Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:01, контрольная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путем проверить влияние проблемных ситуаций на развитие исследовательских способностей старших дошкольников.
Объект исследования – проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру.
Предмет исследования – особенности развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций на занятиях по окружающему миру.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………6
1.2. Проблемные ситуации как средство развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..12
1.3. Использование проблемных ситуаций в развитии исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру…………………………………………………………….22
Выводы по первой главе……………………………………………………......30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..31
2.1.Диагностика уровня развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….31
2.2. Практические рекомендации по развитию исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................44
Проанализировав документацию воспитателя, выяснив его отношение к развитию исследовательских способностей из беседы с ним, отметили, что в соответствии с программными задачами обучения и воспитания, большое внимание уделяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста развитию их исследовательских способностей. Воспитателем активно используются методы развития исследовательских способностей, такие как: эксперименты, исследовательский метод, в состав которого входят наблюдения, элементарные опыты. Организация такой учебно-воспитательной работы влечет за собой более глубокое познание детьми окружающего мира, его особенностей, формирование хоть и образных, но правильных представлений об окружающем на данном этапе развития детей.
С целью исследования сферы интересов к предметам в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей была использована методика А.Е. Чистяковой, Г.П. Тугушевой.
Предлагалось ребёнку выбрать те предметы из уголка экспериментирования, которые больше его заинтересовали:
- приборы –помощники (увеличительное стекло, магнит, компас);
- сосуды из различных материалов (стекло, пластмасса) разной формы;
- природный материал (глина, песок, камни, мох и т.д.);
- утилизированный материал (проволока, кусочки ткани, меха и т.д);
- технические материалы (гвозди, шурупы, скрепки и т.д.);
- разные виды бумаги;
- красители (гуашь, краски и т.д);
- медицинские материалы (шприцы, пипетки, колбы и т.д.);
- другие материалы (воздушные шары, сахар, соль и т.д).
Выясняли предпочтения детей: что ребёнку больше понравилось, почему и что он планирует с этим делать.
За каждый выбор ребёнок получал баллы. За первый выбор -9 баллов, за второй -8, за третий -7, за четвёртый -6 баллов, пятый -5, за шестой -4, седьмой -3,восьмой -2 и за девятый выбор – 1 балл.
Результаты были зафиксированы в таблице 4.
Таблица 4
Предпочтение детей в выборе оборудования из уголка экспериментирования
ФИО |
Оборудование из уголка экспериментирования | ||||||||
приборы –помощники |
сосуды из различных материалов |
природный материал |
утилизированный материал |
технические материалы |
разные виды бумаги |
красители |
медицинские материалы |
другие материалы | |
Итого |
5.26 |
3.0 |
6.4 |
3.2 |
5.0 |
3.0 |
5.8 |
6.0 |
4.73 |
Из результатов выяснено, что наибольший интерес дети проявили к природному материалу: это шишки, камни, песок и т.д. Их заинтересовала работа с красками, увеличительными стёклами. Результаты выбора различных видов бумаги, сосудов разной формы, меха, кусочков ткани показали меньшую заинтересованность. Связано это со не знанием детей возможной деятельности с этими предметами.
Диагностика развития способностей к исследовательской деятельности детей, разработанная А. И. Савенковым «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы» (Приложение 1). Критерии диагностики исследовательской деятельности в таблице 5 и 6.
Таблица 5
Результаты диагностики развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста, в %
Показатели |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1. Скорость ответа на проблемный вопрос |
19 |
43 |
38 |
2. Быстрое нахождение задач |
14 |
43 |
43 |
3. Нахождение новых способов |
9,5 |
43 |
47,5 |
4. Реакция на помощь в решении задач |
14 |
43 |
43 |
У 19% детей скорость ответа на проблемный вопрос на высоком уровне, 43% детей старшего дошкольного возраста показали средний уровень скорости ответа на проблемный вопрос, у 38% детей – низкий уровень.
Быстро находят задачу 14 % детей, средний уровень нахождения задач в исследовательской деятельности показали 43% детей, с низким уровнем выявлено 43 % детей. Высокий уровень в нахождении новых способов решения задач показали 9.5% детей, 43 % детей показали средний уровень, большой процент детей пришелся на низкий уровень – 47, 5 %. 14 % детей показали высокий уровень реакции на помощь в решении задач, 43 % - средний уровень, 43 % - показали низкий уровень реакции на помощь в решении задач. Результаты исследования показали средний уровень исследовательских способностей.
Таблица 6
Показатели критериев развития исследовательских способностей
Показатели |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1. Развитие познавательных |
14 |
43 |
43 |
2. Развитие творческого воображения |
9,5 |
38 |
52,5 |
3. Развитие творческого мышления |
14 |
38 |
48 |
4. Развитие коммуникативных |
19 |
47,5 |
33,5 |
Познавательные способности у 14 % детей на высоком уровне, познавательные способности на среднем и низком уровне выявлено у по 43% детей. Творческое мышление на высоком уровне выявлено у 14% детей, 38% имеют средний уровень творческого мышления, 48% - низкий уровень. Коммуникативные навыки и умения высоко развиты у 19%, на среднем уровне – у 47, 5% детей, 33.5 % детей имеют низкий уровень коммуникативных умений и навыков.
Анализ резултатов показал, что
- Дети старшей группы недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира;
- Испытывают затруднения производить мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать;
- У детей есть желание к исследовательской деятельности, но уровень активности, самостоятельности, творчества в решении задач низок;
- Отмечается бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения и навыки, заниженная самооценка;
- Слабое формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Таким образом, результаты исследования привели к следующим выводам: большое значение имеет деятельность воспитателя по развитию исследовательских способностей детей, так как независимо от уровня развития каждый ребёнок нуждается в помощи взрослого в большей или меньшей степени. Результаты диагностики уровней проявления исследовательских способностей детей показали, что больше половины детей имеют высокий и средний уровень развития. Проявление исследовательских способностей поддерживается, поощряется воспитателем, что положительно сказывается на деятельности и развитии дошкольников. Детям с низким уровнем исследовательских способностей воспитатель уделяет особое внимание на занятиях, не в ущерб остальным детям, а лишь с целью заинтересовать, вовлечь в совместную деятельность, активизировать их, проводит индивидуальную работу и вне занятий с ними, что способствует раскрепощению детей, а также их постепенному развитию.
Практические рекомендации по развитию исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста
1. Создавая проблемные ситуации, необходимо побуждать детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучать не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений.
2. Проблемную ситуацию необходимо создавать с помощью определенных приемов, методов и средств:
- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- побуждение делать детей
- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- постановка проблемных задач.
3. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
4. Чтоб каждый ребёнок становился в позицию активного деятеля, дать ему возможность самостоятельно получать знания о том или ином предмете, материале, явлении и т.д., найти самостоятельно ответы на интересующие вопросы, чтоб развить умения усваивать способ познания и применять его на другом материале.
5. Поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности. Содержательная часть исследования должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей.
Заключение
Анализ научной литературы привел к выводу, что интерес к исследовательскому поведению ребёнка, повышенное внимание к исследовательскому обучению дошкольников стали подлинными приметами современной педагогической психологии и дошкольной образовательной практики. Эта проблематика активно разрабатывается в специальных научных изысканиях (Дыбина О. В., Поддьяков А. Н., Поддьяков Н. Н., Савенков А. И. и др.), активно интересуются этим практические психологи и педагоги.
Для развития исследовательских способностей ребёнка, безусловно, пригодны все виды учебных занятий в детском саду, при этом изучению природы традиционно отводится особое место. Это не случайно, природа - открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребенок интуитивно ощущает себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что главными условиями формирования и развития исследовательских способностей дошкольников ученые выдвигают следующие:
1). Ранее начало, предоставление свободы выбора, среда, окружающая ребенка, поощрение творчества.
2).Активные методы обучения: диалогические, организация дискуссий, решение проблемных ситуаций, проблемный диалог, дидактические игры и др.
3). Творческий потенциал самого педагога, его тактичность.
Опытно-экспериментальная работа показала, что у детей средний уровень развития исследовательских способностей. По итогам исследования разработаны практические рекомендации по развитию исследовательских способностей у старших дошкольников.
Список использованной литературы