Медиация как институт гражданского права и процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является комплексное исследование медиации как примирительной процедуры.
В соответствии с целью поставленными задачами являются:
• исследование истории возникновения примирительных процедур в России;
• анализ развития медиации за рубежом;
• изучение понятия и сущности медиации;
• рассмотрение принципов медиации;
• характеристика классификации медиации;
• раскрытие преимуществ и перспектив медиации;
• определение проблем правового регулирования медиации в России.

Вложенные файлы: 1 файл

диссер гот.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Медиация –  это старинная форма разрешения споров, предполагающая участие незаинтересованной нейтральной стороны, авторитетной для всех ее участников. На протяжении многих веков она с большим  успехом применяла в дипломатии, при улаживании конфликтов с соседями, профессиональными группировками, политическими партиями, государствами. И в наше время медиация играет существенную роль. Сейчас можно констатировать, что это молодая междисциплинарная отрасль, вобравшая в себя весь ценнейший опыт, позволяющий без привлечения судебных органов достичь соглашения между сторонами, вовлеченными в конфликт.

Актуальность  исследуемой темы объясняется принятием  Федерального закона Российской Федерации 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившего в силу с 1 января 2011 годам. С его принятием появился относительно новый институт права, который существовал и ранее, но не был легализован на государственном уровне, не был урегулирован нормативным актом. Для России это является шагом к построению настоящего правового и развитого государства, ничем не уступающего западным странам в вопросах цивилизованного урегулирования споров. Вместе с тем «современное общество все чаще сталкивается с проблемой нарушения социальных связей. Разрушение уже сложившихся отношений, отклонения в поведении людей, поступки, не отвечающие нормам морали, порой требуют иной реакции общества, нежели наказание и осуждение».

Объектом исследования данной дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе медиации между участниками процедуры, преимущества, проблемы и недостатки.

В качестве предмета выступает законодательство Российской Федерации и зарубежный опыт, мнения авторитетных ученых, тенденции в развитии медиации, изучение всего этого помогло в достижении цели данной дипломной работы.

Целью написания  дипломной работы является комплексное  исследование медиации как примирительной процедуры.

В соответствии с целью поставленными задачами являются:

  • исследование истории возникновения примирительных процедур в России;
  • анализ развития медиации за рубежом;
  • изучение понятия и сущности медиации;
  • рассмотрение принципов медиации;
  • характеристика классификации медиации;
  • раскрытие преимуществ и перспектив медиации;
  • определение проблем правового регулирования медиации в России.

Методологическую  основу исследования составляют: сравнительный  анализ нормативной базы, обобщение  учебной и специализированной литературы, изучение и интегрирование разнообразных  точек зрения различных авторов монографий и статей, учебных материалов, использование исторического метода.

Эмпирической  базой являются монографии, статьи, книги таких авторов как Блакитная О.С., Виноградова Е.А., Шамликашвили Ц.А., Яковлев В.Ф., Зайцев А.М., Немытина М.В., Носырева Е.И., Аболонин В.О., Ярков В.В., Решетникова И., Чуча С.Ю. и другие.

Дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава  изучает становление медиации в  России и за рубежом. Данная глава  состоит из двух пунктов: истории  возникновения примирительных процедур в России и развитие медиации за рубежом.

Глава вторая исследует  теоретико-правовой аспект медиации как  примирительной процедуры. В ее состав входят три пункта: понятие и сущность медиации, принципы медиации и классификация  медиации.

Третья глава  «Преимущества и недостатки медиации»  в свою очередь тоже состоит из двух пунктов: преимущества и перспективы  развития медиации и проблемы правового  регулирования медиации в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОКРАЩЕНИЯ

 

ЮНСИТРАЛ (от англ. United Nations Commission on International Trade Law — UNCITRAL) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли.

КИА - Канадский Институт арбитража

АРС (ADR) – Альтернативное Разрешения Споров (Alternative dispute resolution)

АПК РФ – Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации

ГПК РФ - Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации

ГК  РФ - Гражданский Кодекс Российской Федерации

СМИ – Средства Массовой Информации

ФЗ - Федеральный Закон

УрГЮА – Уральская Государственная Юридическая Академия

ЕС – Европейский Союз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ

    1. Развитие института медиации за рубежом

 

Медиация как  посредничество появилось задолго  до нашей эры. В древней Греции существовала практика использования  посредников, римское право, начиная  с Кодекса Юстиниана, признавало посредничество.

В некоторых  традиционных культурах к фигуре посредника относились с особым уважением  и почитали наряду со жрецами или  вождями племени. Люди часто искали помощи посредника при разрешении конфликтов. Такие примеры часто встречаются  в исторических памятниках литературы, в народном творчестве. Однако тысячелетия назад медиация происходила не так, как сейчас. Время шлифовало ее, исправив некоторые моменты в сторону большей эффективности.

Процедура медиации – примирительные методы урегулирования споров применялись со времен существования первобытного общества. Необходимостью для привлечения третьей нейтральной стороны для разрешения конфликтов являлось, прежде всего, желание выжить. Наибольшее развитие в древнем мире эта процедура получила в регионах с наиболее развитой торговлей. Историки находят корни современной медиации у Финикийской цивилизации, основой которой была морская торговля, и в Древнем Вавилоне. Широкое распространение получил институт посредничества в Китае и Японии. В этих странах и сегодня нормы морали ставят примирение сторон посредством диалога намного выше, чем решение проблемы государственным судом1.

Во многих племенах Африки существует структура народного  собрания. У каждого есть право  создавать такое собрание, в котором  любой уважаемый человек может участвовать в качестве медиатора, чтобы помочь участвующим сторонам разрешить их конфликт. Роль посредника хотя и различна, но, кажется, все ищут урегулирования спора без суда и применения санкций.

Другие примеры  медиации найдены в деревнях Иордании, Малайзии, Латинской Америке и в Испании.

Представители церквей и религий также выступали  в роли посредников в конфликтах. Церковь в Западной Европе, была, вероятно, наиболее значительной организацией по выполнению медиации и урегулированию конфликтов в средние века. Священники были посредниками в семейных спорах, в преступлениях и дипломатических конфликтах.

Медиация в  ее современном понимании начала развиваться во второй половине двадцатого века, прежде всего, в странах англо-саксонского  права – США, Австралии, Великобритании, а затем она постепенно начала распространяться в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, применялись при разрешении споров в семейных правоотношениях. Впоследствии медиация получила признание при разрешении споров самого широкого круга: от семейных конфликтов до сложных многосторонних конфликтов в коммерческой и публичной сферах2.

Наиболее длительная история применения медиации связана  с международными отношениями. В  этой сфере медиация осознанно применялась  уже в средние века и продолжает с успехом применяться в современной международной практике.

Последние два  десятилетия все больше внимания уделяется возможностям медиации при  разрешении хозяйственных и экономических  споров, что обеспечивает максимальную выгоду хозяйствующим субъектам. Ведь вопросы конфиденциальности, быстроты принятия решений, сохранения репутации – это аспекты, без которых невозможно обеспечить успех и жизнеспособность современного бизнеса.

В западных странах  медиация сегодня – это уже  не только механизм разрешения созревшего конфликта, а зачастую также эффективный способ предупреждения конфликтов, способных перерасти в длительные судебные тяжбы. Это одинаково касается и внутрикорпоративных, и межкорпоративных споров. Поэтому крупные и средние компании при возникновении конфликта обращаются к внешним медиаторам, при этом обучают сотрудников своих правовых департаментов и персонал именно этому методу разрешения споров, который гарантированно способствует уменьшению финансовых затрат на судебное разбирательство, совершенствованию корпоративной культуры и повышению профессиональной компетентности сотрудников3.

Попытка внедрить обязательную медиацию не принесла значимых результатов. Фактически судьи не назначали  к слушанию дела, если стороны не попытаются сначала сесть за стол переговоров. Но адвокаты и стороны подходили к данному вопросу как лишь к еще одному формальному препятствию, которое необходимо пройти.

Но вопрос заключался не только в том, должна ли медиация в судебном процессе изначально быть добровольной или обязательной, а в том, может ли она быть эффективной, если применяется судом автоматически.

Так в судах  штата Нью-Джерси был применен такой  подход – медиация не применяется  только тогда, когда стороны обоснованно  объяснят причины, по которым медиация в их случае неприменима. Аналогичная схема была задействована в одной из провинций Канады. И результат был поразительным – отказы от медиации были всего лишь в 1–2% от всех дел за два года проекта.

А вот в Центральном  Лондонском суде подобный пилотный проект потерпел полный крах. За один год отказов от медиации было 80% от всех рассматриваемых дел. Причины две:

1. Судья, которому  было поручено рассмотрение возражений  против медиации, подошел к этому  формально и совсем не сумел  убедить стороны прибегнуть к медиации.

2. Споры в  основном рассматривались о причинении  личного вреда. А страховщики  и адвокаты категорически отказывались  о медиации.

И все же в  плане обязательности процедуры  Великобритания пошла на компромиссный  вариант: если какая-то из сторон отказывается от предложенной судом процедуры медиации, она должна понести все судебные расходы, даже если выиграла дело. И это принесло свои плоды в части использования процедуры медиации. В Великобритании была создана также специальная служба – горячая линия, куда можно позвонить из любого конца страны, охарактеризовать конфликт, свои предпочтения относительно медиатора, и вам предложат целый список специалистов, подходящих к вашим требованиям.

Институт медиации в современном виде возник в середине ХХ в. в США. К началу XX в. в американской экономике возникла новая форма конфликтов – противостояние между образовавшимися профсоюзами и работодателями. Тогда власти США предложили участникам споров использовать министерство труда в качестве нейтрального посредника. В 1947 году для выполнения этой задачи был создан специальный федеральный орган – Федеральная служба США по медиации и примирительным процедурам, который действует и сегодня. Впервые был употреблен термин «медиация». Хотя эта форма еще не имела характера самостоятельной процедуры, тем не менее, она заложила основу для дальнейшего развития института4.

Медиация превратилась в самостоятельную процедуру  с середины 70-х годов. В 1981 году профессоры Гарвардской школы права Роджер Фишер и Уильям Юри опубликовали результаты своих исследований под заголовком «Getting to Yes». Суть Гарвардской концепции, часто определяемой как «совместные действия», основана на разграничении позиции и интересов. Так, в процессе переговоров стороны обозначают свои юридические позиции, которые зачастую являются диаметрально противоположными, что и ведет к невозможности компромисса. В то же время за жесткими позициями сторон (которые представляют собой самостоятельно разработанный вариант решения) стоят, прежде всего, определенные потребности (интересы), которые в отличие от позиций не являются диаметрально противоположными. Если в ходе переговоров удастся определить эти интересы сторон, то будет сделан огромный шаг на пути к достижению соглашения. Медиатор строит переговоры таким образом, чтобы на первый план вышли именно интересы сторон. То есть достигнутое в процессе медиации решение будет являться взаимовыгодным, нет победителей и проигравших – комбинация «win-win».

В США вся  система права направлена на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до суда. Судебное разбирательство может быть прервано для обращения сторон к медиатору. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса в этой стране не проходит ни один серьезный переговорный процесс, выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации, существуют Национальный институт разрешения диспутов, частные и государственные службы медиации. Большое влияние имеет Американская арбитражная ассоциация.

В Германии медиация гармонично встроена в систему правосудия. Например, посредники работают прямо при судах, значительно снижая количество потенциальных судебных тяжб. В большинстве немецких школ права введен постоянный курс медиации. Доктором Артуром Троссеном создана и успешно действует Международная ассоциация интегрированной медиации, которая объединяет медиаторов более чем из 10 стран мира. Австрия одна из немногих стран мира, где профессия медиатор внесена в номенклатуру профессий. В Австрийском законодательстве предусматривается, что соглашение по результатам медиации, проводимой в связи с имеющимся судебным производством, может быть признано судом, в то время как результат досудебной медиации судебной защиты не получает.

Информация о работе Медиация как институт гражданского права и процесса