Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:44, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Цель дипломной работы состоит в теоретическом обосновании концепции обеспечения международных стандартов прав человека и их значении в развитии правовой системы Украины через формирование национальной системы и механизмов защиты прав и свобод человека.
Для достижения указанной цели в работе поставлены такие задачи:
- осуществить ретроспективный анализ развития доктрины прав и свобод человека с целью установления истоков появления правовой конструкции «международные права человека».
- установить идейные предпосылки и практическое значение внедрения международных стандартов прав человека в правовую систему Украины
Введение………………………………………………………………………………....9
1. Философско-правовые основы становления и развития идеи прав человека……..13
1.1. Теория трех поколений прав человека. Глобализация и современная доктрина становления четвертого поколения прав человека……………………………….....18
1.2 . Международные стандарты прав человека и их роль в развитии правовой системы Украины………………………………………………………………….......22
2. Система гарантий защиты прав человека……………………………………………29
2.1. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………...39
2.2. Правовое государство-главный организатор и гарант осуществления и защиты прав человека……………………………………………..…………………………....45
3. Социально-правовой механизм обеспечения прав человека…………………..……54
3.1. Международно-правовые механизмы защиты прав человека…………………….60
3.2. Механизмы региональных международных сообществ по защите прав человека. Европейская защита прав человека…………………………………………………..69
3.3 . Внутригосударственные механизмы защиты прав человека…………………..….74
Заключение………………………………………………………………….…………81
Список использованных источников……..……………………………...………......89
• принцип освобождения от ответственности за отказ давать показания или объяснение – лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснение относительно себя, членов своей семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 63);
• принцип недопустимости ограничения конституционных прав и свобод – конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины (ст. 64).
Наряду с нормативно-правовыми гарантиями, которые содержатся в Конституции и законах Украины, чрезвычайно важную роль играют также институционные гарантии. Основными институционными гарантами прав и свобод человека и гражданина, согласно Конституции Украины, являются:
1. Верховная Рада Украины, которая исключительно законами Украины определяет права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основные обязанности граждан (ст. 92);
2. Президент Украины (ст. 102);
3. Кабинет Министров Украины, министерства и прочие центральные органы исполнительной власти. В частности, Кабинет Министров Украины предпринимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 116);
4. Местные государственные администрации, которые на соответствующей территории обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан (ст. 119);
5. Суды, которые защищают права и свободы человека и гражданина (ст. 53);
6. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 55);
7. Прокуратура, которая осуществляет представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом (ст. 121);
8. Органы местного самоуправления (ст. 143);
9. Адвокатура, которая обеспечивает право на защиту и предоставляет правовую помощь при рассмотрении дел в судах и иных государственных органах (ст. 59);
10. Политические партии и общественные организации, осуществляющие и защищающие права и свободы граждан, которые объединяются в них (ст. 36);
11. Международные судебные учреждения и соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (ст. 55).
К юридическим
гарантиям стоит отнести также
юридические обязанности и
Проблема усовершенствования
существующей системы конституционных
гарантий прав и свобод человека в
Украине приобретает сегодня
особую остроту. Решение этой проблемы
предусматривает
В условиях современных политико-правовых реалий основными путями усовершенствования юридических гарантий прав и свобод человека могут быть:
- расширение
содержания политических прав
граждан Украины, которые
- переосмысление и оптимизация
широкого спектра социальных
прав и свобод человека и
гражданина с целью их
- создание законодательных механизмов реализации так называемых новейших конституционных прав человека — права на мир, экологическую и ядерную безопасность и тому подобное; нормирование в законах Украины действенных механизмов реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть реализованы коллективно (права на выборы, референдумы, мирные собрания, митинги, походы и демонстрации, забастовки и тому подобное);
- создание конституционных
механизмов для обеспечения
- создание надлежащих
гарантий для деятельности
- усиление юридической ответственности, в том числе и государства, перед лицом за нарушение прав и свобод и т.д.
Нужно также заметить, что усовершенствование соответствующих положений Конституции Украины не отрицает необходимости законодательного урегулирования реализации конституционных прав человека. Некоторые, даже личные и политические, права человека, предусмотренные Общей декларацией прав человека и закрепленные в Основном Законе, годами остаются без должного внимания законодателей и субъектов законодательной инициативы. Устраняя эти недостатки, Министерство юстиции Украины разработало и продолжает разработку целого ряда законопроектов: "О свободе передвижения и свободном выборе местожительства", "О всеукраинском референдуме", "О порядке организации и проведения мирных мероприятий", "Об обращении граждан", "Об общественных организациях", "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно участия общественности в формировании и реализации государственной политики, решении вопросов местного значения", "О местном референдуме и других формах непосредственного волеизъявления территориальной общины", кодекса и др., направленных на формирование совершенных законодательных механизмов реализации и гарантирования конституционных прав человека [24, c. 135].
В свою очередь, каждый из названных путей усовершенствования юридических гарантий прав и свобод человека требует комплексного подхода. В частности, невозможно представить эффективную защиту прав человека без эффективной работы судебной системы. При этом усовершенствование судебной защиты прав человека предусматривает проведение судебно-правовой реформы с четкой акцентуацией основной задачи судов общей юрисдикции на защиту прав и свобод человека и гражданина. К сожалению, современное состояние судебной системы неспособно в полной мере обеспечить надлежащую судебную защиту, что, как следствие, приводит к нарушению прав человека и взятых на себя Украиной международных обязательств.
Особую обеспокоенность вызывает то, что на сегодня в судейском корпусе имеют место случаи, указывающие на непрофессионализм судей, а в некоторых случаях — и злоупотребления с их стороны. Это в свою очередь негативно влияет на состояние судебной защиты, а также приводит к утрате доверия граждан к государству, снижению авторитета государственной власти в целом и судебной в частности. Для устранения этих недостатков и с целью успешного завершения в Украине судебной реформы необходимо усовершенствовать законодательство в области судоустройства и относительно статуса судей, в частности, в части процедуры отбора и обучения судей, механизма привлечения их к дисциплинарной ответственности, системы построения судов [25, c. 45].
Безусловно, достижением Украины последних лет стало принятие Кодекса административного судопроизводства, определившего порядок обжалования в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, их служебных и должностных лиц, что, безусловно, положительно повлияло на возможность для человека оградить свои права от произвольных действий со стороны государства.
Анализируя
вопрос соблюдения прав человека в
Украине, нельзя не упомянуть и о
международных обязательствах Украины
в области прав человека, которые
требуют постоянного контроля со
стороны государственных органо
Не менее проблемным, с моей точки зрения, является выполнение Украиной обязанности, взятой на себя еще в 1995 году при вступлении в Совет Европы: в течение одного года с момента вступления принять в соответствии с принципами Совета Европы "Рамочный документ о правовой политике относительно защиты прав человека". Если проанализировать современное состояние законодательства Украины, то можно найти ряд документов, регулирующих направления действия государства в различных сферах — от культуры до обеспечения жильем. Но нет единого документа, в котором содержался бы анализ современного состояния соблюдения прав человека в Украине как на законодательном уровне, так и в части практического применения этого законодательства. На мой взгляд, такой документ важен не только с точки зрения выполнения международных обязательств. Он жизненно необходим для реализации принципа, закрепленного в статье 3 Конституции Украины: "Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства".
Классификация прав и свобод может осуществляться по различным основаниям. Подходы к классификации конституционных прав и свобод следующие:
1) по субъекту (носителю прав и свобод) – права человека и права гражданина
2) по характеру субъекта – индивидуальные права (право на жизнь) и коллективные права (право на забастовку)
3) основные и дополнительные права
4) по содержанию:
а) личные (гражданские) – закреплены ст.ст.27-35 Конституции Украины
б) политические – закреплены ст.ст.36-40 Конституции Украины (участие в управлении обществом и государством)
в) экономические, социальные и культурные – закреплены ст.ст.41-54 Конституции Украины.
В зависимости от характера субъекта права делятся на индивидуальные и коллективные. Разумеется, индивидуальное право часто может осуществляться коллективно, но отличие его от коллективного права в том, что оно вполне может осуществляться и защищаться индивидуально, тогда как права коллективные по своей природе индивидуально осуществлять невозможно. Например, право на забастовку – коллективное, потому что индивидуальная забастовка – не забастовка, а прогул. В большинстве случаев права, свободы и обязанности индивидуальные. [27, c.1].
В истории общественной
мысли и в юридической
Второй подход – позитивистский – исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. «дарует» их человеку и гражданину.
Права и свободы классифицируются также на основные и дополнительные. Дополнительные являются производными от первых, конкретизируют их. Так, право на образование является основным, базовым для права на выбор родителями формы обучения (светское, религиозное) для своего ребенка, на учреждение частных учебных заведений. [28, c.1].
Наиболее распространённой является классификация прав и свобод по содержанию: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные.
Гражданские (личные) права и свободы – возможности человека, ограждающие от незаконного вмешательства (и нежелательного) в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразию и автономию личности. Они принадлежат человеку от рождения и не зависят от его принадлежности к конкретному государству. Они составляют основу всего правового статуса человека.
К их числу относится, прежде всего, право на жизнь. В странах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция, Норвегия, Дания, Португалия, Швеция, всего около 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (так называемое абсолютное право на жизнь) [29, c.10]. В Конституции Украины право на жизнь закреплено ст.27: «Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни».
Политические права и свободы предоставляют человеку возможность участвовать в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивают его политическое самоопределение и свободу. Согласно ст. 48 Конституции Португалии «Все граждане имеют право принимать участие в политической жизни и в решении общественных вопросов, стоящих перед страной, непосредственно или через законно избранных представителей».