторов учитывает
результаты деятельности
Одним из важнейших факторов, влияющих на фондоотдачу, является изменение размера товарооборота. Его рост при прочих неизменных условиях ведет к повышению фондоотдачи, и, наоборот, снижение товарооборота уменьшает фондоотдачу.
В ОСП «Горкоопторг» Буда-
Расчет влияние изменения