Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение сущности теневой экономики, назовите основные причины и последствия данного явления.
Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика[1]) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Вложенные файлы: 1 файл

теневая экономика.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

содействовать тем политическим процессам, которые ставят целью предотвратить или уладить конфликт, а также обеспечить своевременную информированность представителей ОБСЕ о развитии ситуации в данной стране или регионе. Задачи, цели и вовлеченность миссий в происходящие в той или иной стране процессы могут существенно варьироваться, подчеркивая гибкость этого инструмента урегулирования

 

42. ДеятельностьОрганизациипобезопасностиисотрудничествувЕвропе (ОБСЕ) приобеспечениирегиональнойбезопасности.

ОрганизацияпобезопасностиисотрудничествувЕвропе

ОрганизацияпобезопасностиисотрудничествувЕвропе (ОБСЕ) являетсямеждународнымрегиональнымполитическимобъединением, всоставкотороговходят 55 государств-участников (всеевропейскиестраны, США, Канада, государстваЦентральнойАзиииЗакавказья). Израиль, Иордания, Египет, Тунис, АлжириМароккоимеютстатуссредиземноморскихпартнеровпосотрудничеству, Япония, РеспубликаКорея, Таиланд, АфганистаниМонголия–статусазиатскихпартнеровпосотрудничеству.

ОБСЕрассматриваетсявкачествеоднойизосновныхорганизацийпомирномуурегулированиюспоровврегионееедействия, однимизключевыхинструментовраннегопредупреждения, предотвращенияконфликтов, регулированиякризисовипостконфликтноговосстановления. ОБСЕдействуетнаосновеконцепцииобщейивсеобъемлющейбезопасности, объединяющейтриизмерения–военно-политическое, экономическое/экологическоеигуманитарное; руководствуетсяпринципамиравногопартнерства, солидарностиитранспарентности. Всегосударства-участникиимеютравныйстатус.

Образованав 1975 г. вформате Совещания побезопасностиисотрудничествувЕвропе.

Коллективныеируководящиеорганы

ВысшиморганомОБСЕявляются саммиты, которыепроводятсяподоговоренностигосударств, какправило, одинразвдва-тригода, взависимостиоттребованиймеждународнойполитическойконъюнктуры.Вгоды, когдасаммитынепроводятся, собираютсязаседанияСоветаминистров иностранныхдел (СМИД). Руководящиеорганыполномочныобсуждатьпроблемыбезопасности, волнующиегосударства-участники, иприниматьрешенияпоэтимвопросам. Всерешенияпринимаютсянаоснове консенсуса. Онинеимеютюридическиобязательногохарактера, нонесутвсебеполитическиеобязательствагосударств.

Военно-политическиевопросы, включаяпроблемыразоружения, контрольнадвооружениями, мерыдоверияидр., обсуждаютсяна Форумепосотрудничествувобластибезопасности (ФСБ), которыйзаседаетвВенееженедельнонауровнепредставителейгосударств. Созданв 1992 г. решениемХельсинкскогосаммита.

Экономическийфорум ОБСЕрассматриваетактуальныепроблемыобщеевропейскогоэкономическогоиэкологическогосотрудничества.

Бюроподемократическиминститутамиправамчеловека(БДИПЧ) работаетвВаршавес 1990 г. Занимаетсясодействиемвпроведениивыборов, организуянаблюдениезанациональнымиизбирательнымипроцессамиисодействуястановлениюнациональныхизбирательныхорганов; поддержкойдемократическихинститутов, НПО, правчеловекаидр.; реализуетцелевыепроектывобластисовершенствованиязаконодательства, продвиженияпринциповравенстваинедискриминации. ВрамкахБДИПЧтакжедействуетПунктОБСЕдляконтактовповопросамнародностиромаисинти. С 1 февраля 2003 г. ДиректорБюро–КристианШтрохал (Австрия).

Верховныйкомиссарподеламнациональныхменьшинств(ВКНМ) функционируетс 1992 г. вГааге. Егоосновнаязадача–предупреждениенавозможноболеераннейстадииконфликтовнаэтническойпочве.

ПредставительпосвободеСМИ работаетс 1997 г. вВене. Оказываетсодействиеправительствамгосударстввразвитиисвободнойпрессы, оперативнореагируетнаслучаисерьезногонарушенияпринциповиобязательствОБСЕ, касающихсясвободывыражениямненияисвободыСМИ. C 10 марта 2004 г. этудолжностьзанимаетМиклошХарашти (Венгрия).

Организациянацеленанапредотвращениевозникновенияконфликтовврегионе, урегулированиекризисныхситуаций, ликвидациюпоследствийконфликтов.

Основныесредстваобеспечениябезопасностиирешенияосновныхзадачорганизации:

  • «Перваякорзина», илиполитико-военноеизмерение:
    • контрольнадраспространениемвооружений;
    • дипломатическиеусилияпопредотвращениюконфликтов;
    • мерыпопостроениюдоверительныхотношенийибезопасности;
  • «Втораякорзина», илиэкономическоеиэкологическоеизмерение:
    • экономическая иэкологическаябезопасность.
  • «Третьякорзина», иличеловеческоеизмерение:[6]
    • защитаправчеловека;
    • развитиедемократическихинститутов;
    • мониторингвыборов;

43. Перечислитеираскройтесущностьметодовоценкиэкономическойбезопасности.

Впоследниегодыпроблемеэкономическойбезопасностисталоуделятьсявсебольшеевнимание. Экономическаябезопасностьрассматриваетсянетольконауровнестраны, ноинауровнерегиона, предприятия, личности. 
Несмотрянаотносительнуюизученностьвопросаэкономическойбезопасностистраныединогопониманиясущностиданногоявлениянет. Вцеломэкономическуюбезопасностьможноопределитькаксостояниезащищенностиэкономическихинтересовсубъекта( государства, региона, предприятия, личности) отвнешнихивнутреннихнегативныхвоздействий (угроз). 
Исходяизтого ,чтоэкономикепринадлежитбазиснаярольвразвитииобществаигосударства, проблемыэкономическойбезопасностирассматриваютсянетольковсобственноэкономическойсфере, ноивобластяхеепересечениясдругими, внеэкономическимисферамидеятельности: социально-экономический, военно-экономической, обеспеченияобщественнойбезопасности, сферызащитыинтеллектуальнойсобственностиинаучно-техническогопотенциала, взаимодействияэкономикииохраныокружающейсредыит.д. 
Экономическаябезопасностьможетобеспечиватьсякакэкономическимиметодами, такисредстваминеэкономическогохарактера: политическими, военными. Взначительнойстепенибезопасностьвовнеэкономическихсферахзависитотиспользованияразличныхэкономическихсредств( например, привлечениеденежныхресурсов).  
Дляопределенияуровняэкономическойбезопасности( страныилирегиона ) используютсяразличныеметоды. Ихможнопредставитьввиде 4 групп: 
1. Наблюдениеосновныхмакроэкономическихпоказателейисравнениеихспороговымизначениями. 
2. Методэкспертнойоценкидляранжированиятерриторийпоуровнюугроз. 
3. Оценкатемповэкономическогоростастраныпоосновныммакроэкономическимпоказателямидинамикаихизменений. 
4. Методыприкладнойматематикии, вчастности, многомерногостатистическогоанализа. 
Основнойпроблемойприиспользованииметоданаблюденияосновныхмакроэкономическихпоказателейявляетсявыделениетехпоказателей, сравнениекоторыхспороговымизначениямипозволитдатькомплекснуюоценкусостоянияэкономикистраны, выявитьобъективныеопасныетенденции.Достаточноширокоиспользуютсяметодыэкспертнойоценки. Так, наихосновепроводитсяоценкаинтегральногопоказателянадежностистраныилиоценкастрановогориска. 
Следуетотметить, чтопоканетобщепризнанныхметодовоценкиэкономическойбезопасности, Необходимостьприменениястрогогоматематическогоаппаратазаметноограничиваетчислопоказателей, которыемогутбытьиспользованы. Далеконевсепоказателиэкономическойбезопасностимогутбытьвыраженывколичественнойформе. …Ноприменениемногомерногоподходапозволяетувидетьтестороныявления, которыетрудновскрыть, опираясьнаодин-двадажесамыхважныхпоказателя». 
Такимобразом, обеспечениеэкономическойбезопасности–«этогарантиянезависимостистраны, условиестабильностииэффективнойжизнедеятельностиобщества, достиженияуспеха. …Поэтомуобеспечениеэкономическойбезопасностипринадлежиткчислуважнейшихнациональныхприоритетов».

44. Перечислитеосновныепоказателиэкономическойбезопасностистраныиихпороговыезначения.

 

Показатели

ПоданнымГлазьева

пороговыезначения

фактическоесостояние

соотношениефактическогоипороговогозначений**

-1-

-2-

-3-

-4-

1. Объемваловоговнутреннегопродукта:

 1а. вцеломотсреднегопо "семерке"

75%

29%

0,39

1б. надушунаселенияотсреднегопо "семерке"

50%

19%

0,38

1в. надушунаселенияотсреднемирового

100%

25%

0,25

2. Долявпромышленномпроизводствеобрабатывающейпромышленности.

70%

50%

0,71

3. Долявпромышленномпроизводствемашиностроения

20%

17%

0,085

4. Объемыинвестицийв % кВВП

25%

16%

0,64

5. Расходынаначныеисследованияв % кВВП

2%

0,7%

0,32

6. Доляновыхвидовпродукциивобъемевыпускаемойпродукциимашиностроения

6 %

2,6%

0,43

7. Долявнаселениилюдей, имеющихдоходынижепрожиточногоминимума

7%

20%

0,29

8. Продолжительностьжизнинаселения

70 лет

65 лет

 

9. Разрывмеждудоходами 10% самыхвысокодоходныхгруппи 10% самыхнизкодоходныхгруп

8 раз

12,8 раз

0,63

10. Уровеньпреступности (количествопреступленийна 100 тыс. населения)

5 тыс.

6 тыс.

0,83

11. УровеньбезработицыометодологииМОТ.

7 %

9,3%

0,75

12. Уровеньинфляциизагод

20%

22%

1,10

13. Объемвнутреннегодолгав % кВВПзасопоставимыйпериодвремени

20%

21%

0,9

14. Текущаяпотребностьвобслуживанииипогашениивнутреннегодолгав % кналоговымпоступлениямбюджета

25%

>100%

0,25

15. Объемвнешнегодолгав % кВВП

25%

28%

0,90

16. Долявнешнихзаимствованийвпокрытиидефицитабюджета

30%

48%

0,63

17. Дефицитбюджетав % кВВП***

5%

3,5%

1,40

18. Объеминостраннойвалютыпоотношениюкрублевоймассевнациональнойвалюте

10%

50%

0,20

19. Объеминостраннойвалютывналичнойформекобъемуналичныхрублей

25%

100%

0,25

20. Денежнаямасса (М2) в % кВВП

50%

12%

0,24

21. Доляимпортавовнутреннемпотреблении, всего

30%

53%

0,56

втомчислепродовольствие

25%

30%

0,83

22. ДифференциациясубъектовФедерациипопрожиточномуминимуму

1,5

5 раз

0,30


 

45. Раскройтерольиместофинансовойбезопасностивсистеменациональнойбезопасности.

Финансоваябезопасность - этосостояниефинансовифинансовыхинститутов, прикоторомобеспечиваетсягарантированнаязащитанациональныхэкономическихинтересов, гармоничноеисоциальнонаправленноеразвитиенациональнойэкономики, финансовойсистемыивсейсовокупности финансовойотношенийипроцессоввгосударстве, готовностьиспособностьфинансовыхинститутовсоздаватьмеханизмыреализацииизащитыинтересовразвитиянациональныхфинансов, поддержкасоциально - политическойстабильностиобщества, атакжеформируютсянеобходимые идостаточныеэкономическийпотенциалифинансовыеусловия длясохраненияцелостности иединствафинансовойсистемы дажепринаиболеенеблагоприятныхвариантах развитиявнутреннихивешнихпроцессов иуспешногопротивостояниявнутреннимивнешнимугрозамфинансовойбезопасности.

Системафинансовойбезопасностипредполагаетсозданиетакихусловийфункционированияфинансовойсистемы, прикоторых, во-первых, предельномалавозможностьперенаправленияфинансовыхпотоковвнезакрепленныезаконодательныминормативнымиактамисферыихиспользования; во-вторых, доминимумасниженавозможностьявногозлоупотребленияфинансовымисредствами.

Раскрываясодержаниенациональныхфинансово-экономическихинтересоввсовременнойэкономике, можноконстатировать, чтоонисоответствуютусловиямсмешанногообществаимногоукладностинациональногохозяйства. Национальныеинтересывключаютвсебянарядусфинансово-экономическимиинтересамиобществакакцелогоинтересыразныхсоциальныхгруппипредставляютсобойопределенноеединство. Спецификаипротиворечиянациональныхфинансово-экономическихинтересовнашихднейопределяютсярядомвзаимосвязанныхфакторов: многообразиемформсобственности, дифференциациейсоциальнойструктуры, проявляющейся, соднойстороны, размываниемклассовыхкритериеворганизацииобщества, асдругой - тенденциямиусилениясоциальнойдифференциации.

Сучетомсказанногоможновыделитьтриподсистемынациональныхинтересов (и, следовательно, финансово-экономическойбезопасности), образующихопределенноеединство: интересыобществавцелом, какусловиеегосуществованияибезопасности; интересы, реализациякоторыхозначаетосуществлениепринциповсоциальногогосударстваибезопасностиегограждан; интересыпредпринимательстваиегобезопасностивтойчасти, вкакойонирассмотренывыше.Такаяструктуранациональныхэкономическихинтересовифинансово-экономическойбезопасности, соднойстороны, определяетприоритетыразвития, асдругой, - раскрываетосновупротиворечийинтересоввобществе.

Информация о работе Теневая экономика