Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Существенную роль в охране конституционных прав и свобод граждан играют органы внутренних дел, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий. Определение мер административно-правового пресечения является актуальным, т.к. в деятельности ОВД выявление и пресечение правонарушений имеет приоритетное значение, что обусловлено необходимостью обеспечения правопорядка и безопасности в сфере государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 6-8
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВ-НОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ………………………………………………………….
9-42
1.1. Административное пресечение в структуре мер административного принуждения………………………………………
9-25
1.2. Основания применения мер административного пресече-ния……………………………………………………………………
25-42
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АД-МИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ………………………………………………………………………………
43-81
2.1. Органы внутренних дел как субъекты применения мер административного пресечения…………………………………………..
43-59

2.2. Проблемы правового регулирования и обеспечения законности при применении мер административного пресече-ния……………………………………………………………………..
59-81
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………… 82-86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕ-РАТУРЫ…………………………………………………………..…
87-92

Вложенные файлы: 1 файл

Меры админ. характера.doc

— 507.00 Кб (Скачать файл)

В основании применения меры специального назначения дается описание тех поведенческих актов, для преодоления которых может применяться установленное законом средство воздействия. Чем сильнее оказываемое средством воздействие, тем уже круг его применения. Таким образом, основания применения мер причиняющих меньший вред гораздо шире, чем тех, которые способны причинить не обратимый вред. Например, в соответствии ст. 21 Закона РФ «О полиции» специальные средства могут применяться при возникновении условий, предусмотренных как ст. 21 «Применение специальных средств», так и в ситуациях, предусмотренных ст. 23 «Применение огнестрельного оружия»45.

Основания принудительного  физического воздействия сотрудников полиции на правонарушителей определяются Законом РФ «О полиции». Обязательным условием на ограничение физической силы во всех случаях является невозможность устранения противоправной ситуации не насильственными средствами. При необходимости применения физической силы должен применяться общий принцип - минимальная необходимость и достаточность применяемых мер физического воздействия на правонарушителя. Так, не должны применяться приемы и способы, причиняющие необоснованные ситуацией повреждения и страдания, а также унижающие человеческое достоинство.

Первое основание применения физической силы - пресечение преступлений и административных правонарушений - связано не со всей совокупностью данных юридических фактов, а только тех из них, которые совершаются в форме действия. Таким образом, право сотрудников полиции поддерживать физической силой абсолютно любое свое законное требование может привести к избыточному ее применению. Не может быть оправдано применение физической силы при отказе соответствующих лиц от выполнения таких законных требований сотрудников полиции, как дать необходимые объяснения или провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Второе основание, связанное с задержанием лиц  совершивших преступления и административные правонарушения выражается в удержании или доставлении данных лиц в определенное место.

Применение  физической силы для преодоления  противодействия законным требованиям связано с совершением деяний в форме бездействия. Примером преодоления такого противодействия является неповиновение работнику полиции (ст. 19.3 КоАП РФ).

Следует отметить, что ограничений по кругу лиц  на применение физической силы Закон РФ «О полиции» не устанавливает.

Основания    применения    специальных    средств, перечислены в ч. 2 ст. 21 Закона РФ «О полиции».

Вместе с тем, все  виды специальных средств, кроме того, могут применяться в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О полиции», т.е. в тех случаях,   когда   сотруднику   полиции   предоставлено   право   применить огнестрельное оружие46.

Рассмотрение оснований  применения специальных средств позволяет выявить существенную особенность, связанную с их реализацией. Она выражается в том, что меры пресечения данной группы возможны только в качестве ответной меры на активные противоправные действия правонарушителя. Так, применение резиновой палки возможно для отражения нападения, пресечения сопротивления, массовых беспорядков и групповым действиям, нарушающим нормальный ритм функционирования производственной и социальной инфраструктуры общества47.

Под сопротивлением, понимается активное противодействие со стороны какого-либо лица осуществлению сотрудником полиции своих служебных полномочий, в частности, законному применению сотрудником полиции силы. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона РФ «О полиции» специальные средства применяются, прежде всего, для пресечения ненасильственного сопротивления, которое оказывается лицом без нанесения сотруднику полиции ударов, побоев, телесных повреждений48. Примером таких действий являются попытки вырваться при задержании, отталкивание сотрудника полиции. При оказании сопротивления с насилием действия правонарушителя квалифицируется уже по ст. 318 УК РФ, как применение насилия в отношении представителя власти. В таких случаях специальные средства применяются также и для отражения нападения на сотрудника полиции.

Массовые беспорядки образуют состав преступления, предусмотренного ст. 212 УК РФ и сопровождающиеся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. Статья 212 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию указанных действий, участие в этих действиях, а также за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно за призывы к насилию над гражданами.

К групповым действиям, нарушающим работу транспорта, связи  и организаций, в частности, относятся: нарушение установленного порядка проведения митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, повлекшее нарушение работы транспорта, связи и организаций (ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ) групповое нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17 КоАП РФ), блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18 КоАП РФ).

В соответствии с Законом  РФ «О полиции» в качестве специальных средств используются резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебные собаки и электрошоковые устройства. Однако, этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен подзаконными актами Правительства Российской Федерации49.

В свою очередь  и установление правил применения и  перечня специальных средств Правительством РФ может означать не вполне легитимную корректировку оснований и порядка их использования. Отсюда следует, что соблюдение милицией прав граждан при применении специальных средств, не указанных в Законе РФ «О полиции», обеспечивается лишь минимумом юридических гарантий, а именно: обязанностью действовать в соответствии с положениями законодательства о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайней необходимости. Вряд ли такое положение можно считать удовлетворительным.

Реализация  сотрудником полиции предоставленного ему права применения огнестрельного оружия является в соответствии с Законом РФ «О полиции» обстоятельством, влекущим определенные юридические последствия. Например, обязательное предоставление сотрудником полиции в течение 24 часов рапорта о каждом случае его применения50.

Все случаи, когда сотрудник полиции вправе прибегнуть к огнестрельному оружию в Законе РФ «О полиции», перечисленные в ст. 23 Закона РФ «О полиции».

В отличие от специальных  средств применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции всегда связано с пресечением преступных деяний, создающих реальную угрозу охраняемых уголовным законом интересам граждан, общества и государства. Например, первое основание применения огнестрельного оружия - для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни   или   здоровья    -   связано    с    пресечением    данных   действий, совершаемых в отношении личности.

Основаниями применения мер административного пресечения выступают нормативно закрепленные действия людей, позволяющие сделать вывод о наличии ситуации, указывающей на необходимость применения той или иной меры воздействия51.

Фактические основания  применения рассматриваемых правовых средств весьма разнообразны и могут олицетворяться с совершением административного правонарушения, преступного деяния и иными проявлениями реальной действительности. Однако их отличительной особенностью является то, что все они связаны с поведением человека и чем выше создаваемая им опасность интересам личности, общества, государства, тем суровее применяемая в отношении него мера.

 

ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРЕСЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

2.1.Органы внутренних  дел как субъекты применения мер административного пресечения

Государство в правоохранительных целях может применять меры принудительного воздействия, правом на реализацию которых наделяются специально созданные органы (их должностные лица). Ведущая роль среди них принадлежит органам внутренних дел. Выступая в роли субъекта права, ОВД являются носителем прав и обязанностей, с их действиями связывается возникновение, прекращение и изменение правовых отношений. В юридической науке значительное внимание уделялось вопросам понятия субъекта права, его правового статуса и проблемам его реализации. Органы внутренних дел осуществляют властные полномочия в сфере контроля, надзора, борьбы с правонарушениями, т.е. сфере, которая характеризуется высокой степенью конфликтности, им предоставляются полномочия по применению принудительного воздействия на управляемых52. Именно данные субъекты оценивают фактические и юридические основания применения мер административного пресечения, применяют к конкретному физическому или юридическому лицу ту или иную меру53. Такое назначение и роль субъектов применения мер административного принуждения создает необходимость четкого определения их места в правоохранительной системе, объема и содержания компетенции по реализации рассматриваемых правовых средств. Нормативно закрепленного понятия органов внутренних дел не существует. Усложняет ситуацию неоднозначность их определения в законодательных, подзаконных и ведомственных актах, а также в доктринальном толковании различных ученых.

Для того чтобы  представление о сущности органов внутренних дел было полным, необходимо учитывать положения «о материальной природе управления». В этой связи рассматриваемую деятельность необходимо исследовать не только в функциональном, но и в субъектном отношении, как систему органов (должностных лиц), уполномоченных применять меры административного пресечения. Характеристика самих субъектов применения этих мер невозможна без определения совокупности органов (должностных лиц), уполномоченных осуществлять данную функцию, определения их места в государственном механизме, сферы деятельности, объема полномочий.

В литературе, посвященной деятельности правоохранительных органов, система органов внутренних дел рассматривается в широком и узком смысле слова54. Широкая трактовка предполагает включить в систему ОВД практически все органы государства, общественные объединения, организации и граждан, что аргументируется участием их в обеспечении управления внутренними делами, то есть в одной из форм административно-политической деятельности. Однако такое понимание трудно согласуется с тем, что органы внутренних дел являются правоохранительными, характерной особенностью которых является наличие только субординационного метода правового регулирования отношений между отдельными элементами этой системы.

Также критической позиции заслуживает тезис об отождествлении органа внутренних дел с полицией. В то время как понятия «органы внутренних дел» и «полиция» являются различными как в смысловом, так и в функциональном плане. Приведем ряд аргументов в защиту данной позиции. Во-первых, из содержания статьи 4, РФ «О полиции» следует, что подразделения полиции входят в соответствующий орган внутренних дел: в министерства, управления (главные управления) внутренних дел субъектов Российской Федерации, органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и назначение на должность их начальников (полиции) осуществляется руководителями соответствующих ОВД, а не наоборот. Во-вторых, при отборе кадров в ОВД и полицию предъявляются различные критерии к кандидатам. Это касается возрастных ограничений. Так на службу в полицию согласно статьи 35 Закона «О полиции» имеют право поступить граждане России не моложе 18 и не старше 35 лет, в то время как этот показатель для ОВД не должен превышать 40 лет. В-третьих, органы внутренних дел осуществляют функции, не свойственные для полиции, и создают для этих целей специальные подразделения55. Такими функциями являются: обеспечение системы органов внутренних дел квалифицированными сотрудниками, подготовка и переподготовка кадров, осуществляемая подразделениями кадрового обеспечения и учебными заведениями системы МВД России; организация централизованного обеспечения ОВД техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами реализуемая подразделениями материально-технического и военного снабжения, а также финансовыми органами; управление и руководство деятельностью органов внутренних дел возлагается на организационно-инспекторские (штабные) аппараты.

К   расширительному   толкованию   системы   ОВД   можно отнести утверждения ряда авторов о включении в их состав внутренних войск МВД России. Представляется, что данная позиция недостаточно аргументирована. Деятельность внутренних войск регламентируется самостоятельным Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. (ред. от 25.11.2009) 
№ 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Их задачи отличаются от тех, которые решают ОВД (за исключением охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности). Личный состав внутренних войск проходит военную службу, а не правоохранительную как сотрудники органов внутренних дел. Следовательно, данные лица приобретают статус военнослужащих, который отличается от статуса сотрудников органов внутренних дел (это касается в первую очередь гарантий социальной защищенности)56.

Важным также  представляется то, что в соответствии с указанным выше Федеральным законом задача по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и режима чрезвычайного положения решается внутренними войсками совместно с органами внутренних дел, а не в их составе.

Аналогичным образом  решен вопрос о следственных подразделениях МВД России, которые на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г.  (ред. от 12.01.2010) № 1422 «О мерах по совершенствованию организации    предварительного    следствия    в    системе    Министерства внутренних дел Российской Федерации» выведены из органов внутренних дел57. Однако ряд авторов по-прежнему включает их в структуру ОВД.

Таким образом, на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов система органов внутренних дел в узком его понимании представляет собой совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность. При этом, все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое.

Вместе с тем система ОВД представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. В п. 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президент Российской Федерации от 19 июля 2004 г. (ред. от 12.01.2010) № 927 определяется действующая система органов внутренних дел России58.

При выполнении своих функций органы внутренних дел и ее элементы (звенья) вступают в управленческие и иные отношения. При рассмотрении системы данных органов в управленческом плане, обнаруживается закономерность, связанная с их способностью проявлять себя в двух ролях: как управляющих субъектов, так и управляемых объектов. Любые звенья

Информация о работе Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел