Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:30, дипломная работа
В настоящей дипломной работе рассмотрено одно из важнейших направлений современного управления Гомельским райпо: оценка финансового состояния, выработка практико-ориентированнной модели расчета вероятности банкротства, поиск инструментов финансового оздоровления организации, разработка антикризисной стратегии в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Основная цель работы заключалась в исследовании, систематизации, расширении теоретических знаний и практических навыков в области современной практики разработки стратегии стабилизации финансового состояния организации, исследование путей повышения эффективности деятельности объекта исследования — Гомельского районного потребительского общества.
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Финансовая работа и контроль в условиях системного кризиса организации
Системный кризис организации — это такое состояние, при котором нормальное функционирование организации и выполнение возложенных задач становится затруднительным, а с течением времени — невозможным вследствие отсутствия необходимых ресурсов для развития и жизнеобеспечения бизнес-процессов.
Ресурсы используются практически исключительно на поддержание жизнеспособности важнейшего элемента системы — управленческого аппарата, который обеспечивает представление интересов бизнес-системы в рыночном пространстве, без него организация фактически становится обезглавленной, что для рынка равно понятию «мертвый игрок».
Современное состояние потребительской кооперации поддается описанию следующим образом: консервативная, безынициативная структура с ярко выраженными административными рычагами управления и направленностью на получение краткосрочной выгоды и отсутствием гибкой стратегии поведения на рынке.
Исходя из данного
определения, можно сделать вывод
о необходимом минимуме векторов,
по которым следует вести
Администрирование бизнес-процессов в формате «менеджмента по целям», или SMART-менеджмент — это система стратегических целей и возможных сценариев достижения таковых, соответствующих критериям конкретности (Specific), измеримости (Measureable), достижимости (Achievable), ориентированности на результат (Result oriented), определенности во времени (Timed), которые проецируются на логико-структурную матрицу. В ее функции заложен ряд функций:
– анализ логической последовательности шагов реализации целей стратегии развития бизнес-структуры;
– позиционирование бизнес-структуры в рыночной системе как привлекательного игрока для инвестирования;
– оценка жесткости/гибкости
разработанной стратегии
– формирование аналитической платформы для выявления внутренних резервов роста и путей сокращения имеющихся расходов;
– формирование
отчетов различной степени
Такая модель идет в разрез со сложившимся менталитетом отечественных руководителей именно благодаря замене административных каналов доведения принятого решения на коллективное формирование образа происходящего в бизнес-структуре и выработки максимально возможного количества альтернатив и путей замены ошибочного решения, что обеспечит практически беспроигрышный вариант функционирования бизнес-системы на рынке.
Несмотря на кажущуюся сложность модели управления, ее структурная концепция состоит всего лишь из трех акцентных блоков:
Необходимо сделать акцент на том, что модель управления на основе стратегических и тактических целей не может быть обособленным инструментом, который может использоваться сугубо административной вертикалью без обратной связи с первичными структурами — исполнителями целей, без учета их материально-технических возможностей, кадрового состава и географического положения конкретного хозяйствующего субъекта.
Графическая модель архитектуры модели SMART-менеджмента представлена ниже:
Рисунок 3.1 — Графическая модель архитектуры модели SMART-менеджмента
Источник — [7, c. 65].
Среда контроля — это бизнес-цепочка, определяемая стратегической целью и затем выстраиваются нижеследующие составляющие стратегии.
Оценка риска — группа данных, отражающих возможные ошибки при реализации выбранной стратегии и предполагаемые последствия для бизнес-структуры (возможные убытки, снижение ликвидности баланса, рост кредиторской задолженности перед поставщиками и бюджетом, замедление оборачиваемости, повышение риска неплатежеспособности).
Контрольная деятельность—первичный анализ поставленных целей в процессе их реализации, осуществляется исполнителями и выявленные допущения согласуются с руководством организации или разрешаются самостоятельно на местах (оформляется меморандум управленческого вмешательства, в котором определяется перечень вопросов, подлежащих согласованию с высшим управлением).
Мониторинг — функциональная обязанность управленческой вертикали, заключающуюся в координации работы отдельных подразделений в единый четкий замкнутый цикл хозяйственной деятельности организации.
Для системы потребительской кооперации необходимо сделать акцент в антикризисном управлении на исправление асимметричности ведения хозяйственной деятельности, выражающейся в ярко выраженной непропорциональности удельных весов доходов и расходов по различным профилям деятельности: производство, заготовки, торговля, оказание бытовых услуг населению.
Графическое представление ассиметричности распределения доходов и расходов по профилям деятельности организаций, входящих в состав Гомельского райпо в 2010 — 2011 годах выглядит следующим образом (таблица 3.1).
Таблица 3.1 — Структура доходов и расходов Гомельского райпо в 2010 — 2011 гг.
Показатель |
2010 |
2011 | ||
Сумма |
Удельный вес |
Сумма |
Удельный вес | |
1.Доходы: |
16615 |
100 |
152513 |
100 |
Торговля, млн р. |
13220 |
79,6 |
128992 |
84,6 |
Заготовки, млн р. |
663 |
4,0 |
6832 |
4,5 |
Услуги, млн р. |
2732 |
16,4 |
16689 |
10,9 |
2. Расходы: |
16182 |
100 |
26317 |
100 |
Торговля, млн р. |
12901 |
79,7 |
20681 |
78,6 |
Заготовки, млн р. |
549 |
3,4 |
930 |
3,5 |
Услуги, млн р. |
2732 |
16,3 |
4706 |
17,9 |
Источник — таблица составлена на основе практических данных Гомельского райпо (Приложение Г, Г1).
На рисунке 3.2 представлена графическая модель оценки ассиметричности доходов и расходов по профилям деятельности организаций, входящих в состав Гомельского райпо.
торговля (79,6%)
услуги (16,4%) заготовки услуги (10,9%)
заготовки (4,0%) (4,5%)
+
(3,4)% (16,3)% (3,5%)
– (79,7)%
(17,9)
2010 г.
Рисунок 3.2 — Модель оценки ассиметричности доходов и расходов по профилям деятельности организаций, входящих в состав Гомельского райпо.
Источник — собственная разработка на основе практических данных Гомельского райпо (Приложения Г, Г1).
Основными векторами финансовой работы, направленной на восстановление симметричности ведения хозяйственной деятельности могут быть следующие:
Определив основные векторы финансовой работы в Гомельском райпо, необходимо разработать алгоритм оценки эффективности такой работы, а также определить возможные пути процессинговой оптимизации работы.
В качестве целевого показателя предлагается использовать уровень самофинансирования текущей деятельности организации по сравнению с ростом объемов реализации — отношение прироста величины нераспределенной прибыли к выручке от продаж Гомельского райпо.
В таблице 3.2 приведен алгоритм расчета целевого показателя по трем основным видам деятельности Гомельского райпо.
Таблица 3.2 – Мониторинг эффективности финансовой работы в рамках стратегии устойчивого развития Гомельского райпо.
Источник — [20, с .34].
В таблице представлены взаимосвязи между стратегией устойчивого развития райпо, формирования тактических целей в виде сбалансированной системы показателей и построения модели оценки роста финансовой устойчивости как результата принятых антикризисных мер.
В факторной модели оценки эффективности финансовой работы по устойчивому развитию райпо первый фактор отражает рентабельность продаж— важнейший индикатор финансового благополучия хозяйствующего субъекта.
Второй фактор — отношение нераспределенной прибыли к чистой прибыли райпо — характеризует, как предприятие распоряжается полученными финансовыми результатами, что отражается в инвестиционной политике.
Третий фактор отражает структуру капитала райпо и характеризует уровень финансового левериджа, то есть степень зависимости финансовой деятельности от привлеченных долгосрочных источников финансирования, отражает финансовые риски и их возможности влияния на устойчивое развитие райпо.
Для формирования сбалансированной модели используется два балансирующих коэффициента:
а1= Собственный капитал : Краткосрочные обязательства; (3.1)
а2= Краткосрочные обязательства : Долгосрочные обязательства (3.2)
Получим следующий интегральный показатель:
Ф1×Ф2×Ф3×а1×а2= Нераспределенная прибыль / Выручка от продаж (3.3)
Оценка финансовой устойчивости на основе факторной модели на базе практических данных Гомельского райпо получена следующая (таблица 3.3):
Таблица 3.3 – Интегральный показатель финансовой устойчивости и значение ROE
Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основе практических данных Гомельского райпо (Приложения А, А1, Б, Б1).
Информация о работе Антикризисное управление финансами организации в трансформационной экономике