Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания дипломной работы – исследование процесса развития Беларуси, гражданского права БССР и права в целом, определение его влияния на развитие гражданско-правовых отношений в Республики Беларусь.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
- рассмотреть формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов;
- познакомиться с рецепцией норм гражданского права БССР при разработке гражданского права Республики Беларусь;
- рассмотреть влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов 5
1.1. Формирование Белорусской государственности и развитие права (октябрь 1917-1920 гг.) 5
1.2. Общие направления в развитии государства и национального права в 1920-ые – первой половины 1930-ых годов 16
Глава 2. Развитие гражданского права БССР 1920-х – 1930-х годах 25
2.1. Гражданское право БССР в период НЭПа 25
2.2. Гражданский кодекс БССР 1923 года 38
2.3. Нарушения права собственности в гражданском праве БССР в 1930-х годах 48
2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов 52
Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь 56
3.1. Развитие гражданского законодательства Республики Беларусь в 1990-е годы 56
3.2. Кодификация гражданского законодательства Республики Беларусь 65
Заключение 98
Список использованных источников и литературы: 102

Вложенные файлы: 2 файла

5512 Диплом (Доработка).doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые вопросы исполнения обязательств, в том числе и  обязательств вследствие неосновательного обогащения, регулирует Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь».

В римском праве существовало понятие "обязательство как бы из договора" (quasi ex contractu). [57] Этим термином обозначались обязательства, возникавшие при отсутствии между сторонами договора, но по своему характеру и содержанию сходные с обязательствами, вытекающими из договора. Основанием возникновения таких обязательств должно являться дозволенное действие, порождающее последствия, сходные с последствиями, вытекающими из того или иного договора. Одним из обязательств "как бы из договора" римские юристы признавали "обязательство вследствие неосновательного обогащения".

На практике исполнение этой обязанности иногда сопряжено  с некоторыми сложностями. Так, если вернуть потерпевшему деньги технически несложно (просрочка их возврата может стать основанием для начисления на сумму неосновательного денежного обогащения процентов по статье 366 ГК с момента, когда приобретатель узнал или должен был узнать об обогащении за счет потерпевшего), то возврат другого имущества может быть сопряжен с трудностями правового характера.

Законодатель требует, чтобы имущество, за счет которого приобретатель  неосновательно обогатился, было возвращено потерпевшему в натуре. При этом приобретатель обязан передать не только имущество, но и его принадлежности (например, документацию).

Встречаются ситуации, когда  потерпевшему с его согласия возвращается не то же самое, а равноценное имущество.

Иногда возвратить имущество  невозможно, поскольку его уже  нет, а заменить нечем. В таких  случаях возмещается действительная стоимость имущества на момент его приобретения (если с этого момента цена стала меньше).

Встречаются ситуации, когда  в течение времени, пока имущество  находилось у неосновательного приобретателя, считающего себя законным владельцем, непреднамеренно происходят недостача или порча имущества. В таких случаях приобретатель несет ответственность, если названные последствия произошли после того, как он узнал или должен был узнать о неосновательности обогащения. Если же недостача или порча вещи произошли до того, как приобретатель узнал о неосновательности своего обогащения, его ответственность наступает, если неблагоприятные последствия с вещью произошли в результате его умышленных действий или по причине его грубой неосторожности. Приобретатель, который произвел улучшения неосновательно полученного им имущества, становится беззащитным перед потерпевшим, поскольку порядок возмещения приобретателю стоимости таких улучшений в ГК не урегулирован. Тем не менее, это не исключает возможность предъявления потерпевшему соответствующего требования.

В целом законодательство Республики Беларусь, регулирующее вопросы  обязательств вследствие неосновательного обогащения, соответствует требованиям, предъявляемым к такому законодательству международными договорами, конвенциями и соглашениями, действующими для Республики Беларусь.

Оснований для подготовки проектов законов Республики Беларусь в целях совершенствования законодательства Республики Беларусь, регулирующего  вопросы обязательств вследствие неосновательного обогащения, не имеется.

7. Интеллектуальная собственность [57]

Общие положения законодательства Республики Беларусь об интеллектуальной собственности сосредоточены в  ГК (Раздел V «Исключительные права  на результаты интеллектуальной деятельности (Интеллектуальная собственность)»). В развитие положений ГК приняты специальные законы, посвященные отдельным объектам интеллектуальной собственности.

Среди них можно выделить:

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О географических указаниях»;

Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»;

Указ Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006 г. № 513 «О патентных  пошлинах»;

Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» и др.

Нормы вышеназванных  актов уточнены в постановлениях Правительства Республики Беларусь и актах Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. Действуют более пятидесяти актов законодательства, посвященных объектам интеллектуальной собственности. Среди них: [57]

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 403 «О мерах по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 2003 г. № 900 «Об утверждении Положения о секретных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах»;

Постановление Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 19 «Об утверждении Правил составления, подачи и предварительной экспертизы заявки на выдачу патента на изобретение»;

Постановление Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 18 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец»;

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. № 9 «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой права на товарный знак и знак обслуживания»;

Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 4 апреля 2005 г. № 4 «Об утверждении Инструкции о порядке обращения с заявками на секретные изобретения, полезные модели, промышленные образцы»;

Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 29 ноября 2004 г. № 5 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию топологий интегральных микросхем и внесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые акты» и др.

В 2007 году законодательство Республики Беларусь об интеллектуальной собственности существенных изменений не претерпело. Указом Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006 г. № 513 «О патентных пошлинах» установлены размеры пошлин, уплачиваемых за совершение юридически значимых действий, связанных с патентами на изобретение, полезную модель, промышленный образец, сорт растения, регистрацией топологии интегральной микросхемы, товарного знака и знака обслуживания, наименования места происхождения товара и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, совершение иных юридически значимых действий в отношении объектов промышленной собственности, а также связанных с деятельностью патентных поверенных Республики Беларусь.

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» во все законы Республики Беларусь, посвященные отдельным объектам права промышленной собственности, были внесены изменения, касающиеся компетенции Президента в отношении патентных пошлин.

За несколько последних  лет в Республике Беларусь были проведены  научные исследования в сфере  смежных прав, недобросовестной конкуренции, правовой охраны служебных объектов интеллектуальной собственности, а также изобретений, объектами которых являются биотехнологические продукты.

В целом законодательство Республики Беларусь об интеллектуальной собственности соответствует требованиям, предъявляемым к такому законодательству международными договорами, конвенциями и соглашениями, действующими для Республики Беларусь.

Вместе с тем в  настоящее время разрабатывается  проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам интеллектуальной собственности». Его целью является: совершенствование норм законов с учетом практики их применения, унификация законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации (пункт 11 плана подготовки законопроектов на 2008 год).

8. Наследственное право 

Основные положения  законодательства Республики Беларусь о наследовании сосредоточены в  ГК (Раздел VI «Наследственное право»).

Требования к оформлению наследства изложены в Законе Республики Беларусь от 18 июля 2004 года «О нотариате и нотариальной деятельности» и нормативных правовых актах Министерства юстиции Республики Беларусь.

Предложения по совершенствованию  норм раздела VI ГК, высказывались в  отдельных статьях в специальных  юридических периодических изданиях.

Принятием Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 года «О нотариате и нотариальной деятельности» были внесены изменения в порядок совершения нотариальных действий в связи с оформлением наследственных прав. Изменениями в Консульский устав Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г. № 82, на консула возложены определенные обязанности по совершению нотариальных действий, в том числе удостоверению завещаний. В связи с этим в раздел VI Гражданского кодекса были внесены соответствующие изменения.

Оснований для подготовки проектов законов Республики Беларусь в целях совершенствования законодательства Республики Беларусь о наследовании не имеется.

9. Международное частное  право 

Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в сфере МЧП, является Гражданский кодекс Республики Беларусь, в котором МЧП посвящен раздел VII.

Отдельные нормы МЧП  содержатся также в Конституции  Республики Беларусь, таких кодифицированных нормативно – правовых актах, как  Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Трудовой кодекс Республики Беларусь и др., иных законах Республики Беларусь (Законе Республики Беларусь от 3 июня 1993 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», Законе Республики Беларусь от 22 февраля 1995 года «О беженцах», Законе Республики Беларусь от 18 июля 2004 года «О нотариате и нотариальной деятельности» и т.д.), нормативно – правовых актах Главы государства (например, Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности», регламентирующий, в том числе вопросы обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь), ряде подзаконных нормативных правовых актов. [57]

В литературе высказывается  мнение о необходимости кодификации  норм МЧП. При этом предполагается сосредоточение таких норм в отдельном законе о международном частном праве. Однако исходя из количества нормативных  правовых актов Республики Беларусь, в которых содержатся положения МЧП, и их разноотраслевой принадлежности, кодифицировать все нормы МЧП в одном акте полагаем практически невозможным и нецелесообразным.

Вывод:

В настоящее время  законодательство Республики Беларусь в области регулирования правового положения физических и юридических лиц представляет собой систему нормативных правовых актов, определяющих статус, права, обязанности и ответственность участников гражданского оборота. Гражданский оборот охватывает и гражданско-правовые отношения, в которые вступают граждане и юридические лица, а также граждане между собой, и хозяйственные отношения, которые традиционно складывались между юридическими лицами либо между юридическими лицами и государством, вступающим в хозяйственные отношения через государственные юридические лица.

Сложившаяся в настоящее время модель законодательства Республики Беларусь в сфере МЧП представляется наиболее оптимальной и отвечающей существующим потребностям в правовом регулировании в указанной сфере.

 

Заключение

 

Анализ нормативных  источников и научной литературы показал, что развитие гражданского права БССР в 20-е годы шло по нескольким направлениям:

во-первых, специальными постановлениями ЦИК БССР вводились  в действие на территории БССР законодательные акты РСФСР (Гражданский кодекс РСФСР 1923 г., Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г.);

во-вторых, органы власти и управления БССР принимали собственные  нормативно-правовые акты ("О производстве торговли 1921 г., Земельный кодекс 1923, 1925 г., Лесной кодекс 1924 г. "О производстве торговли" 1921 г., Земельный кодекс 1923, 1925 г., Лесной кодекс 1924 г. "О порядке установления прав на промышленные предприятия 1924 г. и др.);

в-третьих, действовали  законодательные акты РСФСР, которые  постановлением ВЦИК РСФСР вводились в действие "на всей территории РСФСР и всех союзных и автономных республик";

в-четвертых, законодательные  акты СССР, действующие на территории БССР (Конституция СССР 1924г. и др.).

В заключение сделаем  некоторые выводы:

1. В период нэпа гражданское право должно было выполнять две трудносовместимые задачи: всемерно способствовать развитию товарно-денежных отношений, становлению экономики страны и развитию частной инициативы, предпринимательства и в то же время ставить надежные заслоны любым попыткам частных лиц извлекать материальную выгоду за счет ухудшения экономического положения государственных предприятий и организаций.

В ГК БССР 1923 г. включены статьи, поражающие недействительностью  кабальные и другие сделки, наносящие  ущерб трудящимся, а также статьи, устанавливающие ряд льгот для трудящихся в области жилищного найма, право преимущественного удовлетворения претензий по заработной плате перед всеми другими долгами. Указав, что «гражданские права охраняются законом», кодекс в первой же статье установил, что не будут защищаться эти права в том случае, когда они «осуществляются в противоречие с их социально-хозяйственным назначением», т. е. когда ими будут злоупотреблять во вред интересам социалистического строительства.

Расшифровка сокр.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь