Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение сущности теневой экономики, назовите основные причины и последствия данного явления.
Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика[1]) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Вложенные файлы: 1 файл

теневая экономика.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

 

46. ПутиобеспеченияэкономическойбезопасностиРоссии.

ДеятельностьгосударствапообеспечениюэкономическойбезопасностиРоссийскойФедерации

ДеятельностьгосударствапообеспечениюэкономическойбезопасностиРоссийскойФедерацииосуществляетсяпоследующимосновнымнаправлениям:

1. Выявлениеслучаев, когдафактическиеилипрогнозируемыепараметрыэкономическогоразвитияотклоняютсяотпороговыхзначенийэкономическойбезопасности, иразработкакомплексныхгосударственныхмерповыходустраныиззоныопасности.

Мерыимеханизмы, обеспечивающиеэкономическуюбезопасностьРоссийскойФедерации, разрабатываютсяодновременносгосударственнымипрогнозамиеесоциально-экономическогоразвития, ареализуютсявпрограммесоциально-экономическогоразвитияРоссийскойФедерации.

2. ОрганизацияработывцеляхреализациикомплексамерпопреодолениюилинедопущениювозникновенияугрозэкономическойбезопасностиРоссийскойФедерации. Входеэтойработы:

СоветБезопасностиРоссийскойФедерациирассматриваетконцепциюфедеральногобюджетасточкизренияобеспеченияэкономическойбезопасностигосударства;

ПравительствоРоссийскойФедерациикоординируетработуфедеральныхоргановисполнительнойвласти, органовисполнительнойвластисубъектовРоссийскойФедерациивцеляхреализациикомплексамерпопреодолениюилинедопущениюугрозэкономическойбезопасностистраны, втомчислеприподготовкезаконодательныхииныхнормативныхправовыхактов.

3. ЭкспертизапринимаемыхрешенийпофинансовымихозяйственнымвопросамспозицииэкономическойбезопасностиРоссийскойФедерации. ЗаконодательныеииныенормативныеправовыеактыприихподготовкевобязательномпорядкедолжныпроходитьэкспертизунапредметэкономическойбезопасностиРоссийскойФедерации. ПорядокпроведенияуказаннойэкспертизыопределяетПрезидентРоссийскойФедерации.

РеализациямерпоустранениюугрозэкономическойбезопасностиРоссийскойФедерациитребуетсистемыконтролязаихисполнением. Системаконтролядолжнаучитыватьправаиответственностьсобственника.

 

47. РаскройтевнутренниеивнешниеугрозывобластифинансовойбезопасностиРФ.

УгрозыфинансовойбезопасностиРоссииможноподразделитьнавнутренниеивнешние. Внутренниеугрозыпорождаютсявосновномнеадекватнойфинансово-экономическойполитикой, элементарнымипросчетамиоргановвластиименеджмента, ошибками, злоупотреблениямииинымиотклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразныеэкономическиепреступленияит.д.) вменеджментефинансовойсистемойгосударства. Всовременныхусловияхособуюрольиграютвнешниеугрозы. СредиосновныхпричинвозникновениявнешнихугрозфинансовойбезопасностиРоссии, понашемумнению, следуетвыделитьследующие:

·стремительноеразвитиепроцессатранснационализацииэкономическихсвязей, интернационализациимировогохозяйства (называемогоглобализацией);

·постоянноеподъемогромноймассыкапиталов, крайняяподвижностькоторыхсоздаетнапряженнуюобстановку, высокаястепеньконцентрациифинансовыхресурсовкакнамакроэкономическомуровне (бюджетныесистемыгосударствимеждународныхорганизаций), такинаглобальномуровне (межгосударственнаяэкономическаяинтеграция, включаяеефинансовуюивалютнуюсоставляющую);

·растущаяавтономизациясубгосударственныхсубъектов (ТНК, ТНБидр.), располагающихзначительнойфинансовойвластью, ихвлияниенахозяйственныекомплексыотдельныхстран;

·высокаястепеньмобильностиивзаимосвязифинансовыхрынковнабазеновейшихинформационныхтехнологий;

·многообразиефинансовыхинструментовивысокаястепеньихдинамизма;

·беспрецедентноевзаимопроникновениевнутреннейивнешнейполитикигосударств, которыевсебольшеибольшезависятотмировыхфинансов (многиеспециалистыпризнают, чтоглобальнаяфинансоваясистемабольшенепроводитрубежмеждувнутреннейивнешнейэкономическойполитикойстраны, обеонипроникаютприятельвдругаиформируютприятельдругапомеретого, какглобальныерынкипереносятпоследствиявнутреннейполитикилюбойстранытакженаэкономикидругихстран);

·усилениеконкуренцииитрениймеждугосударствамивэкономическойииныхсферах, использованиемощнымиэкономическимиакторамистратегийзавоеваниямировогоэкономическогопространства;

·чрезмернаяподневольностьнациональныхэкономик (вчастности, бюджетногосектора) отиностранногократкосрочногоспекулятивногокапитала, делающаяихфинансовыесистемычрезвычайноуязвимыми;

·глобальноенарастаниенеустойчивостимировойфинансовойсистемы, появлениеугрожающихкризисныхтенденций, неспособностьсовременныхфинансовыхинститутов (втомчислемеждународных) результативноихконтролировать.

48. Дайтеклассификациюпоказателейэкономическойбезопасности.

Показателиэкономическойбезопасности–этонаиболеезначимыепараметры, которыехарактеризуютсостояниеэкономическойсистемыстраны, ееустойчивость, потенциалроста. Основнымипоказателямиэкономическойбезопасностиявляются: достигнутыйуровеньВВП (каквабсолютномразмере, такиособенноудельный), структураэкономики, втомчислехарактеристикатехнологическогоуровня, структуравнешнейторговли, расходынаобразование, науку, НИОКР, цифрыпокачествужизнинаселения, размерывнутреннегоивнешнегодолга, имногиедругие.

АкадемикЛ.И. Абалкин, анализируяроссийскиеэкономическиепроцессыимировойопыт, выделяетследующиеосновныепоказатели, спомощьюкоторыхвозможнорегулированиеэтогосистемногообразования:

1)экономическаянезависимость, подконтрольностьгосударствунациональныхресурсов;

2)стабильностьиустойчивостьнациональнойэкономики, защитасобственности, стимулированиепредпринимательскойактивности, борьбасдеконструктив-нымипроцессамивэкономике;

3)способностьксаморазвитиюипрогрессу (благоприятныйинвестиционныйклимат, поддержкаинноваций, модернизацияпроизводстваит.п.).

Существуютдругиесистемыпоказателей, регулированиекоторыхвозможноинеобходимо. Вихчисленазывают:

1)производственно-технологическуюбезопасность (онасвязанаспрогрессирующейдеиндустриализациейстраны);

2)финансовуюбезопасность, инфляцию;

3)валютнуюбезопасность;

4)таможеннуюбезопасность (надежностьэкономическихграницкаксоставнойчастигосударственнойграницы);

5)управляемостьэкономики.

Показатели:   

Объемваловоговнутреннегопродукта:   

вцеломотсреднегопо«семерке», % 

надушунаселенияотсреднегопо«семерке», % 

надушунаселенияотсреднемирового, % 

Долявпромышленномпроизводствеобрабатывающейпромышленности, % 

Долявпромышленномпроизводствемашиностроения, % 

Объемыинвестицийв % отВВП 

Расходынанаучныеисследованияв % отВВП 

Доляновыхвидовпродукциивобщемобъемепродукциимашиностроения,% 

Долялюдейсдоходамименьшепрожиточногоминимума, % 

Продолжительностьжизнинаселения (лет) 

Разрывмеждудоходами 10% самыхвысокодоходныхгруппи 10% самыхнизкодоходныхгрупп (раз)

Уровеньпреступности (количествопреступленийна 100 тыс. жителей) 

УровеньбезработицыпометодологииМОТ, % 

Уровеньинфляциизагод, % 

Объемвнутреннегодолгав % кВВПзасопоставимыйпериодвремени 

Текущаяпотребностьвобслуживанииипогашениивнутреннегодолгав % кналоговымпоступлениямвбюджет 

Объемвнешнегодолгав % кВВП 

Долявнешнихзаимствованийвпокрытиидефицитабюджета, % 

Дефицитбюджетав % кВВП 

Объеминостраннойвалютыпоотношениюкрублевоймассевнациональнойвалюте, % 

Объеминостраннойвалютывналичнойформекобъемуналичныхрублей, % 

Денежнаямасса (М2) в % кВВП 

Доляимпортавовнутреннемпотреблении, % (втомчислепродовольствие, %) 

ДифференциациясубъектовРФпопрожиточномуминимуму (раз) 

 

ВОПРОС 49. Перечислите меры по обеспечению финансовой безопасности РФ.

В современных условиях в России  используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности : 

  • установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;  
  • отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства); 
  • меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции; 
  • требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.; 
  • разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.

 

Система должна обеспечивать решение следующих задач: 

  • создание полноценной национальной валюты и поддержание ее в стабильном и конкурентоспособном состоянии;
  • насыщение экономики и рынка денежной массой в объеме, необходимом для их полноценного функционирования и развития;
  • создание условий обеспечивающих интенсивное образование конкурентоспособного национального финансового капитала номинированного в национальной валюте;
  • обеспечение в среднесрочной перспективе (5-10 лет) финансового паритета с основными конкурентами России, в перспективе - доминирования на мировом рынке капиталов. 

 

ВОПРОС50:Основные задачи национальной безопасности России.

Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.

 

ВОПРОС 51: Перечислите инструменты денежно-кредитной политики с точки зрения их влияния на экономическую безопасность.

 основной функцией Центрального банка является разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. 

Информация о работе Теневая экономика