Розничная торговая сеть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

 

К2 = (Тс / Т0) * 100%. (1.2)

 

Более точный, но и наиболее трудоемкий метод заключается в определении  уровня специализации К3 как отношение  торговой площади специализированных магазинов и секций Пс к общей торговой площади П0 [30, с. 50]:

 

К3 = (Пс / П0) * 100%. (1.3)

 

Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным  и непродовольственным товарам.

 

На уровень специализации влияет ряд факторов:

 

• характер покупательского спроса (твердосформированный или импульсивный спрос);

 

• степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем  более узкая специализация возможна и целесообразна);

 

• размеры торговых предприятий (меньшие  размеры требуют более узкой специализации);

 

• местные условия развития товарооборота;

 

• размеры помещений магазина;

 

- численность населения городов  и т.д. [30, с. 51].

 

Объекты розничной торговой сети различаются  своей типизацией.

 

Под типизацией розничной торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству.

 

Типизация имеет существенное социально-экономическое  значение для рациональной организации  розничной торговой сети и позволяет  обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, комплектов оборудования для универсама).

 

Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли.

 

Применение современных типовых проектов позволяет значительно сократить сроки и затраты на проектирование, строительство торговых объектов, прежде всего, за счет индустриальных методов строительно-монтажных работ.

 

Процесс типизации заключается  в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются объекты торговли, с экономической точки зрения наиболее успешно работающие и имеющие достаточно высокий уровень культуры. Отобранные магазины служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений торговой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства и планировки торговых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.

 

Тип магазина определяется по следующим  признакам:

 

• мощность магазина, выраженная в  размерах торговых площадей;

 

• ассортиментный профиль магазина;

 

• формы торгового обслуживания;

 

• район деятельности магазина [30, с. 52].

 

Мощность магазина характеризуется  торговой площадью - то есть площадью торгового зала и помещений для обслуживания покупателей. При этом сюда не включается площадь магазина для приема, хранения и подготовки товара к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений [19, с. 116].

 

Типизация товарного профиля заключается  в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определение конкретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимости от этого магазины бывают универсальными, специализированными, комбинированными и комплексного ассортимента.

 

Типизация размеров сводится к определению торговой площади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товарного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Например, типоразмеры универсамов - 400, 650, 1000, 1500 м2 торговой площади. Это дает возможность при организации магазина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.

 

Различают также типизацию форм торгового обслуживания покупателей, которая заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образцам и т.д.).

 

Все типы магазинов сведены в  Номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также передовой зарубежный опыт. Данная Номенклатура включает 118 типоразмеров магазинов для нового строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции действующей торговой сети.

 

Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а  также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:

 

• магазины, реализующие товары первой необходимости, частого спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещаемые  в жилой зоне;

 

• магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого  спроса, имеющие общегородское значение.

 

Номенклатура типов магазинов  используется для организации розничной  торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности и применяется:

 

• для разработки перспективных  планов (схем) развития и размещения сети объектов торговли в генеральных планах развития городов;

 

• работ по рациональной специализации  действующей торговой сети;

 

• разработки проектов зданий магазинов, строительных норм и правил по проектированию магазинов;

 

• планомерного и комплексного развития сети объектов торговли, совершенствования их структуры и размещения;

 

• улучшения условий работы персонала  магазина и повышения эффективности  его деятельности.

 

Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные.

 

Основные типы магазинов предназначены для строительства в районах новой жилой застройки и частично при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади.

 

В таблице 1.1 приведены основные типы продовольственных магазинов.

 

Таблица 1.1 - Основные типы продовольственных  магазинов

 

Тип магазина 

Торговая  площадь, м2 

 

1 С универсальным  ассортиментом товаров 

 

Гипермаркет 

5000 (2500), 7000 (4200) 

 

Супермаркет 

650 (160), 1000 (300), 1500 (450), 2000 (640), 3500 (1600) 

 

Универсам 

400 (100), 650 (160), 1000 (300), 1500 (450) 

 

Гастроном 

200, 400, 650, 1000 (200) 

 

Дисконтный магазин 

300, 400, 600, 700 

 

Продукты 

100 (30), 250 (100) 

 

2 Специализированные 

 

Диетические продукты 

250, 400 

 

Детское питание 

250 

 

Кондитерские товары 

250 

 

Хлебокондитерский 

250, 400 

 

Мясо-молоко 

250, 400 

 

Птица 

250 

 

Рыба 

250, 400 

 

Овощи, фрукты 

250, 400 

 

Винно-водочные изделия 

250 

 

 

 

В действующей Номенклатуре отражена тенденция к универсализации  сети продовольственных магазинов, что продиктовано потребностями населения.

 

Дополнительные типы магазинов  используются преимущественно в  районах старой застройки, при реконструкции  или расширении действующей торговой сети. Перечень их в Номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам власти выбрать наиболее оптимальный вариант с учетом многих факторов. Среди них магазины "Овощи - фрукты" (30 - 200 м2), "Хлебокондитерский" (50 - 200 м2), "Мясо - молоко" (50 - 250 м2), "Винно-водочные изделия" (30 - 100 м2), "Кондитерские товары" (30 - 100 м2), "Рыба" (100 - 200 м2), "Табак" (20 - 75 м2), "Птица"(50 - 200 м2), "Хлеб" (20 - 50 м2), "Чай - кофе" (20 - 50 м2), "Колбасы - копчености" (30 - 150 м2).

 

В Номенклатуре предусмотрены следующие основные типы непродовольственных магазинов (табл. 1.2).

 

Таблица 1.2 - Основные типы непродовольственных  магазинов

 

Тип магазина 

Торговая  площадь, м2 

 

С универсальным  ассортиментом товаров и комплексным  спросом 

 

Универмаг 

3500 (400), 4500 (650), 6500 (900), 8500 (1300) 

 

Торговый центр 

2000-5000 

 

Дом торговли 

1000, 1500, 2500,3500 

 

Универмаг "Детский мир" 

2500 (150), 3500 (400) 

 

Специализированные 

 

Одежда 

650, 1000, 1500 

 

Обувь 

250, 400, 650 

 

Белье женское 

250 

 

Ткани 

250, 400, 650 

 

Парфюмерия и галантерейные товары 

250, 400 

 

Хозяйственные товары 

250,400, 650,1000, 1500 

 

Строительные материалы 

650,1000,1500,2500 

 

Ковры и ковровые изделия 

400,650,1000,1500 

 

Мебель 

400, 650, 1000, 1500, 2500, 3500 

 

Бытовая химия 

250, 400 

 

Бытовые машины и приборы 

250, 400, 650, 1000, 1500 

 

Телерадиотовары 

400, 650, 1000, 1500 

 

Персональные компьютеры и периферия 

250, 400, 650 

 

Фотокинотовары 

250, 400, 650 

 

Музыкальные товары 

250,400, 550 

 

Аудиовидеоносители 

250, 400 

 

Ювелирные изделия и часы 

250, 400 

 

Канцелярские товары 

250 

 

Товары для спорта и туризма 

250, 400, G50, 1000, 1500 

 

Автомобили 

1500, 2500, 3500 

 

Книги 

250, 400, 650,1000 

 

Цветы 

250 

 

Зоомагазин 

250 

 

Аптечный магазин 

250 

 

Магазин подержанных вещей 

50, 100 

 

Комиссионный магазин 

250, 400,650 

 

 

 

Примечание. В скобках указана  площадь для продовольственных  товаров.

 

В действующей Номенклатуре значительное внимание уделено специализации  непродовольственных магазинов. В  этом проявилась назревшая необходимость  через специализацию розничной торговой сети более активно влиять на широту и глубину ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплексам непродовольственных товаров и на этой основе более активно воздействовать на производство этих товаров.

 

Ниже приведена характеристика основных типов городских магазинов с универсальным ассортиментом товаров.

 

Гипермаркет - торговый объект, реализующий  продовольственные и непродовольственные  товары преимущественно по форме  самообслуживания. Торговая площадь  от 5000 м2.

 

Универмаг - торговый объект, реализующий  главным образом непродовольственные  товары универсального ассортимента различными методами продажи. Торговая площадь  от 3500 м2. '

 

Универмаг "Детский мир" - торговый объект, реализующий непродовольственные  товары детского ассортимента. Торговая площадь от 2500 м2.

 

Универсам (супермаркет) - торговый объект, реализующий продовольственные  товары универсального ассортимента и  непродовольственные товары массового  спроса методом самообслуживания. Торговая площадь от 400 м2.

 

Гастроном - торговый объект, реализующий  в основном продовольственные товары с преобладанием в ассортименте гастрономических товаров, с индивидуальным обслуживанием. Торговая площадь от 200 м2.

 

Магазин "Продукты" - торговый объект, реализующий продовольственные товары узкого ассортимента с индивидуальным обслуживанием через прилавок. Торговая площадь от 100 м2.

 

Дом торговли - торговый объект, реализующий  товарные комплексы для мужчин, женщин, использующий различные формы обслуживания. Торговая площадь от 1000 м2.

 

Торговый центр - совокупность розничных  торговых объектов, в которых реализуется  универсальный ассортимент товаров  и оказывается широкий набор  услуг, расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

 

Дисконтный магазин - торговый объект площадью от 300 м2, реализующий продовольственные  и непродовольственные товары массового  спроса и отличающийся от других магазинов  удобным месторасположением (на автозаправках, в местах отдыха, автомагистралях и т.д.), режимом работы (удлиненные часы или круглосуточно), более низкими ценами, совмещением торговых функций с другими (бытовым обслуживанием, закупкой сельскохозяйственной продукции и т.д.).

 

Важнейшим условием эффективной работы розничной торговой сети и высокой культуры обслуживания населения является оптимальное размещение магазинов на территории города. Переход торговли к рыночным отношениям требует повышенного внимания к проблемам размещения розничной сети, теоретических исследований и практики, так как это ведет к расширению влияния всех основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной торговой сети (состав городской территории, размещение жилых районов, транспортных путей, деловых и культурных центров и т.д.), на экономические показатели деятельности торговых объектов.

 

При размещении магазинов необходимо учитывать следующие факторы.

 

- градостроительные - величина  города, функциональное зонирование  его отдельных частей (центр города, промышленная зона и др.), плотность населения, размещение административных и культурных зданий и т.д.;

 

- транспортные - основные направления  и интенсивность транспортных  потоков, рост численности индивидуального  транспорта, наличие остановок общественного транспорта;

 

- социальные - демографический состав  населения, снижение затрат времени  на приобретение товаров, создание  условий для высокой культуры  обслуживания;

 

- экономические - обеспечение эффективности  использования торговых и складских помещений, повышение доходности магазинов и материальных стимулов их персонала.

 

Основными задачами рационального  размещения розничной торговой сети на современном этапе развития торговли являются:

Информация о работе Розничная торговая сеть