Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение сущности теневой экономики, назовите основные причины и последствия данного явления.
Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика[1]) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Вложенные файлы: 1 файл

теневая экономика.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

Для этого необходимо выработать государственную стратегию обеспечения экономической безопасности. Она должна быть ориентирована на защиту населения страны, а также на сохранение и рост образовательного, научно-технического и производственного потенциала. 

 

22. Опишите последствия вывоза капитала из России как угрозы ее экономической безопасности: 
-Потеря потенциальных ресурсов для инвестирования реального сектора экономики. 
- Отрицательное воздействие на платежный баланс. 
- растущий риск задолженности. 
-замедление роста национальной торговли; 
-0трицательно сказывается на уровне занятости в стране. 
- увеличивается внешний долг; 
23. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности, отражающие уровень и качество жизни населения. 
-обьем ВВП на душу населения 50% от среднего по «большой семерке» 
-доля машиностроения должна составлять 20% 
-обьем инвестиций 25% от ВВП 
-продолжительность жизни за 70лет 
-уровень безработицы не должен превышать 8% 
-дефицит бюджета  не должен превышать 5% ВВП. 
24. Деятельность Совета безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности страны. 
Статья 14. Основные задачи и функции Совета Безопасности

1. Основными задачами СБ являются: 
1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности; 
2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией; 
3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации; 
4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации: 
а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий; 
б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; 
в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения; 
5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности; 
6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

2. Основными функциями Совета Безопасности являются 
1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности; 
2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина; 
3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности; 
4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности; 
5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности; 
6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности; 
7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией; 
8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

3. Президент Российской Федерации  может возложить на Совет Безопасности  иные задачи и функции в  соответствии с законодательством  Российской Федерации. 
25. Основные положения Стратегии национальной безопасности России. 
. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

"национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от  внутренних и внешних угроз, которое  позволяет обеспечить конституционные  права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;

"национальные интересы Российской  Федерации" - совокупность внутренних  и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;

"средства обеспечения национальной  безопасности" - технологии, а также  технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

7. Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности. 
III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты

21. Национальные интересы Российской  Федерации на долгосрочную перспективу  заключаются:

в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

 Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

 Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

26. Дайте классификацию угроз безопасности. 
в зависимости от степени сформированности:

Реальная угроза- для реализации нет нескольких условий 
потенциальная- зарождение предпосылок опасности угрозы 
в завис-ти от хар-ра угроз: природная(наводнение,землетрясение), антропогенная(деятельности чел-ка),социальная(политическая), военная. 
в зависимости от степени субъективного восприятия:  
завышенная(заниженная) – существующая угроза с завышенным(заниженным) уровнем опасности. 
адекватная – параметры угрозы совпадают с ее субъективным обликом. 
неосознанная – отсутствие необходимого объема достоверной информации. 
ложная-искусственно сформированная  
в зависимости от места нахождения источника угрозы: 
внешняя- дискриминационные меры по отношению к рос.компаниям, территориальные притязания… 
внутренние – спад инвестиций в сферу производства, имущественная диферинсация, очаги напряженности вблизи границы РФ. 
27. Перечислите основные угрозы национальной безопасности России. 
"угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства; 
Внешнеэкономические,экономические,военные,экологические,демографические,социальные. 
28. Экономические интересы России с позиции экономической безопасности. 
укрепиться на мировой арене 
направление дальнего востока 
вхождение России в «суперблоки» 
32. Раскройте экономические приоритеты России с позиции экономической безопасности. 
диверсификация экономики-повышение эффективности труда в России. 
Развитие конкурентно способных отраслей промышленности -  фармацевтика, композитные материалы, нанотехнологии, информационные и коммуникационные технологии, конечно же, космическая отрасль и ядерные технологии, а также авиация. 
34. Направления деятельности ООН при обеспечении международной безопасности. 
борьба с терроризмом - В рамках ООН разработаны 12 международных договоров по борьбе с терроризмом, Совет Безопасности оон постановил, что все государства должны: предотвращать и пресекать финансирование террористических актов, воздержаться от любой поддержки им, ликвидировать каналы поставок оружия террористам и т.д.Для осуществления контроля за этой резолюцией был создан вспомогательный орган СБ - Контртеррористический комитет (КТК), состоящий из всех членов Совета. 
пресечение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация всех запасов оружия массового уничтожения,. 
миротворчество - используя дипломатические механизмы, помогает противоборствующим сторонам прийти к соглашению. Совет Безопасности в рамках своих усилий по поддержанию международного мира и безопасности может рекомендовать пути предотвращения конфликта и восстановления или обеспечения мира, например посредством переговоров или обращения в Международный Суд.

 

28.

Для России к числу важнейших национальных интересов на современном этапе обычно относят:

  • предотвращение угроз по всему спектру – главный национальный интерес России;
  • территориальная целостность страны;
  • сохранение гражданского мира, свободы и прав;
  • интересы России в политической сфере, которые обусловлены геостратегическим положением;
  • экономические интересы России, которые формулируются как совершенствование концепции национальной экономической безопасности.

 

 

 

 

31

В процессе реализации Государственной стратегии экономической безопасности весьма важным и сложным является количественное определение пороговых значений индикаторов. В экономической литературе эта проблема решается по двум направлениям. С одной стороны, делается попытка на основе данных мирового и отечественного опыта определить предельно-критические значения, являющиеся границами безопасного развития; с другой – определить пороговые значения экономической безопасности России. Второй подход осуществлен экспертами Совета безопасности. Ими разработан перечень показателей для определения пороговых значений экономической безопасности Российской Федерации.Для выработки индикаторов и пороговых значений экономически безопасного развития необходим специфический методологический подход выбора таких показателей и условий, которым они должны отвечать.

Методологические положения определения предельных значений экономической безопасности. К их числу относятся следующие:

  • при выборе пороговых значений экономической безопасности необходимо исходить из того, что уровень предельных величин зависит от конкретноисторических условий развития. Например, уровень жизни, вполне достойный для периода 30–40-летней давности, становится неприемлемым в современных условиях;
  • проблемы национальной безопасности резко обостряются в периоды кризисов и структурных преобразований. Соответственно меняются предельно допустимые показатели и параметры социальных, экономических, культурных и других сфер жизнедеятельности государства;
  • критерии и параметры национальной безопасности являются подвижными. Они определяются уровнем развития производительных сил, природно-географическим положением, нравственно-духовным состоянием общества и т. д. Отсюда следует, что унифицированные показатели далеко не всегда объективно отражают уровень развития данного общества. Предельные значения развития, вполне приемлемые для развития одной страны, являются весьма низкими, не отвечающими условиям жизнедеятельности другой;
  • при определении пороговых значений необходимо, согласно теории социальной устойчивости, оценивать социально-экономическую ситуацию не по отдельно взятому показателю, а по их совокупности, так как из-за критического отклонения одного-двух параметров от предельно допустимых величин далеко не всегда правильно оценивается сложившее положением в целом.


 

 

 

 

 

30

Согласно государственной стратегии, к основным параметрам относятся:

  • способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия;
  • Россия не должна допускать критической зависимости от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического содружества, международной кооперации производства;
  • важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам страны;
  • сохранение приемлемого уровня жизни населения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества. Квалифицированный и добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни;
  • устойчивость финансовой системы. Она определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности;
  • рациональная структура внешней торговли. Она предполагает обеспечение доступа отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимого уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), создание приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика предполагает как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер;
  • поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;
  • сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений. Она направлена на соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации;
  • создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества в целом и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности в отдельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти;
  • определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Информация о работе Теневая экономика