Розничная торговая сеть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети

 

 

Основной задачей анализа материально-технической  базы розничной торговой сети является оценка состояния, развития, эффективности  использования и разработка направлений  её дальнейшего совершенствования.

 

Для проведения анализа материально-технической  базы организаций торговли используются следующие источники информации:

 

1. Отчет по розничной торговле (форма №3-торг).

 

Статистическая отчетность «Отчет о наличии, движении основных средств и других нефинансовых активов» (форма №11).

 

Бухгалтерский баланс.

 

Отчет по труду (форма №1-т (торг)).

 

Отчет о движении основных средств (приложение к бухгалтерскому балансу, форма №1).

 

Отчет о расходах на реализацию товаров (приложение к бухгалтерскому балансу, форма №3).

 

Отчет о прибылях и убытках (приложение к бухгалтерскому балансу, форма  №2) и др.

 

Анализ состояния розничной  торговой сети - это исходный, важнейший  этап планирования. Основная цель такого анализа - выявление уровня развития торговой сети и изыскание резервов для эффективного использования ее в будущем. В процессе анализа определяются и анализируются следующие показатели:

 

1 Коэффициент плотности торговой  сети (Кn), который характеризует  отношение количества магазинов  к численности населения или размеру обслуживаемой территории [30, с. 63]:

 

Кп = (К * 100) / (Ч * П), (1.7)

 

где Кп - коэффициент плотности  торговой сети;

 

К - количество магазинов;

 

Ч - численность населения;

 

П - площадь территории, км2.

 

Как видно, коэффициент плотности не учитывает размеры магазинов, поэтому не в полной мере отражает действительную обеспеченность населения города или района торговой сетью. Он может применяться только при ориентировочных расчетах.

 

2 Показатель обеспеченности населения  розничной торговой сетью выражается в показателе торговой площади (м2), приходящейся на 1000 (в некоторых странах на 100 000) жителей. Может применяться и обратный показатель, характеризующий среднюю численность населения, приходящуюся на 1 м2 торговой площади, а в европейских странах на 1 торговую единицу. Чем меньше этот показатель, тем выше обеспеченность торговой сетью.

 

3 Уровень специализации розничной  торговой сети.

 

4 Средний радиус действия магазинов  (Р). Этот показатель имеет важнейшее  значение при размещении магазинов по территории застройки. Например, при размещении продовольственной торговой сети он должен быть не более 400-500 м. Для одного магазина он равен [30, с. 63]:

 

Р = , (1.8)

 

где П - площадь территории, обслуживаемой  магазином, км2; ?? = 3,14.

 

5 Эффективность использования торговых площадей определяется размером товарооборота, приходящегося на 1 м2 по всем магазинам исследуемого региона.

 

По результатам такого анализа  определяются меры по совершенствованию  структуры розничной торговой сети и ее рациональному использованию, по улучшению размещения, специализации предприятий и т.д.

 

Определение необходимой потребности  в розничной торговой сети может  осуществляться различными методами: нормативным, технико-экономических  расчетов, экономико-математическими и др.

 

Нормативный метод применяется  повсеместно из-за своей простоты. Потребность определяется по нормативам торговой площади (м2), установленным  на 1000 жителей [30, с. 64]:

 

П = (Н * Ч) / 1000, (1.9)

 

где П - потребность в торговой сети на конец планового периода, м2;

 

Н - норматив торговой площади на 1000 человек на конец планового периода, м2;

 

Ч - плановая численность населения.

 

Норматив потребности разрабатывается  Белгипроторгом с учетом факторов социально-экономического развития Республики Беларусь. В настоящее время норматив потребности в торговой сети равен 260 м2 торговой площади на 1000 жителей.

 

Метод технико-экономических расчетов используется при планировании потребности  в торговой сети на основе планируемого объема товарооборота в целом  по городу или нормативов товарооборота на 1 м2 торговой площади. Этот метод может использоваться при стабильной экономике, когда объем товарооборота на протяжении ряда лет не подвергается резким колебаниям.

 

Экономико-математические методы используются для углубленного анализа состояния розничной торговой сети. В этом случае рассчитываются средние показатели темпов развития розничной торговой сети, численности населения или товарооборота за 5-10 лет и более и на этой основе устанавливаются формулы математической зависимости, на базе которых можно сделать прогноз потребности на перспективу.

 

Необходимый прирост торговой площади  определяется по формуле [30, с. 64]:

 

 

?П = П - Ф + С, (1.10)

 

где ?П - прирост торговой площади  в магазинах, м2;

 

П - общая потребность на конец планового периода, м2;

 

Ф - фактическая торговая площадь  на начало планируемого периода, м2;

 

С - уменьшение размера торговой площади  за счет сноса и реконструкции, м2.

 

Важным этапом анализа является изучение размеров магазинов розничной  торговой сети и их специализация. При этом анализируют средний размер магазина по объему розничного товарооборота и торговой площади. Выявляют возможности для улучшения структуры розничной торговой сети, повышения эффективности работы магазинов.

 

Значительное место в процессе анализа розничной торговой сети занимает анализ эффективности применения прогрессивных форм торговли: самообслуживания, продажи товаров по образцам, по предварительным заказам, с открытой выкладкой и др. С этой целью сравнивают результаты работы магазинов с прогрессивными формами торговли и показатели магазинов, осуществляющих торговлю традиционным методом, по степени выполнения плана розничного товарооборота, по выработке на 1 м2 торговой площади, по выработке на одного торгового работника, по соотношению темпов роста производительности труда и средней заработной платы, по уровням доходов, текущих затрат, рентабельности и т.п.

 

При изучении работы магазинов с  прогрессивными формами торговли используются технологические показатели [41, с. 325]:

 

- доля торговой площади в  общей торговой площади магазинов,

 

- коэффициент установочной и  демонстрационной площади,

 

- число разновидностей реализуемых  товаров;

 

- социальные: затраты времени покупателей  на совершение одной покупки,

 

- коэффициент завершенности покупок,

 

- количество услуг, оказываемых  покупателям, и т.д.

 

Использование розничной торговой сети непосредственно связано с  режимом работы магазинов. В процессе анализа изучаются сменность  работы магазинов, время начала и  окончания рабочего дня, время обеденного перерыва, количество выходных и санитарных дней. При необходимости изменения времени начала и окончания работы магазинов проводят хронометраж рабочего времени и подсчитывают выручку в отдельные часы работы, изучают потоки покупателей в отдельные часы рабочей смены и по дням рабочей недели.

 

Для анализа эффективности использования  розничной торговой сети рассчитывают частные показатели. К ним относятся [19, с. 120]:

 

- коэффициенты сменности и непрерывности  работы отдельных организаций  торговли, видов машин и оборудования (автоматов, фасовочного, технологического), которые во многом зависят от режима работы магазина;

 

- коэффициенты использования торговых  площадей, производственной мощности  кухни;

 

- оборот по реализации и прибыль  на 1 м2 площади магазина.

 

Коэффициент сменности - отношение  количества часов работы магазина, оборудования в день к продолжительности  одной смены [19, с. 116].

 

Коэффициент непрерывности представляет собой отношение количества часов  работы организации в день к общему количеству часов в сутки или отношение числа рабочих дней в месяц к календарному числу дней [19, с. 120].

 

В процессе анализа рассчитываются доля торговой площади в общей  площади магазина, отношение установочной площади к площади торгового  зала и др.

 

Частными показателями интенсивного использования материально-технической  базы розничной торговой сети являются рост оборота по реализации и прибыли  на 1 м2 площади магазина и склада.

 

Таким образом, цель анализа - выявление  влияния развития материально-технической базы розничной торговой сети на повышение показателей розничного товарооборота организации, улучшение качества обслуживания населения, обеспечение конкурентоспособности потребительского общества [19, с. 127].

 

Анализ материально-технической  базы розничной торговой сети начинается с анализа состава и структуры основных производственных фондов. При этом производят расчет следующих показателей [41, с. 322]:

 

- доли активной части основных  производственных фондов в общей  их стоимости;

 

- коэффициента физического износа основных фондов;

 

- коэффициента обновления;

 

- коэффициента выбытия;

 

- коэффициента прироста основных  фондов;

 

- показателей фондовооруженности  и технической вооруженности  труда.

 

Оценка обеспеченности розничной  торговой сети торговым и холодильным оборудованием осуществляется путем сопоставления фактического их наличия на определенную дату с плановой потребностью, что позволяет судить об уровне и качестве обслуживания населения.

 

Обеспеченность торговых организаций  основными производственными фондами оценивается на основе изучения фондовооруженности и технической вооруженности труда.

 

Для оценки технической оснащенности торговой организации рассчитывают стоимость активной части основных производственных фондов на 100 м2 торговой площади, коэффициент механизации работ, определяемый отношением затрат времени на выполнение работ механизированным путем к общим затратам рабочего времени, коэффициент механизации труда, представляющий собой долю работников, у которых труд механизирован более чем на 50%, в общей численности работающих. Данные коэффициенты изучают по отдельным группам работников, что помогает полнее выявить возможности и резервы дальнейшей механизации и автоматизации торгово-производственных процессов.

 

Анализ возрастного состава машин и оборудования осуществляется в динамике, по отдельным их видам с использованием стоимостных, натуральных и относительных показателей, а также по срокам их службы в следующих интервалах: до 5 лет; 10 - 15 лет; 15 - 20 и свыше 20 лет [21, с. 324].

 

Информационной базой анализа развития и эффективности использования розничной торговой сети являются [19, с. 127]:

 

- программы (прогнозы) развития  сети розничных организаций;

 

- материалы статистического наблюдения  о материально-технической базе;

 

- сведения об оснащении организаций розничной торговой сети оборудованием;

 

- данные о численности обслуживаемого  населения;

 

- сведения о дислокации сети  магазинов на территории региона.

 

В процессе анализа развития материально-технической  базы потребительского общества рассчитываются следующие аналитические показатели:

 

1 Степень выполнения программы  развития розничной сети за  отчетный период (новое строительство,  реконструкция).

 

2 Темпы изменения количества  организаций торговли (магазинов,  складов) и их мощности за анализируемый период. Для этой цели данные по наличию сети на конец периода сопоставляются с данными на начало периода.

 

3 Динамика обеспеченности населения  торговой площадью. При анализе  показатель обеспеченности сравнивается  с намеченным нормативом.

 

4 Изменения доли торговой площади  в соответствующих показателях  по региону.

 

5 Изменения состава сети, т. е.  удельного веса отдельных типов  магазинов в общем их количестве.

 

6 Изменения степени технической  оснащенности организаций отдельными  видами оборудования: контрольно-кассовым, измерительным, холодильным, подъемно-транспортным и технологическим.

 

7 Коэффициенты механизации труда,  рассчитываемые как отношение  затрат времени на механизированные  работы к общим затратам рабочего  времени. Эти показатели рассчитываются по отдельным категориям работников. Рост степени механизации способствует повышению производительности труда, ускорению выполнения различных видов работ и процессов (расфасовка товаров, погрузочно-разгрузочные операции, обслуживание покупателей). В процессе анализа устанавливаются изменения количества автопогрузчиков, транспортеров и других видов оборудования.

 

8 Динамика показателей эффективности  использование материально-технической  базы.

 

Прирост объемов деятельности торговых организаций за счет интенсивных факторов: повышения технического уровня, увеличения степени использования оборудования в единицу времени рассчитывается по формуле [42, с. 321]:

 

Дп = (1 - ТЭ / ТО) * 100, (1.11)

 

где Дп - доля прироста объемов розничного товарооборота за счет интенсивного фактора;

 

ТЭ - темп прироста экстенсивного фактора, %;

 

ТО - темп прироста объема деятельности, %.

 

Расчет влияния факторов на розничный  товарооборот, связанных с изменением среднегодовой стоимости основных фондов и фондоотдачи производится по формуле [22, с. 327]:

 

?РТООФ = (ФО0 * ОФ1) - (ФО0 * ОФ0), (1.12)

Информация о работе Розничная торговая сеть