Организация защиты прав и соблюдение интересов потребителей на современном этапе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:59, курсовая работа
Краткое описание
В данной работе будут рассмотрена организация защиты прав и соблюдение интересов потребителей на современном этапе. Цель данной работы изучение соблюдение интересов потребителей.
Содержание
Введение 1.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СОБЛЮДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 4 1.1. Современное состояние защиты прав потребителей 4 1.2. Совершенствование законодательства о защите прав потребителей 10 1.3. Информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей 14 2. АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, КАЧЕСТВА СЕРВИСА И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ЗАЩИТЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РФ. 25 2.1 Данные по защите прав потребителей - проверки Роспотребнадзора 25 2.2 Уровень удовлетворенности потребителей качеством сервиса на предприятиях торговли 29 2.3 Рассмотрение опыта судебной защиты прав потребителей. 33 Заключение 42 Список используемой литературы 44
В данной работе будут рассмотрена
Организация защиты прав и соблюдение
интересов потребителей на современном
этапе.
Цель данной работы изучение
соблюдение интересов потребителей.
Национальная политика в сфере
защиты прав потребителей заняла прочные
позиции в социально-экономических преобразованиях,
происходящих в стране. Она осуществляется
в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических
и правовых реформ, институциональными
преобразованиями, развитием конкуренции,
а также с учетом их влияния на экономическое
положение граждан на потребительском
рынке товаров, работ, услуг. Тем самым
политика в сфере защиты прав потребителей
призвана в полной мере способствовать
достижению стратегической цели социально-экономических
программ Правительства Российской Федерации
до 2010 года - повышению уровня жизни населения.
Международные основы политики
в сфере защиты прав потребителей определены
(Руководящими принципами для защиты прав
потребителей), принятыми Генеральной
Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 года (резолюция
39/248). К основным правам потребителей этим
документом отнесены права на безопасность
товаров, информацию, выбор товаров, выражение
своих интересов, удовлетворение основных
потребностей, возмещение ущерба, потребительское
образование, здоровую окружающую среду,
экологическую безопасность.
Национальная политика в сфере
защиты прав потребителей основывается
на Конституции Российской Федерации,
Гражданском кодексе Российской Федерации,
Законе Российской федерации о защите
прав потребителей (с изменениями и дополнениями,
внесенными Федеральным законом от 17.12.99
N 212-ФЗ), иных федеральных законах и нормативных
правовых актах, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей.
Организационную основу государственной
потребительской политики составляет
сформированная в соответствии с законодательством
национальная система защиты прав потребителей.
1.ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАЩИТЫ ПРАВ И СОБЛЮДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Современное состояние защиты
прав потребителей
С введением в действие в апреле
1992 года Закона Российской Федерации о
защите прав потребителей (далее - Закон)
была создана правовая основа для формирования
и реализации целенаправленной политики
в этой сфере.
За эти годы создано законодательство,
гармонизированное с Гражданским кодексом
Российской Федерации (далее - ГК РФ) и
обеспечивающее защиту прав потребителей
с учетом специфики отдельных секторов
потребительского рынка товаров (работ,
услуг).
Развивается законодательство
в сфере качества, в том числе безопасности
продукции, работ и услуг. При этом решается
проблема переориентации системы обязательной
сертификации продукции и услуг на более
прогрессивные способы подтверждения
соответствия, перенесения ответственности
изготовителей и органов по сертификации
за правильное оформление и наличие документов,
подтверждающих соответствие продукции
и услуг обязательным требованиям стандартов,
на обеспечение их качества и безопасности.
Осуществлялась работа по учету
законных прав и интересов граждан-потребителей
при разработке законопроектов, регулирующих
отношения в социальных областях, в том
числе и отношения с участием потребителей.
В соответствии с Законом создана
национальная система защиты прав потребителей,
которую образуют федеральный антимонопольный
орган и его территориальные управления;
федеральные органы исполнительной власти
и их территориальные подразделения, осуществляющие
контроль качества и безопасности товаров
(работ, услуг); органы местного самоуправления;
общественные объединения потребителей.
Составляющие систему элементы осуществляют
весь комплекс работ по формированию и
реализации национальной политики в сфере
защиты прав потребителей на национальном,
региональном и муниципальном уровнях.
Для предупреждения, выявления
и пресечения нарушений прав потребителей
соответствующие органы рассматривают
заявления и обращения потребителей и
хозяйствующих субъектов, консультируют
их по вопросам потребительского законодательства,
проводят проверки хозяйствующих субъектов,
принимают меры к добровольному урегулированию
споров, прибегают к мерам административного
воздействия на нарушителей законодательства,
осуществляют судебную защиту прав потребителей,
информируют и обучают население, вырабатывают
предложения по совершенствованию защиты
прав потребителей.
За прошедшие годы решены такие
масштабные вопросы, как доведение до
потребителей необходимой и достоверной
информации о товарах, в том числе об импортных,
на русском языке, формирование правил
и обычаев делового оборота на базе освоения
предпринимателями потребительского
законодательства в торговле и при оказании
ряда услуг, приведение договоров, в том
числе и гарантийных талонов крупных отечественных
и иностранных компаний, в соответствие
с требованиями российского потребительского
законодательства. В основном решен вопрос
с выдачей кассовых чеков и иных документов,
подтверждающих покупку. Прочно вошло
в практику досудебное разрешение споров
между потребителями и иными рыночными
контрагентами. Осуществляется экспертиза
и сравнительное тестирование важнейших
товаров народного потребления. Все более
широкий размах приобретает работа по
информированию и обучению населения
основам потребительской культуры, особенно
молодежи.
В результате упрощенное понятие
защита прав потребителей, отождествляющее
ее только с контролем соблюдения законных
интересов потребителей, трансформировалось
в национальную политику в сфере защиты
прав потребителей. Реализация различных
ее аспектов все более органично встраивается
в деятельность федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, общественных
объединений потребителей. Развивается
конструктивное взаимодействие всех ветвей
системы защиты прав потребителей. От
проведения совместных проверок, характерных
для этапа становления системы, сделаны
шаги к консолидации усилий всех ветвей
системы защиты прав потребителей, направленные
на обеспечение надежной защиты законных
прав и интересов потребителей. Работают
координационные советы по защите прав
потребителей как на федеральном, так
и региональном уровнях, реализуются региональные
программы и комплексные планы мероприятий.
Вырабатывается согласованная
политика в сфере защиты прав потребителей
государств - участников Содружества Независимых
Государств (далее - СНГ) с учетом интеграционных
процессов на потребительском рынке
В результате совместной работы
МАП России, Международной конфедерации
обществ потребителей и Сводного департамента
зоны свободной торговли Исполнительного
комитета СНГ подготовлено и 25 января
2000 года подписано представителями правительств
государств - членов СНГ Соглашение об
основных направлениях сотрудничества
государств - участников СНГ в области
защиты прав потребителей, разработана
программа по его реализации.
Вместе с тем, как показывает
практика, в сфере защиты прав потребителей
остается немалое количество нерешенных
вопросов правового, экономического, организационного
и социального характера. Негативно сказываются
на положении потребителей наличие множества
монопольных рынков, в том числе деятельность
отраслей, относящихся к естественным
монополиям; ценовая спекуляция, наводнение
потребительского рынка некачественными
и фальсифицированными товарами, низкий
уровень сознания потребителей, отсутствие
или низкий уровень информационных систем,
доступных для потребителей и предпринимателей,
на фоне широкой и наступательной рекламы;
ограниченные средства и возможности
судебных органов; недостаточный авторитет
общественных объединений потребителей
и т.д.
Ориентация защиты прав потребителей
на обеспечение законных интересов конкретного
потребителя, оправданная на стадии накопления
опыта в реализации потребительского
законодательства, малоэффективна, поскольку
затраты на обеспечение такой защиты и
ее результаты несоизмеримы.
Необходима корректировка национальной
политики в сфере защиты прав потребителей,
поиск и применение новых подходов к ее
формированию и реализации. В основу таких
действий должно быть положено нахождение
баланса между активной и адресной защитой
прав потребителей и обеспечением условий
для свободного развития человека, способного
самостоятельно и грамотно действовать
на потребительском рынке товаров, работ
и услуг.
В связи с этим обеспечение
эффективной защиты прав потребителей,
наполнение ее качественно новым содержанием
требуют разработки стратегической программы,
действий всех ветвей системы защиты прав
потребителей с четким определением базовых
принципов, приоритетов и механизмов реализации
национальной политики в сфере защиты
прав потребителей.
Стратегической целью национальной
политики в сфере защиты прав-потребителей
является создание равных и реальных условий
для реализации гражданами-потребителями
своих законных интересов и прав повсеместно
на территории Российской Федерации.
При этом перед государством
стоит задача обеспечить наличие правовых
и организационных основ, позволяющих
адекватно уровню развития экономики
и общества формировать и реализовывать
все многообразие направлений национальной
политики в сфере защиты прав потребителей.
Рынок как таковой не может
обеспечить потребителям равных возможностей
с другими рыночными контрагентами Развитие
мировой экономики привело к возросшей
комплексности и крайней дифференциации
товаров и услуг, предлагаемых потребителю,
программируемому моральному износу промышленных
товаров, быстрому развитию средств связи,
платежей и обмена, увеличению и диверсификации
способов рекламы и продвижения товаров,
появлению все новых методов продаж, развитию
потребительского кредита, прогрессивной
стандартизации потребительских отношений.
Заключение соглашений, которые
ограничивают конкуренцию между предприятиями,
присутствие в некоторых секторах рынка
монополистических или олигополистических
структур, наличие административных барьеров,
препятствующих свободному перемещению
товаров и услуг, являются факторами ограничения
предложения и применения искусственно
высоких цен, что в конечном итоге сказывается
на социально экономическом положении
потребителей.
Таким образом, главный вывод
состоит в том, что активное вмешательство
государства в формирование и реализацию
потребительской политики не только оправдано,
но и необходимо.
Во-первых, в экономической
системе, основанной на рыночных механизмах,
следует улучшать результат действия
последних, предоставив потребителю первую
роль и определяющее влияние. Требуется
вмешательство государства в целях предупреждения
или уменьшения рисков, которые влекут
для общества некоторые индивидуальные
поступки (предложение опасных товаров,
потребление медикаментов, табака и т.п.).
Во-вторых, необходима оптимизация
удовлетворения потребностей не только
в отношении материальных благ, но также
в отношении возможностей, знаний, информации,
предоставления соответствующих прав
различным лицам и их защиты.
В-третьих, демократический
идеал требует, в свою очередь, чтобы был
признан коллективный интерес потребителей,
их организация поддержана, а представительство
- обеспечено эффективным участием представителей
потребителей в различных системах, принимающих
решения социального порядка, включая
суды.
В-четвертых, необходимо принимать
во внимание глобализацию экономики, усиление
интеграционных процессов, в том числе
и интеграцию России в европейское сообщество,
тенденции в мировом потребительском
движении.
Наконец, понятие справедливости
требует от государства заботиться о судьбе
потребителей, которые являются наиболее
слабым звеном экономической и социальной
системы.
Учитывая изложенное, приоритетными
направлениями национальной политики
в сфере защиты прав потребителей в России
на ближайшие десять лет должны стать:
1. Информирование и просвещение
населения по вопросам национальной
политики в сфере защиты прав
потребителей.
2. Организация системного
обучения молодежи во всех
типах учебных заведений общего
и профессионального образования
на условиях его непрерывности
и преемственности.
3. Развитие и укрепление
национальной системы защиты
прав потребителей, консолидация
усилий всех ее ветвей в
целях обеспечения эффективной
защиты законных интересов потребителей.
4. Совершенствование законодательства
о защите прав потребителей.
5. Обеспечение качества
и безопасности продукции и
услуг.
6. Построение и развитие
общей системы защиты прав
потребителей государств - членов
СНГ.
1.2. Совершенствование законодательства
о защите прав потребителей
С момента принятия Закона Российской
Федерации о защите прав потребителей
создана правовая база защиты прав потребителей,
которая включает не только указанный
Закон, но и Гражданский кодекс Российской
Федерации, специальные законы, регулирующие
отдельные сферы деятельности, правила
продажи отдельных видов товаров, осуществления
работ и оказания услуг, утверждаемые
Правительством Российской Федерации.
Применение законодательства
о защите прав потребителей, основанного
на международных принципах защиты прав
потребителей, устанавливает те же права
потребителей, что и в странах с развитой
рыночной экономикой. Вместе с тем становление
российского потребительского права происходило
в сложных экономических условиях перехода
от плановой экономики к рыночной, отягощенного
кризисными явлениями, негативными последствиями
монополизации, правовым нигилизмом. Этим
обусловлен ряд особенностей правового
регулирования защиты прав потребителей
в Российской Федерации. В отдельных случаях
устанавливаются более жесткие меры (гражданско-правовые,
административные), направленные на защиту
прав потребителей, чем в зарубежном законодательстве.
Однако такое регулирование позволило
в сложных экономических условиях Российской
федерации обеспечить действенную защиту
прав потребителей.
В последующее десятилетие
совершенствование законодательства
о защите прав потребителей должно осуществляться
по следующим основным направлениям:
1. Гармонизация норм законодательства
о защите прав потребителей
Российской Федерации с международными
нормами, и прежде всего внесение
изменений в те положения законодательства,
которые создают технические
барьеры в торговле.