Право на образование
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное
право на получение определенной суммы
знаний в соответствии с государственными
образовательными стандартами. Закрепляя
П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет
различные подходы к получению основных
видов образования. Государство обязано
гарантировать гражданам общедоступность
и бесплатность начального общего, основного
общего (в объеме 9 классов общеобразовательной
школы), среднего (полного) общего образования
(в объеме 10—11 классов) и начального профессионального
образования. Конституция РФ включает
в данный перечень также дошкольное и
среднее профессиональное образование.
Основное общее образование в РФ является
обязательным. Получение полного общего
образования — индивидуальное право каждого.
Основные принципы организации системы
образования и принципы государственной
политики в сфере образования определены
Законом РФ "Об образовании" в ред.
Федерального закона от 13 января 1996 г.
(с изм. и доп.). Закон закрепляет права
и обязанности обучающихся и преподавателей,
определяет основы взаимоотношений между
учебными заведениями и их учредителями.
Федеральным законом от 22 августа 1996 г.
"О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" урегулированы отношения
в области высшего и послевузовского профессионального
образования.
В целях реализации П. на о. граждан,
нуждающихся в социальной помощи, государство
полностью или частично несет расходы
на их содержание в период получения ими
образования. Категории граждан, которым
оказывается данная помощь, ее формы, размеры
и источники устанавливаются федеральным
законом. Государство создает гражданам
с отклонениями в развитии условия для
получения ими образования, коррекции
нарушений развития и социальной адаптации
на основе специальных педагогических
подходов. Государство оказывает содействие
в получении образования гражданам, проявившим
выдающиеся способности, в том числе посредством
предоставления им специальных государственных
стипендий.
Основной государственной гарантией
получения гражданами Российской Федерации
образования является государственное
и (или) муниципальное финансирование
образования. Образовательные учреждения
независимо от их организационно-правовых
форм, типов и видов в части уставной некоммерческой
деятельности, предусмотренной уставами
этих образовательных учреждений, освобождаются
от уплаты всех видов налогов, включая
плату за землю. Государство гарантирует
ежегодное выделение финансовых средств
на нужды образования, на получение бесплатно
на конкурсной основе высшего профессионального
образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях в пределах
государственных образовательных стандартов,
если образование данного уровня гражданин
получает впервые.
В соответствии с Конституцией
РФ (ст. 43) государство устанавливает образовательные
стандарты — нормативные образцы, содержащие
комплекс требований к содержанию образования
конкретного типа и вида образовательного
учреждения. Существует два уровня таких
стандартов: 1) федеральный, определяющий
обязательный минимум содержания основных
образовательных программ, максимальный
объем нагрузки, требования к уровню подготовки
выпускников, и 2) региональный, учитывающий
особенности получения образования с
учетом национальных и региональных особенностей.
2. Юридическая природа
и содержание конституционного
права на образование.
Так, право на образование,
как вполне правомерно отмечают исследователи,
нуждается в государственном обеспечении.
[11] Во-первых, потому, что право на образование
является в основном декларацией, идеалом,
особым юридически «слабым» правом публичного
порядка, требующим правовой конкретизации,
развернутой юридической регламентации,
во многом зависимой от переменных величин:
уровня развития экономики, социальной
сферы, культуры данного общества, политики
государства. Во-вторых, право на образование
в практическом применении, коль скоро
не выражено в конкретных юридических
отношениях, защищаемых судом, ставит
человека в зависимость от органов власти,
должностных лиц, чиновников, от их усмотрения.
И в силу всего вышеизложенного право
на образование изначально лишено тех
необходимых свойств, которые бы позволили
рассматривать его в качестве естественного
права, права первого поколения.
Индивидуальное
право каждого на образование
осуществляется в коллективных
формах с участием разного
рода формальных и неформальных
объединений людей, сплоченных общими
религиозными, философскими, идеологическими
взглядами и убеждениями.
Анализируя юридическую сущность
права на образование сквозь призму классификации
прав и свобод в соответствии с выделением
наиболее важных сфер общественной жизни,
в которых они возникают и реализуются,
можно отметить, что конституционное право
на образование обладает свойствами, позволяющими
отнести его к социальным, экономическим
и к культурным правам. В связи с этим,
можно констатировать отсутствие единого
мнения о месте права на образование в
системе прав и свобод личности.
По нашему мнению,
право на образование относиться
к группе социально- экономических
прав, поскольку уровень образования
во многом определяет социальный
статус, степень социализации человека,
а законодательно закрепленный
и обеспеченный уровень обязательного
образования является достижением
социально-экономического развития
общества.
Право на образование
часто связывают с другим конституционным
правом личности - правом на труд,
поскольку оно делает возможным
доступ к трудовой деятельности
и к занятию определенных должностей.
Именно в этом происходит юридическое
объединение права на образование
с правом на труд.
Право на образование
непосредственно или косвенно
связано с такими свободами, как
свобода слова, свобода мысли, свобода
совести и т.п., ведь речь идет
о праве думать независимо, иметь
свой взгляд на мир, собственные
убеждения, излагать их и отстаивать.
Осознать и оценить окружающую
действительность, определить свое
место в ней человек может
только через процесс познания,
который происходит в рамках
образовательной системы. Также
очевидна связь права на образование
и свободы литературного, научного,
технического и других видов
творчества.
Несмотря на
то, что право на образование
закреплено в нормах международного
права, Конституции Российской Федерации
оно является небезграничным
и имеет определенные пределы.
3. Пределы ограничения
права на образование.
Вопрос об ограничении
прав и свобод человека со
стороны властных институтов, и,
прежде всего, государственных, всегда
был и остается одним из
самых актуальных в политико-правовом
отношении на протяжении всей
человеческой цивилизации.
Анализируя понятие «ограничение
прав», необходимо отметить, что в самом
общем виде оно представляет собой обусловленное
объективно-субъективными факторами,
преследующее определенные цели, исключение,
либо сужение объема и содержания прав
человека.
Что же касается
целей ограничения прав и свобод,
то в Конституции РФ [12] целями
ограничений являются: защита основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов
других лиц; обеспечение обороны
страны и безопасности государства
(ч.З ст.55).
Таким образом,
можно сделать следующий вывод:
главной целью ограничений является
охрана основных ценностей в
обществе, к которым относятся
жизнь, свобода, достоинство и т.д.
Любое ограничение
должно иметь свои пределы. Интересный
для анализа момент содержится
в статье Е.Д. Волоховой «Понятие
и содержание конституционного
права на образование», в которой
рассматривается проблема пределов
ограничения права на образование.
Так, автор статьи выделяет такие
естественные пределы ограничения
права на образование, как психофизиологические
ограничения человека, ограничения,
обусловленные его возрастом, состоянием
здоровья, ранее накопленный объем
знаний, что позволяет предоставить
обучающемуся ограниченный объем
знаний и умений и т.п. Все
перечисленные пределы ограничений
относятся автором к праву
на образование, при этом подчеркивается,
что все эти ограничения имеют
«естественные пределы». [13] Однако,
следуя этой логике, к таким пределам можно
с очевидностью отнести физические, умственные
и иные возможности и способности человека,
окружающие его социальные условия, временные
рамки его бытия и т.п. Тогда, продолжая
рассуждать можно предположить, что существуют
и искусственные пределы ограничений
прав и свобод человека, которые могут
устанавливаться субъектом позитивного
нормотворчества.
Подводя итог
вышеизложенному, можно сделать
следующие выводы. Право на образование
в объективном значении - система
правовых норм (правовой институт),
регулирующий общественные отношения,
связанные с обеспечением гражданам
возможности получения образования.
В субъективном
смысле конституционное право
человека и гражданина на образование
относится к числу субъективных
прав личности. Конституционное
право на образование в субъективном
смысле - реально существующая, гарантированная
государством и международным
сообществом фактическая возможность
лица обладать и пользоваться
знаниями, умениями и навыками
в целях повышения своего культурного
уровня в личных интересах, и
в интересах всего общества.
Юридическая природа
права на образование характеризуется
отнесением права на образование
к основным конституционным правам
человека и гражданина и его
специфическим содержанием. В общей
системе основных прав и свобод
право на образование занимает
главенствующее место в группе
социально-экономических прав, являясь
своеобразным ядром и одним
из важнейших условий, необходимой
предпосылкой для осуществления многих
других конституционных прав. По своей
природе конституционное право на образование
является субъективном правом, со всеми
присущими ему признаками, а также и со
своими особыми специфическими чертами,
раскрывающимися в его содержании и реализации.
Содержание конституционного права на
образование вытекает из статей 43, 44, 26
Конституции Российской Федерации, Закона
«Об образовании», ст. 26 Всеобщей Декларации
прав человека, ст. 13 и 14 Международного
Пакта об экономических» социальных и
культурных правах. Анализ этих норм позволяет
определить структуру конституционного
права человека и гражданина на образование
и выделить следующие элементы: право
на получение образования каждым; право
на получение различных уровней образования;
установление не только права, но и обязанности
получения основного общего образования;
право на получение образования в различных
формах; свобода и плюрализм в образовании;
право на свободный выбор языка обучения;
приоритетное право родителей в выборе
вида образования для своих малолетних
детей.
В одной и
той же сфере общественных
отношений человек может осуществлять
несколько прав. И наоборот - одно
и то же право человека может
проявляться в нескольких сферах
жизнедеятельности общества. В сфере
образования реализуются экономические,
социальные права личности. Право
на образование, в свою очередь,
затрагивает политическую, экономическую,
социальную и духовную сферы
жизни общества.
4 .Становлление и развитие права
на образование в дореволюционной России.
Образование является
важнейшей составной частью жизнедеятельности
любого общества. Из современных
норм международного права следует,
что право на образование принадлежит
каждому человеку. И тем не
менее его границы, способы реализации
имеют свои особенности в каждой
стране или регионе в зависимости
от условий, в которых оно формировалось.
По этой причине полное представление
о праве на образование в
России можно получить с учетом
истории его формирования.
Изучение документов
из истории образования в России показывает,
что формирование права на образование
в современном его понимании зависело
от четырех факторов: 1) позиции государственной
власти по отношению к развитию грамотности
и более высокого уровня образованности
среди своих подданных; 2) отношения отдельных
слоев и групп населения к получению систематических
знаний; 3) материальных возможностей государства
в развитии системы обучения; 4) возможностей
населения по использованию шансов на
получение образования.
Отношение власти к развитию
грамотности среди населения вызвано
прежде всего потребностями развития
управляемых территорий. Так, в Х-ХI вв.
княжеская власть Древней Руси стремилась
к налаживанию регулярной системы государственного
управления и к развитию дипломатических
отношений с другими государствами. Это
требовало распространения не только
элементарной грамотности (чтение, письмо,
счет), но и знаний более высокого уровня
- философских и религиозных сочинений;
научных трактатов греческих, римских,
византийских, арабских, западноевропейских
и других авторов а также изучения иностранных
языков для выполнения дипломатических
функций.
Началом становления
школы как социального института принято
считать 988 год, поскольку в летописях
отмечается, что именно в этот период князь
Владимир посылал «собирать у лучших людей
детей и отдавать их в учение книжное»
. В летописях также упоминается, что князь
Владимир «посеял книжное слово в сердце
верных людей». Сам термин «школа» в отечественном
лексиконе впервые упоминается в летописях
1382 года. [1]
Центрами образования
в феодальной Руси были монастыри. Первые
училища и школы появились именно при
монастырях.
Однако колоссальный
урон образованию на Руси нанесло опустошительное
татаро-монгольское нашествие. Были уничтожены
библиотеки, разграблены монастыри, прекратили
образовательную деятельность училища
и школы.
Оживление образования
начинается с середины ХV века. По сведениям
В.О. Ключевского [2], в это время на Руси
существовало до двухсот монастырей. Которые
и были центрами возрождения грамотности.
Стали создаваться в это период городские
и сельские училища.