Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц банками РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблем и определение путей совершенствования расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
Для достижения основной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
- раскрыть сущность расчетно-кассовых операций в банках Республике Беларусь;
- исследовать классификацию видов расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов банками в Республике Беларусь;
- провести анализ состояния, структуры и динамики расчетно-кассовых операций юридических лиц, осуществляемых в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Денежный оборот в организации расчетов, его роль в развитии экономики…7
1.1 Сущность, роль и значение расчетов в условиях рыночной экономики…….7
1.2 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в банках Республики Беларусь ………………………………………………………………14
2. Оценка состояния расчетов в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»…….33
2.1 Порядок отражения в бухгалтерском учете наличных и безналичных расчетов…………………………………………………………………………….33
2.2 Анализ состава и структуры клиентской базы……………………………….47
2.3 Анализ операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов………..50
3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов на современном этапе в Республике Беларусь…………………………………...56
3.1 Проблемы и риски при осуществлении расчетно-кассового обслуживания.56
3.2 Состояние и опыт обслуживания клиентов в зарубежных банках………….61
3.3 Развитие новых технологий в расчетно-кассовом обслуживании клиентов.66
Заключение………………………………………………………………………….74
Список использованных источников……………………………………………...77
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...5

1. Денежный оборот в  организации расчетов, его роль  в развитии экономики…7

1.1 Сущность, роль и значение  расчетов в условиях рыночной  экономики…….7

1.2 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в банках Республики Беларусь ………………………………………………………………14

2. Оценка состояния расчетов  в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»…….33

2.1 Порядок отражения  в бухгалтерском учете наличных  и безналичных  расчетов…………………………………………………………………………….33

2.2 Анализ состава и структуры клиентской базы……………………………….47

2.3 Анализ операций по  расчетно-кассовому обслуживанию  клиентов………..50

3. Направления совершенствования  расчетно-кассового обслуживания  клиентов на современном этапе  в Республике Беларусь…………………………………...56

3.1 Проблемы и риски  при осуществлении расчетно-кассового  обслуживания.56

3.2 Состояние и опыт  обслуживания клиентов в зарубежных  банках………….61

3.3 Развитие новых технологий  в расчетно-кассовом обслуживании  клиентов.66

Заключение………………………………………………………………………….74

Список использованных источников……………………………………………...77

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Поскольку платежная система является одной из посреднических структур современной  экономики, расчетно-кассовое обслуживание является одним из наиболее важных направлений в работе банковской организации. Проходящий через банковские счета поток денежных средств между субъектами хозяйствования требует к себе особого внимания и строгого порядка. Учитывая темп развития банковских услуг в Республике Беларусь, следует предположить, что в недалеком будущем предстоит качественное изменение безналичных операций в расчетах и физических и юридических лиц. Поэтому исследование данного процесса имеет большое значение для банковской деятельности.

Понятие расчетов, как и самой банковской деятельности, появилось с возникновением денег, вследствие разделения труда, из необходимости обмена. При этом параллельно шло формирование как экономических, так и правовых категорий. Во времена господства натурального хозяйства могли существовать только абсолютные права - права на вещи. Разделение труда, появление первых форм обмена и, как следствие, зарождение и развитие денежного обращения привели к взаимному соприкосновению абсолютных (вещных) прав индивидов. Перемещение тех или иных благ одного субъекта к другому вызвало потребность во всеобщем средстве обращения - деньгах. Появление такого средства привело к возникновению обязательственных отношений, поскольку стало возможным обменивать не только имеющиеся вещи, но и те, приобретение которых планировалось осуществить в будущем.

Расчетно – кассовое обслуживание является одним из наиболее важных направлений в работе коммерческого  банка, поскольку платежная система  является одной из базовых структур современной экономики. Проходящий через банковские счета поток денежных средств между субъектами хозяйствования, требует к себе особого внимания и строгого порядка. Учитывая темп развития банковских услуг в Республике Беларусь, следует предположить, что в недалеком будущем предстоит увеличение безналичных операций в расчетах и физических и юридических лиц. Поэтому исследование данного процесса имеет большое значение для банковской деятельности. Актуальность данной темы диктуется всем ходом развития сектора банковских услуг.

По мере развития рыночных отношений в финансовом секторе экономики усиливается конкуренция между субъектами рынка. Удержание прежней и привлечение новой клиентуры становится все более сложным делом, требующим применения модернизированных подходов.

Возрастающие масштабы и сложность расчетных отношений в настоящее время, а также огромная важность их эффективного функционирования для экономики государства предопределяют актуальность изучения вопросов их совершенствования, в том числе в рамках выбранной темы исследования.

Объект исследования – отделение № 540 ОАО «Белинвестбанк».

Предмет исследования – расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц.

Целью работы является исследование проблем и определение путей совершенствования расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.

Для достижения основной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:

- раскрыть сущность расчетно-кассовых  операций в банках Республике  Беларусь;

- исследовать классификацию видов  расчетно-кассового обслуживания  корпоративных клиентов банками  в Республике Беларусь;

- провести анализ состояния,  структуры и динамики расчетно-кассовых операций юридических лиц, осуществляемых в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»;

- выявить направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания на современном этапе в Республике Беларусь.

В процессе анализа использовались следующие методы: табличный, графический, группировок, абсолютных и относительных  разниц.

При подготовке дипломной работы была использована учебная, научная и методическая литература, а также материалы средств массовой информации по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Денежный  оборот в организации расчетов, его роль в развитии экономики

 

 

1.1 Сущность, роль и  значение расчетов в условиях  рыночной экономики

 

Расчетно-кассовое обслуживание – обеспечение взаимных расчетов предприятий, осуществление таких расчетов через банки и другие финансово-кредитные учреждения [16, с. 111].

В банке расчетно-кассовым обслуживанием  занимается специализированная структура, именуемая расчетно-кассовым подразделением (управлением). Данное подразделение напрямую работает с клиентом, осуществляя расчетно-кассовые операции. Расчетно-кассовые операции — ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания относится к  одной из приоритетных в деятельности банка. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов – это совокупность банковских операций, удовлетворяющих определенные потребности клиентов и направленных на извлечение прибыли.

Банковская система заинтересована в привлечении юридических лиц  на расчетно-кассовое обслуживание, что  имеет микро- и макроэкономическое значение. Это связано с тем, что  деньги, находящиеся на банковском счете, представляют собой привлеченные средства банка, в соответствии с объемом которых строится его предпринимательская деятельность [15, с. 89] и которые используются для экономического развития страны.

Основным документом, регулирующим банковскую деятельность в целом и расчетно-кассовые операции в частности, является Банковский кодекс Республики Беларусь. К другим законодательным источникам регулирования расчетов и кассовых операций относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс об административных правонарушениях и др.

Правовой основой осуществления  расчетно-кассового обслуживания является наличие у банка лицензии Национального  банка и заключенного с юридическим лицом договора (договора на расчетно-кассовое обслуживание, банковского вклада (депозита)), договора текущего (расчетного) банковского счета, договора корреспондентского счета или иного договора между банком и клиентом.

При расчетно-кассовом обслуживании банки выступают в качестве финансовых посредников между экономическими агентами. Банки, с одной стороны, предоставляют услуги по платежам своим клиентам, а с другой - сами являются клиентами Национального банка, пользуясь его услугами для организации наличного денежного обращения и осуществления межбанковских расчетов по выполнению денежных требований и обязательств по собственным платежам и платежам, инициированным их клиентами.

Банк не вправе отказать клиенту в расчетно-кассовом обслуживании, если этот вид деятельности предусмотрен уставом банка, и банк имеет соответствующую лицензию Национального банка. Необходимой предпосылкой для проведения безналичных расчетов является наличие у клиента текущего (расчетного) или иного счета по операциям клиентов, позволяющего проводить расчеты.

Система построения расчетов в условиях развития рыночных отношений  основывается на следующих основных принципах:

– осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются субъектам хозяйствования всех форм собственности для хранения и осуществления операций  с денежными средствами;

– осуществление расчетов в пределах остатков на счетах клиентов банка и исключительно по приказу субъектов хозяйствования, в порядке установленной очередности платежей;

– свобода выбора владельцев счета в банке при определении формы платежа и полном  невмешательстве банка в договорные отношения субъектов хозяйствования;

– срочность платежа, которая предполагает осуществление расчетов исходя из сроков, предусмотренных в договорных отношениях субъектов хозяйствования, нормативных документах Национального Банка Республики Беларусь;

– обеспеченность платежа, предусматривающая наличие у владельца счета в банке достаточных денежных средств для осуществления платежа или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств субъектов хозяйствования.

Все принципы организации расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение действия одного из них  ведет к нарушению функционирования всей платежной системы [27, с. 91].

Осуществление расчетов для клиентуры  является важнейшей базовой банковской операцией, так как обеспечивает банку:

– достаточно дешевые ресурсы благодаря  привлечению средств клиентов;

– постоянный уровень дохода в  виде комиссионных платежей.

Говоря о сущности расчетов, необходимо отметить, что «расчет ... выступает в качестве юридического факта, направленного на прекращение гражданско-правовых отношений, возникших ранее между поставщиком и плательщиком на основе договора ... . Уплачивая причитающуюся с него сумму, плательщик тем самым выполняет возложенное на него в соответствии с договором обязательство перед другой стороной (поставщиком)» [18, с. 72]. С точки зрения выделения гражданско-правового элемента в расчетных отношениях, представляется целесообразным вести речь о расчетных сделках, выделяя расчетные сделки, охватываемые рамками основного обязательства, и расчетные сделки с участием банков. Основанием расчетных сделок между клиентами являются их взаимные обязательства, основанные, как правило, на договорных отношениях. Основанием совершения расчетных сделок в узком смысле является договор банковского счета.

Расчетные отношения облечены в  форму самостоятельных гражданско-правовых обязательств. Всякое расчетное обязательство  реализуется путем совершения многосторонней расчетной сделки.

Расчетные сделки весьма своеобразны и не имеют аналогий в гражданском праве, но ни одна из них не может быть совершена волей лишь одного участника отношений. Это говорит о многостороннем характере расчетных сделок, а многосторонняя сделка - это ни что иное, как договор. Основанием возникновения расчетного правоотношения является многосторонняя сделка, имеющая все признаки договора. Путем исполнения этого договора расчетное обязательство и реализуется. Для обозначения такой многосторонней сделки целесообразно ввести понятие - расчетный договор.

Расчетный договор – это соглашение двух или нескольких лиц о порядке и условиях расчетов по основному обязательству. Условия расчетного договора могут содержаться в основном договоре либо оформляться самостоятельным соглашением. Также во исполнение расчетного договора могут заключаться и иные соглашения.

Расчетный договор вытекает из основного  гражданско-правового договора в  случае его исполнения посредством  осуществления безналичных расчетов. При осуществлении расчетов наличными деньгами или неденежным способом расчетные правоотношения чаще всего не обособляются от правоотношений по основному обязательству, самостоятельный расчетный договор не проявляет себя, сливаясь с основным. При возникновении необходимости отсрочки (рассрочки) производства расчетов, замене предмета исполнения и т.д., расчетные правоотношения обосабливаются, в основе их лежат самостоятельные расчетные обязательства. Для осуществления таких сделок требуется волеизъявление всех участников расчетного обязательства. Возникает расчетный договор, который принимает форму соглашения об отсрочке (рассрочке) платежа, замене предмета исполнения и т.д.

При этом соглашение об отсрочке (рассрочке) платежа будет фактически договором займа или коммерческого кредита. Соглашение о замене предмета исполнения примет также форму одного из гражданско-правовых договоров или совокупности их элементов.

Счет в банке открывается  тогда, когда возникает необходимость  осуществления конкретных безналичных расчетов, а не наоборот. Основное обязательство является основанием возникновения расчетного договора. Расчетный договор выступает основанием для возникновения расчетного правоотношения, а банковский счет выступает при этом средством реализации расчетного обязательства. Банки открывают и ведут счета юридических лиц всех организационно-правовых форм собственности, а также предпринимателей. По общему правилу, основанием открытия банковского счета является договор банковского счета, до заключения которого владельцем счета в банк представляются документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. В зависимости от форм собственности и хозяйствования клиент может открыть расчётный, текущий  или бюджетный счёт [25, с. 74].

Расчетный счет – счет для осуществления предпринимательской деятельности, который открывается предприятиям, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. По этому счету осуществляются все операции, связанные с реализацией товаров и услуг, обеспечением их производства, производственными и иными расходами. На этот счет зачисляется выручка. С этого счета списываются деньги для выдачи заработной платы, оплаты стоимости приобретаемых комплектующих и др., уплачиваются налоги. Этот счет позволяет совершать практически любые операции, поскольку владелец сам определяет направления использования средств, время и размеры производимых операций в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц банками РБ