Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
Г. Согласование прилагательных с существительными[8].
Прочитай словосочетания, допиши слова:
□ портрет краси... ______________________________
□ стаканчик бумаж... ______________________________
□ улыбка приветли... ______________________________
□ дни тепл... ______________________________
□ окно гряз... ______________________________
Д. Согласование существительных с числительными 1, 2, 5:
Посчитай предметы и запиши словосочетания. Например: 1 гусь, 2 гуся,
5 гусей.
□ дом ______________________________
□ окно ______________________________
□ ведро ______________________________
□ дерево ______________________________
□ кукла ______________________________
Результаты выполнения заданий по серии 5 Максимально — 100 баллов | ||||||||||||||
Словообразование. Мах = 50 | ||||||||||||||
Задание 1 | ||||||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д | ||||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Словоизменение. Мах = 30 |
Согласование. Мах = 20 |
|||||||||||||
Задание 2 |
Задание 3 |
|||||||||||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
||||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Серия 6. Обследование связной речи
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (3—4 картинки).
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
3. Пересказ прослушанного рассказа.
ГОРОШИНЫ
по И. Н. Садовниковой
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
______________________________
Результаты выполнения заданий по серии 6 Максимально — 100 баллов | |||||
Рассказ. Мах = 50 |
Пересказ. Мах = 50 | ||||
Задание 1 |
Задание 2 | ||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1. Обследование письма
А. Дисграфические ошибки
Оптические |
Акустические |
Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза |
Аграмма-тические | |
Списывание (начало года) |
||||
Диктант (начало года) |
||||
Изложение (начало года) |
||||
Списывание (конец года) |
||||
Диктант (конец года) |
||||
Изложение (конец года) |
______________________________
Б. Орфографические ошибки
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
2. Обследование навыков чтения
А. Обследование чтения: побуквенное,
послоговое, беглое, медленное, быстрое,
плавное, угадывающее, монотонное, выразительное
______________________________
Б. Дислексические ошибки ______________________________
______________________________
В. Ответы на вопросы по прочитанному,
пересказ (точный, неточный) ______________________________
Г. Понимание прочитанного (поверхностное, полное) _________________
______________________________
Краткая характеристика ребенка по
данным педагогических наблюдений (самостоятельность,
организованность, наблюдательность,
работоспособность, устойчивость внимания...)
______________________________
______________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I год обучения |
II год обучения |
Результат первого года обучения ______________________________
______________________________
Результат второго года обучения ______________________________
______________________________
ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
I год обучения |
II год обучения |
Дата ___________________ Подпись логопеда _____________________
«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий» (Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26. 1979. С. 28).
Подпись родителей ______________________________
Подпись директора МОУ ______________________________
М. П.
Приложение 1 к речевой карте
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащегося ________ класса
______________________________
(200— / 200___учебный г.)
1. Подбери однокоренные слова.
□ стол ______________________________
□ сноп ______________________________
□ гриб ______________________________
□ лист ______________________________
□ лес ______________________________
□ винт ______________________________
2. Подбери слова-антонимы.
□ Большой ______________________________
□ Старый________________________
□ Низкий ______________________________
□ Сесть ______________________________
□ Широкий ______________________________
□ Говорить ______________________________
□ Смелый ______________________________
□ Ссориться ______________________________
□ Здоровый ______________________________
□ Далеко ______________________________
□ Сильный ______________________________
□ Быстро ______________________________
3. Запиши предложения, раскрывая скобки.
□ Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток.___________________
______________________________
______________________________
□ Лодка (с)ребятами (от)плыла (от)берега. __________________________
______________________________
______________________________
□ Ребята (с)двинули парты (с)места и стали
(под)метать пол. ______________________________
______________________________
______________________________
4. Заполни таблицу.
Именительный падеж, единственное число |
Именительный падеж, множественное число |
Родительный падеж, единственное число |
Родительный падеж, множественное число |
мост |
мосты |
моста |
мостов |
ухо |
|||
утенок |
|||
стул |
|||
ведро |
|||
книга |
|||
палец |
|||
дерево |
|||
пень |
|||
стена |
5. Вставь нужные предлоги и приставки.
□ Всадник ___ вязал лошадь ___ дерева и ___ скочил ___седло.
□ Легкий ветерок ___дувает пыль ___ дороги.
□ Весело ___ бежали весенние ручьи ___ лесам и оврагам.
6. Подбери к словам-признакам слова-предметы, из предложенных ниже
вариантов:
□ интересная ______________________________
□ полосатая ______________________________
□ увлекательное ______________________________
□ морозный ______________________________
□ вкусный ______________________________
□ высокий ______________________________
□ холодное ______________________________
□ хорошее ______________________________
□ звонкая ______________________________
Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух.
7. Подбери слова-признаки к
□ осень (какая?) ______________________________
□ день (какой?) ______________________________
□ солнце (какое?) ______________________________
□ друзья (какие?) ______________________________
8. Допиши окончания.
Льнян___ полотенце Тепл___ дни
Красив___ портрет Осенн___ погода
Син___ тетрадь Последн___ страница
Бумажн___ стаканчик Грязн___ окно
Приветлив___ улыбка Морозн___ день
Приложение 2 к речевой карте
ОБРАЗЦЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
учащегося ________ класса
(200 / 200 учебный г.)
1. Диктант
2. Изложение
Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. По мнению автора, у детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».
В настоящее время специалистами
предпринимаются попытки
— артикуляторно-акустическая;
— дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания;