Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа
Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
К2 = (Тс / Т0) * 100%. (1.2)
Более точный, но и наиболее трудоемкий
метод заключается в
К3 = (Пс / П0) * 100%. (1.3)
Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам.
На уровень специализации
• характер покупательского спроса (твердосформированный или импульсивный спрос);
• степень сложности ассортимента
(чем сложнее ассортимент, тем
более узкая специализация
• размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);
• местные условия развития товарооборота;
• размеры помещений магазина;
- численность населения городов и т.д. [30, с. 51].
Объекты розничной торговой сети различаются своей типизацией.
Под типизацией розничной торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству.
Типизация имеет существенное социально-экономическое значение для рациональной организации розничной торговой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, комплектов оборудования для универсама).
Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли.
Применение современных типовых проектов позволяет значительно сократить сроки и затраты на проектирование, строительство торговых объектов, прежде всего, за счет индустриальных методов строительно-монтажных работ.
Процесс типизации заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются объекты торговли, с экономической точки зрения наиболее успешно работающие и имеющие достаточно высокий уровень культуры. Отобранные магазины служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений торговой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства и планировки торговых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.
Тип магазина определяется по следующим признакам:
• мощность магазина, выраженная в размерах торговых площадей;
• ассортиментный профиль магазина;
• формы торгового обслуживания;
• район деятельности магазина [30, с. 52].
Мощность магазина характеризуется торговой площадью - то есть площадью торгового зала и помещений для обслуживания покупателей. При этом сюда не включается площадь магазина для приема, хранения и подготовки товара к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений [19, с. 116].
Типизация товарного профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определение конкретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимости от этого магазины бывают универсальными, специализированными, комбинированными и комплексного ассортимента.
Типизация размеров сводится к определению торговой площади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товарного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Например, типоразмеры универсамов - 400, 650, 1000, 1500 м2 торговой площади. Это дает возможность при организации магазина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.
Различают также типизацию форм торгового обслуживания покупателей, которая заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образцам и т.д.).
Все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также передовой зарубежный опыт. Данная Номенклатура включает 118 типоразмеров магазинов для нового строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции действующей торговой сети.
Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:
• магазины, реализующие товары первой необходимости, частого спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещаемые в жилой зоне;
• магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.
Номенклатура типов магазинов
используется для организации розничной
торговли различных организационно-
• для разработки перспективных планов (схем) развития и размещения сети объектов торговли в генеральных планах развития городов;
• работ по рациональной специализации действующей торговой сети;
• разработки проектов зданий магазинов, строительных норм и правил по проектированию магазинов;
• планомерного и комплексного развития сети объектов торговли, совершенствования их структуры и размещения;
• улучшения условий работы персонала магазина и повышения эффективности его деятельности.
Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные.
Основные типы магазинов предназначены для строительства в районах новой жилой застройки и частично при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади.
В таблице 1.1 приведены основные типы продовольственных магазинов.
Таблица 1.1 - Основные типы продовольственных магазинов
Тип магазина
Торговая площадь, м2
1 С универсальным ассортиментом товаров
Гипермаркет
5000 (2500), 7000 (4200)
Супермаркет
650 (160), 1000 (300), 1500 (450), 2000 (640), 3500 (1600)
Универсам
400 (100), 650 (160), 1000 (300), 1500 (450)
Гастроном
200, 400, 650, 1000 (200)
Дисконтный магазин
300, 400, 600, 700
Продукты
100 (30), 250 (100)
2 Специализированные
Диетические продукты
250, 400
Детское питание
250
Кондитерские товары
250
Хлебокондитерский
250, 400
Мясо-молоко
250, 400
Птица
250
Рыба
250, 400
Овощи, фрукты
250, 400
Винно-водочные изделия
250
В действующей Номенклатуре отражена тенденция к универсализации сети продовольственных магазинов, что продиктовано потребностями населения.
Дополнительные типы магазинов используются преимущественно в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в Номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам власти выбрать наиболее оптимальный вариант с учетом многих факторов. Среди них магазины "Овощи - фрукты" (30 - 200 м2), "Хлебокондитерский" (50 - 200 м2), "Мясо - молоко" (50 - 250 м2), "Винно-водочные изделия" (30 - 100 м2), "Кондитерские товары" (30 - 100 м2), "Рыба" (100 - 200 м2), "Табак" (20 - 75 м2), "Птица"(50 - 200 м2), "Хлеб" (20 - 50 м2), "Чай - кофе" (20 - 50 м2), "Колбасы - копчености" (30 - 150 м2).
В Номенклатуре предусмотрены следующие основные типы непродовольственных магазинов (табл. 1.2).
Таблица 1.2 - Основные типы непродовольственных магазинов
Тип магазина
Торговая площадь, м2
С универсальным
ассортиментом товаров и
Универмаг
3500 (400), 4500 (650), 6500 (900), 8500 (1300)
Торговый центр
2000-5000
Дом торговли
1000, 1500, 2500,3500
Универмаг "Детский мир"
2500 (150), 3500 (400)
Специализированные
Одежда
650, 1000, 1500
Обувь
250, 400, 650
Белье женское
250
Ткани
250, 400, 650
Парфюмерия и галантерейные товары
250, 400
Хозяйственные товары
250,400, 650,1000, 1500
Строительные материалы
650,1000,1500,2500
Ковры и ковровые изделия
400,650,1000,1500
Мебель
400, 650, 1000, 1500, 2500, 3500
Бытовая химия
250, 400
Бытовые машины и приборы
250, 400, 650, 1000, 1500
Телерадиотовары
400, 650, 1000, 1500
Персональные компьютеры и периферия
250, 400, 650
Фотокинотовары
250, 400, 650
Музыкальные товары
250,400, 550
Аудиовидеоносители
250, 400
Ювелирные изделия и часы
250, 400
Канцелярские товары
250
Товары для спорта и туризма
250, 400, G50, 1000, 1500
Автомобили
1500, 2500, 3500
Книги
250, 400, 650,1000
Цветы
250
Зоомагазин
250
Аптечный магазин
250
Магазин подержанных вещей
50, 100
Комиссионный магазин
250, 400,650
Примечание. В скобках указана площадь для продовольственных товаров.
В действующей Номенклатуре значительное внимание уделено специализации непродовольственных магазинов. В этом проявилась назревшая необходимость через специализацию розничной торговой сети более активно влиять на широту и глубину ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплексам непродовольственных товаров и на этой основе более активно воздействовать на производство этих товаров.
Ниже приведена характеристика основных типов городских магазинов с универсальным ассортиментом товаров.
Гипермаркет - торговый объект, реализующий
продовольственные и
Универмаг - торговый объект, реализующий
главным образом
Универмаг "Детский мир" - торговый
объект, реализующий
Универсам (супермаркет) - торговый объект, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары массового спроса методом самообслуживания. Торговая площадь от 400 м2.
Гастроном - торговый объект, реализующий в основном продовольственные товары с преобладанием в ассортименте гастрономических товаров, с индивидуальным обслуживанием. Торговая площадь от 200 м2.
Магазин "Продукты" - торговый объект, реализующий продовольственные товары узкого ассортимента с индивидуальным обслуживанием через прилавок. Торговая площадь от 100 м2.
Дом торговли - торговый объект, реализующий товарные комплексы для мужчин, женщин, использующий различные формы обслуживания. Торговая площадь от 1000 м2.
Торговый центр - совокупность розничных
торговых объектов, в которых реализуется
универсальный ассортимент
Дисконтный магазин - торговый объект площадью от 300 м2, реализующий продовольственные и непродовольственные товары массового спроса и отличающийся от других магазинов удобным месторасположением (на автозаправках, в местах отдыха, автомагистралях и т.д.), режимом работы (удлиненные часы или круглосуточно), более низкими ценами, совмещением торговых функций с другими (бытовым обслуживанием, закупкой сельскохозяйственной продукции и т.д.).
Важнейшим условием эффективной работы розничной торговой сети и высокой культуры обслуживания населения является оптимальное размещение магазинов на территории города. Переход торговли к рыночным отношениям требует повышенного внимания к проблемам размещения розничной сети, теоретических исследований и практики, так как это ведет к расширению влияния всех основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной торговой сети (состав городской территории, размещение жилых районов, транспортных путей, деловых и культурных центров и т.д.), на экономические показатели деятельности торговых объектов.
При размещении магазинов необходимо учитывать следующие факторы.
- градостроительные - величина города, функциональное зонирование его отдельных частей (центр города, промышленная зона и др.), плотность населения, размещение административных и культурных зданий и т.д.;
- транспортные - основные направления
и интенсивность транспортных
потоков, рост численности
- социальные - демографический состав
населения, снижение затрат
- экономические - обеспечение эффективности использования торговых и складских помещений, повышение доходности магазинов и материальных стимулов их персонала.
Основными задачами рационального размещения розничной торговой сети на современном этапе развития торговли являются: