содействовать тем политическим процессам,
которые ставят целью предотвратить или
уладить конфликт, а также обеспечить
своевременную информированность представителей
ОБСЕ о развитии ситуации в данной стране
или регионе. Задачи, цели и вовлеченность
миссий в происходящие в той или иной стране
процессы могут существенно варьироваться,
подчеркивая гибкость этого инструмента
урегулирования
42. ДеятельностьОрганизациипобезопасностиисотрудничествувЕвропе
(ОБСЕ) приобеспечениирегиональнойбезопасности.
ОрганизацияпобезопасностиисотрудничествувЕвропе
ОрганизацияпобезопасностиисотрудничествувЕвропе
(ОБСЕ) являетсямеждународнымрегиональнымполитическимобъединением,
всоставкотороговходят 55 государств-участников
(всеевропейскиестраны, США, Канада, государстваЦентральнойАзиииЗакавказья). Израиль, Иордания, Египет,
Тунис, АлжириМароккоимеютстатуссредиземноморскихпартнеровпосотрудничеству,
Япония, РеспубликаКорея, Таиланд, АфганистаниМонголия–статусазиатскихпартнеровпосотрудничеству.
ОБСЕрассматриваетсявкачествеоднойизосновныхорганизацийпомирномуурегулированиюспоровврегионееедействия,
однимизключевыхинструментовраннегопредупреждения,
предотвращенияконфликтов, регулированиякризисовипостконфликтноговосстановления.
ОБСЕдействуетнаосновеконцепцииобщейивсеобъемлющейбезопасности,
объединяющейтриизмерения–военно-политическое,
экономическое/экологическоеигуманитарное;
руководствуетсяпринципамиравногопартнерства,
солидарностиитранспарентности. Всегосударства-участникиимеютравныйстатус.
Образованав 1975 г. вформате Совещания побезопасностиисотрудничествувЕвропе.
Коллективныеируководящиеорганы
ВысшиморганомОБСЕявляются саммиты, которыепроводятсяподоговоренностигосударств,
какправило, одинразвдва-тригода, взависимостиоттребованиймеждународнойполитическойконъюнктуры.Вгоды,
когдасаммитынепроводятся, собираютсязаседанияСоветаминистров иностранныхдел (СМИД).
Руководящиеорганыполномочныобсуждатьпроблемыбезопасности,
волнующиегосударства-участники, иприниматьрешенияпоэтимвопросам.
Всерешенияпринимаютсянаоснове консенсуса. Онинеимеютюридическиобязательногохарактера,
нонесутвсебеполитическиеобязательствагосударств.
Военно-политическиевопросы, включаяпроблемыразоружения,
контрольнадвооружениями, мерыдоверияидр.,
обсуждаютсяна Форумепосотрудничествувобластибезопасности (ФСБ), которыйзаседаетвВенееженедельнонауровнепредставителейгосударств.
Созданв 1992 г. решениемХельсинкскогосаммита.
Экономическийфорум ОБСЕрассматриваетактуальныепроблемыобщеевропейскогоэкономическогоиэкологическогосотрудничества.
Бюроподемократическиминститутамиправамчеловека(БДИПЧ) работаетвВаршавес 1990 г. Занимаетсясодействиемвпроведениивыборов,
организуянаблюдениезанациональнымиизбирательнымипроцессамиисодействуястановлениюнациональныхизбирательныхорганов;
поддержкойдемократическихинститутов,
НПО, правчеловекаидр.; реализуетцелевыепроектывобластисовершенствованиязаконодательства,
продвиженияпринциповравенстваинедискриминации.
ВрамкахБДИПЧтакжедействуетПунктОБСЕдляконтактовповопросамнародностиромаисинти.
С 1 февраля 2003 г. ДиректорБюро–КристианШтрохал
(Австрия).
Верховныйкомиссарподеламнациональныхменьшинств(ВКНМ) функционируетс 1992 г. вГааге. Егоосновнаязадача–предупреждениенавозможноболеераннейстадииконфликтовнаэтническойпочве.
ПредставительпосвободеСМИ работаетс 1997 г. вВене. Оказываетсодействиеправительствамгосударстввразвитиисвободнойпрессы,
оперативнореагируетнаслучаисерьезногонарушенияпринциповиобязательствОБСЕ,
касающихсясвободывыражениямненияисвободыСМИ.
C 10 марта 2004 г. этудолжностьзанимаетМиклошХарашти
(Венгрия).
Организациянацеленанапредотвращениевозникновенияконфликтовврегионе, урегулированиекризисныхситуаций,
ликвидациюпоследствийконфликтов.
Основныесредстваобеспечениябезопасностиирешенияосновныхзадачорганизации:
- «Перваякорзина», илиполитико-военноеизмерение:
- контрольнадраспространениемвооружений;
- дипломатическиеусилияпопредотвращениюконфликтов;
- мерыпопостроениюдоверительныхотношенийибезопасности;
- «Втораякорзина», илиэкономическоеиэкологическоеизмерение:
- экономическая иэкологическаябезопасность.
- «Третьякорзина», иличеловеческоеизмерение:[6]
- защитаправчеловека;
- развитиедемократическихинститутов;
- мониторингвыборов;
43. Перечислитеираскройтесущностьметодовоценкиэкономическойбезопасности.
Впоследниегодыпроблемеэкономическойбезопасностисталоуделятьсявсебольшеевнимание.
Экономическаябезопасностьрассматриваетсянетольконауровнестраны,
ноинауровнерегиона, предприятия, личности.
Несмотрянаотносительнуюизученностьвопросаэкономическойбезопасностистраныединогопониманиясущностиданногоявлениянет.
Вцеломэкономическуюбезопасностьможноопределитькаксостояниезащищенностиэкономическихинтересовсубъекта(
государства, региона, предприятия, личности)
отвнешнихивнутреннихнегативныхвоздействий
(угроз).
Исходяизтого ,чтоэкономикепринадлежитбазиснаярольвразвитииобществаигосударства,
проблемыэкономическойбезопасностирассматриваютсянетольковсобственноэкономическойсфере,
ноивобластяхеепересечениясдругими,
внеэкономическимисферамидеятельности:
социально-экономический, военно-экономической,
обеспеченияобщественнойбезопасности,
сферызащитыинтеллектуальнойсобственностиинаучно-техническогопотенциала,
взаимодействияэкономикииохраныокружающейсредыит.д.
Экономическаябезопасностьможетобеспечиватьсякакэкономическимиметодами,
такисредстваминеэкономическогохарактера:
политическими, военными. Взначительнойстепенибезопасностьвовнеэкономическихсферахзависитотиспользованияразличныхэкономическихсредств(
например, привлечениеденежныхресурсов).
Дляопределенияуровняэкономическойбезопасности(
страныилирегиона ) используютсяразличныеметоды.
Ихможнопредставитьввиде 4 групп:
1. Наблюдениеосновныхмакроэкономическихпоказателейисравнениеихспороговымизначениями.
2. Методэкспертнойоценкидляранжированиятерриторийпоуровнюугроз.
3. Оценкатемповэкономическогоростастраныпоосновныммакроэкономическимпоказателямидинамикаихизменений.
4. Методыприкладнойматематикии, вчастности,
многомерногостатистическогоанализа.
Основнойпроблемойприиспользованииметоданаблюденияосновныхмакроэкономическихпоказателейявляетсявыделениетехпоказателей,
сравнениекоторыхспороговымизначениямипозволитдатькомплекснуюоценкусостоянияэкономикистраны,
выявитьобъективныеопасныетенденции.Достаточноширокоиспользуютсяметодыэкспертнойоценки.
Так, наихосновепроводитсяоценкаинтегральногопоказателянадежностистраныилиоценкастрановогориска.
Следуетотметить, чтопоканетобщепризнанныхметодовоценкиэкономическойбезопасности,
Необходимостьприменениястрогогоматематическогоаппаратазаметноограничиваетчислопоказателей,
которыемогутбытьиспользованы. Далеконевсепоказателиэкономическойбезопасностимогутбытьвыраженывколичественнойформе.
…Ноприменениемногомерногоподходапозволяетувидетьтестороныявления,
которыетрудновскрыть, опираясьнаодин-двадажесамыхважныхпоказателя».
Такимобразом, обеспечениеэкономическойбезопасности–«этогарантиянезависимостистраны,
условиестабильностииэффективнойжизнедеятельностиобщества,
достиженияуспеха. …Поэтомуобеспечениеэкономическойбезопасностипринадлежиткчислуважнейшихнациональныхприоритетов».
44. Перечислитеосновныепоказателиэкономическойбезопасностистраныиихпороговыезначения.
Показатели |
ПоданнымГлазьева |
пороговыезначения |
фактическоесостояние |
соотношениефактическогоипороговогозначений** |
-1- |
-2- |
-3- |
-4- |
1. Объемваловоговнутреннегопродукта: |
1а. вцеломотсреднегопо "семерке" |
75% |
29% |
0,39 |
1б. надушунаселенияотсреднегопо "семерке" |
50% |
19% |
0,38 |
1в. надушунаселенияотсреднемирового |
100% |
25% |
0,25 |
2. Долявпромышленномпроизводствеобрабатывающейпромышленности. |
70% |
50% |
0,71 |
3. Долявпромышленномпроизводствемашиностроения |
20% |
17% |
0,085 |
4. Объемыинвестицийв % кВВП |
25% |
16% |
0,64 |
5. Расходынаначныеисследованияв % кВВП |
2% |
0,7% |
0,32 |
6. Доляновыхвидовпродукциивобъемевыпускаемойпродукциимашиностроения |
6 % |
2,6% |
0,43 |
7. Долявнаселениилюдей, имеющихдоходынижепрожиточногоминимума |
7% |
20% |
0,29 |
8. Продолжительностьжизнинаселения |
70 лет |
65 лет |
|
9. Разрывмеждудоходами 10% самыхвысокодоходныхгруппи
10% самыхнизкодоходныхгруп |
8 раз |
12,8 раз |
0,63 |
10. Уровеньпреступности (количествопреступленийна
100 тыс. населения) |
5 тыс. |
6 тыс. |
0,83 |
11. УровеньбезработицыометодологииМОТ. |
7 % |
9,3% |
0,75 |
12. Уровеньинфляциизагод |
20% |
22% |
1,10 |
13. Объемвнутреннегодолгав % кВВПзасопоставимыйпериодвремени |
20% |
21% |
0,9 |
14. Текущаяпотребностьвобслуживанииипогашениивнутреннегодолгав
% кналоговымпоступлениямбюджета |
25% |
>100% |
0,25 |
15. Объемвнешнегодолгав % кВВП |
25% |
28% |
0,90 |
16. Долявнешнихзаимствованийвпокрытиидефицитабюджета |
30% |
48% |
0,63 |
17. Дефицитбюджетав % кВВП*** |
5% |
3,5% |
1,40 |
18. Объеминостраннойвалютыпоотношениюкрублевоймассевнациональнойвалюте |
10% |
50% |
0,20 |
19. Объеминостраннойвалютывналичнойформекобъемуналичныхрублей |
25% |
100% |
0,25 |
20. Денежнаямасса (М2) в % кВВП |
50% |
12% |
0,24 |
21. Доляимпортавовнутреннемпотреблении,
всего |
30% |
53% |
0,56 |
втомчислепродовольствие |
25% |
30% |
0,83 |
22. ДифференциациясубъектовФедерациипопрожиточномуминимуму |
1,5 |
5 раз |
0,30 |
45. Раскройтерольиместофинансовойбезопасностивсистеменациональнойбезопасности.
Финансоваябезопасность - этосостояниефинансовифинансовыхинститутов,
прикоторомобеспечиваетсягарантированнаязащитанациональныхэкономическихинтересов,
гармоничноеисоциальнонаправленноеразвитиенациональнойэкономики,
финансовойсистемыивсейсовокупности финансовойотношенийипроцессоввгосударстве,
готовностьиспособностьфинансовыхинститутовсоздаватьмеханизмыреализацииизащитыинтересовразвитиянациональныхфинансов,
поддержкасоциально - политическойстабильностиобщества,
атакжеформируютсянеобходимые идостаточныеэкономическийпотенциалифинансовыеусловия длясохраненияцелостности иединствафинансовойсистемы дажепринаиболеенеблагоприятныхвариантах развитиявнутреннихивешнихпроцессов иуспешногопротивостояниявнутреннимивнешнимугрозамфинансовойбезопасности.
Системафинансовойбезопасностипредполагаетсозданиетакихусловийфункционированияфинансовойсистемы,
прикоторых, во-первых, предельномалавозможностьперенаправленияфинансовыхпотоковвнезакрепленныезаконодательныминормативнымиактамисферыихиспользования;
во-вторых, доминимумасниженавозможностьявногозлоупотребленияфинансовымисредствами.
Раскрываясодержаниенациональныхфинансово-экономическихинтересоввсовременнойэкономике,
можноконстатировать, чтоонисоответствуютусловиямсмешанногообществаимногоукладностинациональногохозяйства.
Национальныеинтересывключаютвсебянарядусфинансово-экономическимиинтересамиобществакакцелогоинтересыразныхсоциальныхгруппипредставляютсобойопределенноеединство.
Спецификаипротиворечиянациональныхфинансово-экономическихинтересовнашихднейопределяютсярядомвзаимосвязанныхфакторов:
многообразиемформсобственности, дифференциациейсоциальнойструктуры,
проявляющейся, соднойстороны, размываниемклассовыхкритериеворганизацииобщества,
асдругой - тенденциямиусилениясоциальнойдифференциации.
Сучетомсказанногоможновыделитьтриподсистемынациональныхинтересов
(и, следовательно, финансово-экономическойбезопасности),
образующихопределенноеединство: интересыобществавцелом,
какусловиеегосуществованияибезопасности; интересы, реализациякоторыхозначаетосуществлениепринциповсоциальногогосударстваибезопасностиегограждан;
интересыпредпринимательстваиегобезопасностивтойчасти,
вкакойонирассмотренывыше.Такаяструктуранациональныхэкономическихинтересовифинансово-экономическойбезопасности,
соднойстороны, определяетприоритетыразвития,
асдругой, - раскрываетосновупротиворечийинтересоввобществе.