Документация и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

Вложенные файлы: 1 файл

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы.docx

— 515.05 Кб (Скачать файл)

6.6. План работы  утверждает руководитель МОУ  и районный логопед или логопед-методист  данного района.

4. Программы  обучения

Каждый педагог  строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные  программы по преодолению ОНР, ФНР  и ФФНР. Учителя-логопеды школ такой  возможности лишены. Не имея рекомендованной  Министерством образования и  науки РФ программы по преодолению  нарушений письма и чтения, они  зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские  наработки по данной проблеме.

Однако существует еще один путь — использование  региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и  чтения, ОНР, ФФНР, рекомендованных  к применению экспертными советами Министерств образования и науки  отдельных регионов или специализированных вузов.

Автор данного пособия  предлагает вашему вниманию свою программу  по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.

Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).

В рекомендуемых  планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.

5. Годовой  план работы логопеда

Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год  и представляется на утверждение  районному логопеду и директору  школы, где работает специалист. В  данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего  учебного года, указываются сроки  проведения мероприятий.

Цель данного  документа — отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.

По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом  оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений  работы, перечнем мероприятий по каждому  направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и  т. д.).

Такая форма позволяет  рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими  участниками коррекционного и педагогического  процесса, в конце года облегчает  составление отчета о проделанной  работе.

I. Организационная  работа

В данный блок входят те мероприятия, которые логопед  осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а  также при подготовке к коррекционным  занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных  и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных  планов на группы или индивидуальное планирование и т. д.). Также сюда может относиться разработка и написание  отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.

II. Коррекционная  работа

В данном разделе  плана специалист указывает сроки  коррекционной работы, формы организации  занятий.

III. Научно-методическая  работа

В данном разделе  специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и  проводившиеся в рамках данного  МДОУ, района, города и т. д. Логопед  также указывает свою роль в этом мероприятии.

Здесь же можно  указать мероприятия, направленные на повышение профессионального  уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).

IV. Взаимосвязь  со всеми участниками общеобразовательного  процесса

Под участниками  общеобразовательного процесса подразумеваются:

— учителя начальных  классов;

— педагог-психолог;

— родители;

— администрация  общеобразовательного учреждения;

— специалисты  поликлиники, школьная медсестра.

Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые  остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и  другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т. д.

В настоящее время  многими логопедами применяется  несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные  планы работы учителя-логопеда с  родителями, со специалистами, а также  план методической работы на текущий  год.

Составление полного  плана методической работы значительно  облегчает составление отчета о  проделанной работе учителя-логопеда в конце года.

Ниже приведен образец  годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___

учебный год логопеда МОУ №________

«Утверждаю»

Директор МОУ  №__________

ФИО_____________________

Наименование  мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.)

Дата  и место проведения

Содержание

Роль  специалиста

Сведения  о выполнении

1

2

3

4

5

6

1. Организационная работа

         

1

Подготовка  кабинета к новому учебному

году

до 01.09

ОУ

Покраска  стен в кабинете, плинтусов, оклейка обоями, оформление зоны для индивидуальной работы

Учитель-логопед

Проведено в установленные сроки

2

Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года)

01.09 —  15.09

10.01 — 15.01

15.05 — 30.05

ОУ

Проведение  массового обследования учащихся начальной школы, затем углубленного обследования детей, зачисленных на логопункт

Учитель-логопед

Проведено в установленные сроки

3

Изучение  документации детей, зачисленных на логопункт

01.09 —  15.09

ОУ

Сбор  анамнестических данных и выписка  из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога

Учитель-логопед

Изучена

4

Проведение  мониторинга устной и письменной речи детей (1—4 класс)

01.09 —  15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05

ОУ

Заполнение  речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок

Учитель-логопед

Проведено в установленные сроки


Наименование  мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.)

Дата  и место проведения

Содержание

Роль  специалиста

Сведения  о выполнении

1

2

3

4

5

6

5

Оформление  документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года

01.09 —  15.09 30.05 — 10.06

ОУ

Оформление  и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем

Учитель-логопед

Оформлена в установленные сроки

6

Комплектование  групп для коррекционной работы: первая группа — 2 «А» класс, вторая группа — 2 «Б» класс, третья группа — 2 «В», «Г» класс, четвертая группа — 3 класс

01.09 —  15.09

ОУ

Комплектование  групп для коррекционной работы (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дисграфии)

Учитель-логопед

Проведено в установленные сроки

7

Подготовка  раздаточного материала

до 01.09

а также в каникулярное время

ОУ

Изготовление  пособий по теме: «Гласные первого и второго ряда», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв

Учитель-логопед

Приобретено

8

Приобретение  пособий и дидактических игр

до 01.09,

а также в течение года

ОУ

«Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», тематические словари по темам «Овощи», «Грибы», «Фрукты»

Учитель-логопед

Приобретено


Наименование  мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.)

Дата  и место проведения

Содержание

Роль  специалиста

Сведения  о выполнении

1

2

3

4

5

6

9

Анализ  коррекционной работы (предоставляется в отдел образования или образовательный округ старшему логопеду, районному логопеду и т. д.)

15.05-30.05

Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года

Учитель-логопед

Проведено в установленные сроки

II. Коррекционная работа

         

1

Проведение  фронтальных занятий в виде групповых  согласно циклограмме рабочего времени

15.09-15.05 (исключая каникулы и время  обследования)

ОУ

Понедельник: 11.00 — 14.15

Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00

Учитель-логопед

Проведено в установленные сроки

2

Проведение  индивидуальных коррекционных занятий  согласно циклограмме рабочего времени

15.09-15.05 (исключая каникулы и время  обследования)

ОУ

Понедельник: 11.00 — 14.15

Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00

Учитель-логопед

Проведено в установленные сроки

III. Научно-методическая работа

         

1

Проведение  групповых консультаций:

А) выступления  на родительских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед

Сентябрь  —

1 класс

Январь —

2 класс

ОУ

«Как  помочь ребенку с ОНР»

«Леворукий ребенок в школе»

«Что такое "дети с отклонениями в развитии"?»

Учитель-логопед

12 сент. (1 «А»)

14 сент. (1 «Б»)

16 сент. (3 кл.)

21 янв. (2 кл.)

22 янв. (3, 4 кл.)


 

Наименование  мероприятия (уровень район, город и т. д.)

Дата  и место проведения

Содержание

Роль  специалиста

Сведения  о выполнении

 

1

2

3

4

5

6

 

Б) Тематические консультации для учителей начальных  классов

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Методические объединения учителей нач. клас-

сов.

ОУ

«Что  нужно знать педагогу о ребенке  с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание»  «Где начинается дисграфия?»

Выступающий на метод. объединении

10 сентября

20 ноября

14 февраля

 

2

Проведение  родительских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт

Сентябрь, май ОУ

 

Учитель-логопед

24 сентября

20 мая

 

3

Проведение  индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ

В течение  года

ОУ

Понедельник, Четверг: 14.15 — 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога)

Учитель-логопед

Еженедельно (по графику работы специалиста)

 

4

Семинары-практикумы для учителей-логопедов района:

Сентябрь

В течение  года(согласно плану работы)

«Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год»

Сентябрь  — слушатель

23 сентября

 
             

Наименование  мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.)

Дата  и место проведения

Содержание

Роль  специалиста

Сведения  о выполнении

1

2

3

4

5

6

 

4

ноябрь

Район: на базе районного психологического центра, отдела образования, ПМПК и т. д.

«Итоги  комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе»

Ноябрь  — участник

9 ноября

   

Март

«Особенности  развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией»

Март  —участник

19 марта

 
 

Июнь

«Итоги  коррекционной работы за текущий  год»

Июнь  — слушатель

10 июня

   

5

Проведение  открытых занятий для учителей начальных  классов и специалистов ОУ

А) Октябрь  — 2 класс

Б) Декабрь — 1 класс

ОУ

А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные»

Б) «Твердые и мягкие согласные»

Учитель-логопед

2 октября

10 декабря

 

6

Проведение  открытых фронтальных занятий для  родителей, чьи дети посещают логопункт

Октябрь, апрель

ОУ

Приглашаются  родители, чьи дети посещают логопедические занятия. Тема определяется логопедом по перспективному плану

Учитель-логопед

Первая  неделя октября и последняя неделя апреля

 

7

Научно-практическая конференция «Дети и патология  речи»

Март. Кафедра педагогического университета; областное мероприятие

Выступления специалистов города и области, обмен опытом, знакомство с новинками методической литературы

Участник

19 марта

 
             

Наименование  мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.)

Дата  и место проведения

Содержание

Роль  специалиста

Сведения  о выполнении

1

2

3

4

5

6

8

Посещение курсов повышения квалификации

Февраль. Кафедра педагогич.

университета. Областное  мероприятие

Лекционные  и практические занятия, проводимые специалистами

кафедры логопедии  и ведущими специалистами города и области

Слушатель

Первая  и вторая неделя февраля

           
 

9

Логопедическая  практика студентов кафедры логопедии  педагогического университета

ОУ

Проведение  практических занятий в рамках педагогической практики

 

Первая—третья неделя октября Вторая—четвертая неделя декабря

 

IV. Взаимосвязь со специалистами  ОУ

         
 

1

Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка

с 1 по 15 сентября, начало января, 15—30 июня ОУ

Совместное  проведение исследования: педагог-психолог исследует сенсорную сферу, познавательную сферу и мелкую моторику. Логопед исследует уровень сформированности речевых навыков и артикуляционную моторику. Учитель начальных классов исследует общеразвивающие навыки по программе ОУ

Учитель-логопед

Проведено в установленные сроки

2

Анализ  результатов обследования, составление  индивидуальных программ развития

Сентябрь  Январь

Май

ОУ

Взаимный  обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития

Учитель-логопед

Проведено в установленные сроки на заседании  ПМПк

 
             

Наименование  мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.)

Дата  и место проведения

Содержание

Роль  специалиста

Сведения  о выполнении

1

2

3

4

5

6

3

Направление детей (с согласия родителей) к психологу  МДОУ

В течение  года

Логопед направляет детей с целью уточнения заключения, для более полного обследования, с целью проведения профилактических или коррекционных мероприятий

Учитель-логопед

Направлены

на городскую

ПМПК

6 детей ОУ

4

Знакомство  с содержанием коррекционного обучения

Перед началом коррекционной работы (2 раза в год — перед каждым периодом коррекционного обучения). ОУ

Логопед знакомит психолога и учителей начальных классов с направлениями коррекционной работы на текущий год, с предполагаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требованиями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми методами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной коррекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с программами обучения по русскому языку на текущий год

Участник

единого

коррекционного

процесса

Проведено: сентябрь, январь

Информация о работе Документация и планирование