Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение сущности теневой экономики, назовите основные причины и последствия данного явления.
Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика[1]) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Вложенные файлы: 1 файл

теневая экономика.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

 

64. Раскройте проблемы  обеспечения экономической безопасности  региона.

Региональные проблемы экономической безопасности** являются исключительно многогранными как по причине разнохарактерности самих угроз безопасности, так и в связи со сложившимися значительными территориальными различиями в уровне развития и текущем социально-экономическом положении. Широкий спектр угроз экономической безопасности связан с возникновением региональных ситуаций общего комплексного характера.

Исследование регионов России по семи группам факторов:

- экономический спад,

- межрегиональные экономические  связи,

- финансовое положение,

- демографическая ситуация,

- занятость и уровень жизни  населения,

- экология и техногенная нагрузка  на территорию 

показало, что хотя бы по одному фактору все субъекты Федерации находятся в кризисной или предкризисной ситуации. По значительному числу регионов концентрация угроз намного превышает среднероссийскую. Имеется три кризисных зоны: Центральная, Южная и Уральская. Формируется также Юго-Восточный кризисный пояс, включающий регионы Юга Сибири и Дальнего Востока. Сложный узел проблем экономической безопасности сложился во многих районах Крайнего Севера, а также на Северном Кавказе.

Необходима разработка механизма предотвращения возникающих угроз экономической безопасности России и регионов. Для этого важно разработать систему прогнозирования и оценки возможных последствий для национальной и региональной безопасности решений, принимаемых в экономической сфере, а также рационального государственного управления. Требуются согласованные действия субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях: микроэкономическом, отраслевом, макроэкономическом. Все это предъявляет новые требования к системе принятия управленческих и хозяйственных решений.

Отсутствие адекватной требованиям времени управленческой концепции и эффективности технологии принятия решений предопределяет реактивный характер практики государственного управления экономическими и социальными процессами. В результате происходит усиление деструктивных процессов в экономике и социальной сфере, что свидетельствует о несостоятельности теории рыночной самоорганизации в переходный период. Более того, можно утверждать, что в сложившейся ситуации проблема экономической безопасности регионов описывается не только и не столько в терминах экономического равновесия, финансовой стабилизации и реструктуризации производства, сколько в терминах некомпетентности и несистемности принятия решений на всех уровнях государственной власти и управления.

Применение стандартных решений макроэкономической концепции в условиях неадекватной микроэкономической среды сопровождается разрушением значительной части производственного потенциала, в результате экономика отделяется от равновесного состояния.

Игнорирование реальных экономических процессов на микроуровне, прежде всего реального экономического поведения хозяйствующих субъектов, приводит к провалу макроэкономические программы перехода к рынку. Ошибка проводимого реформирования экономики заключается в постулировании рациональности экономического поведения хозяйствующего субъекта в рыночной конкурентной среде. Практика хозяйствования убедительно подтверждает ограниченную способность хозяйствующих субъектов к принятию оптимальных решений в условиях неопределенности экономической ситуации и рыночной конъюнктуры.

Достижимость макроэкономических целей, если отсутствуют стимулы (активная инвестиционная поддержка региональной экономики) и условия для устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов (например, обеспеченность оборотными средствами) весьма проблематична.

Региональная экономика подвержена ряду факторов внешней среды:

- нехватка собственных оборотных  средств;

- ограниченность ресурсов денежного  рынка;

- депрессивное налоговое воздействие  на экономику товаропроизводителей, особенно малого и среднего  уровня;

- дисбаланс в воспроизводственном механизме;

- нестабильность хозяйственных  связей.

Закономерно, что вследствие неадекватного экономического поведения субъектов хозяйствования экономическая безопасность регионов находится под угрозой.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов требует разработки и осуществления комплекса мер в рамках программ социально-экономической безопасности и устойчивого развития субъектов Федерации. К первоочередным мерам относятся:

- создание децентрализованного  механизма структурной реорганизации региональной экономики;

- обеспечение занятости населения  и государственной поддержки  создания рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы  экономической безопасности регионов;

- селективная инвестиционная поддержка  экономического развития приоритетных, конкурентоспособных производств;

- реальный сбор налоговых платежей;

- переориентация налоговой системы  на активное использование налоговых  потенций производительного капитала  в сфере малого предпринимательства;

- активная поддержка предприятий с преимущественным участием государственного капитала;

- противодействие организованной  преступности и коррупции в  сфере экономической деятельности.

Все эти меры практически могут быть осуществлены лишь при значительном усилении властных функций государства, активизации рыночных и административных методов регулирования, при возрастании роли государства как гаранта стабильности социальных и экономических процессов.

 

 


Информация о работе Теневая экономика