Учет и аудит расчетов по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания дипломной работы – изучить особенности организации учета и аудита оплаты труда на рассматриваемом предприятии, а также наметить пути совершенствования учета оплаты труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Заработная плата как экономическая категория…………………………….6
1.1 Понятие и сущность заработной платы…………………………………………...6
1.2 Документация по учету личного состава, оплате труда…………………………9
1.3 Виды, формы и системы оплаты труда………………………………………….13
1.4 Состав и структура фонда оплаты труда………………………………………...23
Глава 2 Учет расчетов по оплате труда на ОАО «УАЗ»……………………………27
2.1 Краткая характеристика ОАО «УАЗ»……………………………………………27
2.1.1 Характеристика финансово – хозяйственной деятельности…………………27
2.1.2 Основные принципы организации оплаты труда…………………………….. 35
2.2 Учет и документальное оформление начисления заработной платы….………39
2.3 Учет и документальное оформление премий, доплат, надбавок и иных
выплат в пользу работника……………………………………………………….47
2.4 Порядок исчисления среднего заработка. Учет и документальное
оформление пособий по временной нетрудоспособности, отпусков…………56
2.5 Учет и документальное оформление удержаний из заработной платы……….70
2.6 Учет отчислений в фонд социальной защиты и их использование……………77
Глава 3 Организация процесса аудиторской проверки учета расчетов с
персоналом по оплате труда………………………………………………..83
3.1 Цели и задачи аудиторской проверки, источники информации……………….83
3.2 План и программа аудиторской проверки расчетов по оплате труда…………85
3.3 Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда…………………...90
3.4 Обобщение результатов аудиторской проверки………………………………...98
3.5 Пути совершенствования учета расчетов по оплате труда на ОАО «УАЗ»…101
Заключение…………………………………………………………………………...104
Список использованных источников……………………………………………….106

Вложенные файлы: 1 файл

50154.doc

— 828.00 Кб (Скачать файл)

Следует особо обратить внимание на правильность оформления и начисления различных выплат работникам. К ним относятся выплаты стимулирующего характера (премии, вознаграждения по итогам работы за год и др.), выплаты компенсационного характера (надбавки и доплаты за работу в ночное время, сверхурочные и др.), выплаты за не отработанное время (оплата очередных и дополнительных отпусков, по временной нетрудоспособности и др.), оплата простоев, брака и т.п.

Необходимо помнить, что  начисление премий должно быть подтверждено приказом руководителя, предусмотрено  в договоре, контракте, положении. 

При расчете пособия  по временной нетрудоспособности необходимо помнить, что размеры пособия  зависят от среднего заработка за предшествующий болезни год и непрерывного стажа работы. При расчете очередных отпусков необходимо помнить, что среднедневной заработок рассчитывается, исходя из трех предшествующих отпуску месяца. Донорские дни и дни, предоставляемые родителям по уходу за ребенком – инвалидом, рассчитываются исходя из среднедневного заработка за предшествующий год.

В соответствии с законодательством  из заработной платы могут быть произведены  следующие удержания:

  • налог на доходы физических лиц;
  • погашение задолженности  по ранее выданным авансам, а также сумм, излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки;
  • погашение задолженности по подотчетным суммам;
  • квартплата;
  • возмещение ущерба, причиненным работником предприятию;
  • за товары, купленные в кредит;
  • за подписку на газеты и журналы;
  • по исполнительным документам;
  • за брак продукции.

Другие удержания могут  быть произведены лишь с согласия работника. Следует также помнить, что сумма всех удержаний из заработной платы работника не может превышать 50% месячного заработка.

Налог на доходы физических лиц удерживается в порядке и  размерах, установленных Налоговым  кодексом РФ. При этом осуществляется арифметический контроль сумм удержанного  налога, подтверждается правомерность  применения льгот, предусмотренных действующим законодательством. Устанавливаются случаи не удержания или неполного удержания налога на доходы с сумм материальной помощи, подарков, компенсационных выплат.

Удержание по исполнительным листам производится только при наличии  этих листов,  либо на основании личного заявления работника.

Удержание за товары, проданные  в кредит, производится на основании  поручения – обязательства, предусмотренного Правилами продажи гражданам  товаров длительного пользования  в кредит (постановление правительства  РФ от 9 сентября 1993 года №895).

Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником предприятию, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника), либо по решению суда.

Немаловажным моментом проверки является проверка расчетов по внебюджетным платежам. В ходе аудиторской проверки по каждому уплачиваемому предприятием во внебюджетные фонды налогу необходимо проверить: правильность исчисления налогооблагаемой базы. Правильность применения налоговых ставок, правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность ведения аналитического и синтетического учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».  

В заключение проверки необходимо установить:

  • правильность проверки отнесения расходов к фонду оплаты труда;
  • правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг).

 

3.4 Обобщение  результатов аудиторской проверки

 

На заключительном этапе  аудиторской проверки просматриваются  все рабочие документы,  чтобы удостовериться в соблюдении аудиторских стандартов. По окончании аудиторской проверки руководству проверяемого предприятия предоставляется отчет аудитора, составленный в виде письма, включающий: описание сведений о недостатках, выявленных в бухгалтерском учете и в системе внутреннего контроля; перечень обстоятельств, при которых были выявлены эти недостатки, а также рекомендации по устранению этих недостатков. Отчетным документом аудитора может быть сводка нарушений, выявленных в результате формальной и арифметических проверок первичных учетных документов, представленных в таблице 25 [19, c.595].

Таблица 25 – Отчетный документ аудитора

                                                Отчетный документ аудитора

                        Сводка нарушений, выявленных в результате формальной проверки

                                             первичных учетных документов

Организация ОАО «УАЗ»                                                Аудитор ____________ /Усова Е.А

Проверяемый период 01.01.2004-31.12.2004

Аудиторская процедура, во время которой выявлено нарушение

Дата составления документа

Характер выявленных нарушений

Проверка оформления учетных первичных  документов, служащих основанием отражения  в учете операций по оплате труда

За первое полугодие 2004 года

Отсутствуют приказы на замещение  первых лиц

 

Установление полноты документов для предоставления льгот персоналу  предприятия и выплаты пособий

Папка справок

Отсутствуют заявления работников о предоставлении им  льгот

Аудитор ____________  

Отчетный документ принят и использован  в аудиторском отчете

______________ /Руководитель группы

«___» _________ 2005г.


 

По результатам проверки составляется аудиторское заключение. Аудиторское заключение представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, и никто не может трактовать его как-либо иначе.

Аудиторская организация  обязана предоставить аудиторское  заключение только экономическому субъекту в согласованном количестве экземпляров  и в обусловленные сторонами  сроки.

Аудиторское заключение содержит три части: вводною, аналитическую  и итоговую. Вводная часть включает все необходимые сведения об аудиторской  фирме или аудиторе, работающем самостоятельно. Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской организации (аудитора) достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

К аудиторскому заключению должна быть приложена установленная  законодательством бухгалтерская  отчетность экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское  заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.

В аудиторской практике применяются следующие виды  аудиторского заключения:

  • аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения;
  • модифицированное аудиторское заключение:

1)аудиторское заключение  с выражением мнения, не являющегося       
            безоговорочно положительным;

2)аудиторское заключение  с отрицательным мнением; 

3)аудиторское заключение  с отказом от выражения мнения.

Безоговорочно положительное мнение должно выражаться аудитором тогда, когда он приходит к заключению о том, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово- хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и метода ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности в РФ.

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

  • факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • факторы, влияющие на аудиторское мнение, которое могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

По результатам аудиторской  проверки, проведенной в ОАО «УАЗ»  было составлено модифицированное аудиторское  заключение с выражением мнения, не являющегося безоговорочно положительным (приложение Э).

 

3.5 Пути совершенствования  учета расчетов по оплате труда

 

Сложная организационная  структура предприятия, а главное  – разветвленная сеть бухгалтерской  службы, неизбежно приводят к несовершенству организации бухгалтерского учета  и, особенно, той его части, которая  связана с расчетами по оплате труда с персоналом предприятия. Бухгалтерия предприятия представлена главной бухгалтерией завода, в подчинении которой находятся бухгалтерии цеховых подразделений. Основной задачей главной бухгалтерии является правильное, четкое, своевременное составление бухгалтерской отчетности (промежуточной и годовой), задачей же цеховых бухгалтерий является правильное начисление зарплаты, своевременность всех видов удержаний. Отсюда возникает такая проблема как разобщенность главной и подчиненных ей бухгалтерий структурных подразделений. Бухгалтеры цеховых подразделений не составляют отчетностей, даже журналов – ордеров и ведомостей в пределах своих подразделений, хотя умение правильно составить отчетность является одним из требований работодателей к кандидатам на вакантные места. Поэтому проблема выделения структурных подразделений из структуры завода зрела давно и уже намечаются положительные сдвиги в решении этого важного вопроса. Даже для бухгалтерских служб это будет положительным сдвигом в будущее, т.к. новые знания увеличат их конкурентоспособность на рынке труда.

Второе, на что необходимо обратить внимание – это необходимость  модернизации компьютерной техники. Компьютерные программы, которые используют для  работы бухгалтера исследуемого предприятия, требуют обновления в связи с совершенствованием бухгалтерского учета. Для качественной работы всех звеньев управления необходимо не только модернизировать модельный ряд компьютерной техники, но и поменять программы с которыми приходиться работать.  

Следующим моментом можно выделить тот факт, что на рассматриваемом предприятии действует около 900 шифров начислений и удержаний по оплате труда. Такая массовость привела к тому, что автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом находится на очень низком уровне. Если на других предприятиях при начислении зарплаты в расчетных листах уже указан среднедневной заработок по рассматриваемому периоду для расчета очередных отпусков или больничных листов (что уже свидетельствует о том, как поставлена автоматизация процесса расчетов по оплате труда на предприятиях), то на  рассматриваемом предприятии такого нет. Невозможно сразу посмотреть ни среднедневной заработок, ни зарплату работника за несколько месяцев по компьютеру. Все это может рассчитать только бухгалтер – расчетчик вручную, используя калькулятор и бумажные носители информации - расчетные листы за все отработанные месяцы работником.          

Третьим основным недостатком в  организации расчетов с работниками  по оплате труда на рассматриваемом  предприятии можно выделить неэффективное использование плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №04-н. План счетов, применяемый на предприятии утвержден учетной политикой предприятия. В частности, удержания из заработной платы работников в основном производятся на счетах 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и  76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При этом к ним дополнительно открываются субсчета. Неэффективность заключается в том, что удержания при взысканиях задолженности в пользу третьих лиц, а также алиментов на содержание детей либо родителей относится на сч.76/01, а, допустим, удержания взносов по личному страхованию, профсоюзных взносов, оплата коммунальных услуг и квартирной платы, оплата кредитов и займов относятся на сч. 76/04. При таком большом количестве работников (свыше 15000 чел.) удержаний тоже накапливается много, и, следовательно, нет смысла все относить на один субсчет, ведь для внутреннего контроля и при проведении аудиторской проверки невозможно будет отследить удержанные суммы. 

Также можно выделить такой фактор, как текучесть кадров. Проведенный анализ в дипломной  работе данного явления свидетельствует  о том, что количество увольняющихся  работников за последние три месяца только увеличивается, что негативно  скажется на качестве выпускаемой продукции, а также на ритмичности работы всего предприятия. Среди факторов, влияющих на данный процесс, можно выделить достаточно низкую заработную плату и несовершенные условия труда. Проведенный анализ показал, что заработная плата за последние четыре года только увеличилась, причем в два раза, но темпы роста заработной платы на предприятии не сравнимы с темпами роста инфляции. Вредные условия труда (шум, чугунная и металлическая пыль, опасные штамповальные пресса) приводят к заболеваниям органов слуха, зрения, дыхательных путей, хотя на предприятии производятся компенсационные выплаты за вредные условия труда.

И последнее на что  хотелось бы обратить внимание, это  несовершенство внутренних межцеховых расчетов. Часто все решается на уровне звонков друг другу, пренебрегая требованиями своевременного документального оформления расчетов не только в конце месяца.

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев подробно систему оплаты труда на рассматриваемом  предприятии, можно сделать следующие выводы: во-первых, что право предприятий самостоятельно формировать политику оплаты и организовывать бухгалтерский учет, позволяют довольно точно отражать затраченный труд и оплачивать его. С другой стороны труд – важная составляющая себестоимости продукции. Четкий контроль затрат на оплату труда позволяет выпускать конкурентоспособную  продукцию, снижая долю расходов на труд в цене продукции.

Информация о работе Учет и аудит расчетов по оплате труда