Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

В годы Великой Отечественной войны потребность армии и флота в пополнении личным составом резко возросла, поэтому критерии отбора на военную службу по морально-психологическому фактору, как и по другим, были значительно пересмотрены.

Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1967 г. подтвердил всеобщий характер воинской службы как почетной конституционной обязанности граждан СССР, установив, что все мужчины, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, обязаны проходить военную службу (ст. 3). Ст. 26 Закона было установлено единственное ограничение для привлечения на военную службу по морально-психологическому фактору: призыву на военную службу не подлежали лица, отбывающие уголовное наказание, а также лица, в отношении которых ведется дознание либо следствие или уголовное дело рассматривается судом. Такое же ограничение содержалось и в нормативных актах, регулирующих прохождение службы отдельными категориями военнослужащих: офицеров, прапорщиков и мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, женщин400.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года подробно регламентирует вопросы изъятий от привлечения граждан на военную службу по морально-психологическим качествам. В соответствии со ст. 23 указанного Закона не может быть призван на военную службу гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость. По аналогичному Закону РФ 1993 г. не призывался на военную службу гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (ст.20), к категории которых отнесены все преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 71 УК РФ401. Действующее законодательство пошло по пути ужесточения отбора призываемых контингентов, исключив из них также граждан, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы и ареста.

Основанием для отказа в заключении контракта о прохождении военной службы является наличие у гражданина (лица) неснятой или непогашенной судимости (ст. 30). Таким образом, для лиц, добровольно поступающих на военную службу, законодатель установил по рассматриваемому критерию более жесткие требования, что вполне естественно и соответствует мировой практике. В то же время снятие (по решению суда) или погашение (в связи с истечением определенного срока – ст. 57 УК РФ) судимости дает гражданину возможность поступить на военную службу  в добровольном порядке при его соответствии другим требованиям402.

5. Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать профессионально-психологическим требованиям (п. 1 ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Это обусловлено вооружением войск сложной боевой техникой, требующей особых способностей к ее управлению, а также психологической предрасположенности к этому конкретного лица.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в порядке, определяемом пп. 9–10 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы, а в Вооруженных Силах РФ также приказом министра обороны РФ  2000 г. N 50, директивой министра обороны РФ «О требованиях к гражданам, поступающим на военную службу по контракту» от 13 августа 1993 г. N Д-78. В органах ПС ФСБ РФ действует приказ ФПС РФ «Об организации профессионального отбора граждан и военнослужащих для прохождения военной службы в организациях и войсках ФПС России на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин» от 16 октября 1996 г.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина или военнослужащего для подготовки (обучения) и военной службы на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь – первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует требованиям воинских должностей);

б) рекомендуется – вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям воинских должностей);

в) рекомендуется условно – третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует требованиям воинских должностей, допускается к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);

г) не рекомендуется – четвертая категория профессиональной пригодности   (не соответствует требованиям воинских должностей).

На военную службу по контракту не может быть принят гражданин (лицо) отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

6. Следующими взаимосвязанными  условиями возникновения военно-служебного  отношения являются соответствие общеобразовательному цензу и уровню профессиональной подготовки.

Указанные требования предъявляются лишь к тем лицам, которые желают поступить на военную службу по контракту, о чем имеется прямое указание в ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Каких-либо условий по образовательному цензу или уровню профессиональной подготовки для лиц, привлекаемых на военную службу по призыву, действующее законодательство не содержит. Уставом о воинской повинности 1874 года403 (ст.193) для вольноопределяющихся, т.е. поступающих на военную службу по собственному желанию, предусматривалась необходимость иметь надлежащее удостоверение (диплом, аттестат или свидетельство) об окончании курса одного из перечисленных в Уставе учебных заведений первого разряда, или об окончании курса шести классов среднего учебного заведения либо второго класса духовной семинарии, или же о выдержании соответствующего одному из этих курсов испытания.

В армии зарубежных стран, комплектуемые на добровольной основе (США, Великобритания и др.), предпочитают набирать лиц, в основном имеющих среднее образование, а к сержантскому и офицерскому составу предъявляются повышенные требования.

Так, в армии США при поступлении на военную службу кандидаты сдают квалификационные испытания в целях выявления их общеобразовательного уровня, наклонностей и способностей, возможности и целесообразности использования по избранной ими специальности. Для поступления на военную службу кандидат должен набрать минимально допустимое число баллов, установленное для каждой военно-учетной специальности. Добровольцу, не набравшему необходимого количества баллов по избранной им специальности, но прошедшему квалификационные испытания с положительным результатом, может быть предложена другая специальность404.

В Инструкции МО РФ по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту405, установлено, что кандидаты на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров, должны иметь высшее профессиональное образование, полученное в гражданских высших учебных заведениях, родственное избранной военной специальности, высшее или среднее профессиональное образование, полученное в военно-учебных заведениях, или иметь воинское звание офицера запаса, преимущественно с опытом работы по избранной военной или родственной ей гражданской специальности.

Кандидатам на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков и мичманов, необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование, полученное в гражданских высших или средних специальных учебных заведениях, родственное избранной военной специальности, среднее или начальное профессиональное образование, полученное в школах техников или в школах прапорщиков и мичманов, или иметь воинское звание прапорщика (старшего прапорщика), мичмана (старшего мичмана) запаса, преимущественно с опытом работы по избранной военной или родственной ей гражданской специальности.

Таким образом, перечисленные требования к гражданам, призываемым или лицам, поступающим на военную службу, являются необходимыми предпосылками возникновения военно-служебного правоотношения. Однако, как уже было отмечено ранее, для его возникновения необходимо наступление ряда юридических фактов, представляющих собой сложный фактический состав, который различен для граждан призываемых на военную службу  и поступающих на нее в добровольном порядке. Следовательно, существенное значение имеет вопрос об основании возникновения  военно-служебного отношения406.

Военно-служебное отношение как результат воинской обязанности граждан возникает в силу одностороннего акта государства. Точное определение момента возникновения военно-служебного отношения является чрезвычайно важным вопросом, поскольку этот момент фиксирует переход гражданина из общегражданского статуса в военно-служебный и создает для него ряд новых отношений к государству407.

Призыв граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется на основании указа Президента Российской Федерации408, который является публичным правовым актом, определяющим необходимость исполнения воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву для лиц, достигших призывного возраста. В то же время сам указ не порождает возникновения военно-служебного правоотношения, он играет роль юридического факта, который в совокупности с требованиями, предъявляемыми к гражданам,   привлекаемым  на военную службу, и  рядом других юридических фактов приводит к возникновению военно-служебного отношения, т.е. указ о призыве играет роль юридического основания для его возникновения.409

Возникновение военно-служебного отношения по законодательству Российской Федерации неотъемлемо связано с началом военной службы, которое для военнослужащих Российской Федерации установлено п. 10 
ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».  Именно с момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с присущим ему особым правовым статусом, т.е. он приобретает определенные права и обязанности и на него возлагается ответственность.

Начало военной службы является юридическим фактом (событием), с которым связано распространение на гражданина статуса военнослужащего, т.е. приобретение им прав и возложение на него обязанностей и ответственности.

  Началом военной службы считается410:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, — день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы.

б) для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата любого уровня;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

г) для лиц, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта;

д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, — день зачисления в указанные учебные заведения.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает возникновение, изменение и прекращение военно-служебных отношений в зависимости от обстоятельств, наступление которых только предполагается (например, увольнение военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья и др.).

Начало возникновения военно-служебного отношения определяется моментом возложения на граждан (лиц) общих обязанностей и приобретения ими общих прав военнослужащих. В полном объеме военно-служебное отношение, содержанием которого являются права и обязанности военнослужащих,  возникает с зачислением в списки воинской части, принятием Военной присяги и назначением на воинскую должность.

Еще одним основанием для возникновения военно-служебного отношения  по законодательству Российской Федерации является свободное соглашение, т.е.  контракт о прохождении военной службы411.

Таким образом, добровольное поступление на военную службу является следствием публично-правового договора. По мнению А.В. Кудашкина военно-служебное отношение возникает не с момента соглашения о таком договоре, а с момента вступления в силу акта о поступлении на военную службу, которым является указ Президента РФ, приказ руководителя федерального органа исполнительной власти или иного соответствующего должностного лица412.

В советский период нашего государства военно-служебные отношения в добровольной форме возникали на основании двустороннего соглашения о поступлении на военную службу, оформленного административным правовым  актом о начале военной службы в том или ином составе военнослужащих. Момент возникновения военно-служебных отношений определялся  моментом издания приказа о зачислении на сверхсрочную военную службу, присвоении воинского звания высшего состава (для солдат, матросов, сержантов и старшин – прапорщика или мичмана; для прапорщиков или мичманов – воинского звания офицера), а для лиц, пребывающих в запасе, – днем убытия к месту службы, указанным в предписании военного комиссариата. 

В сравнении с дореволюционным законодательством законодательство советского периода в вопросе возникновения военно-служебных отношений не претерпело существенных изменений, что объясняется тем, что основным способом комплектования, являлся призыв граждан на военную службу, а военная служба признавалась большинством населения страны почетной обязанностью гражданина.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы