Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение сущности теневой экономики, назовите основные причины и последствия данного явления.
Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика[1]) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Вложенные файлы: 1 файл

теневая экономика.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Под угрозами принято понимать потенциально или реально существующие воздействия, которые приводят к тому или иному моральному или материальному ущербу

Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%), однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних лет на уровне 14.

Угрозами в сфере науки, технологий и образования являются отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования;

Угрозами в сфере здравоохранения и здоровья нации являются низкие эффективность системы медицинского страхования и качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда медицинских работников и финансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи, незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью;

Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры;

Угрозами в экологической сфере являются истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов, нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых.

60.Основные направления  деятельности МВД России по  обеспечению экономической безопасности  Российской Федерации.

Направления: 1.Совершенствование нормативно-правовой базы(Выработка гос.политики)

2.Усиление взаимодействия между  МВД и иными силовыми ведомствами РФ(ФСБ)

3.Борьба с коррупцией и иными  экон.прест.

4.Взаимодействие с иностранными  государствами в целях противодействия  транснациональной эк.прест.

5.Осуществление профилактических  процедур направленных на недопущение  преступности в экон.сфере.

6.Правое информирование населения  и т.д

 

61. Дайте определение  места России в мировой экономике.

 

Экономика России — пятая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2012 год Россия занимает 8-е место

 

Номинальный ВВП России за 2012 год составил $2,014 трлн [28], ВВП по ППС — $3,380 трлн[27]. По ВВП на душу населения по ППС Россия на 2012 год занимает 43-е место (по данным ВБ), по номинальному ВВП на душу населения — 47-е место (по данным МВФ). По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %.

Внешнеэкономические связи являются одним из важнейших факторов, определяющих состояние и развитие российской экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности (60 - 70% жидкого топлива, металла, химических удобрений, свыше трети природного газа и лесоматериалов), а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Поступления от внешнеэкономической деятельности формируют основную часть доходов госбюджета и многих предприятий. В период спада внешнеэкономическая деятельность позволяет смягчить его негативные последствия для экономики и населения страны, вносит значительный вклад в обеспечение экономического роста. Доля России в мировой торговле составляет 1,2%. Сложившаяся ситуация объясняется низкой конкурентоспособностью большей части отечественной готовой продукции, отсталой, не соответствующей современным требованиям внешнеторговой структурой, в основе которой лежит обмен топлива и сырья (в большинстве своем не возобновляемого) на обработанные изделия преимущественно потребительского назначения. Из-за отставания в развитии отечественного производства и внутреннего рынка отношение экспорта к объему ВВП достигает 38%. В результате госбюджет и темпы экономического развития страны зависят, фактически, от колебания мировых цен на нефть.

В настоящее время сырьевая составляющая - основа конкурентоспособности российского экспорта.

Внешнеторговая стратегия России есть составная часть внешнеэкономической политики Российского государства, основанная прежде всего на эффективном использовании ресурсного потенциала и совершенствовании правовой основы внешнеторгового сотрудничества. Ресурсный потенциал представляет возможности и преимущества России на мировом рынке по сравнению с другими странами, обусловленные наличием природных богатств.

Отражением движущегося баланса мирохозяйственных связей в последние десятилетия между странами-поставщиками ресурсов и странами-поставщиками потребительских (продовольственных) товаров является такое колебание цен на мировом рынке, при котором сложилась достаточно устойчивая и благоприятная ситуация обмена для России с внешним миром.

Во-первых, это стремительный рост цен на важнейшие товары российского экспорта, прежде всего энергоносители, основные чёрные, цветные драгоценные металлы, круглый лес, аммиак и азотные удобрения. Это не исключительное внешнеэкономическое везение или внешнеэкономическое «чудо» для нашей страны, как об этом пишут экономисты, а вполне объективная закономерность, обусловленная исторически сложившимся географическим положением России с её природными богатствами и нарастающим использованием инновационных технологий и современной техники.

Кроме того, на мировом рынке происходит снижение или умеренный рост средних импортных цен на продовольствие, товары народного потребления, массовую продукцию информационно-коммуникационных технологий, составляющие большую часть отечественного импорта и обусловленные выгодной для России конъюнктурой:

- превышением предложения над  спросом;

- острой международной конкуренцией, прежде всего на мировых рынках  машиностроительной продукции потребительского назначения.

62.Перечислите основные  направления обеспечения экономической  безопасности регионов России.

Федеральный уровень власти может обеспечить лишь защиту от наиболее важных и крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается со значительно большим спектром угроз, многие из которых носят локальный характер.

Выявление подобных местных проблем наиболее эффективно осуществляется местными органами власти как наиболее приближенными к населению. В то же время предупреждать и ликвидировать последствия возникших локальных угроз наиболее эффективно могут органы государственной власти субъектов Федерации.

Объектами экономической безопасности региона являются территория субъекта Федерации, население и все относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, и который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).

Объектом исследования экономической безопасности на региональном уровне является кругооборот расходов и доходов, товаров, услуг и ресурсов на основе различных форм собственности. Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей .    

Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов. Целями применения подобной методики являются:

— оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере региона;

— оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;

— разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности.

Основные требования к системе социально-экономических показателей региона:

— система социально-экономических показателей региона должна быть взаимоувязана с общей схемой анализа и показателей, использующихся на федеральном и отраслевом уровнях;

— показатели региональной безопасности должны быть совместимы с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;

— система социально-экономических показателей должна отвечать перечню основных угроз экономической безопасности региона;

— перечень социально-экономических показателей, используемых для анализа, должен быть минимален, легко доступен и допускать простую интерпретацию;

— результаты анализа должны допускать простую и наглядную проверку на непротиворечивость существующему положению;

— социально-экономические показатели должны относиться к одному временному периоду, описывая своего рода срезы социально-экономической ситуации;

— показатели должны допускать возможность осуществлять регулярный мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона.

Анализ положения в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз. Для своевременного выявления угроз целесообразно создать перечень показателей, информацию по которым должны предоставлять муниципальные образования. На основе информации, полученной от местных органов власти после ее проверки на соответствие критериям экономической безопасности, можно принимать обоснованные решения о минимизации тех или иных угроз.

 

63.Пороговые значения  основных показателей экономической  безопасности.

 

Пороговые значения экономической безопасности - это количественные индикаторы или параметры, характеризующие допустимый уровень безопасности развития, за пределами которого наступают опасности, сопровождаемые потерей контроля со стороны государств в какой-либо сфере. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают количественную определенность реализации национальных интересов в различных сферах деятельности страны. 
   С помощью пороговых значений индикаторов характеризуются предельные значения качественного состояния и количественная определенность использования разнообразных объектов и функционирование сфер деятельности. В качестве таких индикаторов выступают: ресурс работы двигателя в часах, пробег автомобиля в километрах, урожайность зерновых культур в центнерах с гектара и т.д.

Показатели

Пороговые значения

Фактически

Соотношение

       

Объем валового внутреннего продукта:

     

в целом от среднего по «семерке», %

75

29

0,39

на душу населения от среднего по «семерке», %

50

19

0,38

на душу населения от среднемирового, %

100

25

0,25

Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, %

70

50

0,71

Доля в промышленном производстве машиностроения, %

20

17

0,85

Объемы инвестиций в % от ВВП

25

16

0,64

Расходы на научные исследования  в % от ВВП

2

0,7

0,32

Доля новых видов продукции в общем объеме продукции машиностроения,%

6

2,6

0,43

Доля людей с доходами меньше прожиточного минимума, %

7

20

0,29

Продолжительность жизни населения (лет)

70

65

0,93

Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп (раз)

8

12,8

0,63

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. жителей)

5000

6000

0,83

Уровень безработицы по методологии МОТ, %

7

9,3

0,75

Уровень инфляции за год, %

20

22

1,10

Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период времени

20

21

0,95

Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям в бюджет

25

100

0,25

Объем внешнего долга в % к ВВП

25

28

0,90

Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета, %

30

48

0,63

Дефицит бюджета в % к ВВП

5

3,5

1,40

Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте, %

10

50

0,20

Объем иностранной валюты  в наличной форме к объему наличных рублей, %

25

100

0,25

Денежная масса (М2) в % к ВВП

50

12

0,24

Доля импорта во внутреннем потреблении, %

30

53

0,56

в том числе продовольствие, %

25

30

0,83

Дифференциация субъектов РФ по прожиточному минимуму (раз)

1,5

5

0,30

Информация о работе Теневая экономика