Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение сущности теневой экономики, назовите основные причины и последствия данного явления.
Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика[1]) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Вложенные файлы: 1 файл

теневая экономика.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

 

29

Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме. Экспертные исследования проводят с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР (напомним, ЛПР – лицо принимающее решение). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).

Для определения уровня экономической безопасности ( страны или региона ) используются различные методы. Укрупнённо их можно представить в виде 4 групп: 
1. Наблюдение основных макроэкономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями (в частности, данный метод использовался С.Глазьевым). 
2. Метод экспертной оценки для ранжирования территорий по уровню угроз (применялся уральскими учеными для определения уровня экономической безопасности Уральского региона ). 
3. Оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамика их изменений. 
4. Методы прикладной математики и, в частности, многомерного статистического анализа.

Достаточно широко используются методы экспертной оценки. Так, на их основе проводится оценка интегрального показателя надежности страны

 

35. Дайте определение  экономической безопасности организации, какие показатели характеризуют  состояние экономической безопасности организации.

Экономическая безопасность организации, предприятия –состояние защищенности организации обеспечивающаяся за счет эффектной деятельности которая достигается путем прогнозирования и нейтрализации внутренних и внешних угроз

1)обеспечение без-ти  происходит через повышение рейтабельности

2) нужно уметь  прогнозировать и нейтрализировать  будущие вызовы и угрозы 

36. Перечислите основные  механизмы обеспечения экономической  безопасности России.

Для повышения экономической безопасности страны необходима разработка соответствующего механизма ее обеспечения. Он представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз и включает следующие элементы:

– объективный и всесторонний мониторинг состояния экономики и общества в целях выявления, прогнозирования и предупреждения угроз экономической безопасности;

– выработку пороговых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и конфликтам;

– деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики

37. Дайте оценку  влияния внутреннего и внешнего  долга на экономическую безопасность

Внутренний государственный долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний государственный долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств

Рост внутреннего и внешнего государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия, т. е. негативно влияет на экономическую безопасность страны.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

38. Направления обеспечения  экономической безопасности банка  в современных условиях.

Под обеспечением экономической безопасности банковской системы подразумевается целенаправленная деятельность государственных и иных структур, а также граждан по выявлению, предупреждению и пресечению угроз национальным экономическим интересам в банковской сфере.

В общем плане основными компонентами механизма обеспечения ЭББС являются: объекты, субъекты, цели, нормы, силы и средства, способы и методы. Под целями понимаются необходимые для устойчивого развития банковской системы параметры, состояние которых обеспечивает реализацию национальных интересов

Под нормами понимается нормативно- правовая база обеспечения экономической безопасности банковской системы.

Под силами и средствами понимаются органы и институты государства и общества, имеющие необходимые для обеспечения экономической безопасности банковской системы людские ресурсы и материальное, финансовое, информационное и иное обеспечение.

К способам относится порядок действий (переговоры, сотрудничество, проверки, судебные процессы, санкции, помощь и др.), а к методам, в частности, - баланс интересов. 

К объектам, подлежащим защите от различного рода угроз банковской системе относятся: 
персонал; 
денежные средства, ценные бумаги, драгоценности и тд;

средства и системы ; 
материальные средства ; 
технические средства и системы охраны и защиты мате-риальных и информационных ресурсов.

Субъектами правоотношений при обеспечении экономической безопасности банковской системы являются: 
государство (Российская Федерация), как собственник ресурсов, создаваемых, приобретаемых и накапливаемых за счет 
средств государственного бюджета, а также государственных информационных ресурсов; 
Центральный банк РФ, осуществляющий денежно- кредитную политику страны, и его территориальные учреждения; 
кредитные организации, как юридические лица, являющиеся собственниками финансовых, а также информационных ресурсов, составляющих служебную, коммерческую или банковскую тайну; 
юридические и физические лица, в том числе партнеры и клиенты, взаимодействующие с элементами БС (предприятия, организации, органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, фирмы, привлекаемые, в том числе и для оказания услуг по вопросам безопасности, обслуживающий персонал и т.д.); 

Основными задачами: 
прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение внешних и внутренних угроз; 
выявление, предупреждение и устранение причин и условий, способствующих нанесению банковской системе финансового, материального и морального ущерба, нарушению ее нормального функционирования и развития; 
отнесение конкретной банковской информации к категории ограниченного доступа; 
отнесение различных ресурсов банковской системы различным уровням защиты; 
создание условий и механизмов оперативного реагирования на угрозы экономической безопасности банковской системы и выявления негативных тенденций в ее развитии; 
эффективное использование правовых, организационных и инженерно-технических мер и средств для локализации угроз; 
создание условий для максимально возможного возмещения ущерба, наносимого неправомерными действиями физических и юридических лиц; 
снижение негативного влияния последствий нарушения безопасности на достижение стратегических целей банковской системы.

39. Показатели и  индикаторы экономической безопасности.

Показатели ЭБ – качественно-количественная хар-ка социально-экономического явления , объекта и процесса.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

- экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

- характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

- характеризующие динамичность  и адаптивность хозяйственного  механизма, а также его зависимость  от внешних факторов (уровень  инфляции, дефицит консолидированного  бюджета, действие внешнеэкономических  факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

- качества жизни (ВВП на душу  населения, уровень дифференциации  доходов, обеспеченность основных  групп населения материальными  благами и услугами, трудоспособность  населения, состояние окружающей среды и т. д.)

 

Индикаторы ЭБ – показатель ЭБ используемый для прогнозирования и оценки ЭБ.

Св-ва индикаторов :1) количественно отражают угрозу;

2) обладают высокой изменчивостью  и чувствительностью .

40. Деятельность  правоохранительных органов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из важнейших элементов рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства 

обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

защищают экономические интересы Российской Федерации;

применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

участвуют в разработке мер экономической политики перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ;

ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации; и тд

41. Особенности обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики страны.

Именно экономическая безопасность реального сектора экономики является ключевым всей экономической безопасности.

Под экономической безопасностью реального сектора экономики, следует понимать как определенное состояние организационных, производственных и юридических отношений, материальных и интеллектуальных ресурсов, при котором обеспечивается стабильность функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое развитие реального сектора.

Сложность и многогранность категории «экономическая безопасность реального сектора экономики» предопределяются действием многих объективных и субъективных факторов и обстоятельств. В решающей степени экономическая безопасность страны - функция от реализуемого политического и экономического курса. В связи с этим представляется, что существо проблемы наиболее полно отражает определение экономической безопасности как устойчивого состояния активного развития, как основы стабильности национальной экономики, при которых она способна обеспечить:

а) эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социальной стабильности общества и государства;

б) технико-экономическую независимость, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний;

в) защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках в условиях глобализационных тенденций.

42. Деят-ть ОБСЕ при обеспечении  региональной без-ти.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе иЦентральной Азии.

Функции ОБСЕ

Подводя итог всему вышесказанному можно выделить основные функции ОБСЕ:

.предотвращение возникновения  конфликтов в регионе

.урегулирование кризисных ситуаций

.ликвидация последствий конфликтов

.контроль над распространением  вооружений

.дипломатические усилия по предотвращению  конфликтов

.меры по построению доверительных  отношений и безопасности

.экономическая и экологическая  безопасность

.защита прав человека

.развитие демократических институтов

.мониторинг выборов

Миссии ОБСЕ и другие представительства в тех или иных регионах - главное выражение работы организации. Они направляются в страны, нуждающиеся, по мнению ОБСЕ, в помощи для претворения в жизнь политических решений. Как уже ОБСЕ действует во всех фазах развития конфликта: раннее предупреждение, превентивная дипломатия, содействие в разрешении конфликта, постконфликтная реабилитация. В общих чертах задачи и цели миссий следующие:

Информация о работе Теневая экономика