Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:35, контрольная работа
Определите степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции по сравнению с прошлым годом.
1. Анализ ресурсного потенциала организации 3 - 20
2. Анализ производства и объема продаж 21 - 28
3. Анализ затрат и себестоимости продукции 28 - 39
4. Анализ финансовых результатов деятельности организации 39 - 51
5. Анализ финансового положения организации 52 - 73
6. Комплексная оценка деятельности организации. 73 - 78
Список используемой литературы.
Подводя итог анализа ресурсного потенциала предприятия, определим комплектный резерв увеличения объёма продаж. На предыдущих этапах в результате факторного анализа ресурсов предприятия были выявлены резервы роста объёма продаж за счёт трудовых, материальных ресурсов и основных производственных фондов. Числовые выражения этих резервов представлены в табл. 5. Комплектный резерв – это минимальная из сопоставляемых сумм, т.к. именно в этом размере рост производства обеспечивается всеми видами ресурсов и в данном случае резерв увеличения объёма продаж составляет 203,1 млн. руб. за счёт оптимизации материальных затрат.
В нашем примере, во-первых, темп роста МЗ опережает темп роста выручки, что и влечёт снижение показателя материалоотдачи, а во-вторых, необходимо провести более детальный анализ, за счёт чего произошёл этот рост, за счёт повышения закупочных цен, или за счёт нерационального использования материалов (читай: халатного отношения производственного персонала, в результате чего образовался перерасход средств). Но в том и другом случае есть резерв, либо за счёт смены поставщиков, либо за счёт наведения порядка в подразделениях.
Как уже говорилось выше, исследуемые ресурсы можно разделить на экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные) факторы. Экстенсивные или интенсивные резервы увеличения объема продаж при комплексном использовании имеющихся резервов, определяем следующим образом:
а) резервы за счет лучшего использования трудовых ресурсов:
экстенсивный темп роста по численности (на основании данных табл. 1):
интенсивный темп роста по среднечасовой выработке (на основании данных табл. 1):
б) резервы за счет лучшего использования материальных ресурсов:
экстенсивный темп роста по материальным затратам (на основании данных табл. 2):
интенсивный темп роста по материалоотдаче (на основании данных табл. 2):
в) резерв за счет лучшего использования основных производственных фондов:
экстенсивный темп роста по стоимости активной части производственных основных средств (на основании табл. 3):
интенсивный темп роста по фондоотдаче (на основании данных табл. 3):
Результат полученных коэффициентов (табл. 5) говорит о том, что трудовые ресурсы и ОПФ организация использует больше интенсивно, чем экстенсивно и сам собой напрашивается вывод о рациональном ведении хозяйства и интенсификации производства на предприятии. Вычислим комплектные коэффициенты экстенсивности и интенсивности:
, ,
а произведение этих коэффициентов даст нам комплектный коэффициент использования ресурсов:
Задача№6.
Определите влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), ее структуры и цен на нее. Информацию для необходимых аналитических расчетов можно почерпнуть в Приложении 1 «Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния различных факторов на изменение выручки от продаж». Там же можно оформить результаты дополнительных расчетов, необходимых для анализа степени влияния указанных факторов. Представьте и объясните методику расчетов степени влияния каждого фактора, сделайте выводы о возможности увеличения выпуска продукции. Дайте характеристику экстенсивности и интенсивности влияния выявленных факторов и резервов.
Решение.
Выручка есть произведение объёма продаж в количественном выражении на цену. Объём продаж структурно представлен различными товарами, имеющими различный количественный состав и разные цены. Следовательно, если анализировать выручку в разрезе конечной продукции, то на неё будет оказывать влияние количество товаров, их структурный состав и цена на них. Изменяя каждый из этих факторов в отдельности, можно понять, каким образом тот или иной фактор повлиял на изменение выручки в отчётном году по сравнению с прошлым. Изменения выручки по каждому из факторов в совокупности должны дать разницу между выручкой в отчётном году и предыдущем. Факторную модель можно записать в виде:
,
где ∆N – суммарное изменение выручки, ∆NQ – изменение выручки за счёт количества реализованной продукции, ∆NP – изменение выручки за счёт цен и ∆NS – изменение выручки за счёт структуры товаров.
Исходные данные для расчётов представлены в табл. 6.
Определение влияния на изменение выручки от продаж изменения количества, структуры и цен на реализованную продукцию
Наименование продукции | Кол-во проданной продукции, шт. | Цена за проданную продукцию, тыс.руб | Выручка за прошлый год, тыс.руб. | Расчетный показатель выручка за отчетный год, тыс. руб. | Выручка за отчетный год, тыс. руб. | |||
За прошлый год | За отчетный год | За прошлый год | За отчетный год | При структуре прошлого года | При структуре отчетного года | |||
А | 8000 | 9000 | 200 | 210 | 1 600 000 | 3 960 089 | 1 801 800 | 1 890 000 |
В | 4000 | 4000 | 300 | 407,5 | 1 200 000 | 1 318 680 | 1 199 880 | 1 630 000 |
С | 6000 | 6800 | 400 | 400 | 2 400 000 | 2 637 360 | 2 716 560 | 2 720 000 |
Итого | 18 000 | 19 800 | Х | Х | 5 200 000 | 7 916 129 | 5 718 240 | 6 240 000 |
Структура:
Изделие А: Прошлый год: 8 000/ 18 000*100% = 44,4
Отчетный год: 9000/ 19 800*100% = 45,5
Изделие В: Пр.г: 4000 / 18000*100% = 22,2
Отч.г: 4000 / 19 800 * 100% = 20,2
Изделие С: Пр.г.: 6000 / 18 000 * 100% = 33,3
Отч.г.: 6800 / 19800 * 100% = 34,3
Итого: Пр.г. = сумма 100%
Отч.г. = сумма 100%
Определяем расчетные показатели выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, по формуле:
B = Q1*d0*p0,
А: Выручка: 19 800 * 44,4/100 * 200 = 3 960 089
В: Выручка: 19 800 * 22,2/100 * 300 = 1 318 680
С: Выручка: 19 800 * 33,3/100 * 400 = 2 637 360
Итого: Выручка = А + В + С = 7 916 129
Определим выручку от продаж за отчетный год при ценах прошлого года:
B = Q1*d1*p0,
А: В = 19 800 * 45,5/100 * 200 = 1 801 800
В: В = 19 800 * 20,2/100 * 300 = 1 199 880
С: В = 19 800 * 34,3/100 * 400 = 2 716 560
Итого: Выручка = 5 718 240
Определяем влияние факторов на изменение выручки от продаж, по каждому ее виду:
А: 3 960 089 – 1 600 000 = + 2 360 089
В: 1 318 680 – 1 200 000 = + 118 680
С: 2 637 360 – 2 400 000 = + 237 360
Находим общее влияние изменения количества выпущенной продукции:
Сумма: А + В + С = 2 716 129.
Влияние структуры:
А: 1 801 800 - 3 960 089 = - 2 158 289
В: 1 199 880 - 1 318 680 = - 118 800
С: 2 716 560 - 2 637 360 = + 79 200
Отсюда можно сделать вывод, доля и соответственно выручка изделия А и В снизилась, этому подтверждение показатели : - 2 158 289 и – 118 800.
Находим общий показатель характеризующий влияние изменения структуры:
Сумма: А + В + С = - 2 197 889 .
Влияние цены:
А: 1 890 000 - 1 801 800 = + 88 200
В: 1 630 000 - 1 199 880 = + 430 120
С: 2 720 000 - 2 716 560 = + 3 440
Находим общий показатель:
Сумма = + 521 760.
Можем сделать вывод исходя из, полученных положительных результатах, по изменению цены, резерва по ценам нет ни у одного из видов изделия.
Задача№7.
Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия А, В, С, D и Е, показанных в Приложении 4 «Исходные данные для составления бизнес-плана на будущий отчетный период» и в сносках к нему, разработайте часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. В ходе анализа выделите четыре группы продукции в зависимости от уровня их рентабельности, дайте характеристику каждой из них и объясните, какие виды и почему следует выпускать в будущем году.
Решение.
При составлении прогнозного плана продаж воспользуемся данными о маркетинговом исследовании о спросе на товары, планируемой цене и себестоимости единицы продукции. У предприятия нет технической возможности выпускать изделие «D» (согласно условиям), поэтому нет прогнозного значения себестоимости по этому виду продукции. Так же у потребителей продукции есть желание приобрести целых три тысячи изделий «Е», но у организации нет возможности все их произвести – производственные мощности готовы к выпуску лишь двухсот таких изделий. Эти поправки легли в основу корректировок бизнес-плана на будущий год, который представлен в табл. 7.
Таблица 7
Расчёт прогнозного бизнес-плана предприятия
№ п\п | Показатель | Изделие А | Изделие В | Изделие C | Изделие D | Изделие E | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Спрос на изделие, шт. | 10 000 | 5 000 | 7 500 | 8 200 | 3 000 (200) | 33 700 |
2 | Плановая цена, тыс. руб. | 260 | 460 | 430 | 590 | 980 | Х |
3 | Плановая себестоимость за единицу продукции, тыс. руб./шт. | 240 | 410 | 395 | X | 870 | Х |
4 | Плановый объём продаж, тыс. руб. | 2 600 000 | 2 300 000 | 3 225 000 | X | 196 000 | 8 321 000 |
5 | Плановая себестоимость, тыс. руб. | 2 400 000 | 2 050 000 | 2 962 500 | X | 174 000 | 7 586 500 |
6 | Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб. | 200 000 | 250 000 | 262 500 | X | 22 000 | 734 500 |
7 | Рентабельность продаж, % | 7,69% | 10,87% | 8,14% | X | 11,22% | 8,83% |
8 | Группа продукции, в зависимости от рентабельности | III | II | III |
| II |
|
Ввиду тривиальности расчётов нет необходимости их детально расписывать. Замечу лишь в скобках, что присвоение групп продукции в зависимости от рентабельности произведено согласно: I группа – продукция с рентабельностью 25% и выше, II группа – рентабельность от 10% до 25% и III группа – рентабельность ниже 10%. Исходя из прогнозного бизнес-плана можно сделать вывод, что в планируемом периоде организация не будет выпускать нерентабельную продукцию. Фактически ограничение выпуска изделия «Е» влечёт потерю более трёхсот миллионов рублей прибыли. Расчёты представлены в табл. 7а.
Таблица 7а
Расчёт прогнозного бизнес-плана предприятия при условии выпуска продукции в соответствии со спросом на неё
Показатель | Изделие А | Изделие В | Изделие C | Изделие E | Итого |
2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
Плановый объём продаж, тыс. руб. | 2 600 000 | 2 300 000 | 3 225 000 | 2 940 000 | 11 065 000 |
Плановая себестоимость, тыс. руб. | 2 400 000 | 2 050 000 | 2 962 500 | 2 610 000 | 10 022 500 |
Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб. | 200 000 | 250 000 | 262 500 | 330 000 | 1 042 500 |